30 нескучных вопросов, которые можно задать ребёнку вместо «Как прошёл день?»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий родительского собрания _Поощрение и наказание в семье.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОББРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ЧИКШИНО» СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА , УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫК АИ ЛИТЕРАТУРЫ Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»                                                                  Наказание – это причинение вреда                                                                   причиняющему  вред.                                                                  Похвала – педагогический домкрат. В. Кротов. Цели собрания: 1. 2. 3. 4. семье. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье. Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье. Убедить родителей во вреде насилия над детьми. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в  Форма проведения:  обмен мнениями. Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся. Организация родительского собрания: Подготовка приглашений для родителей; Подготовка педагогических ситуаций по проблеме; Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;     Мини­сочинения учащихся по теме собрания: «Когда я буду взрослым ………»  Подготовка памяток для родителей. Ход собрания I. Вступительное слово учителя. Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих  детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время  напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда  и заходите в тупик. Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становиться  нервным, агрессивным и неуравновешенным из­за того, что родители неумело и  порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и  наказания. А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной  проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит. Чтение и обсуждение откровений детей по теме собрания.   II. (  Приложение 1 )(Приложение 2. ) III. ( Приложение 3) Чтение и обсуждение анкет родителей по теме.  Все мы испытываем потребность похвалить за что­то своего ребёнка,  поцеловать, приласкать его, сделать подарок. 1Давайте послушаем как некоторые из вас «поощряют своих детей» и оценим, правильно ли они поступают. (Чтение и обсуждение анкет родителей) Как же наказывают своих детей родители нашего класса?  (Приводятся  данные анкет) IV. Сообщение классного руководителя. Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно  стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения  физических наказаний или словесных оскорблений. Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок,  которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его  последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его  непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее  унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться,  должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с  содержанием поступка. Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и  нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком  усилие. V. Выступление школьного психолога. Физическое наказание – явление, распространённое во многих семьях. При  этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять  им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и  считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой  «внушительного» наказания. Они считают, что таким образом можно учить детей  морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость,  большинство родителей, прибегающим к телесным наказаниям, чувствуют за  собой вину и испытывают раскаяние. Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её  лежат общие законы детской психики:  Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному  наказанию из­за своего неверного поведения. Для него гораздо  естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.  Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему  добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в  добрые намерения родителей.  У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в  течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства  боли и обиды и во взрослом состоянии. Мы можем  Привить детям самостоятельность и чувство  ответственности.  Воспитывать в детях послушание и самообладание. 1 Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя  систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя  за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. VI. Коллективное обсуждение родителями педагогических  ситуаций по проблеме. ( Приложение 4) VII. Индивидуальная работа родителей. 1. Классный руководитель предлагает родителям выполнить  задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова,  которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми  ругаете. ­ Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов  оказалось больше, и сделайте для себя выводы. 2. Мини­анкета «Общение детей и родителей в лицах» ­ С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок? ­ С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? ­ Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во  время    общения с вами? VIII.  Решение родительского собрания. Уважаемые папы и мамы! Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и  расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый  дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы  безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Благодарю вас, психолога за участие в родительском собрании и предлагаю  считать пунктами решения собрания, следующие советы родителям.  ( Приложение 5) Сочинение по теме  «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей» «Если бы я был волшебником, то я сделал бы всех детей счастливыми. Чтобы Приложение 1 у каждого были красивые игрушки, компьютеры, интересные книги. Чтобы дети  могли бесплатно ходить в кино. Чтобы было побольше  спортивных и детских  площадок во дворах, где ребята могли играть все вместе в игры и не совершали  плохие поступки. И тогда все мамы и папы будут очень добрые ,и не будут  наказывать своих детей» «Я бы запретила не выпускать детей на улицу. Нельзя запрещать играть в  компьютер. Нужно запретить бить детей ремнём. Это не самое лучшее наказание  для ребёнка» «Если бы я была волшебницей, я бы сама наказала родителей. Наколдовала,  чтобы родители не наказывали детей. И чтобы они не наказывали их аресто.» 1«Я хочу стать волшебницей. Я сделаю так. Чтобы родители не наказывали  своих детей. Ведь многие вещи можно объяснить словами. Родители должны быть примером для своих детей» «Я установил бы закон, который запрещал наказывать детей» Приложение 2 Анкета для учащихся Если я получаю хорошую отметку, то………………… Если я получаю плохую отметку, то………………….. Мои родители говорят, что я не могу учиться………… Мои родители говорят, что я не могу учиться ………… Если я получаю «5», то родители мне……….. Если я что­то не понимаю в домашнем задании, то  родители………. Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то  они……….  Родители хотят, чтобы я был ……………                 Анкета для родителей Приложение 3 Можно ли воспитывать ребёнка без наказания? Что может послужить поводом в вашей семье для наказания? Как реагирует ваш ребёнок на наказание? Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение  Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как  Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете  вашего ребёнка? наказали его? наказанием? Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания  своего ребёнка или делаете в одиночку? Как долго помнит ребёнок наказание? Какие меры наказания в вашей семье исключены? Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к  Приложение 4 1. окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили  книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив  подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что­нибудь другое  купите! Вот Лене родители купила велосипед!» 2. Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а  он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а  он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка. 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол.  Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол,  сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду» 14. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3  класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять  агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал  предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик  ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены.  Последовало наказание за провинность. 5. В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за  неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети  получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей  не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче.  Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом. Как поощрять ребёнка в семье. ­ Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он  Приложение 5 моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками. ­ Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если  мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно  обнимет и пожмёт руку. ­ Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего  ребёнка, его поведением. ­ Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»  ­ это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность  мышления. ­ Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их. ­ Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день  рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д. ­ Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания,  проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. ­ Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки  материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые  впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка. ­ Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте  эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно. ­ Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он  ими распорядился и обсудить это с ним. ­ Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их  расходование без анализа самим ребёнком и вами. ­ Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей. 1