По знакомым страницам
Урок – игра по изученным произведениям (2 полугодие)
6 класс
Цель: 1. Повторение и обобщение изученного материала;
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при
чтении
произведений.
Плансценарий игры.
Участники: 34 команды учащихся.
Ведущий: учитель
Художественное оформление: портреты писателей, чьи произведения были изучены во 2
полугодии, детские рисунки к произведениям.
I. «Узнай произведение».
Условия конкурса: ведущий задает вопрос, право ответить получает группа, первая
подавшая сигнал о готовности к ответу. Назвать произведение и его автора. Каждое
верное название – 1 балл, фамилия автора – 1 балл.
1.
2.
3.
Но похудел я не только из – за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал.
Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее
неподалеку от райцентра, еду мне посылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но
вся беда в том, что мне ее не хватало.
(В.Г.Распутин «Уроки французского»)
Глядя на него, я подумал, что, если бы у нас в классе не было настоящего рыжего, он
сошел бы за него, потому что волосы у него светлые, а веснушки, которые он скрывал так
же, как свое настоящее имя, обнаружились во время укола. Но у нас был настоящий
рыжий, и рыжеватость Комарова никто не замечал.
(Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)
Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый, этот конь…
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет
худо. Но пряник – совсем другое дело. (В.П.Астафьев «Конь розовой гривой»)
4. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада
алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет
плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется
народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. (А.Грин «Алые паруса»)
1 II. «Опять увидеть их мне суждено судьбой».
Условия конкурса: узнать по словесному портрету героев произведений, сказать, о каких
произведениях идет речь. Участвуют все команды. Право ответить получает та команда,
которая подаст сигнал о готовности. Если ответ неправильный, то отвечает следующая
команда. На обсуждение1 минута. За каждый правильный ответ1 балл.
1. Ей было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее
нервное, доброе личико, когда, сидя у него на коленях, она трудилась над тайной
застегнутого жилета или забавно напевала матросские песни — дикие ревостишия. В
передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление
танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.(Ассоль, «Алые паруса»)
2. Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом
синяк, а ниже его, на щеке, изгибается кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде,
я не представлял… (Герой из рассказа «Уроки французского»)
3. Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно
и спокойно держал класс в руках. (Харлампий Диогенович, «Тринадцатый подвиг
Геракла»)
4. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на
руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, он был вреднее и злее всех… ребят.
(Санька Леонтьев, «Конь с розовой гривой»)
5. …я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными,
чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и
совсем черные, коротко остриженные волосы. (Лидия Михайловна, «Уроки
французского»)
2 III. «Кто о ком говорит».
Условия конкурса: на столах лежат листки бумаги, ведущий читает цитаты из текста.
Ребята записывают номер цитаты и двух героев: кто и о ком. Затем каждая группа читает
свои ответы. Каждая правильная фамилия1 балл. На обсуждение – 30 секунд.
1. «Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди…»
(Машинист о Васе Рубцове)
2. –Да постой, ты, чумовая!...Ты как с деньгами – обращаешься, чучело безглазое!
(Бабушка о тетке Васене)
3. –Молодец, малярик!
герое)
(Докторша о
4. – Он хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла, и это ему отчасти удалось.
(Харлампий Диогенович о герое)
5. – Вот это да! Учительница называется! Я своими собственными глазами на расстоянии
двадцати сантиметров видел, что она трогала монету… (Герой о Лидии
Михайловне)
6. – Бабушки Петровны испугался! Эх, ты! Скажи, уж лучше – боишься ее, и еще
жадный.
(Санька о герое)
IY. Словарная работа: объяснить значения слов.
Условия конкурса: на столах лежат листы со словами. На обсуждение – 2минуты.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Чирки – самодельная обувь
Шаньга – ватрушка – булка с творогом
Заполошная – суетливая
3 Y. Вспомните, что такое ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
Соотнесите примеры с литературными понятиями. Если забыли, что обозначают эти
средства выразительности, подумайте, где в учебнике можно найти подсказку.
Воспользуйтесь этой подсказкой.
