т т оол т тт т т тт т тт т т т т т т тт т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т т
занятие 12 в мире книг.docx
Занятие 12 Дата________
Тема: « Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей»
Цель: продолжить знакомство учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его
баснями, уметь анализировать басню.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Психологический настрой
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
2. Этап актуализации знаний:
А)Знакомство с темой . Я также как и вы приготовила для вас иллюстрации .
Посмотрите иллюстрации на доске. Чему посвящен сегодня урок? (басням)
Почему вы так думаете? (сцены из басен)
Какие это басни? Кто автор этих басен?
На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.
Б) Мозговой штурм на тему: « Что мы знаем о Крылове ? »
Учитель обобщает ответы групп : Свою литературную деятельность Иван Андреевич
Крылов начал как драматург. Писал трагедии и комедии, оперные либретто.Но славу
писателю принесли конечно же басни. В них обличались общественные и человеческие
пороки. И не случайно эпиграф нашего урока слова самого баснописца
Живой народный язык, комические ситуации, узнаваемость героев принесли Крылову
славу русского баснописца, т.е. популярность басен была огромна уже при жизни поэта.
Прочтите текст ,выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала
(работа в парах).
О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте?
(о том, что такое басня)
повторение знаний об особенностях басен. На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится
к жанру басен:
краткая форма повествования,
действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
высмеивает пороки людей ( ирония),
есть мораль,
повествуется о какомлибо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски: Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня это литературный жанр с краткой формой повествования,
где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,
высмеиваются их пороки,
В басне обязательно есть мораль,
которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в
начале, либо в конце басни.
Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой из них, вы узнаете отгадав загадки.
Без работы хоть убей,
Жить не может …(муравей).
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают …(стрекозы).
3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:
Почему сегодня у нас в гостях именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и
муравей»)
А) Создание «Дерева предсказаний» Фаза вызова. ( Обучение критическому мышлению
)
Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на
веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под
деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. Появляются на дереве
слова
о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни в мультфильме «
Стрекоза и Муравей»
Б) Первичное восприятие басни : просмотр мультфильма .
В) Словарная работа . В басне есть слова малознакомые для вас :
Голубчик – көкетай
кум,кумушка- тамыр
нужда- зәрулік, мұқтаждық
поплясать- билеу
удручить- қатты қиналу, қапаландыру.
мурава – (молодая трава )- жас шөп
вешний – (весенний)- көктемгі
Г) Формулирование проблемы:
Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как
мы видели из предсказания ? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит
жалко).
Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии
автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Давайте попробуем в этом разобраться? Всётаки, какие пороки высмеивает басня? И
ответим на вопрос .
Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль
отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести
небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с
литературными произведениями (дети находят памятки на столе):
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.( 1 мин) Вот такая стрекоза, как горошины глаза (руки на уровне глаз),
А сама как вертолет: влево, вправо, назад, вперед (повороты туловища во все стороны)
И на травушке – роса, и на кустиках – роса (приседание, наклоны туловища).
Мы ладошки отряхнули – улетела стрекоза (взмахи ладонями, руками).
Попрыгунья испугалась – только песенка осталась: «Дзз, дзз» (имитируют полет)
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),
Раз – росой она умылась (имитируют умывание),
Два – изящно покружилась (кружатся),
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
4.Этап открытия нового знания:
1 часть работы: Деление детей на 2 групп (распределение по группам по цвету
стикера) и повторение правил групповой работы.( 2 мин)
Работа будет оцениваться по следующим критериям: ( на слайде №13 )
Как группа распределила работу между собой?
Внимательны или отвлекаются участники группы?
Сколько заданий выполнили за урок?
Как организовано взаимодействие в группе?
Качество презентации итогов работы?
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
хорошо (красный жетон)
есть недочёты (желтый жетон)
плохо (синий жетон)
чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» 4 красных жетона,
«3» 3 красных жетона.
Не забывайте правила работы в группе:
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего.
2 часть работы: самостоятельная работа в группах.
По пунктам плана памятки по работе с басней.
3 часть работы: оформление презентационного листа.
Группа получает лист для записи ответов на вопросы.
(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)
5.Этап применения нового знания:
Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За
каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 звезду. Команда может
ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 звезды. Отвечать команды будут по очереди.
А) Беседа – анализ текста
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске № 14):
Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена.
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует.
В мягкой траве у нас.
Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно
установленного соотношения )
4.( Слайд № 15) Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.
(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не
позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый.
мудрый.)
9. Настали ли нужда и голод для Муравья?
10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?
12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
13. Можно ли его назвать жадным?
14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки
комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой
жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
15. Как вы относитесь к Стрекозе?
16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в
своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его
басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня?
(осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Можно ли считать
эти слова моралью басни? Докажите. ( Слайд № 16)
20. Как вы их понимаете? 21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
6. Творческая работа для групп: Составить синквейн к слову стрекоза и муравей.
7.Рефлексия. Итог урока:
А) Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень,
легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
* Чему учит нас басня? (трудолюбию)
* Кто из героев басни вам более симпатичен? Почему?
Б) Самооценка
У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.
если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;
если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный
шарик;
если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.
Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.
В) Оценивание работы на уроке.
Группа оценивается по количеству жетонов, звезд, качеству оформления
презентационных листов – выставляется итоговая оценка.
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.