175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ
Оценка 4.9

175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ

Оценка 4.9
doc
02.05.2020
175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ
мусоргский.doc

 

175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ

ПОРТРЕТ

 

 

                                             «Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца...

                                                                мысли живые подайте, живую беседу с людьми ведите

                                                                какой бы  сюжет вы ни избрали для беседы...»

                                           Из письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову от 23 ноября 1875г.

В экспозиции Государственной Третьяковской галереи выставлен портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) – лучшее произведение этого жанра не только в музее, но и в мировой живописи. Портрет принадлежит кисти  выдающегося художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).

Из новых знакомств 1870-х годов наибольшее значение для Мусоргского имела встреча со скульптором Марком Антокольским, архитектором Виктором Гартманом  и художником Репиным. Все они высоко ценили талант друг друга.

Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. Они были очень близки по духу своего творчества. Художник восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души, изящество мысли и добродушие в поступках... А какое чутье Руси!».  Мусоргский высказывал свое восхищение «Бурлаками», говорил художнику, что и он стремится к тому же раскрытию в музыке образа народа. Но главное, что объединяет их творчество – жанр портрета: Репин выдающийся художник-портретист; в операх и камерно-вокальных сочинениях композитором представлена галерея великолепных, самобытных, характеристичных музыкальных портретов, поражающих  глубиной психологических характеристик. Достаточно вспомнить образы Варлаама, Пимена, Юродивого, Марфы, Досифея …

Среди «народных картинок», созданных в 1860-е годы, своей пронзительной правдивостью выделяется песня «Светик Савишна», сочиненная под впечатлением деревенского происшествия. В. В. Стасов вспоминал о рассказе самого композитора: «Он стоял раз у окна и поражен был тою суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабенкой, ему нравившейся... а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражен; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».

Мусоргский сам написал слова песни, родившиеся вместе с музыкой. Вся пьеса строится на повторении и развитии мотива-мольбы, который передает взволнованную речь юродивого, основан на интонации причитания и имеет характерный для народной поэзии и музыки пятидольный размер. Дополняет образ монотонный приплясывающий ритм сопровождения, рисующий неуклюжие движения персонажа. «Это Шекспир в музыке» так выразился о «Савишне» композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Дарование Мусоргского ярко проявилось в другой вокальной сценке, написанной на собственные слова, «Семинарист». В этой, по определению автора, «картинке с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно зубрит непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях все время возникает образ румяной Стеши поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом.
В монологе противопоставлены два музыкальных образа монотонный речитатив «зубрежки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше.

Дружба Мусоргского с художниками не могла не оставить след в его творчестве. Общеизвестна история создания его выдающейся фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Менее известно событие, вдохновившее композитора на  создание произведения «Забытый».
Баллада «Забытый» (слова А. А.Голенищева-Кутузова) одна из самых ярких «драматических песен» последнего периода творчества Мусоргского посвящена теме смерти. Она была создана под впечатлением одноименной картины художника В. Верещагина, изображавшей погибшего русского солдата, покинутого на пустынном поле битвы (Эта картина входила в так называемую «туркестанскую серию» художника, которая рассказывала о военных действиях России в Средней Азии (1860-е годы), о судьбах простых людей, о героизме русских солдат. Война в изображении художника была всеобщей трагедией. Во время выставки Верещагина обвинили в клевете на русскую армию; под влиянием этих нападок художник в порыве отчаяния уничтожил три картины, в числе которых был и «Забытый»). Вот как описывал В. В. Стасов произведение Верещагина: «...Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле. Вдали, за речкой, уходят «свои», может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир... Мне казалось, все сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!» Поэт и композитор расширили содержание картины, противопоставив образу убитого воина образ его молодой жены, кормящей сына и ждущей возвращения мужа. Первый раздел баллады, описывающий смерть солдата, звучит в мрачном ми-бемоль миноре и имеет черты траурного марша. Его мерная сдержанная поступь завораживает своей обреченностью.

