7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Оценка 4.6

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
7 кл
27.04.2018
7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Урок направлен на анализ содержания и структуры текста, опираясь на знания учащихся по стилистике, лексике, морфологии, словообразованию, синтаксису; отрабатывается работа с изобразительными средствами языка; проводится обобщение полученных знании; развивается устная речь, навыки слушания и говорения. Также уделяется больное внимание обучению создания собственного текста по заданной теме
золотой дождь.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.п.УРВАНЬ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7  КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ» СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.   АВТОР: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  ЗАКАЕВА ЛЮСЕНА АНАТОЛЬЕВНА ЦЕЛИ:   Анализ содержания и структуры текста, опираясь на знания учащихся по  стилистике, лексике, морфологии, словообразованию, синтаксису;   работа с изобразительными средствами языка;  обобщение  полученных знании;  развитие устной речи, навыков слушания и говорения. ЗАДАЧИ: 1. вести учащихся от общего восприятия целого текста к разбору его частей; 2. вырабатывать у учеников целенаправленные и продуктивные умения и навыки  составления текстов, развитие связной речи; 3. поэтапная работа над планом содержания и планом выражения; 4. выявление изобразительно­выразительных средств языка; 5. вызвать у учащихся эмоциональный отклик. ОБОРУДОВАНИЕ: доска, раздаточный материал (карточки с текстом, подборка  картинок об осени).   ХОД УРОКА: Ребята! Сегодняшняя наша тема «Анализ текста». Целью нашего урока  является анализ текста, используя уже полученные знания по стилистике, лексике,   морфологии, словообразованию, синтаксису . Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. ­Кто автор этих замечательных строк ? ( А.С.Пушкин) ­А  вы помните как называется это стихотворение? ( Осень) ­А какие изобразительные средства языка использовал поэт для того ,  чтобы восторгаться  природой.?  В стихотворении Пушкин использует широкую палитру изобразительных средств.  Прежде всего это метафоры и метафорические сравнения. Несмотря на то что автор  восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, I этап   I. Ознакомление с текстом.  ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ      Чтение.     1)  Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и  животики.  2) И до того налились и пропитались солнцем, что к осени золотыми.   3)   Налились, отяжелели и потекли.  4)  Полетели иволгами по ветру.  5)Запрыгали белками по  сучкам.  6)  Понеслись куницами по земле. 7)  Зашумел в лесу золотой дождь.   8)  Капля по листику щёлкнет сорвётся лист. 9)   Синицы на ветке завозятся – брызнут  листья по сторонам. 10)  Вдруг ветер налетит – закружится пёстрый смерч.  11) А если  неуклюжий косач с лёту вломится – хлынет сверкающий водопад.   12) Листья шуршат, скребут, лопочут. 13)  Листья летят, качаются и бегут.   14) Листья вверху, внизу и вокруг. ­ Какая синтаксическая единица перед нами? У: Это текст. ­ Что такое текст. Докажите, что это текст. У: Перед нами ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой  последовательности. Все предложения объединены единой темой. Этот текст можно  озаглавить. ­ Как иначе можно озаглавить этот текст?   II. Определение стиля текста. (Метод исключения) ­ Какие стили речи мы знаем? У: Научный стиль, разговорный и художественный. ­ Дал ли автор точные сведения в тексте, такие, которые мы можем встретить в  научной литературе? У: Нет, не дал. Значит, это не научный стиль. ­ Ведёт ли автор разговор с собеседником? У: Нет, значит, это не разговорный стиль. ­ Рисует ли автор картину, передавая своё отношение к увиденному? У: Да, рисует. Значит, это художественный стиль. Высказывания конкретны, наглядны,  эмоциональны.   III. Определение типа текста. ­ Какие типы текста мы знаем? У: Повествование, описание, рассуждение. ­ Определите тип текста. У: Это не рассуждение, т.к. автор не рассуждает и ничего не доказывает. Автор рисует  картину состояния природы, повествует об увиденном. В первой части текста есть  небольшое описание листьев. Но всё­таки это повествование.   