Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"
Оценка 5

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
12.04.2018
Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"
Публикация является частью публикации:
конспект.docx
Урок­игра по теме "Причастие и деепричастие" в 7­м классе              Тип: повторительно­обобщающий урок по морфологии. Цели. активизировать знания и умения  по теме “Причастие” и “Деепричастие”;  I. Оргмомент ХОД УРОКА Игра­приветствие. Поворачиваются к друг другу (пара) Здравствуй, друг! (Здороваются за руку.) Как ты тут! (лопают по плечу друг друга.) Где ты был? (Дергают за ушко друг друга.) Я скучал! (Кладут руки себе на сердце.) Ты пришел!( Разводят руки в стороны.) Хорошо! (Гладят друг друга по головке)   Сегодня у нас не совсем обычный урок. Почему необычный? А вот вы мне сами и ответите, послушав притчу. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное  дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно,  сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” ­ спросил  мудрец. “Не видишь – я работаю!” ­ сердито ответил лесоруб. “Если ты  заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. ­ посоветовал  мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” ­ ответил упрямый  лесоруб. (ответы детей). Кто выступает в роли мудреца? Лесоруба? Посмотрите на эпиграф нашего урока и скажите какие темы мы с вами сегодня  повторим Эпиграф: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В.И.Даль «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в  себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов II. Посмотрите  на экран. Кто знает что это? ( одеяло). В какой технике  выполнено? (пэчворк). Кто знает , что это за техника? Определение на слайде) Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная  мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, покрывало, изделие из  разноцветных лоскутов») — вид рукоделия. Знаете ли вы, что   для создания новой формы участников Олимпиады­2014  послужил образ лоскутного одеяла. «В основу дизайнерского решения Образа лег  принцип «лоскутного одеяла» (пэчворк) ­ сочетание 16 орнаментов самых известных  национальных промыслов России ­ это гжель, жостово, палех, хохлома…. Этот образ  мне кажется очень удачным, а символ очень глубоким, потому что олицетворяет  единение и русское гостеприимство, особую теплоту, потому что лоскутные одеяла  1 выполнялись вручную, хранили тепло человеческих рук, будущие мамы с любовью  готовили для своего ребёнка тоже одеяла из лоскутков . ­ А кто их шил? ­Правильно, ваши бабушки или даже прабабушки. Читаю стихотворение неизвестного мне автора.   ОДЕЯЛО Шила бабушка внучатам Из лоскутьев одеяло. В сундучишке небогатом Разбирала, узнавала: Вот горошек старой шторки, Вот остаток покрывала… Вот кусок от гимнастёрки ­ В ней когда­то воевала. В этом ­ радостно плясала… В этом ­ горько голосилось… В небольшое одеяло Жизнь нелёгкая вместилась. Как вы понимаете последние строчки стихотворения: «в небольшое одеяло жизнь  нелёгкая вместилась?» Наши бабушки никогда не сидели сложив руки, они трудились с раннего утра и до  поздней ночи, а вечерами мастерили, шили, вышивали, вязали. А из остатков тканей  шили лоскутные одеяла. Когда видишь такое одеяло, понимаешь, что лоскутное  шитье­ это ведь символ ещё и трудолюбия, сколько нужно терпения и кропотливого  труда, чтобы создать такую красоту, а еще это символ бережливости и бережного  отношения к прошлому, ведь лоскуточки собирались годами, некоторые лоскуточки  доставались внучкам от бабушек. На нашем уроке мы тоже будем выполнять самые разнообразные задания, все они  собраны тоже как лоскутки под единой темой  "Причастие и деепричастие". Вы разделены на группы и в конце урока, мы увидим какие одеяла получаться  у  каждой группы. – У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих  листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем  путешествовать, а рядом – пустые колонки. В них вы будете ставить количество  правильных ответов – плюсов (плюс – правильный ответ, минус – неправильный  ответ).  Но и не будет забывать "шить " одеяло. Кому непонятно? Итак, начинаем  наше путешествие. II.  Актуализация знаний.  1.Сначала мы проведём  теоретическую игру «Веришь ­ не веришь», чтобы  проверить, как  вы хорошо знаете эти части речи. На своих листочках «Веришь – не  2 веришь»   вы должны  быстро  проставить ответы на мои вопросы:  «веришь ­ плюс;  «не веришь» ­минус.   