Суровая вокальная партия, в которой сочетаются декламационность и песенная широта, пронизана решительным пунктирным ритмом. Постепенно поднимаясь вверх, она, достигнув кульминации, сразу же возвращается к исходной точке. Фортепианная партия, сначала дублирующая мелодию, затем обогащается острыми секундовыми созвучиями: В следующем эпизоде печальная и нежно-проникновенная музыка создает далекий мирный образ любви и ожидания. Вокальная мелодия становится светлой, задушевной и приобретает народно-песенный характер. В фортепианной партии, благодаря разрыву регистров, появляется двуплановость: верхние голоса сопровождения насыщаются плавными колыбельными интонациями и мягкими спокойными гармониями; но упорно повторяемая в басу квартовая попевка своим пунктирным. Короткое тихое заключение «А тот забыт один лежит» строится на «разорванном» начальном мотиве произведения, поражая трагичностью звучания. Фортепианная партия всегда подчинена общему художественному замыслу и многообразна по фактуре, тембровым и гармоническим краскам.

Новаторские идеи Мусоргского, его открытия в области музыкальной речи, глубокое постижение сложности человеческой природы и психики во многом опередили свою эпоху. Они получили дальнейшее развитие в творчестве русских и европейских композиторов XX века Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Дебюсси, Равеля, Пуленка и многих других. По словам В. В. Стасова, «Мусоргский был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным новым берегам».

В феврале 1881 года в газетах появилась заметка о болезни Мусоргского. Репин пишет Стасову: «Как жаль эту гениальную силу». В Николаевском военном госпитале, где лежал Мусоргский, Репин за четыре дня написал портрет композитора один из лучших портретов, когда-либо созданных русскими художниками.   На IX Передвижной выставке портрет был восторженно принят посетителями и критикой. Больше всех восхищался портретом В.В.Стасов. Он писал П.М.Третьякову, купившему этот портрет для своей галереи: «...поздравляю Вас с чудной высокой жемчужиной, которую Вы прибавили теперь к Вашей великолепной народной коллекции!! Портрет Мусоргского, кисти Репина, это одно из величайших созданий всего русского искусства... Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете».

 16 марта 1881 года Мусоргский скончался. На портрете Мусоргский изображен больным, с мешками под глазами, со спутанными волосами. Тяжко глядеть, чувствуется ему остаются считанные часы жизни. Но большой чистый лоб, светло-голубые глаза, словно видящие далеко вперед, глубокая мысль, освещающая все лицо Мусоргского, неукротимый творческий дух оттесняют на задний план жалость к человеку. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «...и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта». Победитель вот то слово, какое хочется сказать, глядя на портрет больного, умирающего Мусоргского. Это действительно жизнь побеждает смерть.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕТОПИСЬ НАШИХ ДНЕЙ

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА

 

Дулаева С.Д., студентка 2 курса

 

 

                                Два чувства дивно близки нам –

                                В  них  обретает  сердце  пищу –

                                Любовь  к  родному   пепелищу,

                                Любовь   к   отеческим   гробам.

                                На них основано от  века,

                                По   воле   Бога     самого,

                                Самостоянье    человека,

                                Залог      величия      его.

                                

 А.Пушкин

 

Нет с нами Александра Исаевича Солженицына. 11 декабря 2013 года ему исполнилось бы 95 лет. Выдающийся русский писатель родился на нашей кавказской земле, жил в наше время. Это ставит нас в особое положение его соотечественников-земляков и современников. Солжени­цын получил всемирную известность в 1962 году после публикации на страницах «Нового мира» повести «Один день Ивана Де­нисовича».

Родился Александр Исаевич в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедший на войну из студентов Московского университета), погиб от несчаст­ного случая на охоте. Вскоре мать посели­лась с сыном в Ростове-на-Дону. Закончив в 1941 году среднюю школу, Солженицын обучается на физико-математическом факультете Ростовского университета. Еще раньше, в 1939 году, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Окончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 году он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки. Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 года он вывел батарею из окружения. 9 февраля 1945 года Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. По окончании срока в марте 1953 года сослан в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области), где преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 году ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимир­ской обл. в сельской школе, а затем в Рязани до конца 1962 года, когда был напечатан «Один день Ивана Денисовича». После 1965 года Солжени­цына уже в СССР не печатали. В 1969 году  он был исключен из Союза писателей СССР, а  в 1970 году ему была при­суждена Нобелевская премия по литературе. В  1974  году после выхода на Западе первого тома «Архипелага ГУЛаг» писатель был насильственно выслан из СССР и лишен советского граж­данства. С 1976 года  проживал в штате Вермонт, США. Правительство новой России при­несло извинения Александру Исаевичу Солженицыну и возвратило гражданство.

