Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский профессиональный художественный колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПМ 01. Выполнение подготовительных работ
Для профессии
54.01.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ»,
Практическое занятие 1.3.11: Выполнение ««состаривания»» бумаги
по теме: 1.3. «Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи)»
Согласовано
Цикловой комиссией
по профессиям и специальностям
от «___»______20____ г.
Председатель цикловой
комиссии по профессиям и специальностям
_________/Работяжева-Черняева Ю. Б./
Разработчик: Ковальчук Надежда Николаевна
г. Севастополь
2018г.
мастер п/о ГБОУПО «СПХК»
Основная документация КМО урока п/о
Журнал
План урока п/о
Рабочая программа
Методическая разработка урока для мастера п/о
Карточки-задания
Инструкционно-технологические карты
Критерии оценивания по теме
Наглядные пособия и ТСО
Стенды
Готовые работы и образцы
Фотографии, изображения (в том числе и в электронном виде)
ТСО
компьютер
проектор
широкоформатный экран
веб - камера для мастер-класса
«Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи)»
Выполнение ««состаривания»» бумаги
Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.
Выбор и подготовка материалов, инструментов и приспособлений.
Установление порядка выполнения работ.
Освоение приёмов оформления основ
Выполнения работ разными способами
Контроль качества выполняемых работ. Устранение дефектов.
Оформление работ
Цель:
-формирование навыков «состаривания»» бумаги
-выявление технологических особенностей «состаривания» бумаги;
-развитие навыков анализа рабочей ситуации и совместной работы в малых группах;
- воспитание понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
Материально- техническое обеспечение:
Материалы и инструменты:
Бумага, А-4(ватман, акварельная, ксероксная)
Акварель
Чайная заварка
Кофейный раствор
Молоко (жирное)
Кисти №7-№12(белка, колонок, флейц)
Ветошь, емкость для воды (на случай тушения огня)
Емкость 300х100х250
Газеты
Стаканы
Соль
Свечка
Спички
Вступительная часть наглядно проиллюстрирована слайдами
Организационная часть
- выявление отсутствующих учащихся;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ.);
- организация внимания и готовность учащихся к уроку.
Требования ТБ!!!!!!
Работы проводить только в спецодежде;
Все электрооборудования должны быть в исправном состоянии;
При работе со свечой необходимо иметь рядом емкость с водой во избежание пожара;
Освещение в мастерской должно быть в пределах нормы;
Все колющие и режущие инструменты хранить в специальных футлярах;
Соблюдать правила пожарной безопасности, аккуратно обращаться с огнем.
Практическая часть
Сообщение темы урока, цели и хода урока (запись в тетрадь по отчетам «практических работ»)
Актуализация опорных знаний обучающихся (карточки)
Выполнение упражнений. Инструктаж. Постановка задач.
Рефлексия (задание на сопоставление образцов и техник выполнения)
Выдача заданий для самостоятельной работы
Подведение итогов
Выявление оптимальных способов имитации состаренной бумагой
План урока практического занятия
Тема 1.3. Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи)
Тема урока 1.3.11: Выполнение «состаривания» бумаги
Цель урока
Учебная: формирование навыков выполнения «состаривания» бумаги
Развивающая: равитие навыков анализа рабочей ситуации и совместной работы в малых группах;
Воспитательная: воспитание понимания сущности и социальной значимостисвоей будущей профессии;
Тип урока : урок изучения трудовых приемов и операций
Вид урока: практическое занятие
Форма обучения: коллективная фронтально-групповая;
Методы : интерактивные (беседа, демонстрация, работа в командах)
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, бумага А-4 (акварельная, ватман, чертежная), карандаш, линейка, стаканы, чайная заварка, кофейный раствор, молоко, лимон, акварель, кисти- флейц, белка №7-№12, ветошь, газета.
Дидактическое обеспечение:
Презентация по теме, слайд-шоу, фото на компьютере образцов оформления фонов состаренной бумагой, образцы работ учащихся.
Межпредметные связи: материаловедение, МДК.
Список основной и дополнительной литературы:
Беккерман Я.И. Материалы для художественно-оформительских работ Москва. – «Высшая школа». – 1989. – 95 с.
