1.Искусство резьбы по кости: общий обзор истории и современного состояния. Материалы и
способы обработки в косторезном искусстве. Художественная сущность и значение рисунка для
резьбы.
Резьба по кости была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии.
Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на 5-6 в. В глубокой древности коренные жители
Сибири и Крайнего Севера из моржовой, мамонтовой кости изготовляли различные изделия: ножи,
наконечники для гарпунов, амулеты.
У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена еще в 5 в. Письменные источники
свидетельстуют о высоком качестве косторезных изделий русских мастеров, «резьба русов». Постепенно резная
кость входит в быт всех северных народов.
Особенно успению стало развиваться искусство резьбы по кости в 17—18 вв. в селе Холмогоры Архангельской
области. Позднее оно было перенесено в село Ломоносовское близ Холмогор. В 19 в. сложился косторезный
промысел в Тобольске. Затем искусство художественной резьбы по кости стало развиваться в Хотькове
Московской области, а позднее — в ауле Кубачи Дагестанской АССР, Кисловодске, Сочи и других районах. В
последние годы появились новые предприятия по обработке кости в Краснодаре, Калинине, Спасске-Дальнем и
др.
Современное состояние резьбы по кости: В России в современном состоянии распространен главным образом
в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Немецкий автономный округ
(ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость),
а также Московская область (хотьковская резная кость).
Материалы: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная
кость).
Инструменты для обработки: бормашина и штихеля.
Способы обработки: объемная (выпиливание профиля будущей скульптуры, вырезка деталей изделия),
рельефная (на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон,
оставляя при этом выпуклый рельеф на ее поверхности), ажурная резьба (в местах фона сверлят отверстие,
удаляя особыми инструментами ненужную кость), гравировка(вначале на пластинке или клыке моржа делают
рисунок, затем гравировальной иглой-шикселем наносят линии различной глубины)
После обработки изделия из кости шлифуют, полируют.
По тематике различают художественные косторезные изделия с сюжетами, отображающими современную
действительность и исторические события; с тематикой труда; спортивной тематикой; с сюжетами сказочно-
былинного эпоса; басенной тематикой; орнаментальным изображением; с изображением растительного и
животного мира.
2.Первобытное искусство. Особенности живописи, мегалитические сооружения, скульптура.
Появление зачатков первобытного искусства относят к эпохе мустье (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад).
На отдельных предметах этого времени находят ритмические ямки и крестики — намёк на орнамент. О
появлении зачатков искусства свидетельствует также окраска предметов (как правило, охрой).Изготовление
орнамента связывается с т. н. «поведенческой современностью» — поведением, характерным для человека
современного типа. Первобытное искусство – примитивное творчество людей, живших в древнем мире до
изобретения письменности. Найдены везде,кроме Антарктиды.
Особенности живописи.Примитивные изображения людей и животных, отпечатки рук и другие рисунки
находили в пещерах, где жили люди каменного века. Изображались сцены охоты, люди в ряженых шкурах и
животные. В глубокой древности использовали камень, дерево, кость, позже огнеупорную глину и стал её
использовать для посуды и скульптуры.Первобытное живопись представляла собой двухмерное изображение, а
скульптура трёхмерная или объемная, но не могли передать объем на плоскости. Движение передается через
положение ног, положение тела, поворот головы. Краски наносились руками или кистями из трубчатых костей
и животной шерсти. Из трубчатых кистей выдували цветной порошок на стену.
Мегалитические сооружения. Мегалитические сооружения были созданы из огромных каменных глыб,
характерные в основном для финального неолита и энеолита (4-3 тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и
Африке).
Виды мегалитических сооружений: -менгиры(состоят из одного вертикального блока , до 20м);
-кромлех (объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг);
-дольмены (представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или
валуны); -крытая галерея (разновидность дольменов, соединенных между собой);
-трилит (каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху
горизонтально, камней);
-таула (конструкция из камня в виде русской буквы «Т»);
-каирн, «гурий» или «тур» (сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества
камней);
-каменные ряды (вертикально и параллельно установленные блоки из камня);
-сейд (каменный валун или глыба, установленный народом как правило, на возвышенности, для проведения
различных мистических церемоний).
Мегалиты имеют особенности объединяющие все типы.
1. Все они сложены из камней, блоков и плит гигантских размеров, вес которых может составлять от
нескольких десятков килограммов до сотен тонн. 2. Древние мегалитические сооружения возводились из
крепких и устойчивых к разрушению горных пород: известняков, андезитов, базальтов, диоритов и других. 3.
При строительстве не использовался цемент - ни в растворе для крепления, ни для изготовления блоков. 4. В
большинстве построек поверхность блоков, из которых они сложены, тщательно обработана, а сами глыбы
плотно подогнаны друг к другу. Точность такова, что между двумя мегалитическими блоками из вулканических
пород нельзя просунуть лезвие ножа. 5. Довольно часто сохранившиеся фрагменты мегалитических строений
более поздние цивилизации использовали в качестве фундамента для собственных построек, что хорошо видно
в зданиях на Храмовой горе в Иерусалиме.
Скульптура. Гёбекли-Тепе(до 12 000 лет, ориентировочно 4 тысячелетие до нашей эры. Диаметр
некоторых храмов достигает 30 м), Невалы-Чори, Стоунхендж в Солсбери
Великобритания(представляет собой вертикально установленные по кругу камни — кромлехи весом до
50 тонн).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.