Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат
премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И
К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
АНАЛИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ – СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИСУЩИХ ЕМУ ЗАКОНОМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Этапы интенсивных поисков совершенствования процесса обучения, в результате всё новых теоретических и практических решений, дискуссий, критики, устоявшихся положений и рождения новых идей позволяют обнаружить свойственные процессу развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии закономерные связи и зависимости, выявляют инновационные процессы, ведущие к изменениям в характере деятельности, мышления, его стиле.
В центре внимания оказалась перестройка урока, однако, так как развивающий проблемно-модульный урок рассматривается нами в качестве единицы процесса обучения, эти поиски подчинены перестройке и совершенствованию процесса обучения в целом. Анализ интенсивных поисков совершенствования процесса развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии позволил выявить:
· что процесс развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология представляет собой целостную систему;
· особенности и пути совершенствования педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения как целостной системно-деятельностной системы;
· факторы, определяющие становление и развитие педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения как целостной системы и её особенности.
Системно-деятельностный анализ процесса развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии и его основной организационно-деятельностной формы – урока ознаменовал новый этап в развитии дидактики. Возникла возможность от этапа, когда отдельные стороны рассматривались отдельно, перейти к этапу обнаружения присущих процессу обучения закономерных связей и зависимостей, рассматривать его в качестве целостной системы.
В результате изучение проблем дидактики свидетельствует о новом методологическом подходе, при котором основополагающим становится исследование целостности – взаимосвязи – развития. Предпринятый анализ осуществляется в рамках поиска ответа на вопрос: чем обусловлены коренные изменения в раскрытии проблем дидактики и способах их анализа? Однако, так как системно-деятельностный подход сопряжён с новым характером мышления, его применение порождает определённые трудности. Оказалось, непросто общие философские положения о системно-деятельностном подходе реализовывать применительно к конкретному учебно-познавательному материалу. Такой анализ становится реальным и действенным, если общие философские положения не накладываются извне, а становятся отражением самой сущности педагогического явления.
Изложение представленного научно-исследовательского и теоретико-практического учебно-познавательного материала преследует также решение следующих целей:
§ приобщение к способу анализа исследования теоретико-практических публикаций и инновационного педагогического опыта;
§ осознание богатства. Которое заключено в теоретико-практическом опыте работы учителей и актуальности многих решений для современной школы;
§ введение в решение научно-исследовательских проблем, которые будут рассматриваться в дальнейшем.
Таким образом, развивающее проблемно-модульное обучение как педагогическая технология – это такая организация учебно-познавательного и воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, способами действий, способами деятельности и развитие мыслительных возможностей, способностей.
Список литературы
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.
2. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.
3. Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.
4. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
5. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: Учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
6. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: Краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
7. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
8. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
9. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: Учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
10. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
11. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: Практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
12. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
13. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
14. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: Учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
15. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
16. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
17.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные
основы экспериментальных исследований. – М., 1990. – 48 с.
18. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. – 1981. - № 28. – С. 12 – 14.
19. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.
20.
Юцявичене П.А. Теория и практика
модульного обучения. – Каунас:
«Швиеса», 1989. – 271 с.
21. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.
22.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.