70 упражнений для управленческого тренинга

  • Игры
  • docx
  • 05.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

70 упражнений для управленческого тренинга
Иконка файла материала 70 упражнений для управленческого тренинга.docx

70 упражнений для управленческого тренинга

23-06-2015 16:34

Последние записи coach

Цель
Упражнение на постановку целей.
Размер группы
Любой
Время
5-7 минут
Инструкция
Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».

Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.

Далее ведущий ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? (Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются?). Если произнесли, ведущий повторяет их так как было сказано.

Дом, кучу денег, машину…
Ведущий рисует дом.
Это что? Дом. Получи! Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?

– Кучу денег.
Скиньтесь по рублю! Получи.

– Хочу быть счастливым!
Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года. Любимая женщина? Через 150 лет у тебя появится. Я не доживу! А это твои проблемы.

Можно потренироваться еще на ком-то… «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»

Итоги:

– Что сейчас происходило?
– Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Подвести участников к постановке целей по схеме
 SMART:

 Specific — конкретные
 Measurable — измеримые
 Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
 Realistic — реалистичные
 Timed — определенные во времени

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Отработка планирования и организации процессов.
Размер группы
6-14 человек
Время
От 20 до 30 минут
Ресурсы
Инструкция для каждого участника
Инструкция

ВЫ являетесь руководителями подразделения завода «Российский металлург«. Вчера в офисе завода отмечался юбилей одного из ваших коллег. Местом проведения был конференц-зал, но потом празднование распространилось по другим помещениям. На предприятии давно и безуспешно ведётся борьба за аккуратное отношение сотрудников к технике, рабочим местам и офисному оборудованию. Работники довольно небрежны в отношении своего помещения. Они предпочитают есть и пить на своих рабочих местах, заливают чаем компьютеры, портят столы, в кабинетах то и дело бегают тараканы. Уборщицы ежедневно собирают грязную посуду по всем углам. Генеральный директор — человек импульсивный, но демократичный. Он часто на совещаниях прибегал к увещаниям и уговорам. Говорил, что такое отношение сотрудников к помещению, в котором они проводят большую часть дня не допустимо. Однако и его терпение не выдержало. Он сообщил за неделю до празднования, что если сотрудники не перестанут есть, пить и курить на рабочих местах, то уборкой офиса после торжественного мероприятия будут заниматься сами сотрудники. Сотрудники прослушали это сообщение без особого внимания. Но вчера вечеринка закончилась тем, что ген. директор сообщил, что, несмотря на его предупреждения, беспорядок в кабинетах и за их пределами продолжается, поэтому сейчас произойдёт жеребьёвка, и 4 сотрудников должны будут посвятить субботу уборке офиса после торжеств. Качество уборки будет проверять лично в понедельник.

Дебрифинг
• Как вы справились с заданием?
• Что было сложно?
• Что мешало?
• Что помогало?
Инструкция участника
Вы — один из счастливчиков, кому выпало убирать помещение. Картина в офисе на сегодняшний день:
– паласы затоптаны
– посуда грязная
– раковина в туалете забита, кран не закручивается;
– на столах грязь и пыль, застывшие пятна от кофе и чая
– матерчатые жалюзи пожелтели от табака
– окна не мыты
– на потолках паутина
– по всему офису бегают тараканы, несколько раз видели крысу.

Всё это предстоит ликвидировать вашей группе сегодня, в субботу в течение 8-ми часов. В ходе предварительного обсуждения стало известно, что один из вас очень боится высоты, даже не может стоять на табуретке, у второго — аллергия на все виды бытовой химии (от взаимодействия с препаратами возникают проблемы с дыханием), у третьего — очень плохое зрение, 4- не переносит насекомых и крыс (охватывает паника). Известно что: – Общая площадь офиса-300 кв. м, высота потолков-4м.
– Окна — 20штук (2, 5м на 3м), снять шторы с одного окна-10 мин.,
– Повесить шторы -10мин. Вымыть 1 окно-30 мин.
– В офисе-50 столов, вымыть каждый-5мин.
– Вымыть посуду за всеми сотрудниками — 2часа
– Снять паутину с потолков — 3ч.
– Площадь паласа — 150м, пропылесосить — 2ч.
– Время указано для выполнения работы одним человеком.
– У вас в распоряжении:
– Моющие пылесосы — 2шт.
– Стремянки (высотой 2 м) — 3шт.
– Моющее средство для посуды — 1банка
– Бюджет на всю уборку — 2 900 руб.

Ваше индивидуальное задание: Самостоятельно составить письменный план уборки офиса на группу из 4 человек. Предварительно завхоз снабдил вас информацией с телефонами и адресами о следующих услугах:

– Мойщики — 1 400 руб. — 1 человек на день работы. – Уничтожение бытовых насекомых — 560 руб., специалисты приезжают в течение 2-х часов с момента вызова. Выполняют работу в течение 20 мин. После этого сутки ничего нельзя делать.
• Если перевести итоги упражнения на бизнес – какие выводы можно сделать?

