т т т т ттт тт т т т т т т т т тт тт т т тт т т тттт т т тт т т т т т т т т т т т т т тт т тт
занятие 9 в мире книг.docx
Занятие 9 Дата_________
Тема: «Мудрая дева». Русская народная сказка
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой о мудрости, выявить ее
сходство со сходствами сказок о мудрости других народов.
Развивать навыки чтения, навыки работы с текстом, речь и словарный запас детей
(практическая работа с литературными терминами архаизмами, сказка, бытовая сказка).
Прививать интерес к сказкам как виду фольклора
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сегодняшнее занятие мы начнем с одной из замечательных песен В. Шаинского «Улыбка».
Ведь приятно общаться с веселым и доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг
другу, улыбнитесь мне!
А теперь поднимите руки те, у кого бодрое настроение, кто хочет работать с пользой .
Давайте поработаем так, чтобы передать заряд бодрости друг другу .
II. Проверка домашнего задания.
Посмотрите на доску. Перед вами ключевые слова. Прочитайте их.
Как называется произведение, из которого взяты эти ключевые слова?
К какому жанру относится это произведение?
Поднимите руки, кто хочет еще читать сказки о мудрости.
А что означает имя главной героини прочитанной сказки Даанышман?
На уроках русского языка мы с вами подбираем однокоренные слова, давайте и к слову
мудрая их подберем (мудрость, мудрец, мудрейший, мудреный).
Сказки каких народов мы уже прочитали?
Мудрость ценилась не только у народов Востока. Среди русских сказок тоже есть сказки о
мудрости. И я думаю, что вы уже догадались, что с одной из таких сказок мы сегодня
познакомимся и посмотрим, похожа ли она на сказки других народов о мудрости.
III. Работа над сказкой.
1. До чтения.
Прочитайте название сказки
Что оно вам напомнило?
Почему же «девушка», а не «дева»? (Обр. к Толковому словарю Ожегова)
Рассмотрите иллюстрацию.
Кого вы на ней видите?
Если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали? О чем они могут спорить?
Судя по названию, кто будет главным героем этой сказки?
Связаны ли между собой название сказки и иллюстрация?
А о чем она будет?
Давайте начнем читать эту сказку и проверим свои предположения.
2. Работа во время чтения.
Чтение 1 части ученицей.
Сбылись ли наши предположения?
Что доказывает, что эта сказка русская?
Да, русские национальные костюмы отличаются от казахского и киргизского.
3. Повторное чтение 1 части, словарная работа по ходу чтения.
Из за чего поспорили братья? Почему судьи не разрешили их спор?
Какие загадки загадал царь?
Кто и как помог богатому брату?
Почему именно так отгадала женщина загадки?
Можно ли назвать глупой?
Как отгадала эти загадки дочь семилетка?
Чьи ответы оказались правдивее, мудрее?
Что может произойти дальше?
4. Чтение 2 части про себя.
Какие задания давал царь девочке?
Можно ли было с ними справиться?
А девочка справилась?
Почему царь присудил отдать жеребенка бедному мужику?
5. Работа с текстом после чтения.
Оправдались ли наши предположения относительно содержания сказки?
IV. Выборочное чтение.
Прочитайте, какое из заданий царя показалось вам самым трудным и как выполнила
девочка.
Мы уже говорили с вами о том, что сказка написана давно, значит, в ней есть устаревшие
слова. Напомните мне как в литературе называются устаревшие с лова, (архаизмы)
Просмотрите текст с карандашом и отметьте их.
Назовите архаизмы.
V. Работа с иллюстрацией.
Найдите вторую иллюстрацию к сказке.
Какой момент сказки изобразил художник? Озвучим иллюстрацию.
Почему авторы поместили эти сказки рядом?
А как называется раздел?
Что общего у русских, татарских, киргизских сказок?
Все народы во все времена ценили умных, мудрых людей. Ловко сказанное слово,
житейская мудрость часто спасает людей в трудную минуту.
Кто является носителем мудрости в этих сказках?
VI.Итог занятия.
Значит, мудрость не имеет возраста, национальности, не передается по наследству, не
имеет цены.
Давайте вспомним, какие виды сказок мы с вами уже знаем.
К какому виду относится прочитанная сказка?
Назовите признаки бытовых сказок..
Мы заканчиваем нашу работу. Поднимите руку кому было интересно сегодня?
Когда было особенно интересно?
Что показалось трудным?
мне тоже было интересно работать с вами, спасибо.
VII. Домашнее задание.
Дома вы еще раз перечитаете сказку, подготовите чтение по ролям.
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.