1 класс. Диагностика.
Оценка 4.7

1 класс. Диагностика.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
07.12.2018
1 класс. Диагностика.
Методика предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика предполагает как индивидуальную, так и групповую работу по самооценки личности.
Методика Лесенка САМООЦЕНКА.docx
Личностные УУД «Лесенка» Методика   предназначена   для   выявления   системы   представлений   ребёнка   о   том,   как   он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.  «Лесенка»   имеет   два   варианта   использования:   групповой   и   индивидуальный.   Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.  Рисунок «лесенки» для изучения самооценки      вариант)  (групповой Инструкция У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка.   Если   на   ней   расположить   всех   ребят,   то   здесь   (показать   первую   ступеньку,   не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.      вариант)  (индивидуальный Инструкция При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности.   У   ребенка   должен   быть   бланк   с   нарисованной   лесенкой,   ручка   или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. Обработка результатов и интерпретация При анализе полученных данных исходите, из следующего:  Ступенька 1 – завышенная самооценка.  Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью   анализировать   свою   деятельность   и   соотносить   мнения,   переживания   и действия с мнениями и оценками окружающих).  Именно   поэтому   в   первом   классе   не   используется   балльная   (отметочная)   оценка.   Ведь первоклассник   (да   и   нередко   ребята   второго   класса)   в   подавляющем   своем   большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).  Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка  У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.  Ступенька 4 – заниженная самооценка  Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».  Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка  Младших   школьников   с   низкой   самооценкой   в   классе   около   8–10%.   Иногда   у   ребенка ситуативно   занижается   самооценка.   На   момент   опроса   что­то   могло   произойти:   ссора   с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик   расскажет   об   этом.   Например:   «Я   плохой,   потому   что   подрался   с   Сережей   на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило,   через   день­другой   Вы   получите   от   ребенка   другой   ответ   (с   положительной самооценкой).  Гораздо   серьезнее   являются   стойкие   мотивированные   ответы   ребят,   где   красной   линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться   у   ребенка   на   всю   его   жизнь,   вследствие   чего   он   не   только   не   раскроет   своих возможностей,   способностей,   задатков,   но   и   превратит   свою   жизнь   в   череду   проблем   и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».  Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении   оказывать   им   помощь:  «Я   поставлю   себя   на   нижнюю   ступеньку   (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых   следует   объяснить   индивидуальные   особенности   ребенка.   Например,   если   это первоклассник,   то   необходимо   рассказать,   напомнить   лишний   раз   родителям   о   том,   что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения,   что   у   каждого   ученика   свой   темп   усвоения   знаний,   формирования   учебных навыков.   Полезно   регулярно   напоминать   родителям   о   недопустимости   чрезмерных требований   к   неуспевающему   школьнику.   Крайне   важна   демонстрация   родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.  «Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике,   а   учительница   меня   ставит   в   угол».  Первое,   что   необходимо   сделать,   –   это выявить   причину   неуспешности   школьника   (его   учебы,   плохого   поведения)   и   вместе   со школьным педагогом­психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации.   Существенную   роль   может   сыграть   положительная   словесная   оценка   процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.  Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь   формируют   негативное   отношение   ребенка   к   школе.   Искать   положительное   в деятельности   ученика,   указывать   даже   на   незначительные   успехи,   хвалить   за самостоятельность, старание,  внимательность  – основные способы повышения  самооценки школьников.  «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит  себя на шестую ступеньку)».  Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.  Ступенька 7 – резко заниженная самооценка  Ребенок,   который   выбирает   самую   нижнюю   ступеньку,   находится   в   ситуации   школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.  Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении   и   общении   ребенка,   несформированность   положительных   межличностных отношений   с   учителями,   одноклассниками   –   наиболее   частые   причины   резко   заниженной самооценки.   Чтобы   скорректировать   ее,   необходима   совместная   деятельность   учителя, школьного педагога­психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).  Суть   педагогической   поддержки   педагога   и   его   психологической   помощи   школьникам   с низкими   показателями   уровня   самооценки   состоит   во   внимательном,   эмоционально­ положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.  Доверительное   общение,   постоянный   контакт   с   семьей,   вера   в   ученика,   знание   причин   и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

1 класс. Диагностика.

1 класс. Диагностика.

1 класс. Диагностика.

1 класс. Диагностика.

1 класс. Диагностика.

1 класс. Диагностика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018