IY. Определение основной мысли текста. Определение темы текста. ­ Что такое тема текста? У: ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём говорится в тексте. В данном случае – это состояние  природы осенью, изменение деревьев. ­ Найдите основную мысль текста. У: Предложения, в которых выражена основная мысль текста в повествовании, обычно  завершают его. Это предложения № 14, 15. Основная мысль ­  начался листопад. Листья везде, они кружатся в воздухе, они вверху,  внизу.   Y. Анализ содержания текста и средств языка. ­ Какую картину нарисовал автор текста? У: Автор нарисовал очень образную картину, ярко изобразил природу осенью, точнее такое  явление, как   л и с т о п а д. ­ Как вы догадались, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется  автором? У: Автор употребляет ряд синонимов, по которым можно догадаться, что речь идёт о  листопаде: дождь, водопад. Только «водопад» ­ это падение воды, а «листопад» ­ падение  листьев. Эти слова очень близки по значению. ­ Почему автор называет листопад «золотым дождём»? У: Потому что листья осенью меняют цвет и становятся жёлтыми или золотыми. Это слово  употреблено в переносном значении. ­ Необычное начинается с 1­го предложения (перечитайте его). Переведите слова автора на обычный язык. У: (Читает). Это значит, что всё лето листья подставляли солнышку то одну, то другую  сторону. И как бы пропитались солнечным светом. ­ А что будет, если немного изменить предложение и прочитать так: «Всё лето листья  подставляли солнцу свои ладони и щёки, спины и животы». У: Предложение утратило свою прелесть, разрушился образ маленького симпатичного  существа. ­ Почему это произошло? У: Из слов исчезли уменьшительно­ласкательные суффиксы, изменился смысл слов, образ  утратил своё очарование. ­ Читаем предложение № 2. Какая картина нарисована здесь? У: Автор говорит о том, что листья изменили свой цвет и называет их «солнышками». ­ Почему осенью листья желтеют? У: Хлорофилл разрушается в клетках. ­ Автор знает об этом? У: Да, но он показывает листья как живые существа и не отступает от созданного образа. ­ Предложение № 3. Неожиданность – глаголы, употреблённые в этом предложении.  Почему «потекли», а не «закапали»? У: Так как «закапать» ­ падение отдельных частиц, а «потечь» ­ сплошное движение,  поток. Автор рисует нам листопад не в образе дождя, а в образе ливня. ­ Предложение № 4, 5, 6. листья полетели, запрыгали, понеслись. Что это значит?  Почему автор так говорит о листьях? У: Потому что листья сохранили лёгкость. Они налились не весом, а цветом, приобрели  характерные осенние цвета – багряные и золотые. ­ Какой бывает обычно осенний дождь? У: Дождь осенний обычно тоскливый, холодный, монотонный. А этот дождь необычный, он  весёлый, золотой. Создаётся мажорная картина. ­ С помощью чего автор показывает нам изменения в осеннем лесу? У: Автор показывает изменения с помощью глаголов. Их очень много в этом тексте. ­ Автор нарисовал подвижную или неподвижную картину? С кем бы вы его  сравнили? С фотографом или кинооператором? У: Автор нарисовал подвижную картину. Постоянно что­то происходит. Автор не  фотограф, а кинооператор, т.к. фотограф может запечатлеть один момент, а у  кинооператора картина более полная и интересная. ­ Обратите внимание на существительное «капля». Что может она совершить? У: Она может капнуть, упасть. ­ А кто или что может щёлкнуть? У: Может щёлкнуть замок или птица. ­ Почему же капля щёлкает? У: Потому что листья сухие и звук упавшей капли похож на щелчок. Мы слышим звуки. ­ Рассмотрим заключительные предложения № 12, 13, 14. Какое слово здесь  повторяется и почему? У: Здесь повторяется слово «листья». Это не повтор, автор сделал это специально, чтобы  ещё раз обратить внимание на это главное слово. Это помогает увидеть разгар листопада.   YI. Анализ структуры текста. ­ Что мы можем сказать о строении текста? У: Этот текст можно расчленить по смыслу на несколько абзацев, эти абзацы можно  озаглавить, т.е. составить план этого текста. ­ Попробуем озаглавить каждый абзац. Для этого прочитаем отрывками. (Чтение кусочков текста и озаглавливание). 1. Пёстрые листочки. П л а н   (на доске) 2. Сверкающий водопад. 