« МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ АТАКУЮЩИМ УДАРАМ НОЖОМ
СТУДЕНТОВ СЛУЖЕБНОПРИКЛАДНЫХ ЕДИНОБОРСТВ »
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования.……..5
1.1 Особенности техник ножевого боя………………………….………….........5
1.2 Техника выполнения атакующих ударов ножом…..……………...…...........8
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования………….……21
2.1 Методы исследования……………………………………………………….21
2.2 Организация исследования……………………………………….………....22
Глава 3. Обсуждение результатов исследования………………………..…32
Выводы………………………………………………………………………..….42
Список литературы………………………………………………………………44
Приложения……………………………………………………………………...482
Введение.
Актуальность исследования:
В нашей стране все большую популярность приобретают различные
системы прикладного рукопашного боя с использованием холодного оружия
ножей. Ножевой бой отличается от фехтования холодным оружием, тем что
удары ножом не наносятся и не принимаются «клинок на клинок». Во время
ножевого боя решаются задачи поражения противника холодным оружием в
уязвимые участки тела для нейтрализации противника. Не сегодняшний день
существуют различные школы ножевого боя: испанская, филиппинская,
японская и другие. Каждая школа имеет свои специфические особенности
техники атакующих и защитных действий ножом. В наше выпускной
квалификационной работе будут рассмотрены базовые атакующие удары
ножом применяемые в различных видах прикладных единоборств и
разработана методика обучения студентов специализации теории и методики
служебноприкладных единоборств базовым атакующим ударам ножом.
Объект исследования:
применением холодного оружия.
служебноприкладные единоборства с
Предмет исследования: методика обучения базовым атакующим
ударом ножом для студентов специализации теории и методики служебно
прикладных единоборств.3
Цель исследования: совершенствовать методику обучения базовым
атакующим ударам ножом студентов специализации теории и методики
служебноприкладных единоборств.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические
разработки по истории становления и развития различных
техник ножевого боя.
2. выявить основные методические особенности организации
занятий при обучении технике атакующих ударов ножом
студентов специализации теории и методики служебно
прикладных единоборств.
3. экспериментально апробировать усовершенствованную
методику обучения базовым атакующим ударам ножом
студентов специализации теории и методики служебно
прикладных единоборств.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение технике
базовых атакующих ударов ножом позволит студентам повысить уровень
владения навыками прикладных единоборств с холодным оружием, а также
сформируют педагогические условия для применения новых педагогических
методик обучения непосредственно в учебном процессе.
Методы исследования.
1. Анализ литературных источников
2. Анкетирование
3. Экспертная оценка
4. Педагогический эксперимент
5. Математическая статистика4
Научная новизна исследования заключается в том, что студенты
специализации служебноприкладные единоборства смогут использовать
разработанные ими методики обучения непосредственно в учебно
педагогическом процессе под контролем квалифицированных преподавателей
кафедры ТиМПВСиЭД.
Практическая значимость исследования заключается в том, студенты
освоившие базовую технику базовых атакующих ударов ножом смогут
использовать ее в процессе обучения граждан основам самообороны с
использованием холодного оружия.
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме
исследования.
1.1. Особенности техник ножевого боя.
Ножевой бой является современным видом спортивного единоборства,
с использованием короткоклинкового холодного оружия во время
применения приёмов рукопашного боя. Кроме широко распространенного
спортивного направления, ножевой бой всегда включает в себя приемы
самообороны, объединенные в отдельный курс.
Нож является оружием ближнего боя. Если дистанция не превышает
трех метров, нож превзойдет по эффективности огнестрельное оружие,
которое в свою очередь проигрывает по затрате времени на подготовку к
использованию и выхватыванию. Одни из главных достоинств ножа, как
оружия – это его компактность и отсутствие шума.
Несмотря на применимость обычного хозяйственногобытового ножа
как оружие в бою, ножевой бой предполагает использование в основном
специальных боевых ножей.5
Основными приемами техники ножевого боя являются: уколы, порезы,
блокирования, захваты лезвием и метательные приемы. Кроме того
существует ряд вспомогательных приемов, где применяются удары
свободными руками и ногами.
