МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОББРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ЧИКШИНО»
СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА ,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫК АИ ЛИТЕРАТУРЫ
Сценарий родительского собрания «Поощрение и наказание в семье»
Наказание – это причинение вреда
причиняющему вред.
Похвала – педагогический домкрат.
В. Кротов.
Цели собрания:
1.
2.
3.
4.
семье.
Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.
Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в
Форма проведения: обмен мнениями.
Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.
Организация родительского собрания:
Подготовка приглашений для родителей;
Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;
Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания;
Минисочинения учащихся по теме собрания: «Когда я буду взрослым ………»
Подготовка памяток для родителей.
Ход собрания
I.
Вступительное слово учителя.
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих
детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время
напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда
и заходите в тупик.
Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становиться
нервным, агрессивным и неуравновешенным изза того, что родители неумело и
порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и
наказания.
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной
проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.
Чтение и обсуждение откровений детей по теме собрания.
II.
( Приложение 1 )(Приложение 2. )
III.
( Приложение 3)
Чтение и обсуждение анкет родителей по теме.
Все мы испытываем потребность похвалить за чтото своего ребёнка,
поцеловать, приласкать его, сделать подарок.
1Давайте послушаем как некоторые из вас «поощряют своих детей» и оценим,
правильно ли они поступают. (Чтение и обсуждение анкет родителей)
Как же наказывают своих детей родители нашего класса? (Приводятся
данные анкет)
IV.
Сообщение классного руководителя.
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно
стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения
физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок,
которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его
последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его
непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее
унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться,
должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически
вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с
содержанием поступка.
Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и
нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком
усилие.
V.
Выступление школьного психолога.
Физическое наказание – явление, распространённое во многих семьях. При
этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять
им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка, и
считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой
«внушительного» наказания. Они считают, что таким образом можно учить детей
морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость,
большинство родителей, прибегающим к телесным наказаниям, чувствуют за
собой вину и испытывают раскаяние.
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе её
лежат общие законы детской психики:
Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному
наказанию изза своего неверного поведения. Для него гораздо
естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или
нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему
добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в
добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в
течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства
боли и обиды и во взрослом состоянии.
Мы можем
Привить детям самостоятельность и чувство
ответственности.
Воспитывать в детях послушание и самообладание.
1
Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя
систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя
за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из
поступков детей.
VI.
Коллективное обсуждение родителями педагогических
ситуаций по проблеме. ( Приложение 4)
VII. Индивидуальная работа родителей.
1. Классный руководитель предлагает родителям выполнить
задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова,
которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой – которыми
ругаете.
Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов
оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Минианкета «Общение детей и родителей в лицах»
С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во
время общения с вами?
VIII. Решение родительского собрания.
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и
расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый
дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы
безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Благодарю вас, психолога за участие в родительском собрании и предлагаю
считать пунктами решения собрания, следующие советы родителям.
( Приложение 5)
Сочинение по теме
«Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей»
«Если бы я был волшебником, то я сделал бы всех детей счастливыми. Чтобы
Приложение 1
у каждого были красивые игрушки, компьютеры, интересные книги. Чтобы дети
могли бесплатно ходить в кино. Чтобы было побольше спортивных и детских
площадок во дворах, где ребята могли играть все вместе в игры и не совершали
плохие поступки. И тогда все мамы и папы будут очень добрые ,и не будут
наказывать своих детей»
«Я бы запретила не выпускать детей на улицу. Нельзя запрещать играть в
компьютер. Нужно запретить бить детей ремнём. Это не самое лучшее наказание
для ребёнка»
«Если бы я была волшебницей, я бы сама наказала родителей. Наколдовала,
чтобы родители не наказывали детей. И чтобы они не наказывали их аресто.»
1«Я хочу стать волшебницей. Я сделаю так. Чтобы родители не наказывали
своих детей. Ведь многие вещи можно объяснить словами. Родители должны быть
примером для своих детей»
«Я установил бы закон, который запрещал наказывать детей»
Приложение 2
Анкета для учащихся
Если я получаю хорошую отметку, то…………………
Если я получаю плохую отметку, то…………………..
Мои родители говорят, что я не могу учиться…………
Мои родители говорят, что я не могу учиться …………
Если я получаю «5», то родители мне………..
Если я чтото не понимаю в домашнем задании, то
родители……….
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то
они……….
Родители хотят, чтобы я был ……………
Анкета для родителей
Приложение 3
Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?
Что может послужить поводом в вашей семье для наказания?
Как реагирует ваш ребёнок на наказание?
Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение
Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как
Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете
вашего ребёнка?
наказали его?
наказанием?
Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания
своего ребёнка или делаете в одиночку?
Как долго помнит ребёнок наказание?
Какие меры наказания в вашей семье исключены?
Родители долго думали, что подарить дочери – первокласснице к
Приложение 4
1.
окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили
книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив
подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне чтонибудь другое
купите! Вот Лене родители купила велосипед!»
2.
Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а
он уроки за 5 минут сделает и на улицу. Вечером придёт – начинаем проверять, а
он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.
3.
Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол.
Однажды, будучи ещё в 4 классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол,
сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»
14.
В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок – ученик 3
класса резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще стал проявлять
агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал
предметом агрессии.
В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, мальчик
ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены.
Последовало наказание за провинность.
5.
В этой семье в конце недели отчитывались по результатам учёбы за
неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то дети
получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей результаты детей
не устраивали, они должны выполнять трудовую повинность по дому и даче.
Работу можно найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым
способом наказания трудом.
Как поощрять ребёнка в семье.
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он
Приложение 5
моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.
Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если
мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно
обнимет и пожмёт руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего
ребёнка, его поведением.
Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением»
это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность
мышления.
Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день
рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.
Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания,
проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки
материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые
впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте
эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он
ими распорядился и обсудить это с ним.
Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их
расходование без анализа самим ребёнком и вами.
Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.
1