Елисеев Марк Материалы, оборудование, техника живописи и графики, АСТ, Астрель ; 2004 г
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/138304 Принадлежности для живописи
С. В. Фиталева, Д. А. Барабошина. Основы технологии художественно-оформительских работ
Время |
Ход урока |
Содержание работы мастера |
3-5 мин |
I Организационная часть |
Проверка наличия учащихся Проверка готовности учащихся к уроку Организация рабочего места Допуск по технике безопасности |
10-15 мин. |
II Вводный инструктаж Актуализация знаний: -сообщение темы программы и урока; -целевая установка проведения урока; -проверка опорных ЗУН обучающихся, необходимых для дальнейшей работы на уроке; -анализ и дополнения ответов учащихся. Изложение нового материала: -изложение новой учебной информации; -демонстрация приемов трудовой деятельности; -пояснение характера и последовательности работы обучающихся на уроке ; -сообщение о передовом опыте и новых технологиях по теме урока п/о; -выявление уровня полученных знаний обучающихся; -ответы мастера на вопросы обучающихся; освещение мер безопасности при выполнении работ; -подведение итогов вводного инструктажа -выдача заданий для практической работы командам и пояснение порядка их выполнения; |
Тема Тема 1.3. Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи) Тема урока практического занятия1.3.11 Выполнение ««состаривания»» бумаги
Цель: формирование навыков «состаривания» бумаги Беседа с учащимися о способах и приемах выполнения «состаривания» бумаги Опрос обучающихся: Какие вы знаете приемы оформления основ? - Какие способы имитации материалов существуют? Актуальные методы оформления основ на сегодняшний день; Нетрадиционные техники оформления основ художественно-оформительских работ Демонстрация приемов «состаривания» бумаги Ответы мастера п/о на вопросы учащихся; Освещение мер безопасности при выполнении работ; Подведение итогов вводного инструктажа
|
20 мин. |
III Текущий инструктаж сообщение критериев оценивания выполняемых работ; целевые обходы мастером рабочих мест учащихся; проверка соблюдений правил ТБ; прием и оценка качества работ. |
Выдача заданий для самостоятельной работы обучающихся и порядка их выполнения; Сообщение критериев оценивания выполняемых работ; Целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся; Проверка правил соблюдения ТБ; Прием и оценка качества работ. |
3-5 мин. |
IV Заключительный инструктаж анализ деятельности обучающихся в процессе всего урока; анализ причин возникновения ошибок, разбор типичных ошибок и способы их устранения; оценка работы учащихся ее объективное обоснование; подведение итогов урока выдача самостоятельной работы. |
Разбор типичных ошибок и способы их устранения; Задание на сопоставление ( образец + прием выполнения) Оценка работы обучающихся и ее объективное обоснование; Подведение итогов урока п/о Сообщение темы следующего занятия |
Ход урока
Показ презентации по теме в программе PowerPoint слайд 1
Сообщение темы 1.3.: «Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи)» и темы практического занятия 1.3.11: «Выполнение ««состаривания»» бумаги»
(обучающиеся записывают в тетрадь «Комплект практических работ» название практической работы, её цель, материальное оснащение, ход работы - приложение №1)
мастер п/о: Творческие идеи и замыслы художника никогда не будут стоять на одном месте, перетекая из одной формы в другую, они дают хорошую почву для плодотворной работы. Сейчас существует огромное множество разнообразных приемов и техник, используемых как в декоративно-прикладном, так и в оформительском искусстве.
На предыдущих занятиях вы ознакомились со многими приемами оформления фонов и основ и все они чем-то отличаются: техникой, использованием конкретных инструментов и материалов, передачей фактуры, текстуры и т. д., перечислите их:
обучающиеся:
Приемы выполнения отмывки, растяжки фона акварелью
Приемы выполнения работы акварелью: лессировки
Приемы выполнения работы акварелью по сырому
Приемы выполнения работы гуашью флейцевание
Приемы выполнения работы гуашью «торцевание», «сухая кисть»
Приемы выполнения работы гуашью «тампование»
Выполнение имитаций ткани, кожи, дерева, камня
Выполнение набрызга на ровной и мятой поверхности
Выполнение акватипии, монотипии
Нетрадиционные техники- эффект мыльных пузырей, кляксография, солевой эффект, присыпка красителями, текстура карточкой.
