Рабочая программа для шестого класса по учебнику Г.С. Меркина. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и примерной программе по литературе. Предназначена для общеобразовательных организация: школ, гимназий и лицеев. Программа рассчитана на семьдесят учебных часов. Содержание и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии учебником под редакцией Г.С. Меркина для шестого класса.
            
        
        
        
                    
                
                    1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета
Предметные  результаты
   понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других
народов; древнерусской литературы, русских писателей 1920 веков, литературы народов России и
зарубежной  литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных,  непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
   умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из
литературных   родов     и   жанров;   понимать   и   формулировать   тему,   идею,   нравственный   пафос
литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
     определять   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно   —   выразительных
средств       языка,   понимание   их   роли   в   раскрытии   идейно   —   художественного   содержания
произведения   (элементы   филологического   анализа);   владение   элементарной   литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление
их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие;
   умение   пересказывать   прозаические   произведения   или   их   отрывки   с   использованием   образных
средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
   написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;
классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
     понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 понимание  русского слова  в его эстетической функции,  роли изобразительно — выразительных
языковых средств создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе    и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные, 
осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
   умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей
деятельности       в   процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках
предложенных   условий   и   требований,  
  свои   действия   в   соответствии   с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  владение   основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия   решений  и  осуществления  осознанного
выбора  в учебной  и познавательной деятельности;
 умение   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии,  классифицировать,  
самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно
следственные связи, строить  логическое    рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и
по аналогии) и делать выводы;
  корректировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных  и познавательных задач;
 смысловое чтение;
   умение организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и
сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей   коммуникации   для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 
владение устной и письменной речью,  монологической контекстной речью;
   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно
коммуникационных технологий.
Личностные  результаты:
   совершенствование   духовнонравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства   любви   к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других
народов;
   использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников
информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.).
 способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе обучения.
 положительное отношение к учению, познавательной   деятельности, приобретать   новые знания,
совершенствовать   имеющиеся
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
 способность оценивать правильность выполнения учебной   задачи, собственные   возможности ее
решения. 
В результате изучения учебного предмета
Выпускник научится:
 правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе 
и наизусть;
 устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица,
художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) —
 небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
   составлять   план   характеристики   героев,   составлять   устные   и   письменные   характеристики
литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы,
изучаемого школьниками в 6 классе;
 давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
 составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
 определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
 эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные
изучаемым произведениям;
 устно иллюстрировать художественное произведение;
 создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
 находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе
литературы 6 класса.
Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейноэмоционального 
содержание;
 выявлять этапы развития сюжета;
 выявлять элементы композиции повести, рассказа;
 составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
 анализировать различные формы выражения авторской позиции;
 сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
 составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного
ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
 составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
2. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ.
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр,
кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества;
человек   и   литература;   книга      необходимый   элемент   в   формировании   личности   (художественное
произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и
т.д.)
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.
Мифы   «Пять   веков»,   «Прометей»,   «Яблоки   Гесперид»   Отражение   в   древнегреческих   мифах
представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать
свою мечту.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Легенды, предания, сказки.
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках
и   живой   воде».   Предание   и   его   художественные   особенности.   Сказка   и   её   художественные
особенности,   сказочные   формулы,   помощники   героев   сказки,   сказители,   собиратели.   Народные
представления о добре и зле; краткость, образность.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Поучение» Владимира
Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений
о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность,
хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
М.В. ЛОМОНОСОВ.
Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в
Петергоф».   Отражение   в   стихотворении   мыслей   ученого   и   поэта;   тема   и   ее   реализация;
независимость, гармония  основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
В.А ЖУКОВСКИЙ.
Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в
творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором,
традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема
любви в балладе. Художественная идея произведения.
А.С. ПУШКИН.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни
Петербурга.   Лирика   природы:   «Деревня»,   «Редеет   облаков   летучая   гряда…»,   «Зимнее   утро»,
«Зимний вечер». Интерес к истории России: «Дубровский»  историческая правда и художественный
вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честьи   отвага,   постоянство,   преданность,   справедливость   и   несправедливость);   основной   конфликт;
центральные персонажи.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля,
независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». 
Многозначность художественного образа.
Н.В. ГОГОЛЬ.
Повесть   «Тарас   Бульба».   Тематика   и   проблематика   повести   (любовь   к   родине;   товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое
и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с
героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.
И.С. ТУРГЕНЕВ.
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие
рассказа   «Бирюк»:   служебный   долг   и   человеческий   долг;   нравственные   ценности:   милосердие,
порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по
выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.
Н.А. НЕКРАСОВ.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской»  основные в
творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У
каждых   дверей…».   Основной   пафос   стихотворения:   разоблачение   социальной   несправедливости.
Выразительные   средства,   раскрывающие   тему.   Способы   создания   образа   женщинытруженицы,
женщиныматери. Отношение автора к героям и событиям.
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Повесть  «Детство» (отдельные  главы):  «Мама»  «Что за человек  мой отец?», «Детство» и  др. по
выбору. 