Инструкция к упражнению «Уборка офиса»
Инструкция участника Вы — один из счастливчиков, кому выпало убирать помещение. Картина в офисе на сегодняшний день:
– паласы затоптаны
– посуда грязная
– раковина в туалете забита, кран не закручивается;
– на столах грязь и пыль, застывшие пятна от кофе и чая
– матерчатые жалюзи пожелтели от табака
– окна не мыты
– на потолках паутина
– по всему офису бегают тараканы, несколько раз видели крысу.

Всё это предстоит ликвидировать вашей группе сегодня, в субботу в течение 8-ми часов. В ходе предварительного обсуждения стало известно, что один из вас очень боится высоты, даже не может стоять на табуретке, у второго — аллергия на все виды бытовой химии (от взаимодействия с препаратами возникают проблемы с дыханием), у третьего — очень плохое зрение, 4- не переносит насекомых и крыс (охватывает паника). Известно что: – Общая площадь офиса-300 кв. м, высота потолков-4м.

– Окна — 20штук (2, 5м на 3м), снять шторы с одного окна-10 мин.,
– Повесить шторы -10мин. Вымыть 1 окно-30 мин.
– В офисе-50 столов, вымыть каждый-5мин.
– Вымыть посуду за всеми сотрудниками — 2часа
– Снять паутину с потолков — 3ч.
– Площадь паласа — 150м, пропылесосить — 2ч.
– Время указано для выполнения работы одним человеком.
– У вас в распоряжении:
– Моющие пылесосы — 2шт.
– Стремянки (высотой 2 м) — 3шт.
– Моющее средство для посуды — 1банка
– Бюджет на всю уборку — 2 900 руб.

Ваше индивидуальное задание:
Самостоятельно составить письменный план уборки офиса на группу из 4 человек. Предварительно завхоз снабдил вас информацией с телефонами и адресами о следующих услугах:
– Мойщики — 1 400 руб. — 1 человек на день работы.
– Уничтожение бытовых насекомых — 560 руб., специалисты приезжают в течение 2-х часов с момента вызова. Выполняют работу в течение 20 мин. После этого сутки ничего нельзя делать.
– Крысоловы-420 руб. Приезжают через 1 час после вызова выполняют работу в течение 15 мин.
– Сантехник-280 руб. приходит в течение 10 мин., выполняет работу за 15 мин.
– Стирка штор в течение дня — 1120 руб., забирают в течение часа, привозят через 5 часов.
– Магазин хозяйственных товаров в 15 минутах ходьбы — можно приобрести всё необходимое для уборки:
– средство для мытья окон — 50 руб.,
– средство для мытья мебели — 50 руб.,
– тряпки, губки — по 30 руб.,
– швабры — 100 руб.,
– средство от тараканов и крыс — от 20 до 300 руб.,
– стремянка — 200 руб.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Вызов к теме постановки целей.
Размер группы
Любой
Время
От 5 до 10 минут
Ресурсы
Бумага А4 200 листов. Корзина для бумаги.
Инструкция
Для следующего упражнения мне нужен доброволец. Пока один. Твоя задача встать в 2-х метрах от корзины и забросить в нее как можно больше смятых из вот этой пачки.

Через 1 мин прервать его. Пересчитать количество комков газеты в корзине. Вызвать следующего добровольца
Твоя задача – за 1 мин забросить в корзину более, к примеру, 21 смятых листа.
Обычно забрасывают больше, например, 29 листов. Позовите третьего участника.
Итак, ты видел, каких результатов достигли эти двое. Как ты думаешь, чего сможешь достичь ты за это же время?»

Дебрифинг
Посвятите дебрифинг постановке целей.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Вызов к теме постановки целей
Размер группы
Любой
Время
От 5 до 10 минут
Подготовка и ресурсы
Бумага и пишущие принадлежности для участников
Инструкция
Сейчас каждому из вас нужно написать записку для своего личного помощника с просьбой купить ботинки. На работу 1 минута.

После того как вышло время, тренер собирает записки и по одной зачитывает. После чего спрашивает, есть ли у помощника шанс не правильно понять босса и выполнить задание неправильно? Если есть, на флип-чарт выписываются условия которые нужно упомянуть, чтобы этого не произошло.

Дебрифинг
– Что сейчас происходило?
– Как нужно было писать задание, чтобы оно было выполнено?

Подвести участников к постановке целей по схеме SMART:
 Specific — конкретные
 Measurable — измеримые
 Agreed — согласованные (с целями более высокого уровня)
 Realistic — реалистичные
 Timed — определенные во времени

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».Цель
Отработка планирования с использованием диаграммы Ганта
Размер группы
6-14 человек
Время
От 30 до 40 минут
Подготовка и ресурсы
Копии инструкции по количеству участников.
Инструкция
Нам предстоит упражнение, в котором мы потренируемся в планировании с помощью диаграмм Ганта. Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) — это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Гантом в 1910 году. Диаграмма Ганта представляет собой отрезки (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. На некоторых диаграммах Ганта также показывается зависимость между задачами. Диаграмма может использоваться для представления текущего состояния выполнения работ: часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштриховывается, отмечая процент выполнения задачи; показывается вертикальная линия, отвечающая моменту «сегодня». Часто диаграмма Ганта соседствует с таблицей со списком работ, строки которой соответствуют отдельно взятой задаче, отображенной на диаграмме, а столбцы содержат дополнительную информацию о задаче.Нарисуйте пример диаграммы.В следующем упражнении вам нужно спланировать работы по ремонту дома Вини Пуха.