Солженицын – единственный в русском двадцатом веке писатель, всю жизнь свою создававший идеологическую прозу. Александр Исаевич начал писать на исходе тридцатых годов. Воспитанный в условиях военного коммунизма, будучи человеком войны, у него не было иной альтернативы, кроме как быть полемистом – полемистом он и остался до конца, а оппонентами в этой полемике оказались политический  строй и целое государство. Главные его книги роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус», трехтомное художественное       исследование «Архипелаг ГУЛаг», историче­ская эпопея «Красное колесо», автобиографическая проза «Бо­дался теленок с дубом».

За писателем закрепились характеристики в том, что его художественное мастерство и темперамент проявились более всего в социально-политической публицистике, что дар его нацелен  на социальное разрушение, что Солженицын - писатель прошлого, тоталитарного двадцатого века. У его произведений мало предсказуемое будущее... Время расставило все по местам, дало подлинную оценку произведениям писателя. И бесспорно: Солженицын «говорит» на своем собственном языке, ни с чем не сравнимыми забытыми словарными оборотами – это есть подлинное художественное новаторство.

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция. Во время ссылки дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении Солженицын усмотрел проявление Божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Долгое время отечестственный читатель не имел доступа к книгам А.И.Солженицына, и это нанесло большой урон развитию нашего общества. И как хорошо, что сегодня мы имеем возможность знакомства с творчеством великого русского писателя.

Традиции возобновить нельзя, традиции – это живая нить, и если она рвется, то это конец, все, к чему мы вернемся потом, будет подражание традиции. Творчество Солженицына – часть нашего наследия, а «наследием» называют то, что получено нами от предков и будет оставлено нами потомкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

170-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

Зеленухина И.Н., студентка 3 курса

                              «...Ты светлая звезда таинственного мира,
                              Куда я возношусь из тесноты земной,
                              Где ждет меня тобой настроенная лира,
                           Где ждут меня мечты, согретые тобой..        

Пётр Вяземский

Творческий путь Римского-Корсакова – композитора, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля – был длительным и плодотворным. В его творчестве соединились вера в торжество добра и справедливости, мастерство, стремление к кра­соте и совершенству. Многообразны темы и сюжеты произведений компози­тора: это русская история и бытовая драма с психологиче­ски тонкими характерами, картины русской народной жизни и образы Востока, сказочность и старинные языческие обря­ды. Но есть в творчестве Римского-Корсакова тема, затрагивающая очень многие образы и формирующая его эстетику. Это «русская» античность.

Античность в русской культуре ассоциируется с академическими традициями, представляется очень разной, многоликой и проявляется в стремлении художника к свободной деятельности в искусстве. Интерес к античности попал на русскую почву из Византии и долгое время находился на периферии русского сознания. В XVIII веке проявлялся в парковой скульптуре, поэзии (от Ломоносова до Пушкина).

Римский-Корсаков не был причастен к античности напрямую. Тем не менее, именно он оказался создателем мира «русской» античности, которая сложилась в искусстве к началу ХХ столетия. Сюжеты произведений композитора обнаруживают основу эллинистических мифов. Это – образ боговдохновенного певца, носителя знаний о высших истинах, источник земной и небесной любви: Садко,  Левко в «Майской ночи», Лель в «Снегурочке», Лумир в «Младе», Моцарт в «Моцарте и Сальери»; антиорфей – Кащей Бессмертный со своими гуслями-самогудами. Это и античный «одиссеевский» архетип, связанный с идеями приключений и странствий. Остановимся подробнее на одном из  ярких персонажей Царевне-Лебедь.

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий – сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила. 

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III–II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) – древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в том числе Царевна-Лебедь.
         И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной.  Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном – их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон.

 Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель.  Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
 В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями. В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное – недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока. 

Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.
 

 Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Комментарий (разъяснение и оценка известного события)

 

Пиличевская А.И., студентка 3 курса

 

Многое свидетельствует о том, что человечество движется к общему упадку культуры, который влечет за собой и упадок музыки, поскольку она является важной составляющей нашей духовной жизни и как таковая может выражать только то, что является ее содержанием. Если ситуация настолько серьезная, то можем ли мы оставаться посторонними наблюдателями, дожидаясь време­ни, когда изменить что-либо будет уже поздно?

Большую роль тут сыграет музыкальное образование, причем «музыкантом» в данном контексте назовём любого, кто профессионально принимает участие в музыкальной жизни, даже слушателей.

