4 класс

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 20.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

и и и и и и и ии ии и и иии и ии ии и и ии ии и и и и и и и и и и и и и и и и и ии и и ии и
Иконка файла материала занятие 13 в мире книг.docx
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока. Басня «Ворона и лисица» И. А. Крылова и «Ворон и лисица» Эзопа. Цель: - учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; Задачи:   развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения и чтения по ролям; воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе. Универсальные учебные действия: Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте. Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи. Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной и парной деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы. Предметные результаты: - знание отличительных черт басни - умения находить мораль, иносказание в басне; - знание о жизни и творчестве И. А. Крылова, Эзопа; - умение выразительно читать текст басни. Ход урока 1.Орг. момент Прозвенел уже звонок Нам пора начать урок 2. Актуализация знаний 1) Кроссворд (презентация) 2) Работа в паре1. Выбери точное определение басни Краткий рассказ Поучительный рассказ Краткий иносказательный рассказ поучительного характера (иносказательный – заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл) 2. Найди признаки басни Написана в стихах Герои-животные Большое по объёму произведение Написана в прозе Герои- люди Содержит мораль Небольшое по объёму произведение 3. Разложи слова на две группы Персей, Прометей, Эзоп, Крылов. 3.Постановка цели урока - Познакомиться с новой басней и новым автором. 4. Повторение изученного ранее материала. Чтение по ролям. Какие возможны здесь роли? (автор, лиса, ворона) - Давайте дадим характеристику главным героям этой басни. - Какова мораль? 5. Знакомство с новым произведением. Басня Эзопа «Ворон и лисица» Эзоп – кто это?Эзоо́п —древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках. В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп. Говорят, что был Эзоп очень некрасив: пузат и горбат, но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умен. Эзоп придумывал небольшие произведения. С Одним из них мы сейчас познакомимся . 6. Первичное восприятие. Прочитайте басню Эзопа. -Понравилась басня? -На произведение какого жанра похожа эта басня? (сказка о жив.) -Чем отличается? (мораль) 7. Анализ произведения -Что такое мораль? (нравоучение) -В какой форме написана басня? (в прозе) -Встретились ли в басне слова, значения которых непонятно? -Что вы можете сказать о языке басни? (на доступном языке) -Назовите героев басни. -Каким в басне показан ворон? (глупый, доверчивый) -Лисица? (хитрая, умная) -Назовите сюжет басни (она обманным путём отобрала мясо) -Найдите в тексте слова Лисы, в которых она льстит Ворону. Из каких частей состоит басня? (вступление, основная часть, мораль) -Где в басне спрятана мораль? (в словах лисицы) -Чему учит нас эта басня? (Не нужно прислушиваться к лживым речам, хотя они и приятны уху, нужно принимать мудрые решения. Если бы ворон просто вспорхнул и улетел, то он бы наполнил своё брюхо, а так из-за своей наивности и некой глупости остался с пустым животом) - Почему так получилось, что ворон легко расстался со своей добычей? Какого испытания не выдержал он? (испытания лестью, восхваленьем) Прочитайте, что означают слова «лесть» и «льстить». -Кто кому льстит? Кого осуждает басня больше: глупого ворона или хитрую лисицу? Докажите свою точку зрения, используя мораль басни.-Какой человеческий недостаток высмеивается? (глупость) 8 .Работа с иллюстрацией. - Многие художники старались отобразить эти басни с помощью кисти и карандаша, чтобы средствами изобразительного искусства мы еще ярче восприняли события, описанные в этих баснях. Это такие художники, как Д.К.Гавриленко, С.