Итоги
Разберите каждую диаграмму. Дайте каждому обратную связь.

Инструкция к ремонту домика Вини Пуха
Вы Вини Пух. Вам нужно завершить ремонт за 2 дня.
К вам в помощь пришли:
• Пятачок (исполнительный, но низкорослый),
• Ослик И-А (постоянно сомневается, нельзя давать задания одному),
• Сова (быстро принимает решения, но не может таскать тяжести),
• Кролик (хорошо считает и кладет плитку и линолеум).

Дела:
1. Вынос и занос мебели – 1 час.
2. Покупка краски, кисточек, растворителя для окон и стен – 2 часа.
3. Подготовка окон к покраске – 1 час.
4. Покраска окон – 2 час.
5. Покраска стен – 4 часа.
6. Прокладка электрической проводки, розеток – 3 часа.
7. Покупка линолеума – 2 часа.
8. Настилка линолеума – 2 часа.
9. Побелка потолка – 1 час.
10. Замена канализационных и водопроводных труб – 3 часа.
11. Наклейка плитки в ванной – 3 часа.
12. Подготовка ванной – 2 часа.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Отработка планирования.
Размер группы
6-14 человек
Время
От 30 до 40 минут
Подготовка и ресурсы
Копии инструкции по количеству участников. Карточки с ролями.
Инструкция
Для следующего упражнения нам нужно распределить роли. Всего у нас будет 8 участников и остальные в роли наблюдателей.

Выбрали роли.
Изучите в течение 2 минут свои роли. Далее у вас будет 15 минут на то, чтобы выполнить задание.

Дебрифинг
• Как вы справились с заданием?
• Что было сложно?
• Что мешало?
• Что помогало?
• Если перевести итоги упражнения на бизнес – какие выводы можно сделать?

Инструкции участникам к упражнению «График выходных»

Инструкции директору
Вы директор торговой точки. Вам надо сделать график выходных. У вас на ТТ работает 7 человек: старший продавец, зам. старшего продавца, 3 продавца, 1 стажер, 1 кассир.

Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.

Инструкции старшему продавцу
Вы старший продавец. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.
Ваши условия
Вы можете работать вам нужен обязательный выходной во вторник– у супруга(и) день рождения, а в среду – отдыхаете после дня рождения.

Инструкции заместителя старшего продавца
Вы заместитель старшего продавца. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.
Ваши условия
Обязательно надо выходной в понедельник – приезжает мама.

Инструкции 1-го продавца
Вы 1-й продавец. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия: В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.
Ваши условия
Во вторник надо в больницу.

Инструкции 2-го продавца
Вы 2-й продавец. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.
Ваши условия
Понедельник и четверг – экзамены в вузе на весь день.

Инструкции 3-го продавца
Вы 3-й продавец. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца. Ваши условия Надо три выходных дня подряд.

Инструкции стажера
Вы стажер. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных.
Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца. Ваши условия Выходные в среду – учеба по продукту, а в пятницу — экзамен.

Инструкции кассира
Вы кассир. Вам с директором и коллегами нужно согласовать график выходных. Общие условия:
В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются. Зам. ст. пр. и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. пр.
В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца. Ваши условия Как можно меньше выходных.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Это упражнение из разряда упражнений на вызов и наиболее актуально оно при управленческом консультировании. Но если у вас тренинг и на нем присутствуют представители большинства отделов одной компании проведите это небольшое упражнение. Оно демонстрирует как люди понимают свое место в организации и как они вообще понимают бизнес компании.
Размер группы
8-14 человек
Время
10-15 минут
Ход упражнения:
1. Попросите участников тренинга сесть в круг.
2. Возьмите в руку теннисный мяч и скажите: “К вам пришел клиент готовый купить, что происходит дальше?”
3. Менеджеру, отвечающему за работу с клиентами дается мяч и предлагается передать его (или их) коллеге, который отвечает за последующий этап технологии.
4. Задача участников передавая мяч воспроизвести последовательность действий, составляющих бизнес-процесс.Наверняка возникнет путаница, которая даст возможность тренеру развить какие-то свои тезисы, и дать нужное направление тренингу