Особенности ножевого боя при обучении военнослужащих.
Главное отличие применения ножа в армейской системе основывается
на постулате о самозащите, в котором указывается, что даже раненый
противник может представлять угрозу, нередко даже серьезную. Таким
образом, главной целью ножевого боя становится летальный исход для
противника. Основные этапы ножевого боя состоят из незаметного
приближения и бесшумного уничтожения противника по бою. Известное
понятие самого боя с ножом как таковое отсутствует, и главной целью
становится внезапное и тотальное уничтожение жизни противника. Одна из
основных эффективных армейских техник ножевого боя – техника быстрого
нанесения двухтрех колющих ударов по жизненно важным органам: шея,
сердце, печень, почки, а также позвоночник.
В настоящее время снижается актуальность ножевых приемов в системе
подготовки военнослужащих. Данное явление напрямую связано с
усовершенствованием огнестрельного оружия,
позволившего снизить
шумность выстрела, а также с развитием средств маскировки нападающего.
Несмотря на вышеуказанную тенденцию, приемы ножевого боя обрели
популярность как часть прикладных (боевых) стилей рукопашного боя.
Спортивный ножевой бой.
Система спортивного ножевого боя предусматривает начало обучения с
учебных поединков. Одно из самых точных определений спортивному бою с
использованием ножа дал Быков Роман Юрьевич (инструктор по ножевому6
бою в г. Новосибирске): «Спортивный ножевой бой — это система,
использующая макеты короткого холодного оружия для моделирования
действий оппонентов при боевом столкновении. Служит для стимулирования
изучения работы холодным оружием и уменьшения травматизма на учебных
занятиях». [9, с. 34]
Постепенное развитие спортивной системы, а также ее широкая
диверсификация привели к различиям в правилах и приемах ножевого боя в
различных видах боевых искусств.
Испанская школа ножевого боя
Испанская школа ножевого боя стала формироваться раньше других
европейских школ ножевого боя в 16 веке появились книги описывающие
технику, тактику и психологическую подготовку в ножевом бою. В это же
время вводятся специфические термины используемые в ножевом бою,
некоторые из них сохранились до сих пор например: вольт, пассэ и др.
Техника ножевого боя в Европе в основном складывалась среди
простого населения, которым было запрещено носить шпаги и сабли. Поэтому
для самообороны они эффективно использовали так называемые боевые ножи.
В средневековой Европе, особенно в Испании, даже были распространены
дуэли на ножах среди местного населения.
Среди европейской аристократии тоже было распространено искусство
ножевого боя, которое приобрело вспомогательное значение при фехтовании.
Так у фехтовальщика в руках было два предмета: шпага и дага – прообраз
современного боевого ножа. Во время поединка фехтовальщик использовал
дагу как оружие обороны, а иногда и нападения. Техника фехтования с
использованием даги была очень распространена в средневековой Европе и
даже в новое время, когда появилось огнестрельное оружие.Ножевой бой в восточных единоборствах.
7
Более детальное изучение восточных единоборств раскрывает
существование целого ряда национальных школ ножевого боя. Самыми
известными считаются: Индонезийская, Малайская, Бирманская, Тайская и
Вьетнамская школа. Наиболее известной и развитой школой боя с ножом
считается японская школа, в которой возможно постигнуть одно из самых
сложных искусств ножевого боя тантодзюцу.
Восточные школы дают знания и навыки не только атаки, а также
противостояния вооруженным ножом противникам с использованием оружия
и более того навыки самозащиты голыми руками.
1.2. Техника выполнения атакующих ударов ножом.
В практике ножевого боя применяются одиночные удары, удары
построенные в определённую техникитактическую комбинацию, которые
иногда называют серийными ударами.
