Занятие 3 Дата___________
ТЕМА:
Казахская народная сказка.
Казахская народная сказка.
«Три друга».
: «Три друга».
Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой.
Задачи:
отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по
усовершенствованию техники чтения;
способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у
школьников к чтению;
воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.
Методические приёмы: самостоятельная работа учащихся в парах;
иллюстративно – наглядный;
работа с книгой;
словесный;
1. Организационный момент.
Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.
Ход занятия
Нука, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «Пять»!
2. Актуализация знаний.
Что такое «Устное народное творчество»? (УНТ – произведения, которые создаются и
передаются из уст в уста народом)
Что такое сказка?
Какое определение сказки вы нашли в словарях?
Какими словарями вы пользовались?
Какие виды сказок вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые)
С чего начинается сказка? (с присказки, зачина)
Чем заканчивается? (концовкой)
Самостоятельная работа.
«Найди пару». (Соединить стрелками)
Зачин
Ой дуду! На дубу
Грянул ворон во трубу.
И пошли чудеса:
Засинели небеса,
Вышли в море паруса,
Встали тёмные леса,
А в лесной избушке
Затопилась печь –
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай,
Сказочку послушай.
Концовка
Присказка
Жилибыли дедушка,
бабушка да внучка
Алёнушка. И был у
них огород большой
большой – конца
краю не видать.
1
Дедка ел, ел, сколь хотел.
Бабка ела, ела, сколь
хотела … Алёнушка ела,
ела, все пальчики облизала.
Да и мне кусочек достался.
Уж обед кончался, как я
подоспела, а всё ж и я ту
репку ела. Из какой сказки зачин и концовка?
3. Сообщение темы и цели занятия.
Послушайте музыку.
В исполнении какого инструмента звучит музыка? (домбра)
Что вы о нём знаете? (Древнейший казахский двухструнный щипковый муз. инструмент;
найден в 4 в. нашей эры; похож на разрезанную пополам грушу.)
Как вы думаете, сказку какого народа мы будем сегодня читать?
Название сказки вы узнаете, найдя значения выражений.
Переведите название сказки на казахский язык. (Үш дос, үш жолдас
Р
Г
Д
50 + 6
87 – 7
99 – 9
У 78 – 70
10 + 6
Т
А
18 – 8
И 90 – 60
90
56
8
80
10
4. Работа по теме занятия.
Чтение сказки с элементами инсценировки.
Первичное восприятие.
Понравилась ли вам сказка?
Чем понравилась сказка?
К какому виду относится сказка? (о животных)
Чтение с остановками.
Три друга.
Казахская народная сказка.
говорит:
Подружились както козлёнок, ягнёнок и телёнок. Раз козлёнок поглядел на дальнюю гору и
- Кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за гору?
- Я видел, сказал ягнёнок.
Я видел, сказал телёнок.
- Так давайте, предложил козлёнок, разведаем, где же прячется на ночь солнышко.
И в тот же день они убежали из стада. Искали их пастухи, да разве найдёшь в степи? Степь
широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не окинуть.
Вопросы:
Что узнали из прочитанного?
Какие события происходят? (подружились, убежали)
Кто мама козлёнка? Ягнёнка? Телёнка?
Как понимаете слова: разведаем (узнаем), аркан (длинная верёвка с петлёй для ловли
животных), выражение «глазом не окинуть» (большая).
2 * * * * * * * * *
Вот идут друзья степью. Всё ближе гора. Радуются они. Вдруг, перед ними арык. Как
перебраться? Разбежался козлёнок и вмиг перескочил на другой берег. А за ним ягнёнок с телёнком.
Идут дальше, и нашли на дороге мешок. Развязали его, а в нём четыре звериные шкуры барса,
медведя, волка и лисицы. Побрели с мешком дальше. Вот уже гора совсем рядом. Видят у горы
стоит белая юрта. А в юрте шум и гам, песни и звон домбры. Друзья и зашли в юрту. А там дикие
звери праздник справляют. Пёстрый барс кумыс пьёт. Толстый медведь халву сосёт. Серый волк
баурсаки уплетает. Рыжая лиса на домбре играет.