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Данное упражнение из разряда «вызовов». Вызов в данном случае заключается в демонстрации ответственности и лидерства.
Размер группы
6-20 человек
Время
5-7 минут
Ход упражнения:
Перед следующей темой я хочу, чтобы мы выполнили одно упражнение. Для этого вам нужно встать за своими стульями и образовать круг. По моей команде “Делай раз!” вы должны будете поднять свои стулья на высоту один метр от пола. Ваша задача — опустить стулья одновременно”. v Тренер командует “Делай раз!” до тех пор, пока участники не опустят стулья одновременно Произойдет это только в том случае, если кто-то в группе возьмет на себя роль лидера и продолжит команду тренера, скомандовав, например , “делай два” или “опустили”. На этом и стройте дебрифинг.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение к блоку «Организация»
Размер группы
8-14 человек
Время
40-60 минут
Ресурсы
Инструкции по количеству участников
Ход упражнения:
Потренируемся в организации на отвлеченном примере. У многих из нас периодически возникает острое желание отпуска. Каждый планирует или мечтает о своем: кто-то о пляже, кто-то о новых городах, а кто-то о рафтинге, палатках и ночных кострах. Но мало найдется людей кто когда-то не мечтал о пляже с пальмами и еще, чтобы людей было вокруг поменьше. Я знаю одного человека который довольно много времени провел в тех условиях о которых я только что рассказал. Этот человек был Робинзон. И есть у меня такое подозрение, что он был не рад той ситуации, в которой оказался. Предстоящее упражнение называется «Робинзон». Сейчас каждый из вас окажется в ситуации Робинзона. Каждому из вас предлагается выступить в роли Робинзона, оказавшегося на необитаемом острове. Задачей Робинзона является как можно скорее построить лодку, строительство которой требует 100 рабочих дней. По условиям игры Робинзон может очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у него есть еда, одежда и жилье.

Зачитать и раздать инструкцию.20 минут на выполнение.

Итоги упражнения.
Выбираем лучшие варианты организации жизни Робинзона.– Как удалось?
– Как считали?
– Какие методы использовали?
– Что можно было сделать лучше?
– Как упражнение связано с нашей работой?
– Что мы должны организовать?

Инструкция к упражнению «Робинзон»
Это индивидуальная игра. Вам предлагается выступить в роли Робинзона, оказавшегося на необитаемом острове. Задачей Робинзона является как можно скорее построить лодку, строительство которой требует 100 рабочих дней. По условиям игры Робинзон может очередной день посвятить строительству лодки только в том случае, если на этот день у него есть еда, одежда и жилье.

Предлагаются следующие варианты обеспечения этими необходимыми для жизни условиями, требующие различных единовременных и текущих затрат, но и дающие разный эффект.

Заготовка еды
1-й вариант — сбор фруктов. Один день сбора обеспечивает Робинзона пищей на три дня (включая день сбора).
2-й вариант — рыбная ловля. Один день рыбалки дает пищу на 5 дней. Однако на изготовление сети требуется 10 дней и, кроме того, 7 дней на ремонт сети через каждые 12 выездов на рыбалку.
3-й вариант — охота. Один день охоты дает еду на 15 дней. Но на изготовление орудий для охоты требуется 22 дня.
4-й вариант — организация фермы. На это отводится 20 дней, а затем 1 день работы на ферме обеспечивает Робинзона едой на 10 дней.

Создание и содержание жилья
1-й вариант — хижина. Первоначальные затраты не требуются. На ее содержание необходимо отвести 4 дня в месяц.
2-й вариант — дом. На строительство отводится 19 дней. Через полгода жизни требуется 4 дня на ремонт. На содержание отводится 1 день в месяц.

Изготовление одежды

1-й вариант — простая одежда. Первоначальные затраты не требуются. На содержание отводится 3 дня в месяц.
2-й вариант — набор одежды. На изготовление требуется отвести 5 дней, содержание требует одного дня работы через каждые 20 дней. Через каждые 3 месяца необходимо выделить 2 дня на ремонт одежды. Каждый участник игры ведет дневник регистрации затрат времени и выбирает свою стратегию, обеспечивая себя едой, жильем и одеждой, одновременно решая главную задачу — постройку лодки.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение хорошо демонстрирует то, что происходит с целями внутри организации
Размер группы
6-20 человек
Время
15-25 минут
Ход упражнения:
Разделить участников на группы так, чтобы их можно было посадить в цепочку, на стульях следующим способом: впереди цепочки сидит один человек (А). За ним два человека (Б). За каждым из этих двух оставшиеся участники, разделенные поровну (В, Г, Д, Е и т.д.). Раздайте им инструкции. Подчеркните, что в ходе упражнения разговаривать запрещено. Можно обмениваться только записками. На выполнение упражнения 15 минут.

Итоги упражнения
– Итак, каков ответ?
– ”А” — как вы себя чувствуете? Остальные?
– Что сейчас происходило?
– На что было похоже ваше общение?
– Как это связано с управлением?
– Какие выводы вы сделали для себя?

Инструкции к упражнению «Знаки»

Вы — “А”. Вы можете контактировать только с “Б”. Ваша задача ответить на вопрос: какие знаки из вашего списка есть у каждого в вашей группе. общаться можно только с помощью записок. Ваши знаки: + ! # * & IV ? $
Вы — “Б”. Вы можете общаться с “А” и сидящими за вами “В”, “Г”, “Д” и “Е”. Ваши знаки: 8 ! # * V
Вы — “В”. Вы можете контактировать с “Б”. Ваши знаки: * 2 & ! +
Вы — “Г”. Вы можете контактировать с “Б”. Ваши знаки: 1 ? & IV * 8
Вы — “Д”. Вы можете контактировать с “Б”. Ваши знаки: ? * + # —
Вы — “Е”. Вы можете контактировать с “Б”. Ваши знаки: 2 * # IV +