Яровой, Валентин Серов и многие другие. Особое внимание ваше я хотела бы обратить на работу Валентина Серова, она есть в вашем учебнике и на экране. Несмотря на то, что она выполнена простым карандашом и неяркая, но посмотрите, как художник передал образы героев. Сравните величину фигурок вороны и лисицы. Что вы можете сказать? Соответствуют их размеры реальности? (Фигура вороны намного больше лисицы, создается впечатление, что художник выполнял работу, сидя высоко на ели, рядом с вороной. Создается зрительный контраст – большой вороны и крошечной лисицы) - Как вы думаете, можно было с такого расстояния разглядеть такие подробности внешности, как «носок», «перушки», «глазки»? Чему же учат нас эти басни? (Не верить льстивым словам окружающих, не всегда верить своим ушам, не всегда эти слова искренни, не быть доверчивыми, глупыми) -Сравните басни Эзопа и И.А.Крылова, используя данные таблицы. -В чём сходство басен? -Чем отличаются басни? Работа с таблицей ( в паре) Эзоп Иван Андреевич Крылов Жанр Форма написания Герои Сюжет Композиция -В какой басне легче представить поведение героев? -И.А. Крылов использовал меткие точные слова для передачи характера героев. Посмотрим на героев басни в изображении художников: Валентина Серова и Г. Куприянова.-Удалось ли художникам передать характеры героев? -Какой представлена Ворона? Лисица? -Лучшим баснописцем по праву считается И.А. Крылов. Недаром ему в 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник в бронзе, сооруженный на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь! - Герои басен И.А.Крылова пользовались популярностью не только среди художников, но и среди скульпторов. В разных городах героям многих басен И.А.Крылова установлены скульптурные композиции. -Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери – актёры говорят и действуют, как люди, но при этом остаются зверями, сохраняя свои повадки. .Ответьте на вопросы: 1.Зачем Лисицы в баснях хвалят Ворона и Ворону? 2.Басни Эзопа и Крылова высмеивают… 3.Подберите пословицы к моралям басен Эзопа и Крылова: -Лучше слушать горькую правду, чем сладкую лесть. - Всякий трус о храбрости говорит. -За глупость всегда приходится расплачиваться. 4.Найдите в басне Крылова понравившееся крылатое выражение и объясните его значение. -Проверьте, что у вас получилось. -Если вы справились с 1 заданием, значит научились понимать содержание басни и характер героев. -Правильно выполнили 2 задание – научились понимать тему басни. -Справились с 3 заданием, значит научились понимать мораль басни. -Правильно выполнили 4 задание, значит поняли язык басни. -Выполнение какого задания вызвало затруднение? -Какая из басен вам показалась более интересной, яркой, убедительной? Почему? -Басни Эзопа отличаются от басен Крылова. У И.А. Крылова мы отмечаем художественное совершенство его произведения, которое выражается в широте обобщений, в ясности и чёткости морали. Обращаясь к уже известному сюжету, автор в самых живописных подробностях раскрывает нам поведение животных, за которым читатель обнаруживает яркие картины истинно национального характера. Ему свойственны весёлое лукавство ума инасмешливости. Но не стоит забывать, что идея принадлежит Эзопу, и без него не было бы таких замечательных басен Крылова. -Запишем домашнее задание выразительно читать басню И.А.Крылова по желанию можно нарисовать иллюстрацию к басне; инсценировать басню. 9 .Связь с жпзнью. -Ребята, а были ли в вашей жизни случаи, когда вы кому – нибудь льстили с корыстной целью и выступали в роли лисицы, или наоборот вы были обмануты, поддавшись на льстивые слова, и пострадали от этого, таким образом, выступали в роли глупой вороны. Вспомните и расскажите об этом. 5) Итог. Бессмертные творения Эзопа и Крылова Мы с каждым годом любим все сильней! -Почему же спустя сотни, тысячи лет мы с удовольствием читаем басни Эзопа и Крылова? (Они интересны, полезны, несут уроки жизни) Почему басни не устаревают? (Пороки людские, такие как лесть, зависть, лень, глупость, хитрость, были 4000 лет назад и существуют сегодня.) Какую жизненную мудрость взяли из сегодняшнего урока, из сегодняшних басен? (не нужно быть доверчивым, и льстить некрасиво.) 10. Рефлексия. 11. Д/задание.