Методические рекомендации дисциплины «История» по изучению темы:
1/53 «Высокое Возрождение в Италии» практическое занятие
Рекомендуемая литература:
№ 1 § 33, № 2 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. №3 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013. №4. Интернет-ресурсы: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/08.php § 35. Возрождение и гуманизм.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lalet/08.php
На основе рабочей программы, ФГОС, с учётом п/п «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования 2015 г. для профессиональных организаций; технический профиль.
15.01.2016. № 0951, № 1451 Рабочий лист ФИО ________________________________________
сдать по окончанию пары
План. 1
1. Возрождение и гуманизм в Западной Европе: истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии гуманизм и новая концепция человеческой личности.
2. Высокое Возрождение: понятие, основные черты, главные достижения, деятели в науке и искусстве.
Основные понятия: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».
Период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия.
Персоналии: (см. табл.)
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий):
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».
Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве. Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры
Д/З. Вопросы для изучения: (общие и индивидуальные)
1. Поясните, как и почему появились понятия «Возрождение», «Ренессанс».
2. Историк культуры М.В. Алпатов утверждал, что «Античность, этот забытый мир, вновь является Возрождению, как древняя сказочная птица феникс». Прокомментируйте цитату.
3. Назовите не менее трёх причин начала возрождения античной традиции в Италии и раскройте их. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lalet/08.php
4. Объясните, почему искусство рассматривается как особая форма общественного сознания.
5. Охарактеризуйте образ гуманиста XVI в.
6. Назовите заслуги, благодаря которым вошли в мировую историю Э. Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, У. Шекспир, М. де Сервантес, Т. Мор, Дж. Локк. В чём актуальность их идей в наше время?
7. В чём отношение поэтов и писателей Возрождения к личности человека созвучно нашей современности?
8. Почему в каждом зале музея Лувра (г. Париж, Франция) есть указатель «К Джоконде», а к другим картинам отсутствуют указатели?
Ход работы:
1. Прочитайте и озаглавьте текст.
Для всех: (5 мин.)
Возрождение (Ренессанс) считается эпохой переходной от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный) характер, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.
Культура Возрождения возникла и эпоху, когда в условиях возросшей деловой
активности на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своими
успехами и положением не знатности предков, а уму, знаниям, усилиям. Человека
уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая
мораль, традиции.
Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.
Стиль Высокого Возрождения просуществовал только краткое время (ок. 1495-1520 гг.) и был создан несколькими гениальными художниками: Леонардо да Винчи, Донато Браманте, Микеланджело, Рафаэлем и Тицианом.
(5 мин. – 7 мин.)
1 вариант.________________________________________________________________
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова «renaissance» — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Учёные и мыслители XV-XVI веков поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя.
С конца XIII — начала XIV вв., в Италии сложилась новая общественная ситуация. Через её рынки 2 шла торговля Европы с Востоком, и североитальянские города — Венеция, Генуя, Милан, Болонья, Флоренция и др. — стали крупными экономическими центрами. Вместе с тем в Италии сохранились многочисленные памятники античного мира, а через Венецию и Геную туда попадали рукописи греческих философов и учёных. И первое, что обращало на себя внимание при сопоставлении памятников античности и норм средневековья, были различия в понимании человека, его земной жизни. Если средневековая церковь предписывала умерщвлять плоть, бежать от земных соблазнов, считать красоту тела греховной и скрывать её, то античная скульптура изображала прекрасных, гармонично развитых людей, а философия учила, что человек есть мера всех вещей.
(5 мин. – 7 мин.)
2 вариант.________________________________________________________________
Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — термин, обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью.
