1.Возникновение и развитие керамического искусства в России. Материалы для производства.
Основные технологические приёмы. Классификация изделий и центры художественной керамики.
Искусство русской художественной керамики одно из самых древних в мире — древнее ее только китайская
керамика. Самые старые полихромные изразцы — это 5 век — период крещения Руси, что сравнимо по
возрасту с арабской керамикой и мавританскими керамическими практиками. Русское искусство приняло в себя
азиатские элементы и обогатившись ими, развилось в совершенно уникальное явление в мировом искусстве.
Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Больше всего находок
инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов,
Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны.
Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.При раскопках близ Софийского собора были
найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана
русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали
византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века.
Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.Поливная посуда была
найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого
цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17
веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и
Подмосковье.До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. памятники
глазированной керамики есть на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Псковская
керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.
Материалы для производства: пластичные (глинистые), непластичные (отощающие, плавни), глазури и
керамические краски.
Основные технологические приёмы: Приготовление керамического теста(глина замешивается с
водой,добавляется песок для лучшей сушки); Обжиг керамических изделий(2 обжига в камерной печи800-
900градусов. 3й обжиг в муфельной печи); глазурование.
Классификация изделий: фарфоровые, тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия.
Классификация керамики производится по плотности(плотные с водопоглощением менее 5% и пористые –
более 5%), прочности(марки) и по назначению.
Центры художественной керамики.
Гжель(Московская область), Скопин(Рязанская область), Дымково(Кировская область), деревня
Филимоново(Тульская область) и др.
2.Описать изобразительный канон Древнего Египта в живописи и скульптуре. Памятники.
Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами.
Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды,
из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали
храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса. Рельефы и росписи украшали усыпальницы
и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их
деяния. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую
деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния. Древние художники создавали сцены, в
которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой дополняли архитектурные
шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.
В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный,
синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо
нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей
обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу
египетские художники рисовали довольно схематично.
Памятники: Карнакский храм Луксор; Пирамиды в Гизе Гиза; Большой Сфинкс Гиза; Храм Хатшепсут
Луксор; Долина Царей Луксор; Луксорский храм Луксор; Пирамида Джосера; Храм Хатхор в Дендере; Храмы
Абидоса; Некрополь Дейр Эль-Медина; Древний Мемфис; Абу-Симбел; Долина золотых мумий; Гробницы
знати и др.
Возникновение и развитие искусства гжели как старейшего центра русского народного
керамического искусства. Керамическая игрушка. Технология росписи в гжели.
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как
правило, используют белые и синие краски.Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы.
Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.Гжель – один из древних
традиционных народных керамических центров России, где издавна сложились условия для развития
гончарного, майоликового и фарфорового ремесла. Уже в первой половине 14 века Гжель являлась
поставщиком гончарной посуды для царева двора. Гжель – народное ремесло, изготовление керамических
изделий, с дальнейшей росписью. Этот промысел характеризуется отличительным кобальтовым рисунком на
безупречно белом фоне. Деревня Гжель передала свое название ремеслу, которое и возникло в этой местности.
Документально поселок упомянут в 1320 году.
Столетиями простые жители деревни изготавливали керамические предметы для оптовой продажи. Во II
половине 18 века популярной стала майоликовая посуда. Через некоторое время с новыми расходными
материалами был разработан фаянс. Позже, изобрели популярный фарфор. Он стал основой народного
промысла гжели.
Период между концом 19 и началом 20 веков считается кризисным. Тогда искусство переживало разруху,
поскольку велась война и революция. Крестьяне не смогли с этим смириться, поэтому годами пытались
возродить гжель. Они постоянно работали и обучали новых специалистов. В 1972 году шесть творческих групп
«Гжель» решили объединиться. Предприятия начали разработку новых идей. Они изменили формы предметов,
и разнообразили живопись на них. Ассортимент стал более широким. Заводы начали изготавливать посуду,
вазы, игрушки и разные предметы интерьера, которые пользуются спросом за границей.
Гжель расписывается только вручную. Предметы украшают различными узорами и цветами. Кобальтовая
роспись в процессе нанесения на белый фон становится синего цвета.
Керамическая игрушка изображает: сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года,
пейзажей;орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и
шашечки;растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;животные – обычно это птицы.
Технология росписи в гжели. Создаются наброски ,эскизы, далее пробный образец с которого отливаются
гипсовые формы. По ним изготавливается разъемная форма для литья. После этого форма заполняется
шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина,
разбавленную водой до консистенции густых сливок. Шликер заливается в форму и затвердевает, соприкасаясь
с ее стенками. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся. далее их обрабатывают: чистят,
устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы. Затем заготовки подвергают так
называемому «утильному» (предварительному) обжигу при 900 градусов.
Обработанные изделия погружают в фуксиновый раствор розового цвета, чтоб заметить и устранить
мельчайшие трещины. После повторного обжига цвет исчезает, а заготовка приобретает технологическую
стойкость. нанесение рисунка. Художник работает с невзрачным на вид серо-черным составом, который
делается на основе оксида кобальта.. Расписанный предмет глазуруют, а под воздействием высокой
температуры глазурь на основе стеклянных фракций приобретает прозрачность, а само изделие – особую
яркость.
2.Архитектура Древнего Египта. Особенности, примеры.
Основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным
образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в
основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в
окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Основное понимание
древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее
сохранившихся. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня
кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтёсывалась по
окончании постройки здания
Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и
стала пригодной для строительства. Камни клались без раствора и не скреплялись раствором.
В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка
использовались деревянные скобы в форме ласточкиного хвоста для связи камней между собой (Мединет-
Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов ( Луксорский обелиск )].
Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы покрывались иероглифическими и
иллюстрированными фресками и резными фигурками. Мотивы украшений египетских зданий символичны и
связаны с религиозными или историческими мотивами. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли
папируса, цветы лотоса Иероглифы использовались для описания исторических событий, войн, богов,
правление фараонов.
Отличительные особенности древнеегипетской архитектуры: внутренние дворы, сады,
открытые навесы-галереи,плоские крыши, использующиеся как террасы.
Особенности: огромные абсолютные размеры сооружений, статичность форм, стремление к их обобщению,
симметричность решений, монолитность объемов. Величина сооружений.
Примеры: Карнакский храм Луксор; Пирамиды в Гизе Гиза; Большой Сфинкс Гиза; Храм Хатшепсут Луксор;
Долина Царей Луксор; Луксорский храм Луксор; Пирамида Джосера; Храм Хатхор в Дендере; Храмы Абидоса;
Некрополь Дейр Эль-Медина; Древний Мемфис; Абу-Симбел; Долина золотых мумий; Гробницы знати и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.