Рассказ   «Бедные   люди».   Взаимоотношения   в   семье;   главные   качества   родителей   в   понимании   и
изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство»
(добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство
благодарность, милосердие,
сострадание).
В.Г.КОРОЛЕНКО.
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания,
доброты,   справедливости,   милосердия.   Дети   и   взрослые   в   повести.   Система   образов.   Авторское
отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка»,
«Налим»:   темы,   приемы   создания   характеров   персонажей.   Отношение   автора   к   героям.   Приемы
создания комического эффекта.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
И.А. БУНИН.
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц.
Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
А.И. КУПРИН.
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики
образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. ЕСЕНИН.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и
тема стихотворений. Одухотворенная природа  один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
Н.М. РУБЦОВ.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в
стихотворениях. Образный строй.
А.А. АХМАТОВА.Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной
истории   XX   века.   Стихотворения   «Перед   весной   бывают   дни   такие…»,   «Мужество»,   «Победа»,
«Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и
любви к родине. Значение русского языка.
М.М ПРИШВИН.
Краткие   сведения   о   писателе.   Сказкабыль   «Кладовая   солнца»:   родная   природа   в   изображении
писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Изображение   войны;   проблема   жестокости,   справедливости,   подвига,   долга,   жизни   и   смерти,
бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в
шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов
«Сороковые».
В.П. АСТАФЬЕВ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«СКАЗКА О СИНДБАДЕМОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ».
История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ.
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве  с улыбкой и всерьез (дети и
взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ДЖЕК  ЛОНДОН.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству
и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». 
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору). 
А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». 
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору). 
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе). 
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…».
И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...». 
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору). 
А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору). 
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
3. Тематическое  планирование
Название темы
Введение
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.
№
п/п
1.
1.1.
Из греческой мифологии  
2.
2.1. Мифы о героях. «Пять веков».
2.2. Миф  «Прометей». Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.
2.3.
3.
3.1.
Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».
Предания  и легенды, их художественные особенности. Легенда «Солдат и смерть».
Из устного народного  творчества  
Количество 
часов
1
1
3
1
1
1
3
13.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
Из   эпоса   народов   России.   Предание   «Как   Бадыноко   победил   одноглазого
великана».
Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных  яблоках и живой
 Предание   и   его   художественные   особенности.   Сказка   и   ее
воде».
художественные   особенности,   сказочные   формулы,   помощники   героев,
сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость,
образность.
Из древнерусской  литературы  
  «Сказании   о   белгородских   колодцах».  Отражение   в  произведениях   истории
Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.
Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность,
хитрость   и   мудрость,   жестокость,   слава   и   бесславие,   любовь   к   родине,
мужество и др.). «Поучение Владимира Мономаха».
Из русской литературы XVIII века 
М.В. Ломоносов.  Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в
поэзии:   «Стихи,   сочиненные   на   дороге   в   Петергоф...».   Выражение   в
стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония
— основные мотивы стихотворения; идея произведения. 
Из русской литературы ХIХ века
В. А. Жуковский. Личность писателя.  В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр
баллады в творчестве В.А. Жуковского. 
Баллада   «Светлана»:   фантастическое   и   реальное;   связь   с   фольклором,
традициями   и   обычаями   народа.   Новое   явление   в   русской   поэзии.
Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея
произведения.
А.С.   Пушкин.   Лицей   в   жизни   и   творческой   биографии   поэта.  Лицеист   А.С.
Пушкин в литературной жизни Петербурга.
Тема   «барства   дикого»   в   элегии     А.С.   Пушкина.   «Деревня».   Лирика   природы:
«Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер».
А.С.   Пушкин.
историческая правда и художественный вымысел.
Основной конфликт романа. Ссора Дубровского с Троекуровым.
Отец и сын Дубровские. Нравственные и социальные проблемы романа  (верность
дружбе,   любовь,   искренность,   честь   и   отвага,   постоянство,   преданность,
справедливость и несправедливость).
Владимир  Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный
учитель и благородный разбойник.
Дубровский и Маша Троекурова.
Тема человеческой ответственности  в противоборстве со злом.
 Интерес   к   истории   России:   роман   «Дубровский»   —
6.9.
6.10.
6.11. Контрольное сочинение №1 по роману  А.С. Пушкина  «Дубровский».
6.12. М.   Ю.   Лермонтов.  Годы   учения.   Ссылка   на   Кавказ.   Поэт   и   власть.
Вольнолюбивые мотивы в лирике. Мотив странничества в стихотворении «Тучи».
6.13. М. Ю. Лермонтов «Парус». Мятежность и чувство одиночества в стихотворении.
6.14. М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…». Трагическая непреодолимость одиночества
при общей родственности судьбы в стихотворении.
6.15. М.Ю.   Лермонтов   «Листок».   Трагическое   одиночество   человека   в   мире.
Многозначность художественного образа.
6.16. Н.В.   Гоголь.  Слово   о   писателе.   «Тарас   Бульба»   Историческая   основа   повести.
Тематика   и   проблематика   повести   (любовь   к   родине;   товарищество,
свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг).
