ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)
2018г.
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – рабочая программа) разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики (далее ГОС СПО ЛНР) и является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
11620 Газосварщик
19756 Электрогазосварщик
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
19906 Электросварщик ручной сварки
11618 Газорезчик
1.2 . Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина «Основы материаловедения» входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- механические испытания образцов материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Виды внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка рефератов, сообщений, составление опорных конспектов, расчетно-графические работы, составление отчетов, домашняя работа и т.п. |
16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
История развития металловедения. |
1 |
2 |
|
2 |
Понятие о металлах и сплавах: атомно-кристаллическое строение металлов; основные типы кристаллических решеток. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||
1 |
Сообщение на тему: «Роль отечественных ученых в области металловедения» |
1 |
||
Тема 1.1 Основные сведения о строении и свойствах металлов |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1 |
Кристаллизация металлов и сплавов. Методы определения макро- и микроструктуры металлов и сплавов. |
2 |
2 |
|
2 |
Общая классификация свойств металла. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Реферат на тему: «Механические свойства металлов и методы их определения» |
1 |
||
2 |
Реферат на тему: «Магнитные свойства металлов» |
1 |
||
Тема 1.2 Основные сведения о теории сплавов |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Основы теории сплавов: кривые охлаждения, критические точки. Железо и его сплавы. |
2 |
2 |
|
2 |
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||
1 |
Сообщение на тему: «Черные металлы» |
1 |
||
Тема 1.3 Чугун |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Общая схема получения чугунов: способы литья, основные марки чугунов. |
2 |
2 |
|
2 |
Применение чугунов в промышленности. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Заполнение таблицы «Свойства чугуна» |
2 |
||
Тема 1.4 Сталь |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|
1 |
Углеродистые стали, свойства и маркировка. |
2 |
2 |
|
2 |
Легированные стали, свойства и маркировка. |
2 |
||
3 |
Стали с особыми свойствами. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Составление конспекта по теме: «Стали с особыми свойствами». |
2 |
||
Тема 1.5 Термическая и химико-термическая обработка металлических материалов |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
1 |
Назначение процесса термической обработки. |
1 |
2 |
|
2 |
Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. |
2 |
||
3 |
Химико – термическая обработка стали и ее назначение. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Заполнение таблицы «Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск». |
2 |
||
Тема 1.6 Цветные металлы и их сплавы |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Медь и её сплавы. Алюминий и его сплавы. |
3 |
2 |
|
2 |
Магний, титан и их свойства. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Сообщение на тему: «Применение цветных металлов» |
2 |
||
Тема 1.7 Твердые сплавы и минералокерамические материалы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Свойства и классификация твердых сплавов: минералокерамические материалы; безвольфрамовые твердые сплавы; абразивные материалы. |
2
|
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Составление конспекта по теме: Применение сплавов». |
2 |
||
Тема 1.8 Неметаллические материалы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Пластические массы, структура полимеров. |
1 |
2 |
|
2 |
Основные свойства резиновых материалов и их применение. Применение охлаждающих и смазывающих материалов. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
||
1 |
Сообщение на тему: «Сырье для получения пластмасс и резиновых материалов». |
2 |
||
|
Зачет |
2 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории
Материаловедение.
Оборудование лаборатории:
- паспортизированные посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- образцы металлов (сплавы черных и цветных металлов);
- образцы неметаллических материалов;
- разрывная машина для испытаний на растяжение;
- оборудование для испытания металлических материалов на твердость;
- нагревательные устройства для термической обработки.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- электронные учебные материалы по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин A.M., Зуев В.М. Материаловедение: Учеб. пособие., стер. - М.:
Изд. центр «Академия», 2010. – 276 с.
2. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение. Учебник. – 4-е изд.,перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. – (СПО)
Дополнительные источники:
1. Стали и сплавы. Марочник: Справ. изд. – М.: «Интермет Инжиниринг». 2001. – 608 с.: ил.
2. Интернет – ресурсы
3. Электронные учебники
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ,
контрольных работ, самостоятельных работ, тестирования, выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: - пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; - выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знает: - наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена); - механические испытания образцов материалов.
|
Текущий контроль: Тестирование по темам. Устный опрос. Самостоятельная работа. Рубежный контроль: Оценка контрольной работы. Зачет. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. |
Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения поставленных задач. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. |
Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. |
Наблюдение и оценка достижений обучающихся на лабораторных работах, внеурочной деятельности. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.