Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или
последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Приливы на Земле вызывает в основном лунное притяжение: под действием Луны воды Мирового океана устремляются к участку, находящемуся прямо под нею и на противоположной стороне планеты. (2)Между двумя этими гребнями уровень воды опускается, и происходит отлив. (З)Обычные приливы и отливы, которые случаются два раза в сутки, называются суточными, но есть полусуточные и смешанные. (4)Самые сильные приливы возникают дважды в месяц, в периоды полнолуния и новолуния, когда Земля, Луна и Солнце находятся на одной линии и их силы взаимно дополняют друг друга. (5)Самые слабые приливные течения повторяются также два раза в месяц, когда Луна расположена под прямым углом к Солнцу и их притяжения начинают мешать друг другу.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)В предложении 1 слова автора стоят перед прямой речью.
2) Предложение 2 осложнено обособленным приложением.
3) Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
4) В сложном предложении 4 одно из простых осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
Ответ:______________________ .
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки
в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) дома (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»
Ответ:______________________ .
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________ .
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) ВЫЙДИТЕ (на пять минут) — в форме повелительного наклонения глагола 2-го лица единственного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.
3) НЕ ОКОНЧЕНА (игра) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
4) СУПЕРИГРА — после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.
5) ПЯТАЧОК — в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
Ответ:______________________ .
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
(1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.
– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
– (3)Дружба... это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить...
– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.
– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.
– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.
– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.
– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.
(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.
– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24) А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.
(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29) Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31) Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32) Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.
(По В.Н. Кузнецовой*)
* Кузнецова Вероника Николаевна – современная писательница, автор фантастических и детективных рассказов и повестей.
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению Светланы Леонидовны, друзья должны приходить на помощь даже в мелочах.
2) Марина пыталась объяснить, как она понимает дружбу, но так и не смогла.
3) Светлана Леонидовна решила обменять подаренный другом недостающий в собрании сочинений Диккенса том на другую книгу, потому что уже прочитала его.
4) Проданная книга через некоторое время вернулась в дом Светланы Леонидовны.
5) Светлана Леонидовна узнала книгу по пятнышку на последней странице.
Ответ:______________________ .
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
2) Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
5) Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.
Ответ:_____________________ .
8. Лексический анализ.
В предложениях 12–17 найдите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии». Выпишите это слово.
Ответ:______________________ .
Не забудьте
перенести все ответы на задания 2–8 в бланк
ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером
соответствующего задания.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке
ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед
написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2
или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно назвать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.