2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА И К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ АНАЛИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ – СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИСУЩИХ ЕМУ ЗАКОНОМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 02.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02.07.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ

 

АНАЛИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ – СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИСУЩИХ ЕМУ ЗАКОНОМЕРНЫХ СВЯЗЕЙ И ЗАВИСИМОСТЕЙ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

     Этапы интенсивных поисков совершенствования процесса обучения, в результате всё новых теоретических и практических решений, дискуссий, критики, устоявшихся положений и рождения новых идей позволяют обнаружить свойственные процессу развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии закономерные связи и зависимости, выявляют инновационные процессы, ведущие к изменениям в характере деятельности, мышления, его стиле.

     В центре внимания оказалась перестройка урока, однако, так как развивающий проблемно-модульный урок рассматривается нами в качестве единицы процесса обучения, эти поиски подчинены перестройке и совершенствованию процесса обучения в целом. Анализ интенсивных поисков совершенствования процесса развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии позволил выявить:

·                   что процесс развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология представляет собой целостную систему;

·                   особенности и пути совершенствования педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения как целостной системно-деятельностной системы;

·                   факторы, определяющие становление и развитие педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения как целостной системы и её особенности.

     Системно-деятельностный анализ процесса развивающего проблемно-модульного обучения как педагогической технологии и его основной организационно-деятельностной формы – урока ознаменовал новый этап в развитии дидактики. Возникла возможность от этапа, когда отдельные стороны рассматривались отдельно, перейти к этапу обнаружения присущих процессу обучения закономерных связей и зависимостей, рассматривать его в качестве целостной системы.

     В результате изучение проблем дидактики свидетельствует о новом методологическом подходе, при котором основополагающим становится исследование целостности – взаимосвязи – развития. Предпринятый анализ осуществляется в рамках поиска ответа на вопрос: чем обусловлены коренные изменения в раскрытии проблем дидактики и способах их анализа? Однако, так как системно-деятельностный подход сопряжён с новым характером мышления, его применение порождает определённые трудности. Оказалось, непросто общие философские положения о системно-деятельностном подходе реализовывать применительно к конкретному учебно-познавательному материалу. Такой анализ становится реальным и действенным, если общие философские положения не накладываются извне, а становятся отражением самой сущности педагогического явления.

     Изложение представленного научно-исследовательского и теоретико-практического учебно-познавательного материала преследует также решение следующих целей:

§     приобщение к способу анализа исследования теоретико-практических публикаций и инновационного педагогического опыта;

§     осознание богатства. Которое заключено в теоретико-практическом опыте работы учителей и актуальности многих решений для современной школы;

§     введение в решение научно-исследовательских проблем, которые будут рассматриваться в дальнейшем.

     Таким образом, развивающее проблемно-модульное обучение как педагогическая технология – это такая организация учебно-познавательного и воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, способами действий, способами деятельности и развитие мыслительных возможностей, способностей.

Список литературы

1.                 Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

2.                 Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

3.                 Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

4.                 Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

5.                 Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: Учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

6.                 Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: Краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

7.                 Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

8.                 Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

9.                 Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: Учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

10.            Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: Учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

11.            Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: Практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

12.            Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

13.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

14.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: Учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

15.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

16.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

17.            Шаталов    В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

18.            Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

19.            Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

20.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

21.            Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.


 

22.