мастер п/о: На сегодняшнем уроке нам необходимо освоить следующий прием оформления основ - тонирования бумаги в стиле неоархаика, что это
обучающиеся: Стиль неоархаика -это искусственное «состаривание» (нео -новый, архаика от греческого archaios- древний.)
мастер п/о: Молодцы, верно, и мы сегодня будем выполнять «состаривание» бумаги разными способами
В современной практике, как вы уже знаете, существует много способов получение эффекта старой бумаги, помимо тех, о которых я вам рассказывала на теоретическом уроке МДК, вы должны были самостоятельно в интернете найти дополнительно новые способы, перечислите их:
обучающиеся:
Тонирование (состаривание) бумаги растворимым кофе
Тонирование бумаги цветной тушью (акварелью)
Состаривание бумаги с помощью лимона.
Состаривание бумаги с помощью жирного молока или сливок
Тонирование бумаги зеленым, черным и красным чаем
Смывание черной туши после белой гуаши
Монотипия
Дополнительные «эффекты» «состаривания» бумаги
Капли и брызги краски и/или воды различными типами кистей
Использование соли для создания фактуры
Рисование мыльными пузырями
Использование самодельных штампов
Крапинки от гранул кофе
Тонирование бумаги для печати фотографий
Рисование пеной для бритья и тушью
Наклеивание журнальных страниц
Применение кляксографии
Обжиг краев бумаги
мастер п/о: Обращение к теме архаики в современное время вполне закономерно и актуально так как позволяет создавать художественные работы в особо необычном и индивидуальном стиле. В каких случаях художественного оформительского искусства можно применять искусственно состаренную бумагу?
обучающиеся: Для оформления основ под открытку, выполнение фона плаката, оберточной бумаги для подарков, под письмена для сьемки исторического фильма и т.д.
мастер п/о: Тонированная, искусственно состаренная, бумага- это идеальное решение для быстрых тональных набросков - уголь либо сепия, плюс мел. Этого вдоволь достаточно, чтобы передать в наброске объем, а тон бумаги может создавать общий колорит и участвовать, как один из средних тонов
Прежде чем мы перейдем созданию чудес - перевоплощению современной белой бумаги к старой, нам надо повторить пройденный материал, вспомнить какие виды бумаги существуют, их составляющих, какими кистями и красками работают художники-оформители и т. д., мы разбились на группы, у нас получились три команды, для этого каждой команде предоставляется карточка-задание по три вопроса, та команда которая ответит первой и верно получит дополнительный балл, на подготовку дается 3 минуты.
(команды отвечают на вопросы)
Молодцы, к этому занятию вы подготовились хорошо.
Сейчас я вам покажу один из приемов тонирования бумаги, который отлично подходит не только для эффектов «состаривания», но и для воплощения других творческих замыслов.
Первый этап работы выполняем вместе. Повторяйте за мной-лист бумаги А-4 делим на 4 части, (в целях экономии), можно поделить бумагу резаком, или аккуратно разорвать ее, это придаст еще больше сходства с «состаренной»
Для бумаги мелованной (госзнак) этот метод не годится, но акварельную, ватман и обычную бумагу можно отлично «состарить» пройдясь средней крепости чайной заваркой широкой кисточкой.
Рисунок наносится после «состаривания» и того, как бумага просохнет. Обработанная таким образом бумага хорошо подходит под сангину, соус, уголь, мел, карандаш, тушь, акварель и гуашь. Также рисовать можно сразу «по-мокрому», если материал позволяет, и не потечет. Или, наоборот, потечет, если это надо. Можно вообще смешивать процессы рисования и «состаривания». Все зависит целиком от задач и творческого замысла.
Для тонировки понадобится крепкая чайная заварка, например, пять чайных ложек с горкой на 200–300 грамм кипятка.