Вопросы:
О чём узнали из этой части?
Какие картины можете нарисовать?
Что такое «арык», «кумыс»? (оросительный канал, кобылье молоко)
Как друзья перебрались через него?
Что по дороге нашли? (мешок)
Что в нём было?
Что стояло возле горы?
Кого увидели в юрте друзья? (пёстрого барса, толстого медведя, серого волка,
рыжую лису)
Кто такой барс?
Как лису называют в других сказках?
Что делали дикие звери?
Почему их называют дикими?
* * * * * * * *
Застыли на пороге козлёнок, ягнёнок и телёнок. Поняли, что попали в беду. А у зверей глазищи
разгорелись: такая лакомая закуска сама в зубы идёт! Подмигнула лиса своей шайке и ласково
заговорила:
Милости просим, дорогие гости! Сам аллах прислал вас сюда. Сейчас мы вас так
угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А пока сыграйте нам на домбре
и спойте.
Вопросы:
Как повели себя друзья? (застыли на пороге)
Почему?
Как понимаете слово «шайка»?
Ягнёнок молчит, слова вымолвить не может. Телёнок только пятится. А козлёнок тряхнул
* * * * * * * *
кудрявой шёрсткой и говорит:
Давай, лиса, домбру! Только слушайте внимательно.
И запел:
Трындитрын, моя домбра! Пусть не ждут враги добра! Пёстрый барс нам нипочём,
Толстый мишка нипочём, И волчище нипочём, И лисица нипочём. Как накинемся втроём,
Всех злодеев задерём!
- Да вы кто такие? зарычал барс.
- Мы охотники степные, отвечает козлёнок.
- А куда идёте? взревел медведь.
3 - Несём товар на базар.
- А какой у вас товар? спросил волк.
- Звериные шкуры.
- Где же вы их взяли?
- С ваших родичей сняли, ответил козлёнок и вытряхнул из мешка все четыре шкуры.
Вопросы:
Как повёл себя ягнёнок? Телёнок?
А козлёнок? (запел песню)
О чём он пел?
Кто такие родичи?
* * * * * * * *
Окаменели зубастые разбойники от страха. Потом взвыли да разом в дверь и бежать без
оглядки! А три друга остались в юрте. Закусили они с дороги и стали думать, как быть дальше.
Козлёнок говорит:
Сейчас мы своих врагов напугали. Но они могут опомниться и вернуться назад.
Тогда уж нам не сберечь костей. Побежимка лучше поскорее домой. В родном краю нам
никакой зверь не опасен, джигитыпастухи нас никому в обиду не дадут.
Вопросы:
О чём узнали из прочитанного?
Что произошло? (окаменели, убежали)
Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»? (быстро
бежать, погибнуть)
Кто такие джигиты? (сильные, смелые)
И через минуту все трое были уже далеко от белой юрты, ещё дальше от горы. Впереди
мчался козлёнок, следом за ним ягнёнок, а сзади телёнок. К вечеру домой добрались. Пастухи так
им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как славно всё получилось. Одно нехорошо: так и не
узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется.
* * * * * * * *
Вопросы:
Когда попали домой друзья?
Что значит «бранить»?
Обобщение прочитанного.
Кто из героев сказки вам понравился?
На кого из них вы бы хотели быть похожи?
Почему?
Что помогло козлёнку спастись самому и спасти друзей от врагов?
Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, куда солнышко уходит спать?
А вы знаете, куда уходит солнышко? (за горизонт)
Вспомните, что такое горизонт?
Можно ли дойти до горизонта?
Чему учит сказка?
4 Словесное иллюстрирование.
5. Домашнее задание.
пересказ сказки, найти в толковых словарях определение слову «друг»
6. Рефлексия.
Чем мы занимались на занятии?
Всё ли было понятно ?
Как вы оцениваете свою работу ?
5
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.