Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

  • Работа в классе
  • doc
  • 28.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из форм учебно-исследовательской работы на уроках литературы являются лабораторные и практические работы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Этот вид работы позволяет вовлечь в активную деятельность весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создаёт ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Каждая лабораторная или практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика знания текста, а также умение анализировать отобранный литературный материал и делать выводы. Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной или практической работы, позволяют развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Лабораторные работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, при рассмотрении отдельных содержательных моментов, при изучении языка художественного произведения, при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, такая форма работы позволяет вовлечь
Иконка файла материала брошюра.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №1» И. А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда.  Образ Родины. 5 класс Н.Н.Путинина, учитель высшей категорииИ.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ  Родины. 5­й класс Цели и задачи: • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием  • • • • • рассказа "Косцы", его основными темами. Развивать умение анализа произведения малой формы; учить  определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов  произведения, способы выражения авторской позиции. Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его  значений. Развивать умения выразительного чтения, связного выступления  по теме с опорой на текст произведения. Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным  видам искусства. Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства  уважения к автору, любви к художественному слову. Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией  Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки "Основные  художественно­изобразительные средства языка"; презентация "Бунин и  Орёл"; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова;  магнитофонная запись русской народной песни "Ах ты, степь широкая".Ход урока: 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. ­ Знаете ли вы, что такое айсберг? (Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой). ­ Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на  поверхности, ясная и понятная, а большая ­ скрыта от нас, и ее надо  научиться увидеть .А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение ­ это проникнуть в мир  писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями. ­ В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой  рассказ И.А.Бунина «Косцы». 2.3апись темы и цели урока. ­ Запишем тему урока: «И.А.Бунин «Косцы». Изображение природы и  крестьянского труда. Образ Родины. ­ Наша задача ­ выяснить, как представлена природа и народный труд в  рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе  «Косцы». 3. Актуализация и пробное учебное действие. ­ Вы уже знакомы с жанром рассказа. Какое произведение в этом жанре мы  изучили? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»). ­ Дайте определение этого жанра. (Рассказ ­ небольшое эпическое  произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в  жизни человека). ­ А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы  выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное  впечатление. Постарайтесь в чтении выразить чувства. И.А. Бунин. «Косцы» Лабораторная работа Слагаемые Родины в рассказе Природа Косцы  (Труд) Народная  песня Родина Вывод. «Косцы» ­ это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет  четко описанных героев, которые совершают какие­то действия. «Косцы» ­  это раздумья писателя о судьбе родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Образ Родины в рассказе складывается из  описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной.­ Так как на уроке будем говорить о природе, вспомним определение пейзажа. (Пейзаж ­ картина природы в художественном произведении.) 4.Автор рассказа. ­ И.А. Бунин ­ знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?  (Многие произведения писатель посвятил описанию природы). ­ К сегодняшнему уроку учащиеся класса подготовили презентацию,  посвященную И.А.Бунину. (Просмотр презентации, комментарии  авторов). ­ Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933 г. ему была  присуждена Нобелевская премия ­ первому из русских писателей. ­ А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение уч­ся.) Нобелевская премия, международная премия,  названная в честь её учредителя ­шведского инженера­химика Нобеля.  Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики,  химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению  мира. ­ Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ "Косцы". ­ Как понимаете эти слова? (Любят работать). ­ А вы когда­нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы  можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд). ­ А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5). ­ Что значат слова "без малейшего напряжения, без малейшего усилия"? Что  хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость,  приносит радость). ­ Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в рассказе Бунина. ­ Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед  вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова "Страдная пора  (Косцы)" и А.А. Пластова "Сенокос". Рассмотрите их. ­ Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу  "Косцы"? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте. (Иллюстрацией к рассказу «Косцы» может служить картина А.А.  Пластова «Сенокос»). ­ Обратимся вновь к тексту рассказа "Косцы". Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.7 ".. .и прекрасны совершенно собой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...". Рассказчик любуется и восхищается ими). 5.Чтение учителем рассказа. 6. Анализ рассказа. ­ Выделите основные микротемы. Назовите их. ­ Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как  относятся к работе? (беззаботны, дружны; они добротнее ­ в обычае, в  повадке, в языке, ­ опрятней и красивей одеты; "Охочи к работе" ).­ В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (".. .прелесть бьша в том, что мы дети своей родины., ."и далее о родине стр.6.) ­ Как вы понимаете эти строки? Что значат слова ".. .были все вместе", "наш общий дом была ­ Россия..."? (Русские люди едины в любви к Родине стр. 6 абз.2). ­ Так мы переходим к центральной теме­теме Родины. ­ В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь  русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе). ­ Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство  человека и природы? (Кровное родство стр. 6 абз. 2). ­ Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им  легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной). ­ Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик."., .в  кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим  хлебородным полем..."). ­ Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего  складывается образ Родины в рассказе "Косцы"? Посмотрим на слова,  которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе "Косцы" складывается из описания природы, народного  труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с  природой и родиной). ­Какая фигура получилась? (Дом).