Тема: Е. Пермяк. «Чужая калитка»
31.08.2014 5714 0
1
2
3
4
5
Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.
Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен
стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение
пословицы «Всякий человек в труде познаётся».
Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.
Ход урока
1. Организационный момент
* Игра на создание коллаборативной среды – «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»
Играющие получают «имена» белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки
(белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине
площадки.
Игра: ведущий кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны
поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся
место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места —
ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.
(Далее работа идёт в образовавшихся тройках)
2. Этап вызова (побуждение)
* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»
Обсудите в тройках значение пословицы: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ. (Роли меняются)
Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения
пословицы.
Кто такой герой?
Как вы думаете, а может быть герой труда?
Говорят: «В труде рождаются герои». Во все времена высоко ценили людей –
тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и
медалями.
Показ слайдов (12) с изображением медалей
Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) — высшая степень отличия
Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и
социальногуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания
«Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия — Золотая звезда и орден
«Отан». Какими качествами должен обладать герой труда?
Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?
А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?
3. Этап осознания смысла
Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
(слайд 3)
Евгений Андреевич Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В
этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял
псевдоним – Пермяк.
Е. Пермяк трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель,
мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.
Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их
обычаи, учился у них мудрости.
Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли
берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои
ученики.
Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете
поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку
поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на
месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.
* Стратегия – «Читательисследователь» (индивидуальная работа)
Прочитать рассказ самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕСНО
Проверка
Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
Работа с пословицами
Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните
свой выбор.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Суди о человеке по его труду.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. 4. Этап рефлексии
* Стратегия – «Лаборатория Блума» (работа в малых группах)
Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой
форме:
1 группа «Знание»
Дайте определение, что такое, повашему, «ТРУД» (можете предложить несколько
вариантов)
2 группа «Понимание»
Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации,
синонимы, которые повторяют суть темы.
3 группа «Применение»
Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное
применение)
4 группа «Анализ»
Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого
5 группа «Синтез»
Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.
6 группа «Оценка»
Выделите «за» и «против» «ТРУДА», аргументируйте.
Защита презентаций групп
Остальные группы должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать
пожелание.
5. Итог урока
По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания
Лист оценивания презентаций групп
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.