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи? Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное? Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? Верите ли вы, что у причастий нет зависимых слов? Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения? Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи? Верите ли вы, что деепричастие обозначает признак предмета по действию? Верите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется запятыми? 10. Верите ли вы, что деепричастия похожи на прилагательные? 11. Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия? Самопроверка по ключу (слайд 2).  Самооценка, проставление баллов в  оценочном листе. Озвучивание результатов:  Кто набрал 11 баллов? 8 ­ 10? 6 – 7? Меньше 6 баллов?  У какой команды больше баллов (количество поднятых рук от 8 до 11), тому  достается лоскуток 1.(приклеивают на лист) 2.Выявление роли причастий в тексте.  ­ Посмотрите на слайд и скажите это текст? Почему? Серебряная сказка зимы! Поля. Лес. В звёздные ночи лунный свет. ­ Можем ли мы сказать, что эти предложения рассказывают о серебряной  сказке  зимы? Почему? ­ А теперь давайте воспользуемся словами для справок.  Вставьте их на места пропусков в тексте. 3 Слова для справок: белеющие, переплетённые лентами следов, занесённый  снегом, колдующий над полями. Серебряная сказка зимы! Белеющие поля, переплетённые лентами следов. Занесённый снегом лес. В  звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями. ­ Что изменилось в содержании текста?  (Картина стала  яркой, красочной,  образной)  ­ Благодаря чему наша картина стала ярче? Объясните постановку знаков  препинания. ­Что помогло вам увидеть причастия? (суффиксы и вопросы). У кого нет ошибок? 1­2? Те получают лоскуток 2, приклеивают. 3. Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо  выполнить следующее задание: выписать суффикс на лоскуток (причастие синие,  деепричастие ­красные) 1. Закапывающий 2. Любящий 3. Делая 4. Выполненная 5. Убравши 6. Искавший 7. Повысив 8. Играючи 9. Выросший 10. Услыша 11. Приколотый 12 Написанная 13. Держась 14 Запершись Слайд 10 1. ­ющ­, пр 2. ­ящ­, пр 3. ­я, деепр 4. ­енн­, пр 5. ­вши ­дее 6. ­вш­, пр 7. ­в, деепр 8. ­ючи, деепр 9. ­ш­, пр 10.­а, деепр 11.­т, пр 12­нн,пр 13.­а,деепр 14.­ши,деепр – Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в  оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 3 станции, устали?  Следующая остановка – Остров Отдыха  Кидаю мячик, говорю глаголы, дети образуют 1 группа­ причастия, 2 группа­  деепричастия. 4.Вышли мы на Дорогу Умений. – Первое задание выполняем в парах – решаем кроссворд, который лежит у вас на  партах (по вариантам). 1 вариант – впишите в клетки причастия, образованные от глаголов. 4 1. Закопать (прош. вр.) 2. Засорить (прош. вр.) 3. Хранить (страд., наст. вр.) 4. Скакать (наст. вр.) 5. Сделать (прош. вр.) 6. Срастись (прош. вр.)  7. Спрятать (прош.вр.)  8. Нестись (прош.вр.) 9. Делать (страд., наст. вр.) 2 вариант – впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. 1. Оглядываться (несов. в.) 2. Сверкать(несов. в.) 3. Уметь(несов. в.)  4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов. в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в.) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.)  12. Ехать (несов. в.) – Проверяем выполнение задания  (прикрепляют кроссворды на доску)– у вас всё  верно, поставьте 10 б или минусуйте каждый неправильный ответ. У какой команды  больше баллов, те получают лоскуток 4, приклеивают. 5.Следующее задание графический диктант – вам надо определить слитно или  раздельно пишется НЕ с причастиями и деепричастиями. Вспомните алгоритм,  которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно  или раздельно НЕ пишем).  – У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания. 1. (не)брежный 2. (не)покорённый 3. (не)застроен 4. (не)вспаханный 5. (не)виданный 6. (не)навидя 7. (не)спеша 8. (не)просмотренный мною 9. (не)сверкая 10. (не)стуча 1. слитно + 2. слитно + 3. раздельно – 4. слитно + 5. слитно + 6. слитно +  7. раздельно – 8. раздельно – 9. раздельно – 10.раздельно – – Выполнили, проверим . Команды говорят по одному слову, проговаривая часть  речи и слитное и раздельное написание. Не забудьте поставить количество баллов в  5 оценочные листы. Максимальное количество ­10 б. У кого большее количество  получает лоскуток 5. 