Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика предполагает как индивидуальную, так и групповую работу по самооценки личности.
Методика Лесенка САМООЦЕНКА.docx
Личностные УУД
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он
оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти
представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой
вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении
самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или
иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции
трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
вариант)
(групповой
Инструкция
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной
доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот
лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не
называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) –
хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и
шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую
ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще
раз.
вариант)
(индивидуальный
Инструкция
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости,
доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или
карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую
ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и
третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать
пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие.
На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом
повторите инструкцию еще раз. Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В
беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что
она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята,
и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой
выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией
(способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и
действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь
первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве
принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка
(«звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня
тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою
деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на
одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д.
Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как
правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок
может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю
добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо
проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо
буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация
успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены
межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка
ситуативно занижается самооценка. На момент опроса чтото могло произойти: ссора с
товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе
ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на
перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как
правило, через деньдругой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной
самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией
проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может
остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих
возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и
неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь
ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком
направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует
кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю
много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в
которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это
первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью
поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных
навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных
требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями
положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в
дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это
выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со
школьным педагогомпсихологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной
ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса
деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а
лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в
деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за
самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки
школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на
шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из
острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать
друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной
дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым
плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов.
К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в
обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных
отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной
самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя,
школьного педагогапсихолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки
в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с
низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально
положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и
своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но
поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
1 класс. Диагностика.
1 класс. Диагностика.
1 класс. Диагностика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.