т т т ттт тооилоил щшгш ггг г г г ггг г ггг г гг ггг г г г г г г г гг г г г г гг г г г г г г г г г г г гг
Урок 44 МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «СЛУЧАЙ С
ЕВСЕЙКОЙ»
26.07.2013 7468 0
1
2
3
4
5
Ц е л и : начать знакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить детей видеть
реальное и вымысел в произведении; расширять кругозор учеников; прививать интерес к
литературе; работать над развитием выразительной речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа. Работа со вступительной статьей.
– Мы закончили, ребята, I часть нашего учебника и приступаем к изучению
произведений II части учебной книги. А открывает ее тема… («Былинебылицы».)
– Каких детских писателей вы знаете?
– Есть ли у вас любимые писатели, произведения?
– Как вы понимаете название темы? Какие произведения, по вашему мнению, помещены
в этот раздел?
Высказывания детей.
– Как же правильно читать произведение, чтобы лучше понять его? (Постараться
перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке, среди тех
героев, которых он изобразил, мысленно стать участником событий.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Работа над произведением.
1. П о д г о т о в к а в о с п р и я т и я у ч а щ и х с я к изучению нового материала.
– Открывает тему произведение Максима Горького.
– Знакома ли вам фамилия этого писателя?
Учитель вывешивает на доску портрет М. Горького.
– Вглядитесь в это лицо. Каким вы представляете себе Горькогочеловека?
Высказывания учеников.– Максим Горький – это писательский псевдоним, вымышленное имя. Настоящее имя
писателя – Алексей Максимович Пешков.
– Как вы думаете, что заставило писателя взять именно такой псевдоним?
Высказывания детей.
– Конечно, сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный
псевдоним, но существует мнение, что фамилию Горький писатель взял изза своей горькой
судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую
провинность он подвергался жестоким наказаниям; два класса начального училища, жизнь
«в людях» – «мальчиком» при магазине «модной обуви», прислугой у чертежника,
посудником на пароходах, учеником в иконописной мастерской – и трудной юности:
случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани… Имя
– Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.
– Произведение М. Горького, которое мы прочитаем сегодня, называется «Случай с
Евсейкой».
– Можете вы предположить, о чем будет произведение?
Высказывания детей.
– Хотелось бы вам поскорее узнать, какой случай произошел с Евсейкой?
Учитель и учащиеся читают сказку М. Горького «Случай с Евсейкой».
– Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?
– Каким вам показался Евсейка?
– Каких морских жителей он встретил?
– О ком из них вы раньше не слышали?
– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы
себя повели?
– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно заинтересовало?
– Что больше всего понравилось?
Домашнее задание: перечитать сказку М. Горького «Случай с Евсейкой» (с. 4–11,
часть 2я) еще раз, подготовить пересказ от 1го или от 3го лица.