Следует заметить, что во многих языках «поэзия» и «пение» называются одним и тем же словом. Когда речь объединяется с пением, это перестает быть  про­сто информацией. Слово, его сущность – благодаря музы­кальным звукам, мелодии, ритму, гармонии – может стать более интенсивным. Однако действие музыки не всегда ограничивалось усилением экспрессии речи; музыка со временем открыла собственную эстетику, собственные специ­фические средства выразительности. Так появилось искусство, которое обрело огромное влия­ние на человеческое тело и его дух.

Если сидеть на концерте и воодушевленно слушать, ощущается то на­растание напряженности, то ее спад: изменения, которые происходят в на­шем кровообращении, в нашем физическом теле. Касается это и чувств – начиная от настроений спокойных, уравновешенных или пере­полненных болью вплоть до порывов бушующей радости, неистовства или гнева. Влияние музыки таково, что вызывает у слушателя реакции не только чувственные и физические, но и в духовной сфере. В этом смысле музыка выполняет также нравственную функцию – на протяжении столетий значи­тельно влияет на душу человеческую, изменяя ее.

Конечно, музыка тесно связана со своей эпохой. На протяжении последнего тысячелетия музыка Запада постоян­но была важным элементом жизни. Когда же это единство исчезло, необходимым стало новое понима­ние музыки. Мы различаем музыку «на­родную», «развлекательную» и «серьезную». Внутри отдельных групп еще сохранились остатки былого единства, но единство музыки и жизни, утеряно.

В народной музыке еще можно заметить определенную общность с куль­турой народа, но она, становится лишь частью традиций. Вместе с тем, остатки былой функции находим в развлекательной музыке: здесь особенно заметно фи­зическое влияние на слушателей. В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода её пони­мания: единство поэзии и пения; единство слушателя и исполнителя; единство музы­ки и настоящего времени.

Обратимся к «серьезной» музыке, которую разделили на «современную» и «класси­ческую». Современная – которой «занимаются» серьезные и знаменитые музыканты – существует только для узкого круга заинтересованных лиц. Если музыка отдаляется от своей публики, то причина лишь в духовной ситуации нашего времени: если хотим изменить музыку, прежде всего, следует изменить настоящее. Это не кризис музыки, а отражение в ней кризиса нашего времени. Современную музыку не «вылечить» никакими усилиями «культурной политики» – например, поддержкой определенных, «нравя­щихся» нам направлений. Настоящий композитор пишет – хочет он того или нет – в соответствии с требованиями духовной ситуации своей эпохи.

Что же произошло? Так называемый «культурный человек», для которого настоящее пе­рестает быть живым, старается для своего времени спасти часть культурно­го, музыкального достояния последнего тысячелетия, выделяя из него один или два составных элемента, ценных для него, поскольку он, как ему кажется, способен их понять. Имен­но так ныне исполняется и воспринимается музыка: во всем музыкальном наследии последнего тысячелетия мы выделяем только эстетический аспект, из него черпаем наше наслаждение. Просто выбираем ту часть, которая «прекрасна» для нас, при этом, не принимая во внимание, что таким образом окончательно упрощаем музыку. Такой путь приведет к тому, что мы останемся лишь хранителями музея и сможем демонстрировать лишь то, что существовало когда-то; не думаю, что найдется много музыкантов, которых бы такая пер­спектива привлекала.

Какое место должна занимать музыка в нашу эпоху? Возможно ли ее преобразование? Удастся ли исправить ситуацию, чтобы наше слушание музыки, наша потребность в ней и наша музыкальная жизнь снова стали единым целым? В современной музыке это могло бы состояться при условии уравно­вешенности спроса и предложения, а в старинной – классической – путем поиска способа нового ее понимания.

Теперь – о роли музыкантов. Всегда существовало разделение на теоретиков и практиков. Теоретиком был тот, кто знал закономерности музыки, но сам не музицировал: не умел ни играть, ни сочинять, однако теоретически знал, из чего она состоит и как возникает. У современников теоретик пользо­вался уважением, а теория музыки трактовалась как самостоятельная наука, для которой реально звучащая музыка была просто безразлична. А практик не имел никакого понятия о теории, но, тем не менее, умел музицировать. Его понимание музыки было инстинктивным; даже если он ничего не знал о произведении, в любой момент был готов исполнить его. Сегодняшний композитор, бесспорно, музыкант. Владеет и теоретическими, и практическими знаниями; но ему недостает контакта с аудиторией, которым требуется его музыка. Сейчас почти отсутствует потреб­ность в новой музыке. Музыканта-исполнителя интересует техническое совершенство, признание или успех. Он не создает музыку, удовлетворяясь ее воспро­изведением.