3. Золотой дождь. ­ Что вы можете сказать о строении текста? У: Здесь 15 предложений. Текст представляет собой законченное повествование. Оно  состоит из 4­х абзацев. ­ Итак, представим этот текст в виде поезда. Давайте поработает с I­м абзацем. У: Абзац состоит из 7­ми предложений. Все глаголы в них стоят в прошедшем времени.  Первое предложение полное, здесь есть и подлежащее,  и сказуемое. 2, 3, 4, 5, 6­е  предложения неполные, в них отсутствует подлежащее, но оно легко восстанавливается по  смыслу, это слово «листья». Здесь обычный порядок слов. Почти все глаголы совершенного вида (признак повествования). ­ Как связаны предложения в этом тексте? У: Предложения связаны параллельно. В первом предложении говорится о листьях. В  последующих предложениях слово «листья» не повторяется, но подразумевается. ­ Проанализируем 2­й абзац. У: Во 2­ом абзаце все глаголы в будущем времени. Действие как бы ускоряется. Этому также способствует необычный порядок слов, когда в  предложении на первом месте стоит глагол – сказуемое, а после него – подлежащее,  выраженное существительным. Здесь все предложения сложные, состоящие из 2­х  грамматических основ. ­ Что происходит в следующих абзацах? У: Дальше действие замедляется. Здесь уже глаголы, стоящие в настоящем времени. Эти  два абзаца можно объединить, т.к. они очень тесно связаны по смыслу. Все предложения  полные. В 12, 13, 14­ом предложениях есть однородные члены. Все глаголы совершенного  вида. ­ Обратите внимание на тире. Этот знак есть во всех сложных предложениях второго  абзаца. Что бы вы об этом сказали? У: В этих предложениях быстро меняются события. ­ Можно ли назвать этот текст эмоционально­окрашенным? Что на это указывает? У: На эмоциональность текста указывает экспрессивные или уменьшительно­ласкательные  суффиксы существительных: 1.     ладошки   – – к – 2.     щёчки   – – к – 3.     спинки   – – к – 4.     солнышки  – – ышк – 5.     животики  – – ик – 6.     листик  – – ик ­ Чем пользуется автор, чтобы одушевить нарисованную картину? У: Автор вводит в текст метафоры и эпитеты. ­ Подтвердите это примерами из текста. У: Здесь есть олицетворения: О листьях: ладошки, щёчки, спинки, животики (как у человека). Листья бегут. У: Автор употребляет глаголы в переносном значении: потекли – стали сыпаться брызнули – рассыпались в разные стороны лопочут – качество человека, что значит «говорить быстро». ­ Какие сравнения есть в тексте? У: Как солнышки понеслись куницами полетели иволгами запрыгали белками ­ Найдите эпитеты. У: Золотые листья. золотой дождь пёстрый смерч сверкающий водопад Все эти средства создают  образную картину. ­ Что можно сказать о лексическом составе этого текста? У: Здесь есть антонимы: вверху – внизу (листья), употребляются слова в переносном  значении, есть синонимы. Так к слову «листопад» можно подобрать синонимы: дождь,  водопад, смерч,  ливень.   ­ Таким образом, мы очень подробно проанализировали содержание и структуру текста Н.  Сладкова «Золотой дождь». Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Понравился  или нет? Можно ли назвать автора художником, мастером? Домашнее задание :  Создание собственного текста . Сочинение по картине И.С Остроухова «Золотая осень» ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ   1)  Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и  животики.  2) И до того налились и пропитались солнцем, что к осени золотыми.   3)   Налились, отяжелели и потекли.  4)  Полетели иволгами по ветру.  5)Запрыгали белками по  сучкам.  6)  Понеслись куницами по земле. 7)  Зашумел в лесу золотой дождь.   8)  Капля по листику щёлкнет сорвётся лист. 9)   Синицы на ветке завозятся – брызнут  листья по сторонам. 10)  Вдруг ветер налетит – закружится пёстрый смерч.  11) А если  неуклюжий косач с лёту вломится – хлынет сверкающий водопад.   12) Листья шуршат, скребут, лопочут. 13)  Листья летят, качаются и бегут.   14) Листья вверху, внизу и вокруг.  15)Шумит золотой дождь.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7 КЛАССЕ русский язык. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ». СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

7  КЛАССЕ русский язык.  КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Н. СЛАДКОВА «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ».   СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018