Вначале лист ватмана или акварельной бумаги сбрызгивается водой («по-мокрому» дает более ровный тон и плавные переходы), берется широкая кисть от №7 и выше (можно мягкая «белка», можно наоборот, жесткая щетина — зависит от требуемого эффекта), капли воды распределяются влажной кистью, для равномерного смачивания, а потом аккуратно, мазок к мазку, без сильных нахлестов, грунтуется чаем. Потом дается пауза в 3–5 минут, чтобы слой впитался в бумагу и слегка подсох и можно наносить еще один чайный слой, но мазки располагать под другим углом. Так, постепенно, можно добиться нужного тона бумаги. Кроме коричневой заварки черного чая, который дает цвет пожелтевшей состаренной бумаги, можно добиваться интересных эффектов с зеленым чаем (оттенки оливкового) и «каркаде» (оттенки розового) в стиле неоархаики.
Я вам показала один из приемов тонировки бумаги, как вы знаете он не единственный. Каждый из вас выбрал один из способов «состаривания» бумаги.
Теперь приступим к выполнению «состаривания» бумаги другими способами, каждая команда уже определилась с выбором.
Выполняем упражнения на бумаге А-6
За творческий подход к работе по критериям оценивания так же присваивается бал
Каждая команда по очереди рассказывает о материальном оснащении для выполнения «состаривания» бумаги определенным способом
1 команда – «состаривание» бумаги методом монотипии акварелью и чертежной тушью
2 команда- «состаривание» бумаги на молоке
3 команда- «состаривание» бумаги на растворимом кофе
После выполнение практического задания, проведем самопроверку на сопоставление образцов состаренной бумаги и способов их выполнения
Из каждой команды по очереди лидеры выходят к доске и выполняют перестановку надписи к образцам, другие фиксируют себе верно ли данная команда выполнила задание.
Выдача самостоятоятельной работы обучающимся
Оформить работы на А-4
Самостоятельная работа: использовать для
“состаривания” бумаги ранее изученные приемы оформления основ - нетрадиционные
техники (мыльные пузыри, оттиск бумагой, кляксография и т.д.)
Способы «состаривания» бумаги и
дополнительные эффекты:
1. «состаривание» бумаги на жирном молоке или сливках
Можно использовать жирное молоко или сливки. Молоко наносится кистью на бумагу, жидкость должна высохнуть. После чего лист проглаживается утюгом или подносится к любому источнику тепла: лампочке или свече. И под воздействием тепла молоко должно стать коричневым, окрасив лист.
2. «состаривание» бумаги на кофейном растворе
Кофе дает разнообразную палитру оттенков для кофейной подкладки. Также можно комбинировать колоры. Как в процессе тонировки кистью или послойно, так и в процессе заваривания. Таким образом можно получать серые, желтые, оранжевые, горчичные, оливковые, салатовые, зеленые, коричневые, бурые, красные, розовые, бордовые и прочие тонировки. Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды, желательно сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется. Бумагу первоначально необходимо смять или сложить два раза, образовывая таким образом прямые складки, а можно и без складок и мятин опускать в емкость в кофейным раствором. Затем выкладываем на предварительно подготовленые газеты до полного высыхания. После чего края бумаги над горящей свечой попалить края, и пока не загорелась вся бумага, быстро тушим ветошью. Есть и другос способ, например предварительно оборвать края бумаги, а затем приступить к тонировке кофейным раствором, здесь не понадобится свеча.
3 «состаривание» бумаги с помощью лимона
На чистый лист бумаги наносятся пятна и капли лимонного сока или покрывается им вся поверхность бумаги. После высыхания лист проглаживается утюгом. И лимонный сок под воздействием температуры "состаривает" бумагу. Те места, куда попал лимонный сок коричневеют.
4. «состаривание» бумаги методом монотипии
Отпечаток красками. В общем варианте техника заключается в следующем: на лист бумаги наносят пятна краски (добавляя воды или не добавляя). Затем сверху кладут чистый лист бумаги, прижимают и разглаживают его. И снимают верхний лист. В итоге получается два листа, покрытых пятнистым фоном монотипии, которые можно использовать для рисунков. Еще один вариант: просто сложить пополам лист бумаги, обозначив середину, развернуть, нанести краски и опять сложить-разгладить-развернуть. Отпечатки будут немного иными.