Получается так, что сегодня наша музыкальная жизнь – в катастрофическом состоянии: везде есть оперные театры, симфонические оркестры, концертные залы, предложений для публики предостаточно. Однако играем там музыку, которую не пони­маем, ибо предназначалась она для людей совсем другой эпохи. В результате исполнитель представляет музыку в сугубо эстетических и эмоциональных категориях, оставляя без внимания все иное ее содержание.

Музыка прошлого как целостность осталась для нас иностран­ным языком – оттого, что история постоянно в движении, отдаленность музыки от настоящего увеличивается, но отдаляется она и от своего време­ни. Огромное количество произведений имеет универсальную и вневременную цен­ность, но информация, связанная с эпохой  может  стать понятной только тогда, когда получит хотя бы подобие объяс­нения. Если старинная музыка актуальна для современности, то мы должны знать, о чем она повествует.

Итак, прежде всего знания, а к ним прибавляется чистое ощущение и интуиция. Без таких исто­рических знаний музыка прошлого, или так называемая «серьезная» музы­ка, не может быть адекватно интерпретированной и воспринятой. Теперь, когда старинная музыка становится вновь актуальной, музыкальное образование должно быть абсолютно другим, опираться на другие принципы. Нельзя ограничивать обучение лишь тем, как достичь сно­ровки пальцев. Образование, направленное лишь на усовершенствование техники, готовит не музыкантов, а обычных акробатов. Сегодня исполняется музыка почти четырех столетий, следова­тельно, должны – в отличие от музыкантов прошлых эпох – учиться наи­более соответствующим способам исполнения для каждого типа музыки. Необходимо также более широкое понимание музыки  слушателем. Красота и чувство являются для него, как и для большинства музыкантов, едиными составляющими, к кото­рым сводится восприятие и понимание музыки. На чем основывается подго­товка слушателя? На музыкальном образовании и концертной жизни, в которой он принимает участие. Но даже тот, кто не получил никакого музыкального образования, – звуки, ежедневно «заливающие» слушателя по телевидению и радио, просвещают его музыкально, подсознательно прививая понятия о ценности и значении музыки – положительные или отрицательные.

Кажется, сле­дует снова начать учить музыкантов языку, а, скорее, многим язы­кам, присущим разнообразным музыкальным стилям, и одновременно вос­питывать слушателей так, чтобы они тоже понимали эти языки. В результате исчезнет разделение музыки на развлекатель­ную и «серьезную», а также ее несоответствие собственной эпохе. Культур­ная жизнь снова обретет свое единство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕТОПИСЬ НАШИХ ДНЕЙ

ПАМЯТИ В.И.САФОНОВА

 

Усанова Т.В., студентка 2 курса

 

В начале 2012 года отечественное музыкальное сообщество отметило 160-летие со дня рождения Василия Ильича Сафонова – одаренного пианиста и  дирижера,  талантливого педагога, крупнейшего музыкально-общественного деятеля конца XIX – начала XX века. Мировая известность Сафонова находила широкий резонанс в искусстве того времени. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь (1852-1918).

Сафонов наш земляк, летопись его жизни наполнена кавказскими сюжетами, а Кисловодск стал местом упокоения музыканта. Эти обстоятельства ставят нас – преподавателей и студентов музыкального колледжа им. В.И.Сафонова – в особое положение перед его памятью.

Сафонов – наш духовный ориентир, нравственный «камертон», помогающий молодым музыкантам сверять верность выбранного ими пути. Василий Ильич считал главной целью своей жизни популяризацию музыкального искусства. В течение жизни он принимал участие в организации множества концертов. Его активная деятельность, его энергия и талант привели к тому, что русская музыка стала вызывать всё больший интерес, завоёвывать лучшие концертные площадки России, Европы, Америки. Поэтому для нас – музыкантов ХХI века – становится важным продолжение дела В.И.Сафонова.

Каждый учебный год Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И.Сафонова в городе Минеральные Воды открывает новый концертный сезон. Поводом для выступления может быть посвящение в студенты, прощание с выпускниками, чествование юбиляров, профессиональный праздник, юбилейные даты, благотворительные концерты. Кроме того, студенты и преподаватели колледжа становятся участниками всех государственных, краевых, городских мероприятий.

