1.Возникновение и развитие керамического искусства в России. Материалы для производства. Основные технологические приёмы. Классификация изделий и центры художественной керамики.

  • docx
  • 10.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новый документ (38).docx

1.Возникновение и развитие керамического искусства в России. Материалы для производства.

Основные технологические приёмы. Классификация изделий и центры художественной керамики.

Искусство русской художественной керамики одно из самых древних в мире — древнее ее только китайская

керамика. Самые старые полихромные изразцы  —  это 5 век — период крещения Руси, что сравнимо по

возрасту с арабской керамикой и мавританскими керамическими практиками. Русское искусство приняло в себя

азиатские элементы и обогатившись ими, развилось в совершенно уникальное явление в мировом искусстве.

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Больше всего находок

инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов,

Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны.

Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.При раскопках близ Софийского собора были

найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана

русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали

византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века.

Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.Поливная посуда была

найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого

цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17

веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и

Подмосковье.До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. памятники

глазированной керамики есть на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Псковская

керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Материалы для производства: пластичные (глинистые), непластичные (отощающие, плавни), глазури и

керамические краски.

Основные технологические приёмы: Приготовление керамического теста(глина замешивается с

водой,добавляется песок для лучшей сушки); Обжиг керамических изделий(2 обжига в камерной печи800-

900градусов. 3й обжиг в муфельной печи); глазурование.

Классификация изделий: фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия.

Классификация керамики производится по плотности(плотные с водопоглощением менее 5%  и пористые –

более 5%), прочности(марки)  и по назначению.

Центры художественной керамики.

Гжель(Московская область), Скопин(Рязанская область), Дымково(Кировская область), деревня

Филимоново(Тульская область) и др.

2.Описать изобразительный канон Древнего Египта в живописи и скульптуре. Памятники.

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами.

Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды,

из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали

храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса. Рельефы и росписи украшали усыпальницы

и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их

деяния. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую

деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния. Древние художники создавали сцены, в

которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой дополняли архитектурные

шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный,

синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.

Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо

нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей

обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу

египетские художники рисовали довольно схематично.

Памятники: Карнакский храм Луксор; Пирамиды в Гизе Гиза; Большой Сфинкс Гиза; Храм Хатшепсут

Луксор; Долина Царей Луксор; Луксорский храм Луксор; Пирамида Джосера; Храм Хатхор в Дендере; Храмы

Абидоса; Некрополь Дейр Эль-Медина; Древний Мемфис; Абу-Симбел; Долина золотых мумий; Гробницы

знати и др.

Возникновение и развитие искусства гжели как старейшего центра русского народного

керамического искусства. Керамическая игрушка. Технология росписи в гжели.

Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как

правило, используют белые и синие краски.Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы.

Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.Гжель – один из древних

традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития

гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине 14 века Гжель являлась

поставщиком гончарной посуды для царева двора. Гжель – народное ремесло, изготовление керамических

изделий, с дальнейшей росписью. Этот промысел характеризуется отличительным кобальтовым рисунком на

безупречно белом фоне. Деревня Гжель передала свое название ремеслу, которое и возникло в этой местности.

Документально поселок упомянут в 1320 году.

Столетиями простые жители деревни изготавливали керамические предметы для оптовой продажи. Во II

половине 18 века популярной стала майоликовая посуда. Через некоторое время с новыми расходными

материалами был разработан фаянс. Позже, изобрели популярный фарфор. Он стал основой народного

промысла гжели.

Период между концом 19 и началом 20 веков считается кризисным. Тогда искусство переживало разруху,

поскольку велась война и революция. Крестьяне не смогли с этим смириться, поэтому годами пытались

возродить гжель. Они постоянно работали и обучали новых специалистов. В 1972 году шесть творческих групп

«Гжель» решили объединиться. Предприятия начали разработку новых идей. Они изменили формы предметов,

и разнообразили живопись на них. Ассортимент стал более широким. Заводы начали изготавливать посуду,

вазы, игрушки и разные предметы интерьера, которые пользуются спросом за границей.

Гжель расписывается только вручную. Предметы украшают различными узорами и цветами. Кобальтовая

роспись в процессе нанесения на белый фон становится синего цвета.

Керамическая игрушка изображает: сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года,

пейзажей;орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и

шашечки;растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;животные – обычно это птицы.

Технология росписи в гжели. Создаются наброски ,эскизы, далее пробный образец с которого отливаются

гипсовые формы. По ним изготавливается разъемная форма для литья. После этого форма заполняется

шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина,

разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь

с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся. далее их обрабатывают: чистят,

устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так

называемому «утильному» (предварительному) обжигу при 900 градусов.

Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор розового цвета, чтоб заметить и устранить

мельчайшие трещины. После повторного обжига цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую

стойкость. нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который

делается на основе оксида кобальта.. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой

 

температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую

яркость.

2.Архитектура Древнего Египта. Особенности, примеры.

Основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным

образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в

основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в

окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Основное понимание

древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее

сохранившихся. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня

кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтёсывалась по

окончании постройки здания

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и

стала пригодной для строительства. Камни клались без раствора и не скреплялись раствором.

В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка

использовались деревянные скобы в форме ласточкиного хвоста для связи камней между собой (Мединет-

Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов ( Луксорский обелиск )].

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы покрывались иероглифическими и

иллюстрированными фресками и резными фигурками. Мотивы украшений египетских зданий символичны и

связаны с религиозными или историческими мотивами. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли

папируса, цветы лотоса Иероглифы использовались для описания исторических событий, войн, богов,

правление фараонов.

Отличительные особенности древнеегипетской архитектуры: внутренние дворы, сады,

открытые навесы-галереи,плоские крыши, использующиеся как террасы.

Особенности: огромные абсолютные размеры сооружений, статичность форм, стремление к их обобщению,

симметричность решений, монолитность объемов. Величина сооружений.

Примеры: Карнакский храм Луксор; Пирамиды в Гизе Гиза; Большой Сфинкс Гиза; Храм Хатшепсут Луксор;

Долина Царей Луксор; Луксорский храм Луксор; Пирамида Джосера; Храм Хатхор в Дендере; Храмы Абидоса;

Некрополь Дейр Эль-Медина; Древний Мемфис; Абу-Симбел; Долина золотых мумий; Гробницы знати и др.


 

Посмотрите также