6 игр, развивающих слух и осязание у детей
Первый источник знаний о мире — наши ощущения. Благодаря им дошкольник познаёт свойства и признаки предметов, которые напрямую оказывают воздействие на его органы чувств. Постепенно он узнаёт, что предметы имеют свою величину, форму, вкус, вес и так далее.
Даже без целенаправленного обучения он воспринимает свойства
объектов, сталкиваясь с ними ежедневно. Но такое стихийное усвоение может быть
неполноценным, поверхностным. Взрослый же может грамотно руководить этим
процессом, а значит, развивать и совершенствовать ощущения и восприятие.
В этой статье мы предложим игры для формирования чувственного познания, которое
напрямую влияет на умственное развитие малыша.
Начните с того, что нас окружает. Скоро лето, и многие отправятся на отдых. Во
время купания и игр на море взрослый может обучить малыша действиям обследования,
которые помогут ему познать свойства воды. В море вода зеленоватая, солёная,
имеет запах тины, не имеет своей формы (то есть не занимает форму ёмкости),
текучая, бывает разной температуры, в ней тонут/плавают разные предметы). В 4-5
лет можно привлекать для сравнения пресную воду. Установите признаки, по
которым пресная и солёная вода схожи и отличаются друг от друга, выделите
существенные из них.
Помните о том, что словесные обозначения признаков и свойств предметов
способствуют их осмысленному восприятию, отчётливому различению.
Вводите в словарь ребёнка названия разных признаков, учите правильно их
употреблять.
От рождения до школы характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с
предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения,
осязания, так называемого «зрительного ощупывания». К примеру, для того чтобы
убедиться, что в ведёрке лежит мокрый песок, трёхлетке его обязательно надо
потрогать, а пятилетке достаточно просто взглянуть. В случае, если зрительное
восприятие не даёт достаточных сведений о предметах, дети могут прибегать к
практическому ознакомлению с ними.
Игра «Чуткие слушатели» (слух)
Участникам предлагается закрыть глаза и в течение минуты сидеть
неподвижно. Задача игроков: слушать пространство. Когда пройдёт минута и дети
откроют глаза, им нужно назвать максимальное количество звуков, которое было
услышано за это время. После этого ведущий рассказывает, что условно звуки
можно разделить на три источника:
исходящие от нас самих (дыхание, сердцебиение, пищеварение и другие);
издаются другим существом (люди, животные, птицы);
происходящие в пространстве (поток машин, шум города, водоёма).
Затем он подсчитывает, сколько из названных детьми слов относились к каждому
источнику, и делает вывод, на что у них направлен слух — на собственные мысли,
на других существ или на внешнее пространство.
Игра «Змея» (осязание)
Эта игра вызывает у детей восторг, особенно если взрослые
принимают в ней активное участие. Ведущий предлагает всем образовать круг,
взявшись за руки. Сам он ходит по внешнему кругу и произносит следующие слова:
«Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» —
обращается он к любому, наклонив к нему голову. На что тот отвечает: «Ну
конечно же, хочу!» — и проползает на животе под расставленными на ширину плеч
ногами ведущего.
Поднявшись, он встаёт за его спиной, кладёт руки на пояс — и уже вдвоём они
двигаются вокруг круга и спрашивают следующего участника. Игра длится до тех
пор, пока «змея» не обратится ко всем игрокам.
В завершении игры можно предложить «голове» догнать «хвост», не расцепляя рук.
Игра «Отгадай, чей голосок» (слух)
Водящий отходит в сторону, пока игроки договариваются, кто из них
будет подавать голос. Затем водящий встаёт в круг и закрывает глаза. Игроки произносят
слова, идя по кругу: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг. Как
услышишь «Скок-поскок» (эти слова произносит тот, о ком договорились заранее
игроки), отгадай, чей голосок!» Ведущий высказывает своё предположение. Если
оно оказалось верным, они меняются местами и игра продолжается. Если нет —
повторяется с тем же ведущим.
Игра «Чудесный мешочек» (осязание)
Ведущий прячет в непрозрачный мешочек любые предметы в
помещении/на пляже. Каждый участник игры запускает руку внутрь мешка, не
заглядывая в него. Задача: понять на ощупь, какой предмет спрятан. Когда в
мешочке попадаются неожиданные вещи типа мокрых плавок, водорослей или зубной
щётки, это вызывает удивление, а затем звонкий смех.
Игра «Сокровищница» (осязание и слух)
Взрослый предлагает каждому послушать индивидуальное количество
хлопков, а затем найти в ёмкостях с крупой или песком столько мелких игрушек,
сколько хлопков он услышал. А ещё можно накрыть камушки полотенцем
(непрозрачным парео) и попросить найти ряд камней с загаданной числовой
комбинацией.
Игра «Загадки массажиста» (осязание)
Дети
охотно делают родителям массаж с помощью травинок, палочек и камушков. А если
вы хотите особенно порадовать чадо, попросите исполнить роль массажиста. Пишите
на спинке ребёнка буквы, цифры, простые слова, а он пусть отгадывает ваши
шифры.
Чем больше органов чувств принимают участие в познании, тем богаче становятся
представления ребёнка о мире. На их основе возникают мыслительные процессы,
воображение. Так что не упустите момент развития ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.