Акварель и цветная чертежная тушь - прозрачные текучие краски, любящие много воды. Используют два варианта нанесения красок для получения отпечатков:
Сначала смачивают лист бумаги водой с помощью большой широкой кисти. На влажную бумагу наносят капли туши кистями и/или из капельниц. И далее по технологии. При втором способе наносят краску на сухую бумагу, и дополнительно капают с кисти капли воды.
Совет на заметку!
Чертежную тушь и акварель без большого количества воды не использовать, отпечатки получаются чересчур яркими. А лишнюю воду после снятия листа убирают либо промакиванием смятой бумажной салфеткой, либо - что чаще - насыпая на бумагу кристаллы крупной соли. Они вбирают в себя лишнюю воду и создают дополнительную фактуру в монотипии. После высыхания красок соль просто стряхивается.
5.«состаривание» бумаги методом смывания черной туши после белой гуаши
Этот способ тонирования бумаги имеет какое-то правильное название просто - смывание. Процесс очень грязный. Подготавливаем листы бумаги, белую гуашь и большую кисть (кисть малярную, из грубой щетины). Бумагу берем плотную (тонкая офисная бумага просто порвется от струи воды), тогда мазки гуаши приобретают дополнительную фактуру. Берем кисть и закрашиваем белой гуашью центральную часть листа. Оставляя края незакрашенными. Так как итогом этого способа тонирования должна стать черная фактурная рамка по периметру белого листа, на котором потом будет ваш рисунок. Оставляем сохнуть.
После полного высыхания гуаши (это займет несколько часов, так как слой желательно наносить не тонкий) берем банку черной чертежной туши и ту же широкую кисть. И аккуратно закрашиваем весь лист черной тушью. Должен получится черный лист. И опять оставляем сохнуть.
Последний этап этого способа самый сложный. Берем наш черно-белый лист и отправляем по струю воды над раковиной, аккуратно смываем тушь. Держать лист между ладоней и тереть их друг относительно друга, следя за тем, чтобы струя воды не прорвала лист. В результате смывания серединка листа, которая была закрашена гуашью, станет белой. Так как тушь не впиталась в бумагу из-за слоя гуаши и смоется легко. А края листа, там где тушь впиталась, будут черными. Что нам и нужно было. Кладем мокрый лист на стопку из нескольких газетных листов и ждем высыхания. Газеты можно пару раз поменять для ускорения процесса сушки.
6.«состаривание» бумаги пеной для бритья и тушью
Понадобится пена для бритья или гель. И цветная тушь. На пластиковую палитру выдавливаем пену (или смешиваем гель с водой до образования пены) добавляем чуть воды и кисточкой взбиваем для получения пены. Размазываем пену ровным слоем по палитре и капаем капли чертежной туши. Ручкой кисти водим по пене, капли будут растягиваться линиями и разводами. Дальше кладем сверху лист бумаги и слегка прижимаем. Снимаем лист и убираем с него остатки пены бумажными салфетками. Просто быстро ее стираем. И любуемся красотой.
7.«состаривание» бумаги методом наклеивание журнальных страниц
Для этого способа добавления цветовых пятен на листе понадобятся глянцевые журналы и клей ПВА и кисточка.
Намазываем лист белой бумаги слоем густого клея ПВА. Пока клей не высох (делаем все очень быстро) кладем сверху лист из журнала с картинкой и приклеиваем его. Разглаживаем и ждем. От 30 секунд до минуты. Здесь тонкий момент, потому что ПВА не должен высохнуть окончательно, тем самым приклеив лист и испортив все. Но в то же время краска журнала должна размокнуть от ПВА. Аккуратно снимаем лист журнала. На нашем белом листе должен остаться зеркальный отпечаток журнальной картинки. В этой технике важно правильно рассчитать нужное количество клея и время ожидания. Небольшое замечание: черная краска с журнальной страницы на лист не переходит.
8. «состаривание» бумаги цветной тушью (акварелью)
Использовать можно цветную чертежную тушь, фирмы "Гамма". Но для любых водорастворимых красок (например, акварели) процессы, будут аналогичными.
Для окраски всего листа можно работать - по влажной или сухой бумаге. Опускаем кисть в воду (чистую или грязную), или в раствор кофе. Дальше из пузырька капаем на эту кисть 1-2-3 капли цветной туши (можно разных цветов). И покрываем бумагу, закрашивая лист.