6. А теперь давайте проведём лингвистический эксперимент. Перед вами  предложения, с сочетаниями КОТОРЫЙ+ГЛАГОЛ.  ­ Попробуйте заменить эти сочетания на деепричастные обороты. ­Какой алгоритм действий вы примените? 1 – найти определяемое слово 2 – определить его грамматическую форму 3 –задать вопрос от определяемого слова к деепричастию Вода, которая журчала под толщей сугроба, набирала силу для победы весны. (Вода, журча под толщей снега, набирала силу для победы весны) Ветер, который шумел в камышах, сухие ветки бросил в воду и погнал по реке. (Ветер, прошумев  в камышах, сухие ветки бросил в воду и погнал по реке.) ­ Что изменилось в предложениях? Как выделяется ДО?  Если бы вы не правильно выполнили это задание, какие нормы были бы нарушены?  ( Грамматические). Кто сделал все правильно? Вы получаете 2 бала в оценочный лист и лоскуток 6. 7. Что такое водопад?  (Стремительно падающий с высоты поток воды) Стихотворение  Р.Саути   «Лодорский водопад» . Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, 6 Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь. Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,­ Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!  ­ Сколько предложений в тексте? ­ В чем необычность этого стихотворения?  (Состоит почти из одних  деепричастий.) А знаете, сколько их? 48 одиночных деепричастий! ­ С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий?  Какой художественный эффект достигается?  (Картина становится зримой,  образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и  резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету,  звуку, движению.)   Работа в группах: найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочное  действие  1 группа – по звуковым впечатлениям  ( журча, шипя, кипя, шурша, шелестя,  звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); 2 группа – по движению  ( струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь,  скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь). 3 группа – по аналогии с человеческими качествами ( ворча, резвясь, обнимаясь,  ласкаясь, бунтуя, играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя); Подчеркнуть Проверка ­ Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт?  (Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с  водопадом). ­Какую роль играют деепричастия в речи?  (Они дорисовывают действие, помогая  создать живописную картину действий.)  7 Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.  Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет  обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. За каждое правильное  деепричастие, вы получаете по 1 баллу. У какой команды больше всего баллов,  получают лоскуток 7 8.Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыков, интересно, какое задание  подготовлено нам. Выделите суффиксы причастий и деепричастий,   расставьте  недостающие знаки препинания.(самостоятельная работа).  1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и  оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг. 3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём, работая в поле, вечером,  возвращаясь к домику лесника. 4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его  вздёрнулись, открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. Поменяйтесь рабочими листами, проверьте одноклассника и поставьте ему баллы ( на слайде правильно написанные предложения) .  За каждую  правильно  поставленную запятую, вы получаете по 1 баллу (до 13 баллов). Верните листы и  поставьте свои баллы в оценочный лист. У кого сколько баллов? Получают лоскуток  8. Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги. III. Подведение итогов – Посчитайте итоговое количество баллов.  В соответствии с критериями выставьте себе оценки за сегодняшний урок в  оценочные листы.(критерии на слайде: от 74­64 б­5, 63­53­4, 53­43 б­3) Подпишите  листы и передайте на первую парту. IV. Рефлексия – Проведём рефлексию,  Покажите одеяла, которые у вас получились. Передавая  пэчворк говорите  о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока. – Спасибо за урок! 8

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"

Урок-игра по теме "Причастие и деепричастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018