Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Конспект внеклассного мероприятия
Студент: Костромитина И.Е.
Группа: 41
Методист: Федотова Н.А.
Учитель: Барбашина М.А.
Класс: 2 «А»
Оценка: __________
Курган 2019
УМК: И. Г. Сухин «Шахматы – школе»
Тема: «Шахматы открывают вам двери»
Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с игрой шахматы
Задачи:
Обучающая: создать условия для ознакомления с шахматными фигурами и доской;
Развивающая: способствовать развитию умений рассуждать; развивать логическое мышление, воображение;
Воспитательная: создать условия для воспитания работы в группе.
Форма: познавательное занятие
Материально техническое обеспечение: мультимедиа, шахматные фигуры и доски, карточки для групп, шахматное поле.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные
Л1 – Освоение личностного смысла учения.
Регулятивные
Р1 – Определять цель учебной деятельности самостоятельно;
Р2 – Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе.
Коммуникативные
К1 – Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;
К2 – Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
К3 – Участвовать в работе группы.
Познавательные
П1 – Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты;
П2 – Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
П3 – Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Ход занятия
№ п/п |
Название этапов занятия |
Взаимодействие педагога и обучающихся |
Формы организации и методы воспитания |
Результаты взаимодействия |
1. |
Подготовительный |
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук, возьмемся за дела. - Наше сегодняшнее занятие необычное. А необычно оно тем, что тему вы назовёте сами, в конце занятия. Это чудо из чудес Нам известно с детства, Ждет ребят, как дар небес, Это королевство. Там и ныне, словно встарь, На высоком троне Восседает грозный царь В золотой короне. Там отважны и сильны Войны храбро бьются, Там и кони и слоны Доблестно дерутся. -Ребята, о каком королевстве говорилось в стихотворении. (О шахматном) - Кто же живёт в нем? (Шахматы - черные и белые). -Скажите, что вы знаете о шахматах? |
Фронтальная |
Л1
Р1 |
2. |
Основной |
Кто-то из вас знает ,как появилась эта игра ?Видео Послушайте и ответьте на этот вопрос. Давным-давно в Индии жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах. Была у него огромная армия, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Он приказал мудрецам изготовить для него игру, но ни один не мог ему угодить и тогда к нему пришел человек с деревянным сундучком, в котором были фигурки. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Интеллектуальная игра -Сегодня у нас с вами будет не занятие, а настоящая интеллектуальная игра. В данной игре примут участие 2 команды, команда «Белого королевства» и «Черного королевства» (деление на 2 команды - ребята достают из волшебного мешочка фигуру и соответственно цвету, определяются в команду) - Ребята, подходите к волшебному мешочку, который определит цвет вашего королевства и вашу роль в нем. (Когда ребята достают фигуры, второй ведущий читает загадку рифму, дети знакомятся с фигурами). Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый/черный ……(конь) Безопасные поля поищи для …(короля) Черным клеточкам верны чернопольные/белопольные…..(слоны) И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь) Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка) В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья) На доске есть у меня две лошадки, два….(коня) - Вот и готовы команды, но для соревнования нам не хватает, одного важного элемента! Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска) - мы с вами обязательно сыграем, но прежде нам необходимо этому обучится! - Итак, первое испытание, на знание фигур. Команда, которая справится вперед, поднимает руку. Работа с карточками: Для первой команды -Какие фигуры спрятались в словах? - коньки - заслонка - спешка - оладьи (конь, слон, пешка, ладьи) Для второй команды -Измените одну букву в слове, чтобы получилось название фигур. - бадья - печка - корь - слог (ладья, пешка, конь, слон) - Ребята, вы молодцы. Но вот в конверте у нас еще одно задание. Открывайте их скорее. Что вы там видите? (Мозайку). Верно. Вам нужно собрать какую-то фигуру. -Теперь вы убедили нас, что точно знаете фигуры. Физминутка Самая высокая фигура - король, Самый хитрый, конечно же, конь, Ферзя фигуры нет сильней, Ладья на страже каждый день, Помощником ей будет слон, И маленькие пешки Идут в игру без спешки. -У вас на столах лежат карточки с дорожками. Вы должны перенести картинки по этим дорожкам в пустые клетки, нарисовать их, и обвести карандашом шахматные фигуры. - Мы с вам познакомились с фигурами, а про что мы забыли? Доски бывают разные – гладильные, разделочные, строительные. Но на разве на них можно играть в шахматы? (Нет) - Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать. Шахматная доска состоит из 32 белых и 32 чёрных клеток. Сколько же всего? (64) -Что еще необычного заметили на доске? (По краям доски отмечены буквы и цифры). - Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6). Игра Почтальон -К нам приходил почтальон и передал вам письма. Нам нужно найти адрес фигур, он написан у вас на табличках.
|
Групповая
Фронтальная
|
П3
Р2
К3
К1
К3
Л1
П2
П3 |
3. |
Заключительный |
Ресурсный круг «Для меня шахматы это..» |
|
П2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.