«Тарас  Бульба».  Центральные образы и приемы их создания; лирическое и
эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и
6.17.
1
1
3
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2фабуле;   связь   повести   с   героическим   эпосом   (характеры,   типы,   речь).
Своеобразие стиля.
6.18. Контрольное сочинение №2 по повести  Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба».                    
6.19. И.   С.   Тургенев.
 «Записки   охотника»:   творческая   история   и   своеобразие
композиции.
6.20. И. С.  Тургенев «Бирюк».  Проблематика и своеобразие рассказа: служебный
долг   и   человеческий   долг;   нравственные   ценности:   милосердие,
порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя.
Тема   любви   в   лирике   И.С.   Тургенева.
выразительность и точность поэтического звучания.
 Стихотворение   «В   дороге»:
6.21.
6.22. Контрольная тестовая работа  №1.
6.23. Н. А. Некрасов.  Тема народного труда и «долюшки женской» в творчестве поэта.
«В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».
6.24. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть "Детство". Проблематика  произведения.
Анализ глав повести: «Мама»,  «Что за человек  мой отец?», «Детство».
6.25. Анализ   глав   повести:   «Горе»,   «Наталья  
  Савишна»,   «Последние   грустные
воспоминания».  Взаимоотношения   в   семье;   главные   качества   родителей   в
понимании и изображении Л.Н. Толстого.
6.26. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и
его   внутренняя   связь   с   повестью   «Детство»   (добро,   добродетельность,
душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство
благодарности, милосердие, сострадание).
В.Г.  Короленко. Краткие сведения о писателе.  Повесть «В дурном обществе»:
проблемы   доверия   и   взаимопонимания,   доброты,   справедливости,
милосердия. 
6.27.
6.28. Повесть «В дурном обществе»: дети и взрослые в повести. Система образов.
Авторское отношение к героям.
6.29. Контрольное сочинение №3  по повести  В.Г.Короленко  «В дурном обществе».
6.30. А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Рассказ «Шуточка».
6.31. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий» Чинопочитание, угодливость в рассказе. 
Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
6.32. А.П. Чехов. Рассказ «Налим».  Приемы создания характеров персонажей.
7.
7.1. Мир природы и человека в стихотворениях  И.А. Бунина. («Не видно птиц. Покорно
Из русской литературы ХХ века
чахнет…») 
И.А. Бунин. «Лапти»: душевный мир крестьянина в изображении писателя.
А.И. Куприн.  Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель». Основные
темы и характеристика образов. 
А.И.   Куприн.  «Тапер».   Основная   тема   рассказа   и   характеристика   образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
С.А. Есенин.  Слово о поэте.   «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его
герои.  Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А.
Есенина. 
«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин.
7.6.
7.7. М.М. Пришвин. Слово о писателенатуралисте. Сказкабыль «Кладовая солнца». 
7.8.
Сказкабыль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя;
воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви
к природе.
А.А. Ахматова. Краткие сведения о поэте.  Связь ее судьбы с трагическими и
героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения
«Перед   весной   бывают   дни   такие…»,   «Мужество»,   «Победа»,   «Родная
земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в
верности и любви к родине. Значение русского языка. 
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.9.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
2
1
2
1
1
1
17.10. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга,
жизни   и   смерти,   бессмертия,   любви   к   родине:   М.В.   Исаковский   «В
прифронтовом   лесу»;   С.С.   Орлов   «Его   зарыли   в   шар   земной...»;   К.М.
Симонов   «Жди   меня,   и   я   вернусь...»;   Р.Г.   Гамзатов   «Журавли»;   Д.С.
Самойлов «Сороковые».
В.П. Астафьев.   Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой".
Нравственные проблемы в рассказе.
7.11.
7.12. Подготовка к контрольному домашнему сочинению №4 на тему «Проблемы и
герои   в   сказкебыли   М.М.   Пришвина   «Кладовая   солнца»   и   рассказе   В.П.
Астафьева «Конь с розовой гривой».
7.13. Н. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". 
7.14. Н. Рубцов «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный 
строй. 
7.15. Контрольная тестовая работа  №2.
8.
8.1.
Из зарубежной литературы
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
9.
9.1.
  сведения   о   братьях   Гримм.   Литературная   сказка   «Снегурочка».
Восточные  сказки. Книга «Тысяча и одна ночь».  «Сказка о Синдбадемореходе».
История создания, тематика, проблематика.
Краткие  
Тематика, проблематика сказки.
Краткие сведения о писателе О. Генри.   «Дары волхвов». Утверждение душевной
красоты «маленьких людей» в новелле.
О.   Генри.   «Вождь   краснокожих».   О   детстве      с   улыбкой   и   всерьёз.   Языковые
средства создания комического.
 Рассказ   «Любовь   к   жизни»:
Дж.   Лондон.   Краткие   сведения   о   писателе.
жизнеутверждающий   пафос,   гимн   мужеству   и   отваге,   сюжет   и   основные
образы. Воспитательный смысл произведения. 
Защита  творческих проектов.
Заключительные уроки
ИТОГО
2
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
2
1
1
70