Решающий удар ножом бою имеет определённые отличия от техник
ударов руками в рукопашном бою, но в целом биомеханика удара
примерно одинакова. Удар начинается с посыла импульса толчковой ноги,
далее подключается таз, туловище и рука вооруженная ножом.
Стоит отметить что удары ножом могут быть различны, но к ним
предъявляются общие требования: удар ножом должен точно поражать
намеченную цель – быть метким, и пробить одежду противника для этого
он должен быть сильным и быстрым.8
На рис. 1. Показаны наиболее уязвимые мета на теле человека при
поражении которых ножом противник получит значительные увечья или
это приведет к летальному исходу поединка. [9, с.91]
Рис.1 Уязвимые места на теле человека при нанесении ножевых ударов.
Наиболее чувствительными к удару ножом местами человеческого тела
являются:
а) область лица, главным образом глаза;
б) область шеи (сонная артерия — с той и другой стороны — и горло);
в) область сердца (левое подреберье);
г) область солнечного сплетения;
д) область живота;
е) промежность;9
ж) для удара сзади — небольшая площадь между нижним окончанием черепа
сзади и первым шейным позвонком (спинной мозг);
з) область сердца — в нижнем окончании левой лопатки.
Основное назначение ножа во время рукопашного боя – нанесение
колющережущих ударов. Одно из основных преимуществ использования
ножа – применение рукоятки в качестве кастета при ударе противника.
Изучение техники атакующих действий начинается с изучения
правильного хвата ножа. В практике ножевого боя существуют три основных
хвата боевого ножа [22, с.56]:
Первый способ хват ножа клинком вверх, в сторону от большого
пальца, как показано на рис. 2.
Рис.2 Хват ножа клинком вверх в сторону большого пальца.
Второй способ – хват ножа клинком вниз, в сторону от мизинца, как показано
на рис.3.10
Рис.3 Хват ножа клинком вниз, в сторону от мизинца
Третий способ – хват ножа клинком вперед, как показано на рис.4.
Рис.4 Хват ножа клинком вперед.
Существуют и другие техники хвата ножа, но в большинстве видов
ножевого боя они не применяются, как малоэффективные.
Правильный хват ножа позволяет эффективно наносить режущие удары,
а также колющие удары в любой последовательности. Но следует помнить,
что разный хват ножа предполагает различную технику ведения ножевого боя.
Базовые удары ножом необходимо разделить на 2 группы:
колющие удары ножом;
режущие удары ножом.
Кроме того в рукопашном бою можно использовать тыльную сторону
ручки ножа для нанесения ударов.11
Колющие удары, используемые в ножевом бою.
Колющие удары можно считать основными ударами в ножевом бою,
благодаря остарею ножа они проникают через одежду, мягкие ткани и могут
травмировать внутренние органы человека и привести к летальному исходу.
Колющие удары ножом можно наносить при любом хвате ножа
описанных выше. Колющие удары можно нанести снизу, сверху, вперед,
наотмашь с левого бока или с правого бока, а также находясь в любой стойке
по отношению к нападающему.
Наиболее часто используемым в бою является колющий удар, который
дает шанс бойцу поразить жизненно важные органы. Кроме того, противник не
может защитить себя от данного удара даже толстой одеждой.
Основными направлениями нанесения колющего удара являются: верх,
низ, перед, слева направо (наотмашь), а также удар, наносящийся сбоку от
бойца. При этом почти все виды ударов выполнимы при любом хвате ножа.
[22, с.84]
Способы нанесение колющего удара ножом вперед:
разноименная стойка с выпадом;
разноименная стойка без выпада;
одноименная стойка с выпадом;
одноименная стойка без выпада;
На рисунке 5 показана техника выполнения колющего удара ножом
вперед, одного из наиболее часто используемых в технике ножевого боя.12
Рис.5 Техника выполнения колющего удара ножом вперед.
Способы нанесения колющего удара ножом сверху [22, с.86]
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.13
На рисунке 6 показана техника выполнения колющего удара ножом
сверху, данный удар часто используется в технике ножевого боя.