Гуманизм возник в Италии. Его предшественниками были Данте и Петрарка; в число его главных создателей входили Джианозо Манетти, Леонардо Бруни,…
По определению одного из наиболее известных представителей гуманизма, Леона Баттиста Альберти (1404-72), это «человек, который может сделать всё, если он будет». «Универсальный человек» воплотил основные принципы возрожденческого гуманизма, который считал человека центром вселенной, неограниченным в способностях к развитию. «Универсальный человек» стремился охватить всё знание, развивать свои способностей настолько полно, насколько возможно, совершенствоваться в физическом развитии, в социальных достижениях и в искусствах. Такой идеал блестяще иллюстрировался Альберти — он был признанным архитектором, живописцем, знатоком античности, поэтом, учёным и математиком, а также гордился навыками наездника и спортивными достижениями — и Леонардо да Винчи (1452-1519), чья одарённость проявилась в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и литературе. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других гениев часто называют «титанами Возрождения».
2. Заполните таблицу «Выдающиеся творцы эпохи Гуманизма и Высокого Возрождения», опираясь на текст № 1 § 33 стр. 208 – 210. (25 мин)
1вариант – нечётные. 2 вариант – чётные.
Изображение
|
Представители |
Основные творения |
Какие вопросы поднимает представитель Высокого Возрождения, о чём предлагает поразмышлять?
Какую проблему или проблемы ставит, рассматривает автор произведения? |
Великие гуманисты
|
|||
|
1. Эразм Роттердамский,
учёный, философ, богослов
(28 октября 1466 – 12 июля 1536 г.) |
|
|
|
2. Франсуа Рабле,
французский писатель эпохи Ренессанса
(4 февраля 1494 – 9 апреля 1553 г)
|
|
|
|
3. Уильям Шекспир,
великий английский драматург
(26 апреля 1564 г – 23 апреля 1616 г) |
|
|
|
4. Мигель де Сервантес Саавендра,
испанский писатель
(29 сентября 1547 г – 23 апреля 1616 г |
|
3
|
|
5. Томас Мор,
английский мыслитель – гуманист
(7 февраля 1478 г — 6 июля 1535г) |
|
|
|
6. Джон Локк,
английский философ,
(29 августа 1632 г. - 28 октября 1704 г) |
|
|
«Титаны Возрождения»
3. Закончите предложение, опираясь на текст № 1 § 33 стр. 209
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени —_____________________________________________________________________-были разносторонними людьми. Неслучайно их называют _____________________, как древнегреческих божеств, олицетворявших _______________________________________________________.
|
|||
4. Продолжите заполнение таблицы. |
|||
|
1. Леонардо да Винчи,
итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
(15 апреля 1452 г – 2 мая 1519 г) |
|
|
|
2. Микеланджело Буонарроти,
Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель
(6 марта 1475 г - 18 февраля 1564 г)
|
|
|
|
3. Рафаэль Санти,
великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
(28 марта 1483 г - 6 апреля 1520 г) |
|
|
|
4. Доминико Эль Грека,
испанский художник. по происхождению - грек, уроженец острова Крит.
(1541 г - 7 апреля 1614 г) |
|
4 |
|
5. Диего Веласкес,
испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
(6 июня 1599 г — 6 августа 1660г) |
|
|
|
6. Альбрехт Дюрер,
немецкий живописец и график, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.
(21 мая 1471 г - 6 апреля 1528 г) |
|
|
|
7. Питер Брейгель Старший,
известный также под прозвищем «Мужицкий» — великий нидерландский живописец, прекрасный график и рисовальщик, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен.
(1525г — 9 сентября 1569 г) |
|
|
|
8. Рембрандт Харменс ван Рейн
голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
(15 июля 1606 г – 4 октября 1669 г) |
|
|
Индивидуальные задания:
5
|
Д/З
1. Каждому обучающемуся на выбор подготовить презентации об одном из Великих гуманистов, титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры.
2. Выписать в свою рабочую тетрадь и выучить значение понятий «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм».
3. Раскрыть причины и основные черты эпохи Возрождения
4. Выучить имена всех изучаемых в № 1 § 33 Великих гуманистов, титанов Возрождения.
|
Итоги урока:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.