Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»
Оценка 4.8

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
6 кл
28.04.2019
Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»
Одной из форм учебно-исследовательской работы на уроках литературы являются лабораторные и практические работы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в ходе лабораторной работы, выполняемой учащимися в порядке освоения новых знаний и умений, определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении художественного произведения на основе жизненного опыта, литературных традиций, а также знаний литературоведческого характера. Этот вид работы позволяет вовлечь в активную деятельность весь класс. Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создаёт ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Каждая лабораторная или практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика знания текста, а также умение анализировать отобранный литературный материал и делать выводы. Схемы и таблицы, используемые как основной инструмент лабораторной или практической работы, позволяют развивать такие умения, как «разворачивать и сворачивать» информацию. Лабораторные работы можно проводить и при изучении художественного мира писателя, при рассмотрении отдельных содержательных моментов, при изучении языка художественного произведения, при рассмотрении произведения с точки зрения жанра и т.д. Таким образом, такая форма работы позволяет вовлечь
брошюра.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №1» И. А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда.  Образ Родины. 5 класс Н.Н.Путинина, учитель высшей категории И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ  Родины. 5­й класс Цели и задачи: • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием  • • • • • рассказа "Косцы", его основными темами. Развивать умение анализа произведения малой формы; учить  определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов  произведения, способы выражения авторской позиции. Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его  значений. Развивать умения выразительного чтения, связного выступления  по теме с опорой на текст произведения. Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным  видам искусства. Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства  уважения к автору, любви к художественному слову. Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией  Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки "Основные  художественно­изобразительные средства языка"; презентация "Бунин и  Орёл"; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова;  магнитофонная запись русской народной песни "Ах ты, степь широкая". Ход урока: 1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. ­ Знаете ли вы, что такое айсберг? (Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой). ­ Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на  поверхности, ясная и понятная, а большая ­ скрыта от нас, и ее надо  научиться увидеть .А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение ­ это проникнуть в мир  писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями. ­ В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой  рассказ И.А.Бунина «Косцы». 2.3апись темы и цели урока. ­ Запишем тему урока: «И.А.Бунин «Косцы». Изображение природы и  крестьянского труда. Образ Родины. ­ Наша задача ­ выяснить, как представлена природа и народный труд в  рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе  «Косцы». 3. Актуализация и пробное учебное действие. ­ Вы уже знакомы с жанром рассказа. Какое произведение в этом жанре мы  изучили? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»). ­ Дайте определение этого жанра. (Рассказ ­ небольшое эпическое  произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в  жизни человека). ­ А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы  выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное  впечатление. Постарайтесь в чтении выразить чувства. И.А. Бунин. «Косцы» Лабораторная работа Слагаемые Родины в рассказе Природа Косцы  (Труд) Народная  песня Родина Вывод. «Косцы» ­ это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет  четко описанных героев, которые совершают какие­то действия. «Косцы» ­  это раздумья писателя о судьбе родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Образ Родины в рассказе складывается из  описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной. ­ Так как на уроке будем говорить о природе, вспомним определение пейзажа. (Пейзаж ­ картина природы в художественном произведении.) 4.Автор рассказа. ­ И.А. Бунин ­ знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?  (Многие произведения писатель посвятил описанию природы). ­ К сегодняшнему уроку учащиеся класса подготовили презентацию,  посвященную И.А.Бунину. (Просмотр презентации, комментарии  авторов). ­ Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933 г. ему была  присуждена Нобелевская премия ­ первому из русских писателей. ­ А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение уч­ся.) Нобелевская премия, международная премия,  названная в честь её учредителя ­шведского инженера­химика Нобеля.  Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики,  химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению  мира. ­ Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ "Косцы". ­ Как понимаете эти слова? (Любят работать). ­ А вы когда­нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы  можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд). ­ А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5). ­ Что значат слова "без малейшего напряжения, без малейшего усилия"? Что  хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость,  приносит радость). ­ Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в рассказе Бунина. ­ Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед  вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова "Страдная пора  (Косцы)" и А.А. Пластова "Сенокос". Рассмотрите их. ­ Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу  "Косцы"? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте. (Иллюстрацией к рассказу «Косцы» может служить картина А.А.  Пластова «Сенокос»). ­ Обратимся вновь к тексту рассказа "Косцы". Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.7 ".. .и прекрасны совершенно собой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...". Рассказчик любуется и восхищается ими). 5.Чтение учителем рассказа. 6. Анализ рассказа. ­ Выделите основные микротемы. Назовите их. ­ Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как  относятся к работе? (беззаботны, дружны; они добротнее ­ в обычае, в  повадке, в языке, ­ опрятней и красивей одеты; "Охочи к работе" ). ­ В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. (".. .прелесть бьша в том, что мы дети своей родины., ."и далее о родине стр.6.) ­ Как вы понимаете эти строки? Что значат слова ".. .были все вместе", "наш общий дом была ­ Россия..."? (Русские люди едины в любви к Родине стр. 6 абз.2). ­ Так мы переходим к центральной теме­теме Родины. ­ В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь  русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе). ­ Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство  человека и природы? (Кровное родство стр. 6 абз. 2). ­ Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им  легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной). ­ Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик."., .в  кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим  хлебородным полем..."). ­ Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего  складывается образ Родины в рассказе "Косцы"? Посмотрим на слова,  которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе "Косцы" складывается из описания природы, народного  труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с  природой и родиной). ­Какая фигура получилась? (Дом).

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2019