Общее замечание: если тонировать лист целиком, то даже тонкая бумага почти не коробится, что неизбежно происходит, если оставлять часть листа неувлажненной, просто сажая пятна.
Еще один вариант окраски: рисовать сразу двумя кистями, на каждой из которых свой цвет краски, держа их вместе.
9. «состаривание» бумаги зеленым, черным и красным чаем
Чай - очень доступный вариант для придания листу бумаги слабых ненасыщенных оттенков.
Зеленый чай дает слабый желто-зелено-коричневатый оттенок. Оливковый, проще говоря. Пропорции - две чайные ложки с горкой чая и совсем немного воды, только чтобы покрыть чаинки. Они конечно, набухнут, тогда можно добавить еще воды. Через несколько часов отжать заварку. Получаем настой, в который можно макать кисть.
Тонирование бумаги красным чаем (каркаде)
Красный чай (каркаде) дает разные варианты цветов бумаги - выразительные оттенки лиловых, бордовых, сиреневых, фиолетовых и даже синих цветов. Именно цвета, так как они получаются разными в зависимости от блокнота, который тонируют. Розовый цвет получается на газетной бумаге. На что еще советую обратить внимание при тонировании каркаде - на красоту процесса!! Очень интересно следить за тем, как нанесенный яркий розовый цвет постепенно приобретает лиловый оттенок, темнеет, становится синим. Небольшое, но важное дополнение: через несколько месяцев после описания этого способа, когда получается розовый цвет, а когда фиолетовый. Если бумага непроклеенная, рыхлая - то каркаде дает розовый цвет. А если бумага обработана кислотами (так часто поступают в промышленном производстве бумаги) то цвет листа становится фиолетовым.
Эффекты для состаривания бумаги:
1. Капли и брызги краски различными типами кистей
На еще влажный или уже высохший от предыдущих этапов лист можно капать и брызгать - тушью, кофе, чистой водой или любыми красками на влажный - капли расплываются очень красивыми разводами похожими на медуз..
Варианты:
Взять пузырек с тушью и из кончика капать капли. Большие и красивые.
Взять дешевую щетинную кисть, опустить ее в чашку (кофе или воды) или в баночку с цветной тушью. И слегка постукивать пальцем по ручке кисти, держа ее над бумагой. Результат - мелкие брызги на листе.
Опускаем обычную синтетическую или беличью кисть в кофе, тушь или воду и капаем на бумагу капли, точнее они будут капать сами под действием силы тяжести. То что было набрызгано-накапано, можно еще влажным промокнуть скомканой бумажной салфеткой. Часть цвета туши и кофе снимется, и пятна-медузы будут светлее на темном фоне. Можно брызгать чистой водой в несколько слоев, промакивая каждый слой - получается интересная фактура листа, так как пятна капель накладываются друг на друга.
2. Применение спирта
Использование вместе с красками для тонирования спирт. На влажный от акварели или туши лист капаем кистью капли спирта и любуемся результатом. Спирт по иному воздействует на красочный слой, отличаются результаты от капель воды.
3. Использование соли для создания фактуры
Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в акварельных рисунках. И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или туши бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и от бумаги ее потом не отдерешь. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие пятнышки с темной окантовкой.
4. Рисование мыльными пузырями
Для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Краски разводим как можно побольше, так как иначе пузыри получаются очень светлыми. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист бумаги. Получаем красоту! лучше всего подходит детская покупная баночка с мыльными пузырями. Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (лучше цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся. Так как получившиеся отпечатки получаются! Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Теперь про неприятное - чернила лучше не брать, так как отмыть их потом от всего, на что они попали, очень проблематично. Обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг.
5. Использование штампов по влажной и сухой бумаге
Можно использовать покупные штампы, можно самодельные. Можно использовать штампы из ластиков и линолеума. Намазываем их цветной тушью (можно использовать любую краску: акварель, гуашь или акрил) и прикладывала к бумаге. На сухом листе получается четкий отпечаток, на влажной бумаге краска красиво расплывается, и четкий контур иногда исчезает до степени неразличимости.
6. Крапинки от кофе
Тонирование растворимым кофе
Взять гранулы растворимого кофе, насыпаем несколько штук на влажную бумагу. Они расплываются красивыми темными пятнами похожими на медуз.
