90 лет назад, 17 августа 1933 года состоялся первый полет жидкостной ракеты ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова, разработанной под руководством С.П. Королева.
г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" . (Ловцова Анжелика Фёдоровна-учитель физики и астрономии).
17 августа 1933 года была запущена первая советская ракета (ГИРД 09) на гибридном топливе конструкции М.К.Тихонравова в Нахабино. Ракета поднялась на 400 м.
Ракета 09 (слева) — ракета на гибридном топливе (первая в СССР ракета на гибридном топливе).
Разработана в ГИРД под руководством С. П. Королёва по проекту М. К. Тихонравова. Запуск состоялся 17 августа 1933 года.
Технические характеристики:
Горючее — сгущённый бензин (желеобразный раствор канифоли в бензине)
Окислитель — жидкий кислород
Двигатель — Ракетный двигатель 09
Стартовая масса — 19 кг
17 августа 1933 года была успешно испытана первая советская баллистическая ракета ГИРД-9 с жидкостным реактивным двигателем. Она была создана специалистами Группы изучения реактивного движения под руководством Сергея Королёва. Труды этого коллектива легли в основу зарождавшейся ракетно-космической отрасли СССР. ГИРД-9 представляла собой экспериментальное изделие массой 19 кг, но спустя 20 с небольшим лет СССР освоил технологии выпуска боевых баллистических ракет с ядерными боезарядами.
Интерес к космонавтике был очень велик уже в 20-х годах прошлого века. В 1921 году была организована Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). С 1928 года под руководством Н.И. Тихомирова проводились летные испытания ракет на бездымном шашечном порохе. С 1929 года в ГДЛ В.П. Глушко начал разрабатывать ракеты с электрическими (ЭРД) и жидкостными (ЖРД) ракетными двигателями. В 1932 году в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) и под руководством С.П. Королева в 1933 году осуществила первые пуски советских жидкостных ракет.
Полет ракеты ГИРД-09 положил начало широкому фронту исследований в области отечественного ракетостроения.
Фото из фондов Музея профессора Н.Е. Жуковского.
Пионеры ракетной техники
ГИРД-9 была создана Группой изучения реактивного движения (ГИРД). Это научное объединение было основано в 1931 году Фридрихом Цандером. В марте 1933 года он скоропостижно скончался от тифа, и разработка первой баллистической ракеты была завершена под руководством Сергея Королёва.
«Гирдовцы — это пионеры ракетной техники, усилиями которых были разработаны теоретические и практические основы реактивного полёта, созданы первые советские ракеты и реактивные двигатели», — говорится в материалах «Роскосмоса».
Как отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований Натан Эйсмонт, ГИРД объединил талантливых, в основном молодых энтузиастов, которые видели огромный потенциал в развитии технологий реактивного движения и были поддержаны государством.
«Имя основателя ГИРД — Цандера — в истории нашей космонавтики оказалось в тени великого Королёва и почти забыто. Однако идеи Цандера были необычайно прогрессивны для своего времени, часть из них была реализована на практике уже в королёвскую эпоху. Цандер заложил фундамент, который во многом позволил нашей стране вырваться вперёд в ракетной гонке», — рассказал Эйсмонт.
По словам эксперта, одной из главных задач коллектива ГИРД была проработка прототипов жидкостного реактивного двигателя (ЖРД). По настоянию Цандера коллектив учёных начал создавать агрегаты на жидком кислороде и сгущённом бензине. Такой подход позволил уменьшить толщину стенок ракеты и значительно её облегчить.
Как рассказал RT первый заместитель главного редактора журнала «Русский космос» Игорь Маринин, Цандер выбрал оптимальную концепцию ракетного двигателя.
Коллектив ГИРД и Сергей Королёв © Роскосмос, РГАНДТ
«Первые ракетные двигатели функционировали за счёт сгорания твёрдых горючих веществ, в частности пороха. «Пороховые» ракеты выигрывали в мощности, однако проигрывали в том, что ими было крайне сложно управлять: если порох загорелся, то потушить его в полёте было практически невозможно. В свою очередь, на жидкостных баллистических ракетах появилась возможность регулировать тягу и даже выключать двигатель во время полёта», — пояснил Маринин.
В сентябре 1933 года ГИРД совместно с Газодинамической лабораторией (ГДЛ) вошла в состав нового объединения — Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В его составе группа произвела пуск более совершенной экспериментальной ракеты ГИРД-Х массой 29,5 кг. Наряду с этим учёные проектировали ракетопланы и крылатые ракеты.
«Историческое значение деятельности ГИРД состоит в том, что группа сыграла большую роль в формировании основных направлений ракетной техники и в создании школы ракетостроения», — говорится в материалах «Роскосмоса».
Используемые источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ГИРД-09
https://rvsn.ruzhany.info/yasakovai_01_03.html?ysclid=llg4gyptky865817065
https://russian.rt.com/russia/article/1189113-ballisticheskaya-raketa-zhidkostnyi-dvigatel-gird?ysclid=llg4l9qzte958165522
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.