Условия конкурса: правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты. Участники
работают на отдельных листах. По очереди зачитывают свои ответы.
1. Деревья стонали и выли
Злой ветер
(Олицетворения)
2. Могучие стволы соснового бора
Неизбывная злоба
(Эпитеты)
3. Могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы.
Одна голый сук подняла, как руку.
(Сравнения)
4. Собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
(Антитеза)
YI. «Собирательная пауза».
Условия конкурса: «рукописи не горят», но листки могут рассыпаться. В данном случае
рассыпались фразы. Командам предлагается составить «рассыпавшуюся» фразу. На
выполнение задания – 2 минуты. За правильный ответ – 3 балла. Если команда вспомнит,
кому принадлежат эти слова, она получает дополнительно 2 балла.
1. Чем человек мудрее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой
4 YII. «Да хоть кого смутят вопросы быстрые». Блиц.
Условия конкурса: команды отвечают без обсуждения. За каждый правильный ответ – 1
балл.
1.
«Пристенок», «замеряшки». Что это?
(Игра на деньги)
2. …а главное – не падайте духом.Какому чудесному доктору принадлежат эти слова?
(Н.И.Пирогов)
3.
4.
5.
Конь с розовой гривой. Что это?
(Пряник)
Какой иностранный язык изучал герой рассказа, игравший в чику?
(Французский)
Происхождение Харлампия Диогеновича?
(Грек)
6. Меннерс не мог бы похвастаться даже …., купленной у него Лонгреном. Чем не мог
похвастаться этот герой?
7. Жанр «Алых парусов».
(Коробкой спичек))
(Феерия)
8.
9.
Днем он сторожил ветер, а ночью росу.Он трудился день и ночь…. Кто это? (Цветок)
Какого цвета была четки с бусами в руках Харлампия Диогеновича? (Желтые)
10.
Что было в посылке, которую прислала Лидия Михайловна после отъезда?
(Макароны, 3 красных яблока)
YIII. Подведение итогов. Домашнее задание: заполнить кроссворд.
5 6 1. Ветер …. принес два семечка…
2. «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело! Название ягоды.
3. Как звал Митраша собаку?
4. Профессия Лидии Михайловны.
5. Порода коровы.
6. Прозвище парня из рассказа «Уроки французского»?
7. Как звали лесника из сказки – были «Кладовая солнца»?
8. Фамилия автора «Кладовой солнца».
9. «…штаны во все стороны равны». Имя.
10. Что преподавал Харлампий Диогенович?
11. Фамилия авторов рассказов «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».
12. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода … растет в болотах летом, а собирают
ее поздней осенью». Название ягоды.
13. «Тринадцатый подвиг….».
14. Какую работу написал Вася Рубцов?
15. «Вы что, проглотили артиллерийский …? – спросил Харлампий Диогенович».
16. Древний …
17. Ветер …. принес два семечка…
18. «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело! Название ягоды.
19. Как звал Митраша собаку?
7 20. Профессия Лидии Михайловны.
21. Порода коровы.
22. Прозвище парня из рассказа «Уроки французского»?
23. Как звали лесника из сказки – были «Кладовая солнца»?
24. Фамилия автора «Кладовой солнца».
25. «…штаны во все стороны равны». Имя.
26. Что преподавал Харлампий Диогенович?
27. Фамилия авторов рассказов «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».
28. «Кислая и очень полезная для здоровья ягода … растет в болотах летом, а собирают
ее поздней осенью». Название ягоды.
29. «Тринадцатый подвиг….».
30. Какую работу написал Вася Рубцов?
31. «Вы что, проглотили артиллерийский …? – спросил Харлампий Диогенович».
32. Древний …
1. Сеятель.
2. Земляника.
3. Затравка.
4. Учительница.
5. Черкасская.
6. Птаха.
7. Антипыч.
8. Пришвин.
9. Пифагор.
10. Математика.
11. Астафьев.
12. Клюква.
13. Геракл.
14. Сочинение.
15. Снаряд.
16. Рим.
Ответы
8 9
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
6 класс Урок - игра По знакомым страницам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.