м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м м мм м м м м м м мммм м м м м м м м м м
занятие 22 в мире книг.docx
Урок 45 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
ПАУСТОВСКИЙ. «РАСТРЕПАННЫЙ
ВОРОБЕЙ»
26.07.2013 5601 0
1
2
3
4
5
Ц е л и : начать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; развивать у
детей наблюдательность, учить понимать «тайны» природы; прививать интерес к
литературе, работать над развитием речи.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы еще раз прочитали сказку М. Горького «Случай с Евсейкой». Какой вам
показалась эта история: веселой, грустной, страшной?
– Когда (в какой момент) вы поняли, что с Евсейкой ничего плохого не случится?
– Кто из вас захотел рассказать эту историю от лица ее главного героя – Евсейки?
Учащиеся, подготовившие пересказ от 1го лица, рассказывают его.
– История какого «Евсейки» вам понравилась больше всего? Чем?
– Кто приготовил пересказ от лица автора?
– Послушаем этих ребят.
Учащиеся пересказывают сказку от лица автора, остальные ученики оценивают их.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним воробьем, по кличке Пашка, а
рассказал о нем удивительный знаток и любитель природы Константин Георгиевич
Паустовский.
– Константин Паустовский с детства мечтал о путешествиях. Позже эта мечта
осуществилась, он объездил много мест нашей родины, побывал в других странах. Каждая
поездка так или иначе «отзывалась» в творчестве писателя – иногда это был небольшой рассказ, иногда целая книга. Вдоль и поперек исходил он все черноморское побережье, и с
полной уверенностью можно сказать: именно морю он обязан тем, что стал писателем. На
всю жизнь он остался верен любви к морю, и хотя не раз попадал в гибельные ситуации, в
жестокие штормы, всегда благодарил судьбу, приведшую его к морю.
Но «самым плодотворным и счастливым» для К. Паустовского «оказалось знакомство
со средней полосой России»… «Она завладела мной сразу и навсегда», – писал он. – С тех
пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более
прекрасного, чем наша земля».
Писатель Михаил Шолохов сказал о Паустовском, что он – «писатель тончайшей
наблюдательности». Всю силу своего воображения он направил на то, чтобы увидеть
необычное в обычном и обычное в необычном.
И вы убедитесь в этом, познакомившись с произведением Константина Паустовского
«Растрепанный воробей».
Учитель выразительно читает сказку до слов: «Маше было любопытно
посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видала» (с.
19, часть 2я).
– Что вас удивило?
– Кто вам понравился? Чем? (Милиционер – внимательный, добрый; Маша –
заботливая, любящая животных, любознательная; воробей Пашка – умный, помнил
то доброе, что сделала для него Маша, и все время старался отблагодарить ее,
немного смешной, потому что решил принести Маше в «подарок» замерзшую гусеницу.)
– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка, разбойница, хитрая,
так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только потом влетела в нее.)
– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?
Высказывания детей.
– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно взволновало, поразило?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы сделать?
Домашнее задание: перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с.
12–19, часть 2я); подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка,
выполнить к нему рисунок.
Ц е л и : продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный
воробей»; учить детей сопереживать; прививать интерес к чтению, развивать
выразительную правильную речь.
Х о д у р о к а I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы перечитали еще раз отрывок из сказки К. Г. Паустовского «Растрепанный
воробей». Что вас особенно тронуло в нем? Какие эпизоды вам захотелось запечатлеть на
ваших рисунках?
Учащиеся по очереди выходят к доске с выполненной работой; учитель просит
остальных детей найти и прочитать тот отрывок из сказки, к которому сделан
рисунок.
Конечно, в классе будут такие дети, которые сделали рисунки к одному и тому же
эпизоду, поэтому после того как рассмотрен первый рисунок и зачитан первый эпизод,
учителю следует спросить детей: «Кому еще понравился этот же отрывок
произведения? Кто еще выполнил к нему рисунок?» Ученики выходят к доске и
вывешивают свои работы.
– Чье чтение вам особенно понравилось? Чем? Чье взволновало?
– Какие рисунки вам показались самыми интересными?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Захотелось ли вам дома узнать о том, что произошло дальше?
– Кто из вас прочитал всю сказку?
– Значит сейчас вы сможете выразительно прочитать окончание сказки всему классу.
Учащиеся и учитель дочитывают сказку до конца.
– Могли ли вы ожидать от воробьев таких действий?
– Как поновому раскрылся перед вами характер Пашки? (Пашка – рассудительный,
внимательный, наблюдательный, смелый.)
– Какие бы слова вы подобрали для характеристики других воробьев? (Дружные,
храбрые, сообразительные.)
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слезы»? (Потому
что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик
к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.)
– Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы? (Они не
только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли Машиной маме выполнить
ее обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли Золушки и
вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие,
помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство.)
– Можно ли произошедшее назвать чудом?
– А бывали ли в вашей жизни подобные чудеса?
Высказывания детей. IV. Итог урока.
– Что удивило?
– Когда вам было радостно?
– Чему вас научил урок?
Домашнее задание: перечитать окончание сказки К. Г. Паустовского «Растрепанный
воробей» (с. 19–24, часть 2я), подготовить пересказ всей сказки или наиболее
понравившегося отрывка.
4 класс
4 класс
4 класс
4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.