Масштабы концертной деятельности колледжа по пропаганде классической музыки стали столь велики, что потребовался особый корректирующий, направляющий и организующий эту деятельность  орган – художественный совет. Появились устойчивые традиции по проведению фестивалей, конкурсов, олимпиад, семинаров, научных и теоретических конференций, мастер-классов. Много сил, профессионального интереса, мастерства и любви отдают этому делу Л.В.Гирченко – директор колледжа, Э.Л.Пикалова – председатель худсовета и все участники концертов.

Сафоновский колледж сформировал несколько творческих коллективов: симфонический оркестр, которым руководит дирижер – Заслуженная артистка республики Ингушетия В.З.Хабиева; оркестр народных инструментов (руководитель –А.Н.Тетерина), оркестр эстрадных инструментов (руководитель – А.Ф. Карабер), хор (руководитель –Г.В.Мамалиева)  и хор студентов вокалистов (руководитель – В.Л. Юсупова).  Помимо этого,   концертный фонд включает сольные программы студентов исполнителей - пианистов, струнников, духовиков, ударников, вокалистов.

Особой гордостью коллектива колледжа является учреждение и регулярное проведение фестивалей, собирающих сотни талантливых детей со всего Ставропольского края. Это – «Молодежная хоровая ассамблея», «Русская зима», «Эстрадный перекрёсток».  Так, музыкальный фестиваль «Русская зима» проходит в декабре каждого года. На юбилейном фестивале присутствовало 178 представителей из 26 музыкальных школ и школ искусств. География участников:   Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды, Кировский, Георгиевский, Андроповский, Советский, Предгорный, Минераловодский, Андроповский, Новоселицкий районы, г.Невинномысск. В соответствии с условиями проведения и программами фестиваля исполнялись пьесы российских композиторов XIX-XXI веков. Во всех начинаниях нас поддерживает министерство культуры Ставропольского края.

Осознавая высокую значимость юбилейного события – 160-летия со дня рождения В.И.Сафонова, коллектив преподавателей и студентов с 6 по 10 февраля 2012 года проводил Первый фестиваль им. В.И.Сафонова. Программа фестиваля включила: концерт выпускников колледжа – сафоновских стипендиатов, лауреатов международных и всероссийских конкурсов; концерт русской музыки в исполнении студентов специализаций «Фортепиано» и «Хоровое дирижирование»; научно-практическую конференцию «Корифеи русской пианистической школы. В.И.Сафонов – педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель»; торжественный концерт в музее «Крепость» г.Кисловодска. Кроме того, запланирован обмен концертными юбилейными программами: на сцене колледжа состоялся концерт учащихся ДМШ № 1 им. В.И.Сафонова г. Пятигорска, в то время как на сцене музыкальной школы прозвучал концерт студентов колледжа им. В.И.Сафонова.

Сафонов – наше наследие, наше прошлое, настоящее и будущее. Сегодня, обращаясь к прежним ценностям, мы стремимся выполнить задачу среднего звена – передать опыт пропаганды музыкального искусства следующему поколению. Поэтому присвоение нашему учебному заведению и первой музыкальной школе г. Пятигорска имени В. И. Сафонова вполне закономерно, а проведение февральского фестиваля  2012 года  можно считать  продолжением традиций выдающегося музыканта Василия Ильича Сафонова. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОЧУ ПРАВДЫ

200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.С.ДАРГОМЫЖСКОГО ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

Филатова Е.В., студентка 3 курса

 

 

Общеизвестно, что деятельность Александра Сергеевича Даргомыжского (1813-1869) приходится на переходный период в истории России, связанный с демократизацией художественно-культурной жизни, с нарастанием социально-критического, обличительного направления в творчестве русских писателей, художников, музыкантов. 

Стремление передать жизнь во всем ее разнообразии, инте­рес к личности «маленького» человека и к теме социально­го неравенства, точность и выразительность психологических характеристик, в которых особенно ярко раскрывается да­рование Даргомыжского как музыкального портретиста, – вот отличительные особенности его таланта. Предметом его внимания становятся низшие сословия представители солдатской среды, бедного  чиновничества. Свою  главную  задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков социальной действительности николаевской России и в этом он не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Н. Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перов, П.Федотов).

