Эссе по физике
Опыт и перспективы
Твердов Виталий Филиппович, МБОУ Шаумяновская СОШ №10
Егорлыкского района Ростовской области
В школе я работаю уже 15 лет, и так случилось, что физику в ней преподаю тоже 15 лет! Сам я инженер, поэтому применение физики знаю полноценно.
В современных условиях на смену традиционной системе преподавания пришли новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей ученика, умению «добывать « знания самостоятельно, применять их на практике. Дети по своей природе любопытны, и в век компьютеризации их трудно чем-то удивить и увлечь. Я заметил такую особенность у моих воспитанников: им все хочется делать своими руками. У меня есть диски с виртуальными лабораторными работами, возможность выхода в глобальную сеть, но ученики смотрят на все это как на игрушку, а вот если они выполняют работу самостоятельно, собирают электрические цепи, находят массу и объем тел, взвешивают… в общем, творят, то у них это все как открытие, как чудо! А радость творчества при проведении самостоятельных исследований может явиться для ученика ни с чем несравнимым стимулом для дальнейших действий, пробудить в нем личность пытливую, любознательную, охваченную жаждой познания, умеющую при этом самостоятельноставить и разрешать новые сложные задачи, личность, проявляющую инициативу в ситуациях затруднения. Поэтому все актуальнее в современном образовательном процессе является использование в обучении приемов и методов , которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В условиях сельской малокомплектной школы иметь хороший кабинет физики, обеспеченный на 100% приборами и материалами – это большая роскошь, и часто в своей работе приходится использовать опыты, которые легко можно проделать без сложных лабораторных приборов. Иногда это делаю сознательно. В ход идет то, что находится под руками- стаканы, банки, расчески, карандаши, монетки, фольга, воздушные шарики, гвозди, нитки, простейший отвес и т.д. Ребят удивляет простота этих опытов и возможность выполнять их самостоятельно, даже дома.
В рабочей программе упоминается «Домашняя лаборатория «(СТАРАЮСЬ ИЗБЕГАТЬ НЕ ВСЕМ ПОНЯТНОГО СЛОВА виртуальная), ученики выполняют работу дома, объясняют их и получают оценки +1балл к обычной. Простота и доступность опытов поражае и даже шокирует детей! Они ведь привыкли слышать , что физика непонятна и даже страшна! А тут на тебе!.
Вместе с детьми я выясняю, что явления, на которые они опираются, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но ведь все сложное начинается с простого – ив природе, и в технике. Дети выясняют, что даже самая сложная машина состоит из простых деталей. Выполняя опыты, дети узнают новое о явлениях природы, задумываются о том, что происходит, интересуются причиной физических явлений, объясняют их, привлекая полученные знания не только на уроках физики, нои химии, математики…
В своей работе я практикую проведение недели физики, в ходе которой использую не только конкурсы, викторины, путешествия, но и работает лаборатория «Опыты вокруг нас». На мероприятие приглашаются другие классы, и приятно видеть широко открытые от удивления глаза участников и гостей. Думаю, что все это развивает интерес к предмету, несет в себе интригу и подталкивает к попыткам самостоятельно проделать опыты.
Каждый ученик уникален, у него свой мир, свои интересы, и задача учителя – ь каждого ученика, показать его сильные стороны, создать на уроке ситуацию успеха!
Есть такие учащиеся, которым трудно усвоить формулы, выражающие тот или иной закон физики, решать задачи. А вот проделать опыты, не обязательно сложные, рассказать о наблюдениях, - это им по силам. А если следовать логике личностно ориентированной педагогики, каждый ученик на уроке должен пережить ситуацию успеха, поверить в собственные силы, услышать в свой адрес похвалу и поддержку. Я считаю, что каждый ученик может сам для себя , с помощью учителя выбрать свой путь изучения физики, пусть он не будет глубоким и всеобъемлющим, но на уровне представлений о физических явлениях и законах он сформирует свое мировоззрение и представление о научной картине мира. Это придаст ему уверенность в своих силах, поможет во взрослой жизни не потеряться, проявить свои способности.
Новое время диктует новые условия: учитель должен быть всесторонне развитой, образованной личностью. В нашу жизнь все активнее входят информационные технологии, но они не заменят живое общение, не смогут выразить свое отношение к изученному материалу, к личности. Только учитель способен уважать ученика, видеть в нем личность, способную к преображению мира!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.