7 секретов воспитания интереса к чтению.
Ишмухамедова А.А. учитель русского языка
За последние годы снизился интерес к чтению, как у взрослых, так и у детей. Почему же самая читающая страна в мире перестала читать? Как увлечь детей книгой? Что же делать, чтобы вновь возвратить книгу детям и взрослым?
Мы живём в эпоху быстрого развития электроники, робототехники и компьютеризации нашей жизни. Если бы только телефоны, планшеты, электронные книги, так ведь и игрушки стали интерактивными! Зачем читать, если книгу можно прослушать в аудиозаписи или посмотреть мультфильм, снятый по мотивам произведения, но не всегда точно повторяющий сюжет книги. Мне хотелось бы поделиться с вами своими секретами, как развить у детей интерес к книге.
1 секрет. Читайте сами.
Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той
семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет
хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте.
Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.
2 секрет. Учите в игре.
Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он
будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и
интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая
давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты
достигаются с наименьшими затратами.
3 секрет. Все через интерес!
На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам
хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему
интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть
что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и
понять, прочитайте это вместе.
4 секрет. Оформление книг.
Обратите внимание на оформление книги. Детям просто
необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень
хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому
что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается
способность понимания текста.
5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».
Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень
интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг
вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с
закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать
прочитать самостоятельно.
Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый
возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок
взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе
(по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет
дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться.
Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь
не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать
чередуясь.
И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но
помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того
момента, когда ребенок дочитает все сам.
6 секрет. Читайте ребенку!
Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом
случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и
выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с
ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок
будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует
развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию
внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а
ребенку надо на него ответить.
7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.
Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и
предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет
доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей
правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был
все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от
процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких
спорных вопросов можно придумать множество.
Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная
птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой
деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге.
Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы
стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать,
где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько
будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно
похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были
неправы.
Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные
моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте
интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это
можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать.
Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по
сказкам Пушкина.
Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде
книжек и дарите друзьям.
Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с
ребенком, то обязательно интересный и успешный человек. заинтересуете
его чтением.
А читающий человек – это всегда интересная личность.
Нескучные способы, как увлечь детей чтением
(слайды)
Самое главное — показывайте им пример
46 309
3
1. Читайте детям вслух
И начинайте делать это как можно раньше. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.
2. Проявите свои актёрские таланты
При этом надо не бубнить что-то несвязное себе под нос, а читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Читайте так, словно вы — единственный актёр в большом спектакле, играющий все роли одновременно. Слова ребёнка произносите милым и забавным детским голосом, слова бабушки — старческим женским голосом, речь какого-нибудь чудовища разбавьте устрашающими нотками.
Если автор пишет, что герой прокричал, — кричите, если он прошептал — сделайте то же самое! А если он воет — то почему бы на несколько секунд не разыграть роль волка при свете луны? Вам кажется это смешным? Да, так оно и есть. Но кто сказал, что если это выглядит комичным, то это плохо? Поверьте, дети будут в полном восторге, а их искренний и заразительный смех будет разливаться по всему дому. Автор этих строк успешно испробовал этот метод на своих племянниках. Он одинаково захватывает и 11-летнего пятиклассника, и 7-летних девочек, и даже 2,5-летнего мальчика, который, проявляя чудеса выдержки, почти 15 минут увлечённо слушал историю из книги «Чарли и шоколадная фабрика». А когда его дедушка начал громко расспрашивать о том, что все они здесь делают, ещё толком не умеющий говорить ребёнок поднёс указательный палец ко рту и произнёс: «Тссс!»
3. Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь
Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: ребёнок будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он уже на следующее утро будет разыскивать книжку и читать её сам.
4. Пусть ребёнок выбирает книги сам
Сегодня издатели делают такие красивые обложки для детских книг, так красочно их оформляют, что они обязательно привлекут внимание даже самого избирательного ребёнка. Старайтесь приучать ребёнка к тому, что их везде окружают книги. Ходите с ними в книжные магазины и давайте им вдоволь побродить по рядам книг, изучить все полки. Сводите детей в библиотеку, покажите им, как там может быть красиво. А если библиотека окажется большой, то любой дошкольник или ученик будет надолго впечатлен её размерами, красотой и видами из окон.
5. Показывайте пример
Это, пожалуй, ключевой совет. Родители сами должны читать. В противном случае вероятность, что их дети увлекутся чтением, крайне мала. Пусть дети с ранних лет регулярно видят вас с книгой в руках, читают и изучают вашу домашнюю библиотеку.
6. Проводите параллели между героями и собой, находите общее и отличное
Сравнивайте литературных персонажей с собой, родными, знакомыми и, конечно, с самим ребёнком. Задайте ему вопрос: «Чем ты похож на Маленького принца? А чем ты отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, встретив Лиса?» Эти и подобные вопросы подогревают интерес к содержанию романа, рассказа или сказки.
7. Иллюстрации к книге могут изменить отношение к ней
Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. Они настолько красивые, яркие и захватывающие, что их всё время хочется разглядывать и изучать. Они заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно.
Литература.
1. От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа до (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014г.
2. В.В. Гербова, Приобщение к художественной литературе. - М.: Мозаика-синтез, 2008г.
3. А.П. Максаков, Развитие правильной речи ребёнка в семье. М.: Мозаика-синтез, 2006г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.