Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
1/54 «Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм», причины. Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны. Крестьянская война в Германии» практическое занятие
Основные понятия: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «индульгенция»
Период европейской истории XVI столетие.
Персоналии: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Игнатий Лойол, Антуан де Бурбон, Генрих Наваррский, герцоги Гизы, Карл IX Валуа
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Объяснение и применение в историческом контексте понятий (см. выше)
Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн
Ход работы.
1. Прочитайте и озаглавьте текст. (5мин)________________________________________________
В позднем Средневековье католическая церковь играла важнейшую роль в жизни общества. Она получала свой особый налог — церковную десятину, 10% от всех доходов каждого европейца. Церковь стала крупнейшим земельным собственником, накопила громадные богатства. Дух стяжательства глубоко проник в сознание служителей церкви. Особенно ярко это выразилось в торговле индульгенциями, то есть документами, за деньги отпускавшими грехи. За большую сумму можно было купить прощение (на грядущем Страшном суде, конечно) самого тяжкого преступления. Несоответствие такого положения христианским заветам было очевидно, и авторитет церкви в народе оказался сильно подорван.
Назрел настоящий кризис религиозной культуры. В умах людей копилось недовольство церковью, желание что-то изменить. В конце концов это и привело к преобразованиям церкви, к реформам.
2. Раскройте понятие «Реформация», опираясь на текст № 1 § 34 стр. 211. (5мин) 6
С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование).
Это религиозное и общественное_____________________, направленное на ___________(изменение)
учения и организации ____________________церкви.
3. Какие идеи содержались в учениях Мартина Лютера и Жана Кальвина?
Ответ подчеркните в тексте. (7 мин)
Индивидуальные задания.
1. Что общего в идеях Мартина Лютера и Жана Кальвина, в чём отличия? Составьте свои критерии сравнения. Ответ оформите в виде таблицы.
2. Кальвин жестоко расправлялся с инаковерием, инакомыслием, вплоть до сожжения своих противников на костре. Объясните, почему демократическая церковь допускала такую негуманную санкцию?
Идеи |
|
1 вариант. Мартина Лютера |
2 вариант. Жана Кальвина |
В 1517 г. немецкий монах, профессор католического университета в Виттенберге Мартин Лютер предложил для публичного обсуждения 100 тезисов против индульгенций, бросивших вызов римско-католическому учению.
Вопреки учению католической церкви Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык. Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия. В ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) «Протестацию». |
Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет и тем более не может её изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции. |
7
4. Прочитайте текст «Крестьянская война в Германии». Составьте план. Впишите в первую колонку.
Сформулируйте свои вопросы. (15 мин)
План |
Крестьянская война в Германии. |
1 |
2 |
|
Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом радикальной реформации стал священник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешёл на более решительные позиции. Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворянские замки и монастыри нужно уничтожить.
Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.
В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа крестьянства называлась «12 с гатей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все люди должны объединиться для переустройства жизни на основе общей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе, объявляются вне общества. Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артиллерией и фактически безоружными крестьянскими отрядами.
Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен. |
5. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе? Ответ подчеркните в тексте. (7 мин)
Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо было провести свои реформы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развернула наступление против Реформации. Эта политика стала называться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.
Мощным орудием контрреформацией стал орден иезуитов. Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойолой. Члены ордена жили в миру.
Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».
Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», которые подлежали уничтожению, 8 а их авторы — наказанию.
Итоги урока:
Д/З
1. № 1 § 34.
2. Выписать в свою рабочую тетрадь и выучить значение понятий «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «индульгенция».
3. Раскрыть причины Реформации.
4. Составить и заполнить стр. 214-215, или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/08.php
Таблицу «Религиозные войны»
Страна, правитель, воюющие стороны |
Хронологические рамки религиозных войн, дата-событие |
Итоги религиозных войн |
Причины: гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации |
||
Священная римская империя, Карл V |
|
1555г – Аугсбургский религиозный мир |
Франция, Католики (во главе с герцогами Гизами) и кальвинисты (гугеноты) (во главе с Антуаном де Бурбоном, его сыном Генрихом Наваррским) |
Вторая половина XVI века |
|
|
18 августа 1572г – |
|
|
23 августа 1572 г– «Варфоломеевская ночь» |
|
|
1589 г - |
|
|
1593 г- |
|
|
1594г- |
|
Генрих IV Бурбон |
1598г- |
Нантский эдикт |
5. Приведите примеры современных католических и протестантских государств Европы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.