Рис.6 Техника выполнения колющего удара ножом сверху.
Способы нанесения колющего удара ножом снизу [22, с.88]
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
На рисунке 7 показана техника выполнения колющего удара ножом снизу,
данный удар часто используется в технике ножевого боя.14
Рис.7 Техника выполнения колющего удара ножом снизу.
На рисунке 8 показана техника выполнения колющего удара ножом
наотмашь.
Рис.8 Техника выполнения колющего удара ножом наотмашь.
Способы нанесения колющего удара ножом наотмашь слева
направо[22,с.90]
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;15
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
Способы нанесения колющего удара ножом сбоку справа налево[22, с.90]
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
На рисунке 9 показана техника выполнения колющего удара ножом сбоку.
Рис.9 Техника выполнения колющего удара ножом сбоку.16
Способы нанесения колющего удара ножом на себя [22,с.93]
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
большого пальца;
разноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца;
одноименная стойка совместно с хватом ножа клинком в сторону от
мизинца.
На рисунке 10 показана техника выполнения колющего удара ножом на
себя.
Рис.10 Техника выполнения колющего удара ножом на себя.17
Преимуществами колющих ударов ножом являются: возможность
нанесения удара из разнообразных позиций (стоек), увеличение динамики
(скорости перемещения) в ходе боя, возможности проведения боя на
различных дистанциях между противниками.
Режущие удары, используемые в ножевом бою.
В качестве вспомогательного удара в бою используется режущий удар.
Основным назначением удара является поражение конечностей противника,
что нередко производит отвлекающий эффект. Конечным эффектом удара
должно стать обезвреживание противника исключающие нанесение
смертельных ранений.
Наиболее эффективными местами для удара являются сухожилия,
такие как: сгиб на локте, сухожилие под коленом и бедро (заднее сухожилие).
Основными направлениями нанесения удара являются: вертикальный удар,
горизонтальный удар, удар по диагонали. При этом выделяют уровни
нанесения горизонтального удара: верхний, нижний, средний; уровни
нанесения вертикального удара: левая, правая плоскость. Все удары
наносятся через так называемую «условную» точку. Примеры режущих ударов
представлены на рис.11 и рис.12.18
Рис.11 Техника выполнения диагонального режущего удара по
верхнему уровню в область шеи.
Рис.12 Техника выполнения режущего удара снизу вверх по
предплечью противника.
Способы нанесения режущих ударов ножом [22,с.101]:
справа налево в верхний уровень (диагональный);
сверху вниз слева направо через средний уровень (диагональный);
слева направо через нижний уровень (горизонтальный);
снизу вверх (вертикальный, диагональный)
сверху вниз (вертикальный, диагональный)19
слева направо при хвате ножа клинком в сторону от большого пальца
вверх лезвием от бойца (горизонтальный)
справа налево при хвате ножа клинком в сторону от мизинца лезвием от
бойца (горизонтальный)
сверху вниз при хвате ножа клинком вперед лезвием, направленным
вниз (вертикальный)
по внутреннему кругу слева направо, при хвате ножа клинком в сторону
от большого пальца лезвием к себе (круговой)
по внутреннему кругу слева направо, при хвате ножа клинком в сторону
от мизинца лезвием к себе (круговой)
Простыми ударами считаются удары, во время которых заточенная
часть лезвия смотрит от бойца на противника.
Необходимо
отдельно
рассматривать
возвратно
поступательные и круговые удары, как сложные удары, эффективные для
применения в ближнем бою, воздействуя на конечности противника.
Удары рукоятью ножа
Основное назначение рукояти ножа – нанесение оглушающих и
дробящих ударов по противнику. Обычно удары наносятся по мышцам,
суставам, голове (является наиболее эффективным), позвоночнику и ключице.
Сам удар производится головкой рукоятки, в некоторых случаях – зажатой в
кулак. Примеры ударов рукоятью ножа представлены на рис.13 и рис.14.20
Рис.13 Техника выполнения удара рукоятью ножа в висок
противника.
