КГУ Озерная ОШ
Классный руководитель Якубовская Т.В
4 класс
2018-2019 г «Имя существительное как часть речи»
Тема: «Имя существительное как часть речи» 4 класс
Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс
начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать,
классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности,
культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и
совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно –
оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего,
игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту
школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти
от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
1.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все
подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
2. Лингвистическая разминка.
На доске записано предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно (запишите в
тетрадь).
– Обозначьте изученные орфограммы.
3. Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология - огромная страна, а
мы направимся в г. Предметинск.
Как вы думаете, какой частью речи являются слова, живущие в этом городе?
Правильный ответ поможет определить тему урока.
4.Постановка проблемы и задач урока
— Правильно, это имя существительное.
— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
—Ребята, подумайте, что нам предстоит сегодня сделать на уроке? С именем
существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните
свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени
существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит
маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит
пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Маршрутный лист.
Остановка
Количество баллов
№
1.
«Опознавательная»
2.
«Теоретическая»
3.
«Морфологическая»
4.
«Синтаксическая»
5.
«Проверочная»
6.
«Творческая»
Отправляемся в путь!
5. Работа по теме урока
1 остановка «Опознаватнльная»
-Попробуем свои силы в первом испытании. На доске записаны предложения:
а) Звонко журчали ручьи, с тихим шёпотом пробивалась травка. (3 сущ.)
б) Снежная белизна слепит глаза. (2 сущ.)
в) Улетели на юг журавли и аисты. (3 сущ.)
г) Долины речек покрыты зарослями высоких трав и кустарников.(5 сущ.)
Выпишите из них в тетради только имена существительные. Посчитайте, сколько
существительных. ( Число запишите в маршрутный лист)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, который нам
понадобится, когда мы будем выполнять морфологический разбор имени
существительного.
Работа с учебником стр.46 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.
Имя существительное
Грамматическое значение
Морфологические признаки
Вопрос
Роль в предложении
Предмет
Кто? Что?
Постоянные:Собственное/нарицательное;одуш./неодуш.; род, склонение,
Непостоянные: число, падеж
Подлежащее, дополнение,обстоятельство.
Самопроверка по доске.
-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
Результаты оцените по 5 бальной системе (если вы написали грамматическое
значение, вопрос, пост. и непост. признаки, роль в предложении) –
3.« Морфологическая».
Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. (на доске) Записать их в тетради.
Олень, дочь, мужчина. (род)
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Песня, море, листопад. (склонение)
Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней
осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист. (максимум 5 баллов)
Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)
Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто
быстрее».Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд
дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой
парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми
выполнившие задание.
1 ряд – моря (мн.ч.)
2 ряд – земли
3 ряд – страны
А гости проверят наших ребят.
4.«Синтаксическая»
Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем
городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и
подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами
Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым
членом предложения. (работа по группам-по 4 человека)
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
Поставьте каждый в своем маршрутном листе количество правильных ответов.
5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)
Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в
предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство Ключ:
1 – Б
2 – Б
3 – Б
4 – А
5 – Б
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.
Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или
чувство поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх,
вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.
В маршрутном листе запишите количество выбранных вами правильных
существительных.
-А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого отрывка из стихотворения ?
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много
существительных).
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен
существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.
Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в
частности.
(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д.
Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)
.
7) Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст
по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что
изображено.
Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие
завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Объясните своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? У каждого из вас есть смайлики. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который
выражает ваше настроение после сегодняшнего урока.
Выставление оценок.
( Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных)
Маршрутный лист.
Остановка
Количество баллов
№
1.
«Опознавательная»
2.
«Теоретическая»
3.
«Морфологическая»
4.
«Синтаксическая»
5.
«Проверочная»
6.
«Творческая»
Имя существительное
Грамматическое значение
Морфологические признаки
Вопрос
Роль в предложении
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в
предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.