Тонирование молотым натуральным кофе
Присыпка молотым кофе - вариант самый удачный. После высыхания и смахивания кофе - красивые оранжево-коричневые медузы со светлой серединкой. Эффект чем-то похож на эффект от соли, но с дополнительным введением цвета.
Подведем итог: вариантов тонирования бумаги, а главное - их комбинаций - очень много! Да и сам процесс окрашивания-рисования очень увлекателен, остается дать волю в творчестве!
Урок-эксперимент
деление группы на 4 команды
-1 команда -на молоке (ватман А-4- 3 листа, акварельнаяА-4 -3 листа, ксероксная А-4 -3 листа. мелованная А-4 -3 листа );
-2 команда -на кофе (ватман А-4- 3 листа, акварельнаяА-4 -3 листа, ксероксная А-4 -3 листа. мелованная А-4 -3 листа );
-3 команда-на чайной заварке (ватман А-4- 3 листа, акварельнаяА-4 -3 листа, ксероксная А-4 -3 листа. мелованная А-4 -3 листа );
-4 команда-на акварельной краске (ватман А-4- 3 листа, акварельнаяА-4 -3 листа, ксероксная А-4 -3 листа. мелованная А-4 -3 листа )
Материальное оснащение урока:
-бумага А-4 (Ватман, акварельная)
-растворимый кофе (5 столовых ложек) ;
-вода (2 кружки);
-газеты (на них нужно будет складывать уже мокрую бумагу);
-поднос или большая не очень глубокая тарелка;
-пульверизатор.
Техника безопасности!!!
Этапы выполнения работы:
Разложите газеты на ровной поверхности, минимум в 3 слоя;
Растворить в кипяченной воде кофе (или сварить заварной) и охладить;
Вылить раствор кофе в поднос.
4.Положите вашу бумагу в поднос с кофе на 30 секунд. Затем выньте и положите на газеты для высыхания…
5. До того, как бумага полностью высохнет, необходимо размять в пальцах гранулы кофе и посыпать ими бумагу.
6. Намочите донышко кружки в кофе или чернилах и поставьте на бумагу (еще не до конца высохшую) – получатся круги на бумаге…
Таким образом можно старить всё – бумагу, таги, кружево, ткань и т.д.
1. Можно старить бумагу, не только полностью опуская ее в кофе, а использовать набрызг пульверизатором раствором кофе на сухую бумагу. Чтобы было видно, что на бумаге точки, нужно пульверизатор держать достаточно далеко от бумаги, иначе все расплывается…
Используя два вида бумаги - №1 бумага для черчения, №2 бумага для акварели, видно, что на бумаге для черчения капельки расплылись гораздо сильнее, чем на бумаге для акварели.
Для получения темных точкек на бумаге необходимо растирать гранулы кофе и сыпать на влажную бумагу.
2. После полного окрашивания бумаги в кофе,необхимо дать ей немного подсохнуть, после чего набрызгать на нее из пульверизатора…
№1 – бумага для акварели.
Подсохла самостоятельно, после чего выполнен набрызг из пульверизатора.
№2 – бумага для черчения. Высушена утюгом. цвет становился гораздо светлее, чем когда бумага высыхала самостоятельно (это касается и бумаги для акварели, и бумаги для черчения).
Светлые участки – после утюга, темные после пульверизатора.