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Моделирование процессов обмена информацией внутри организации, команды
Размер группы
Оптимально — до 25-30 человек, но можно и больше (соответственно, увеличивается время игры)
Время
От 60 до 120 минут (в зависимости от размеров группы)
Ресурсы
2 листа ватмана; маркеры; упаковка бумаги; ручки; листы с инструкциями для групп.
Ресурсы
Инструкции по количеству участников
Ход упражнения:

Группа делится на малые группы. Оптимально по времени и удобству проведения, сделать не более 4-5 групп, а в каждой группе не более 4-5 участников. Каждая группа придумывает себе название.Помимо групп необходимо 2-3 курьера, которые будут обеспечивать обмен информацией и один диспетчер (тренер), который будет фиксировать информацию. Если есть видео, то по желанию можно выделить из числа ведущих наблюдателя (тренера), который будет снимать процесс игры.Каждая группа получает лист с определенной информацией (см. далее «Вспомогательные материалы»), которую не должны видеть участники других групп. Озвучивается задание группам — например, «(какое мероприятие?) пройдет (какого числа?) (где?)» — чья группа точнее и быстрее справится.

Ведущий предварительно намечает места, где могут разместиться группы — места должны быть достаточно изолированы друг от друга, чтобы группы не могли слышать и видеть друг друга, но не слишком далеко (по опыту, замедляет работу курьеров и увеличивает длительность игры). Места выписываются на ватман и возле каждого указывается название каждой группы — нужно для работы курьеров. Также заранее должна быть подготовлена таблица для курьеров (см. далее «Вспомогательные материалы»), которую участники пока не должны видеть.

Группы получают полоски бумаги (нарезать полоски из листа формата А4 размером примерно 5?21 см) — каждая группа должна иметь достаточный запас бумаги (не менее 100 полосок). На этих полосках будут писаться «письма».

Правила игры:
В одном «письме» можно задавать только один вопрос. В одном «письме» можно давать ответ только на один вопрос.
На каждом «письме» обязательно указывать «Кому» от «Кого» (название группы).
Как только группа решила, что имеет правильный ответ на поставленный вопрос, она должна послать «письмо» диспетчеру с уведомлением, что решение найдено.
Группы расходятся по местам, начинают обсуждать полученную информацию и писать «письма».

Курьеры постоянно обходят группы. Посетив группу, курьер забирает «письма», приходит к диспетчеру и сообщает ему: название группы-отправителя, названия групп-получателей и количество «писем» для каждой группы-получателя. Диспетчер отмечает информацию в таблице, затем курьер разносит письма по адресатам, попутно забирая от них новые «письма».

Как только группа присылает уведомление диспетчеру о достигнутом решении, диспетчер отмечает группу в таблице порядковым номером (кто прислал первым, вторым…).

Как только поступило первое уведомление, диспетчер через курьеров сообщает остальным группам, что в их распоряжении осталось 5 или 10 минут на принятие решения (лимит времени устанавливается по усмотрению диспетчера). Группы также просят написать свой ответ на отдельном листе бумаги, указав также название группы, и принести с собой в общий зал.

Интерпретация результатов.

Через назначенное время группы собираются в зале. Пока группы собираются, диспетчер и наблюдатель (тренеры) считают и анализируют табличные результаты.

Группы сдают свои листы с ответами, ведущий вывешивает их на видном месте. Там же вывешивается и таблица с результатами подсчетов и отметками (сколько «входящих» и «исходящих» писем пришлось на каждую группу; самый активный «писатель», самый активный «получатель»).

Ведущие просят каждую группу рассказать, как был найден ответ (см. «Вопросы для обсуждения…»). Затем может быть проведена серия вопросов для курьеров и наблюдателя о том, что они видели.

Ведущие также соотносят то, как шел процесс поиска решения в каждой группе с показаниями таблицы. Рекомендации для ведущего.

Интересно засечь, через сколько времени после ухода на места каждая группа написала первые «письма» и сколько «писем» было в первой партии.

Важно четко отмечать количество «писем», не запутаться и делать все быстро. Результаты таблицы необходимы для обсуждения итогов игры.

После заполнения таблицы итогов (по ходу обсуждения) можно обратить внимание на ключевые правила и ошибки при коммуникации внутри организации.

Вопросы для обсуждения результатов с группой
– Какова была выбранная вами стратегия?
– Распределяли ли вы роли в процессе работы? Какие это были роли?
– Сразу ли вы попросили другие группы прислать вам их информацию?
– Все ли адресаты вам ответили на этот запрос?
– Были ли эти ответы точными или интерпретацией группы или готовым ответом/мнением группы?
– Сверяли ли вы свой результат с результатами других групп?
– Что вы поменяли в процессе работы?

Вспомогательные материалы к упражнению «Курьер»

Пример содержания задания корректируется под текущую дату и место, но не в ущерб сложности
группа 1: «Это будет не семинар. Событие состоится не позднее 29 числа в одном из городов Северо-запада России»
группа 2: «Мероприятие пройдет не раньше 25 августа не в Псковской и не в Архангельской областях».
группа 3: «Тренинг пройдет в августе 2006 года не в выходные дни. В качестве места проведения рассматриваются Карелия и Новгородская область».
группа 4: «День проведения мероприятия точно не пятница. Республика Марий Эл и Калининградская область не рассматриваются в качестве места проведения из-за своей удаленности».
группа 5: «День проведения мероприятия в Олонце точно не среда».