Обращает на себя внимание то, что литература, живопись, музыка этой поры часто решают сходные задачи, избирают близкие темы. Не те ли же чувства, что картины Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», вызывают камерно-вокальные произведения «Мельник», «Червяк», «Титулярный советник» Даргомыжского. Попробуем сравнить.

Первым законченным произведением художника Павла Андреевича Федотова (1815-1852), явилась картина «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый Крестик» (1846, ГТГ). В этом обыденном сюжете художнику удалось выразить характерные, типические явления николаевской России.

Неубранная теснота комнаты противопоставляется герою, стоящему в позе римского императора, с папильотками на голове. Здесь все гротескно: герой бос, рваный халат пародирует императорскую тогу, окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека. Укором выглядит рваный сапог, который протягивает прислуживающая девушка. Везде следы недавней пирушки и былого веселья. Небольшой, но живописный рассказ, Федотов превращает в обобщенную картину нравов чиновничьего сословия.

Комический случай приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. В «Свежем кавалере»... «Он свиреп и безжалостен, пишет о герое картины знаменитый русский критик В. В. Стасов, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».

В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. С беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей: старую деву, ее жениха и обрадованных родителей. Перед зрителем сцена «юности», разыгрываемая взрослыми людьми. Невеста уже не молода, жених – горбун, но художник гуманен к своим героям, он как бы высказывает мысль, что виноваты не люди, а общие законы жизни. Через дверной проем зрителю предстает закулисная сторона действа – родители невесты, истово радующиеся состоявшемуся событию.

В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова, художник виртуозно передает материальность предметов: блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров.

К работе над образами героев Федотов подходил с присущей ему внимательностью и наблюдательной точностью, правдиво показывая зрителю бытовые нравы общества в конкретике лиц. Художник остро чувствовал проявления несправедливости, лицемерности морали общества, в котором ему довелось жить. Глубина переживаний мастера нашла выход на его полотнах, где переплелись человеческие отношения, страсти, ежедневная суета. Через сатиру и обличение нравов Федотов сформулировал программу критического реализма.

Сила живописи Федотова не только в глубине проблем, в занимательности сюжета, но и в потрясающем мастерстве исполнения. Федотов любит реальный предметный мир, с восторгом выписывает каждую вещь. Но этим восторгом не заслоняется горечь происходящего: ложь брачной сделки, нелепость незадачливого «героя». Смех, который прорывается у Федотова – это «смех сквозь слезы». Федотов и сам задохнулся в мире николаевской России, окончив жизнь в «доме скорби» на роковом 37 году жизни.

Даргомыжский – прирожденный композитор-драматург. Как и Федотов он воспроизводит жизнь в движении, противоречиях, а характеры людей – в становлении и развитии. Своеобразную сторону психологизма у него составляет сфера комического: это тонкая ирония, гротеск, сарказм, и, значительно реже, добродушный юмор. Оттенки комизма служат композитору для обличения отрицательных сторон человека.

Особенно существенна в музыке Даргомыжского речевая интонация. Он широко разработал разные виды речитативов, ввел социально-типическую, комически-характерную, бытовую, лирико-психологическую интонацию.

Среди сатирических песен композитора особой популярностью пользуется «Титулярный советник» на стихи П.Вейнберга. Время создания  и стихотворения, и романса – 1859 год. Эта песня – сатирический рассказ от лица автора. Хотя в основе ее очень лаконичный текст, композитор образно рассказывает о неудачной любви скромного советника  к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный советник.

 Начнем с автора слов этой песни (романса). Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) поэт, переводчик, академик историк литературы, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, в 1850 году поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 году университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе. С 1858 года до конца жизни жил в Петербурге.

В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.

Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.

Титулярный советник этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», создается впечатление, что чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. На самом деле чин титулярного советника был не мал и приравнивался к армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, но на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее. Среди них и А.С. Пушкин, и сам П.И.Вейнберг.

В песне «Титулярный советник» Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных  куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц: лаконизм формы, выразительный контраст образов, тонкая фиксация подробностей «действия». В музыке  передан властный жест генеральской дочери, нетвердая пьяная походка  «героя», его заплетающаяся речь. Именно эта характерная черта стиля А.С. Даргомыжского делает его  произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что  яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал лучший исполнитель вокальных  произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.
          Итак, какие позиции сближают творчество художника П.А.Федотова и  композитора А.С.Даргомыжского?