№3 – бумага для черчения. Подсохла самостоятельно, после чего выполнен набрызг из пульверизатора (бумага была еще влажная). Здесь видно, что на такой бумаге, темные разводы не получились. А светлые капли - результат набрызга чистой водой…
Спосбы сотаривания бумаги:
- окрашивание смятой бумага, но у меня ничего хорошего не получилось. С тем же успехом можно было сначала состарить бумагу, а потом смять…
- я пыталась держать бумагу в кофе разное время – но на цвет это никак не влияло. Зато повлияло количество кофе в воде. Сначала я красила пятью ложками кофе, а потом добавила еще три. Цвет бумаги стал гораздо темнее…
- после старения с помощью кофе, бумага стала очень неровная – отчасти выпрямить ее помогает утюг (если гладить им уже полностью высохшую бумагу, на цвет это никак не повлияет), но не до конца. Отгладить до первоначального состояния у меня так и не получилось…
Оценочный лист
№ п/п |
Ф.И.О. |
Внешний вид в соответствии с требованием ТБ |
Правильный подбор и размещение приспособлений, инструментов и материалов |
Безопасное использование инвентаря, инструментов с соблюдением правил ТБ |
Соблюдение технологического процесса при выполнении работ |
Творческий подход к работе (использование «эффектов»)
|
Знание теоретического материала |
ВСЕГО баллов |
1 команда |
|
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Ф.И.обучающихся |
1 команда |
Буленко Ольга |
Бурдастая Вероника |
|
Гайдаш Анна |
|
Королева Алена |
|
2 команда |
Ивановская Виктория |
Каницкая Дарья |
|
Довбня Анастасия |
|
Каштанюк Елизавета |
|
3 команда |
Ковунева Анастасия |
Коляса Диана |
|
Романюк Анастасия |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема 1.3. Основные приемы оформления основ и имитации различных природных и искусственных материалов (дерева, камня, кожи)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.3.11
Выполнение ««состаривания»» бумаги
Цель работы: Формирование навыков выполнения имитации состаренной бумаги
Материальное оснащение: Бумага, А-4(ватман)
краски: акварель, чайная заварка, кофейный раствор, молоко, кисти №1,2,3(белка), ветошь, емкость для воды, емкость 300х100х250, газеты, стаканы, соль, свечка, спички.
Общие сведения. Техники выполнения ««состаривания»» бумаги:
тонирование чистого белого листа бумаги (раствором кофе, чайной заваркой, молоком, лимонным соком, акварелью, гуашь+тушь), мятой бумаги, методом погружения листа бумаги в жидкость или покрытие кистью, немного разровнять, высушить, после высыхания прогладить и оформить на бумагу А-4.
Ход работы.
Разметка бумаги (лист А-4 делится на 4 части по длинной стороне)
Выполнить приемы «состаривания» бумаги
Вырезать образцы размером 580Х170 (2 шт.)
Наклеить образцы на бумагу (А-4)
Оформить работу (выполнить рамку, подписать)
Оформить отчет
1.Написать название практической работы, её цель, материальное оснащение
2. Записать ход работы
3. Написать вывод по практической работе.
Контрольные вопросы
Какие способы ««состаривания»» бумаги вы еще знаете?
Какие «эффекты» могут применяться в «состаривании» бумаги?
Какую бумагу лучше использовать для имитации «состаренной» бумаги?
Литература
Беккерман Я.И. Материалы для художественно-оформительских работ Москва. – «Высшая школа». – 1989. – 95 с.
Елисеев Марк Материалы, оборудование, техника живописи и графики, АСТ, Астрель ; 2004 г
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/138304 Принадлежности для живописи
С. В. Фиталева, Д. А. Барабошина. Основы технологии художественно-оформительских работ
Карточка - задание №1
1. О каком приеме оформления основ идет речь?
Щетинная кисть с полусухой краской ставится перпендикулярно листу и быстрыми движениями покрывается поверхность. (торцевание)
2. Какие кисти по типу волоса используются для работы акварелью? (белка, колонок)
3. Какой основной компонент входит в состав бумаги? (целлюлозно-древесное волокно)
Карточка - задание №2
1. Какой краске относится данная характеристика? Краска непрозрачная, плотная, высыхая, она приобретает матовую бархатистость. (гуашь)
2. О каком приеме оформления фона идет речь?
Бумага предварительно смачивается водой, листу придается наклонное положение и поверхность заливается жидкой краской сверху (набегающая вниз капля подхватывается). (заливка акварелью)
3. Какую основу под письмена использовали древние египтяне? (папирус)
Карточка - задание №3
1. Где впервые была изобретена бумага? (Китай)
2. Краска, в которой не используют белила. (акварель)
3. О каком приеме оформления основ идет речь?
Бумага покрывается жидкой (сметанообразной) краской при помощи флейца сначала вдоль, а затем поперек листа. Неровности поверхности не рекомендуется смывать водой, так как возможны появления пятен. (тонирование гуашью)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.