Таблица для диспетчера «Подведения итогов» Что было важно?
Что мешало, затрудняло работу?
Что бы вы изменили/усовершенствовали в механизме обмена информацией на будущее?

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение демонстрирует, что видение развития компании, проекта должно быть у всех задействованных лиц.
Размер группы
6-20 человек
Время
От 20 до 40 минут
Ресурсы
3 набора одинаковых паззлов.
Ход упражнения:
Перемешайте каждый набор паззлов. Разделите группу на три команды.

1. Одной команде коробки с готовыми картинками НЕ ВЫДАЁМ. Задание — группе собрать все паззлы. Следствие — все собирают «на свой страх и риск».
2. Во второй команде картинки отдаём ОДНОМУ человеку, запрещая делиться с другими. Задание то же. Следствие — видение — сиречь, стратегия — есть у одного человека, остальные исполняют высочайшее повеление.
3. В третьей команде, картинки в свободном доступе. Задание то же. Следствие — все имеют видение общей стратегии и каждый выполняет свою часть работы — может рассортировывать паззлы и т.п.

Дебрифинг
• Как вы себя чувствуете?
• Почему получились такие результаты?
• Чем это упражнение похоже на реальный бизнес?
• Какие выводы вы сделали из этого упражнения?

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение на вызов к теме организация. Впрочем, в ходе этого упражнения можно увидеть и другие компетенции управленцев. Например, планирование, принятие решения, коммуникации.
Размер группы
6-14 человек
Время
10 минут
Ход упражнения:
Для следующего упражнения мне нужны два добровольца.
Выходят добровольцы.Упражнение будет идти 3 минуты. В этом упражнении вы будете руководителями. Но руководить вы будете роботами. Т.е. остальные участники роботы. Прошу вас всех встать и распределиться по комнате. Роботы ходят только по прямой линии. Есть куда идти — идут, уперлись в преграду — стоят пока их не перенаправит управленец; Управленцы могут перенаправлять роботов – разворачивать.Задача управленцев — минимизировать время простоя роботов, т.е. сделать так, чтобы роботы все время двигались.
Итак, все роботы начинают движение.

Дебрифинг

• Как у вас самочувствие после упражнения?
• Как вы думаете о чем это упражнение?
• Что получалось у управленцев? Что не получалось?
• Какая стратегия была бы правильной?
• Какие качества управленца проявились или должны были бы проявиться в этом упражнении?

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Также как и предыдущее упражнение, это упражнение на вызов к темам организация, стили управления. Впрочем, в ходе этого упражнения можно увидеть и другие компетенции управленцев. Например, планирование, принятие решения, коммуникации.
Размер группы
9-15 человек
Время
40 – 60 минут
Подготовка и ресурсы
Сахар кусковой, прямоугольный, повязки на глаза, листы наблюдений.

Ход упражнения:
Сейчас мы с вами проведем игру, в которой каждый побудет в роли управленца. Игра называется «Сахарные башни». Это игра соревнование.Что надо будет делать. Мы разделимся на 3 команды, и у нас будет 4 раунда.

Количество раундов может варьироваться. Количество участников в командах так же может варьироваться. В этой инструкции мы отталкиваемся от количества участников 12.Во время каждого из раундов в каждой команде будет свой руководитель. Он будет руководить строительством сахарных башен в своей команде. В командах каждый игрок строит свою башню.

Цель каждой команды получить максимум этажей при суммировании этажей башен всех участников команды. Строить башню нужно так, чтобы в основании башни лежал только один кубик сахара. Соответственно количество этажей это количество кубиков сахара друг на друге. На момент зачета башни руками держать нельзя

Результаты каждого раунда мы будем выписывать на флип-чарт. Победит команда набравшая максимальное количество этажей/баллов.

Раунд 1.

Итак, команды, определитесь, кто в какой раунд у вас будет руководителем. Руководители первого раунда, внимание. Раунд начинается. У вас 5 минут на реализацию. Вы руководите, участники строят.

После раунда участники заполняют лист удовлетворенности и выводят средний балл, который озвучивается ведущему. Ведущий эти данные, вместе с данными по количеству этажей, выписывает на флип-чарт.

Раунд 2.

Руководители второго раунда, внимание. Раунд начинается. У вас 5 минут на реализацию. Вы руководите, участники строят. Дополнительные условия: у участников завязаны глаза.

После раунда участники заполняют лист удовлетворенности и выводят средний балл, который озвучивается ведущему. Ведущий эти данные, вместе с данными по количеству этажей, выписывает на флип-чарт.

Раунд 3.

Руководители третьего раунда, внимание. Раунд начинается. У вас 5 минут на реализацию. Вы руководите, участники строят. Дополнительные условия: у участников завязаны глаза и строить башни нужно ставя куски сахара ребром.

После раунда участники заполняют лист удовлетворенности и выводят средний балл, который озвучивается ведущему. Ведущий эти данные, вместе с данными по количеству этажей, выписывает на флип-чарт.

Дебрифинг

Обратная связь каждого участника из позиции исполнителя.
• Что в действиях руководителя нравилось?
• Что можно было сделать лучше?