Искусство Федотова завершает развитие живописи первой половины XIX столетия, и вместе с тем совершенно органически, благодаря своей социальной заостренности, открывает собой начало нового этапа – искусства критического реализма.

Историческое значение вокальных произведений Даргомыжского исключительно велико. Эти сочинения составляют важный этап в развитии русской музыкальной культуры в целом. Даргомыжский открывает новые пути в камерно-вокальной музыке, соответствующие эстетическим принципам своего времени. Они получают дальнейшее развитие в музыке последующих десятилетий. Интерес к социально-бытовому содержанию роднит его с Мусоргским, драматическая разработка образов, острота музыкальной экспрессии, динамика формы  предвосхитили стиль Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, Рахманинова.


ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО

ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.П.МУСОРГСКОГО

В. В. Стасов вспоминал о рассказе самого композитора: «Он стоял раз у окна и поражен был тою суетой, которая происходила у него перед глазами

В. В. Стасов вспоминал о рассказе самого композитора: «Он стоял раз у окна и поражен был тою суетой, которая происходила у него перед глазами

Баллада «Забытый» (слова А. А

Баллада «Забытый» (слова А. А

Вокальная мелодия становится светлой, задушевной и приобретает народно-песенный характер

Вокальная мелодия становится светлой, задушевной и приобретает народно-песенный характер

Мусоргский скончался. На портрете

Мусоргский скончался. На портрете

Дулаева С.Д., студентка 2 курса

Дулаева С.Д., студентка 2 курса

По окончании срока в марте 1953 года сослан в

По окончании срока в марте 1953 года сослан в

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 года ему была сделана операция

Зеленухина И.Н., студентка 3 курса «

Зеленухина И.Н., студентка 3 курса «

Остановимся подробнее на одном из ярких персонажей

Остановимся подробнее на одном из ярких персонажей

Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного

Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного

Как легко и ясно умирать.

Как легко и ясно умирать.

МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

МУЗЫКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Конечно, музыка тесно связана со своей эпохой

Конечно, музыка тесно связана со своей эпохой

Просто выбираем ту часть, которая «прекрасна» для нас, при этом, не принимая во внимание, что таким образом окончательно упрощаем музыку

Просто выбираем ту часть, которая «прекрасна» для нас, при этом, не принимая во внимание, что таким образом окончательно упрощаем музыку

Однако играем там музыку, которую не пони­маем, ибо предназначалась она для людей совсем другой эпохи

Однако играем там музыку, которую не пони­маем, ибо предназначалась она для людей совсем другой эпохи

Кажется, сле­дует снова начать учить музыкантов языку, а, скорее, многим язы­кам, присущим разнообразным музыкальным стилям, и одновременно вос­питывать слушателей так, чтобы они тоже понимали эти…

Кажется, сле­дует снова начать учить музыкантов языку, а, скорее, многим язы­кам, присущим разнообразным музыкальным стилям, и одновременно вос­питывать слушателей так, чтобы они тоже понимали эти…

ЛЕТОПИСЬ НАШИХ ДНЕЙ ПАМЯТИ В

ЛЕТОПИСЬ НАШИХ ДНЕЙ ПАМЯТИ В

Масштабы концертной деятельности колледжа по пропаганде классической музыки стали столь велики, что потребовался особый корректирующий, направляющий и организующий эту деятельность орган – художественный совет

Масштабы концертной деятельности колледжа по пропаганде классической музыки стали столь велики, что потребовался особый корректирующий, направляющий и организующий эту деятельность орган – художественный совет

Осознавая высокую значимость юбилейного события – 160-летия со дня рождения

Осознавая высокую значимость юбилейного события – 160-летия со дня рождения

ХОЧУ ПРАВДЫ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ

ХОЧУ ПРАВДЫ 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ

Неубранная теснота комнаты противопоставляется герою, стоящему в позе римского императора, с папильотками на голове

Неубранная теснота комнаты противопоставляется герою, стоящему в позе римского императора, с папильотками на голове

Глубина переживаний мастера нашла выход на его полотнах, где переплелись человеческие отношения, страсти, ежедневная суета

Глубина переживаний мастера нашла выход на его полотнах, где переплелись человеческие отношения, страсти, ежедневная суета

Начнем с автора слов этой песни (романса)

Начнем с автора слов этой песни (романса)

В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая пьяная походка «героя», его заплетающаяся речь

В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая пьяная походка «героя», его заплетающаяся речь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020