Обратная связь каждого участника из позиции руководителя.

• Какие выводы для себя сделали?
• Назовите свои сильные и слабые стороны как управленца?
• Был ли индивидуальный подход к участникам?
• Как менялся стиль/инструменты при усложнении задания?
• От чего зависит стиль руководства?

Лист удовлетворенности

Раунд Удовлетворенность процессом?
(1-5) комментарии Удовлетворенность результатом?
(1-5) комментарии

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Сформировать и обсудить портрет идеального руководителя.
Размер группы
6-12 человек
Время
25-30 минут
Ресурсы и подготовка
Бумага
Инструкция
Люди выбирают работу руководствуясь разными параметрами: уровнем зарплаты, белая она, серая, статусом компании и т.д. Я знаю одного человека который выбирал работу и самым важным критерием для него было то, какой руководитель будет у него.
Почему важно, то какой руководитель будет у тебя?
Если будете вы искать себе руководителя, то каким он должен быть?Ход упражнения:
Тренер дает задание: нужно будет придумать и подготовить на листе флип-чарта объявление на тему “Ищу руководителя”. Устройте вернисаж. (Развесьте объявления по стенам аудитории). Упражнение можно проводить в парах и тогда обсуждения можно проводить на “вернисаже”. Если это была индивидуальная работа и участников много, то лучше провести обсуждение после того как на “вернисаже” будут презентованы все объявления.
Итоги упражнения
– Какие объявления вам понравились?
– Пункты в объявлениях?
– Какие выводы каждый сделает для себя из этого упражнения?

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Небольшое упражнение к управленческому тренингу на тему внедрения изменений. Применяйте его если нужно продемонстрировать группе, что жесткие методы внедрения часто дают противоположный желаемому эффект. Ведь если бы битьем удавалось добиться от коровы молока, «удои» на ниве управления превзошли бы любые ожидания.
Размер группы
Любой
Время
10-15 минут
Ресурсы и подготовка
Бумага
Инструкция
Лучше всего его начать тогда, когда группа возвращается с перерыва.
Вам нужно ввести некое новшество, например, отныне группа будет заниматься стоя и в носках, тренинг продолжится не до 18-00, а до 21-00… ну, в общем, нечто, что существенно изменяет уже устоявшуюся жизнь группы (поскольку управленцы — люди, как правило, пафосные и гордые, изменения лучше придумывать “поунизительней”).

На это сообщение группа реагирует моментальным сопротивлением. Это сопротивление проходит определённые стадии (неверие — попытка “торговаться” — гнев — депрессия — принятие).

Когда провели до принятия, можно сообщить, что никаких изменений не будет, зато они на собственном опыте прочувствовали, как на изменения реагируют их подчинённые. После этого проведите дебрифинг и плацдарм для дальнейшего развития темы готов.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Вызов к теме важности получения обратной связи.
Размер группы
6-20 человек
Время
25-30 минут
Инструкция
Для следующего упражнения требуется доброволец.
Выбрали добровольца, и он выходит за дверь.

Коллеги, пока Имярек вышел, нам нужно задумать какое- либо простое действие, которое должен будет совершить Имярек, когда он вернется в комнату. Например хлопнуть дверью. Или выглянуть в окно…

Когда Имярек вернется говорить с ним или давать ему знаки будет запрещено. Можно лишь направлять его действия совместными усилиями. Если он двигается в нужном направлении, вся группа хлопает в ладоши. Если он делает не то, вся группа кричит «УУУУУУУУУ» (с явно недовольной окраской тембра).

Выбираем действие, приглашаем добровольца. Он старается выполнить задуманное группой действие. Дальше без объяснений тренер снова призывает другого добровольца из группы попробовать себя в подобном качестве. Доброволец №2 выходит за дверь. Группа загадывает действие для него. После этого доброволец приглашается в аудиторию.
Выбери, пожалуйста, плюс или минут? Если плюс, то мы будем только хлопать. Если минус, только кричать «УУУУУУУУ».

Доброволец выбирает, и игра длится, пока он не выполнит задание.

Дебрифинг
• Как вы думаете, в каких условиях было проще выполнять заданное действие?
• При какой обратной связи было комфортнее?
• В каких условиях полезна негативная обратная связь? В каких позитивная? Можно ли обойтись без какой либо из них?
• Почему так важна обратная связь руководителя с подчиненными на разных этапах их деятельности?

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Разминка направлена на концентрацию внимания и тренировку реакции участников
Размер группы
6-14 человек
Время
10 минут
Инструкция
Пусть участники встанут и образуют круг.
 Встаньте вместе с ними.

Правила игры такие. Нужно перекидывать друг другу мяч. Кидая мяч, необходимо назвать любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мяч, назвав новое число. Соль упражнения в том, что запрещается, когда кидаешь мяч, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся. — 7! — кидает один. — 8! — откликается другой, ловит мяч и кидает его снова: — 15! — 16! — откликается третий.

Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка — следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет участнику сбить эту рефлекторную последовательность. Постепенно изменяйте темп кидания, приспосабливайте к изменениям движения рук, кидающих и ловящих мяч. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число — сразу же, пока мяч летит в воздухе

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Проведение этой игры-разминки, позволяет активизировать внимание участников. Можно использовать для перехода между темами тренинга.
Размер группы
6-20 человек
Время
10 минут
Инструкция
У меня в руке мячик. Я буду бросать его кому-либо из вас, и называть при этом одну из трех стихий. Ваша задача поймать мячик и ответить:
• слово “воздух” — поймавший должен назвать какую-нибудь птицу, летающее насекомое и т. п.
• слово “земля” — на него нужно отзываться наименованием какого-нибудь наземного животного.
• слово “вода” — называть какую-нибудь рыбу, морское или речное животное.

Можно усложнить упражнение, взяв себе помощника из числа участников и дав ему мяч. А можно ввести в игру новое понятие. Например, ? мебель

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение на внимание. Можно использовать в тренинге креативности, а можно как разминку в любом другом тренинге.
Размер группы
6-12 человек
Время
10-15 минут
Инструкция
Участники перебрасываются мячиком. Он летает в кругу, подчиняясь заданному темпу, который выстукивает ведущий.

Кидаем мяч друг другу… Внимание, участник, кидающий мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол: — Облако… плывет! — Костер… разгорается!

Это простое, на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь при сравнительно медленном темпе. Только хорошо натренированное рабочее рассредоточенное внимание позволяет вести упражнение в более быстром темпе. Опять стало легко? Немедленно усложнить упражнение!

— Сейчас темп будет изменяться. Слушайте!

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Разминка направлена на концентрацию внимания участников
Размер группы
8-14 участников
Время
15-20 минут
Инструкция
Тренер берет 2 небольших предмета (например, маркер и пульт ДУ) и представляет их группе как ?
 кошку и ? мышку. Далее просит группу встать и образовать круг, при этом сам тренер также занимает место в кругу.

Инструкция участникам:
Сейчас мы будем передавать “кошку” по часовой стрелке, а “мышку” — против. Соответственно, участник, находящемуся справа то тренера получает “мышку”, а слева — “кошку”.
Прежде чем взять предмет в руки, первому участнику необходимо:
а) вопросом “
Кто?” поинтересоваться у тренера, кого тот ему передает
б) услышать ответ. Получив предмет, участник передает его следующему, который, в свою очередь, должен задать вопрос — “
Кто?”.
Первый участник переадресовывает вопрос тренеру и, получив ответ (”кошка” либо “мышка”), передает последний второму участнику. Так в ходе игры при передаче предмета образуется цепочка вопросов, доходящая всякий раз до тренера и цепочка ответов, идущая от тренера к игроку, на котором остановился предмет.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится, что называется, “думать на ногах” — быстро и толково отвечать на какие-то вопросы. Например, когда вы проводите презентацию. Потренировать это умение поможет данное упражнение.
Размер группы
6-12 человек
Время
20 минут
Инструкция
Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится, что называется, “думать на ногах” — быстро и толково отвечать на какие-то вопросы. Например, когда вы проводите презентацию. Потренировать это умение поможет одно упражнение из Станиславского. Оно состоит в том, что вы должны будете отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: “А при чем тут Дон Кихот?” (Он ни при чем, и приходится сочинять). Или: “
А почему все это происходит на крыше дома в Питере?” При этой игре — нельзя ответить “не знаю”.

Пример выполнения упражнения:
— Как здоровье Алексея Леонидовича?
Участник понятия не имеет, кто такой Алексей Леонидович, но он обязан немедленно отозваться и придумать ответ:
— Поправляется. Температура уже нормальная. — А вы откуда это знаете? — сбивает его ведущий.
Участник не сдается:
 — К нам вчера приходила его племянница, рассказывала. — Люда? — поддерживает игру ведущий. — С рыжими косичками? — Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Ведущий обращается к другому ученику:
 — Почему вы ввязались вчера в эту драку?
К третьему:
 — Когда вы вернете мне книгу?
К четвертому:
 — Вы что, плохо себя чувствуете?
Готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос он дал немедленный ответ и так, как если бы он говорил чистую правду.

Упражнение входит в «Пакет 70 упражнений для управленческого тренинга».

Цель
Упражнение является хорошим тестом и тренажером внимания и реакции участников. Также упражнение хорошо сплачивает группу.
Размер группы
6-12 человек
Время
15-20 минут
Инструкция
Все стоят (или сидят, по желанию) лицом в круг. Каждый играющий получает свой порядковый номер, по количеству игроков. Выбирается человек, который начинает игру. Его задача передать ход другому игроку следующим образом. Он произносит свой номер, а затем номер того, кому хочет передать ход. Тот в свою очередь, произносить свой номер, а затем номер любого из играющих. Передача хода сопровождается движениями, моделирующими звук пишущей машинки: все одновременно ударяют по коленям 2 раза, затем поднимают вверх правую руку (здесь мы говорим свой номер), затем левую (говорим номер того, кому передаем ход). Ритм с каждым ходом убыстряется. Если человек ошибается, он выбывает из игры, соответственно и его номер тоже. Игра ведется до тех пор, пока не останутся самые внимательные, это 2-5 человек.
Подарите им аплодисменты.


 

Скачано с www.znanio.ru