Рис.14 Техника выполнения прямого удара рукоятью ножа в
подбородок противника.
Способы нанесения ударов рукоятью ножа [22, с.109]:
в висок
по затылку
по локтю
Прямой удар основанием рукояти вперед в голову Удар кулаком, с зажатой в нем рукоятью ножа в челюсть
21
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
Цель исследования: усовершенствовать методику обучения базовым
атакующим ударам ножом студентов специализации теории и методики
служебноприкладных единоборств.
Задачи исследования:
1. изучить литературные источники и научнометодические
разработки по истории становления и развития
различных техник ножевого боя.
2. выявить
основные методические особенности
организации занятий при обучении технике атакующих
ударов ножом студентов специализации теории и
методики служебноприкладных единоборств.
3. экспериментально апробировать усовершенствованную
методику обучения базовым атакующим ударам ножом22
студентов специализации теории и методики служебно
прикладных единоборств.
2.1. Методы исследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования. Нами
было проанализировано большое количество литературных источников, в
которых описаны различные техники ножевого боя, история их создания и
становления от древних времен до наших дней. Подробный анализ данной
работы представлен в главе 1.
Метод анкетирования.
В исследовании был использован метод анкетирования студентов 3, 4 и
5 курсов специализации служебноприкладные единоборства с целью
выявления мотивационной структуры личности студента специализации
служебноприкладные единоборства при обучении их основам ножевого боя.
Для проведения анкетного опроса была разработана специальная анкета.
Метод экспертных оценок.
В исследовании был использован метод экспертных оценок для оценки
уровня владения базовой техникой атакующих ударов ножом студентов
специализации теории и методики служебноприкладных единоборств.
Метод педагогического эксперимента.
Данный метод применялся в качестве основного метода исследования.
Педагогический эксперимент проводился на группе студентов 3, 4 и 5 курсов
специализации служебноприкладные единоборства. В эксперименте приняли
участие 10 человек, которые были разделены на контрольную группу (студенты
34 курса в количестве 5 человек) и экспериментальную группу (студенты 5
курса в количестве 5 человек).
Методы математической статистики.23
Методы математической статистики применялись как основные
методы для обработки результатов анкетного опроса и экспертной оценки
результатов, показанных участниками контрольной и экспериментальной
групп. Были рассчитаны среднее арифметическое, стандартное отклонение от
средней арифметической и tкритерия Стьюдента. Для анализа нами была
использована компьютерная программа Statistica 8.0
2.2.Организация исследования.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (сентябрь 2013 года – сентябрь 2014 года) проводился
анализ литературных источников. Нами было проанализировано большое
количество литературных источников, в которых описаны различные техники
ножевого боя, история их создания и становления от древних времен до
наших дней. Подробный анализ данной работы представлен в главе 1.
На втором этапе исследования (октября 2014 года – декабрь 2014 года)
проводился педагогический эксперимент на группе студентов 3, 4 и 5 курсов
специализации Служебноприкладные единоборства на базе Российского
государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и
туризма. Всего в исследовании приняло участие 10 человек, которые были
поделены на контрольную и экспериментальную группы. Участники
исследования были в возрасте от 19 до 22 лет, имели хороший уровень
физической подготовки, имели спортивные разряды и спортивные звания по
различным видам служебноприкладных единоборств.
На третьем этапе исследования (январь 2015 – март 2015) проводилось
обобщение полученного материала в результате педагогического
эксперимента и оформление выпускной квалификационной работы.
Педагогический эксперимент проводился на втором этапе
исследования. В эксперименте принимали участие студенты 3, 4 и 5 курсов24
специализации Служебноприкладные единоборства. Всего в исследовании
приняло участие 10 человек, которые были поделены на контрольную и
экспериментальную группы. Участники исследования были в возрасте от 19
до 22 лет, имели хороший уровень физической подготовки, имели спортивные
разряды и спортивные звания по различным видам служебноприкладных
единоборств. Контрольная группа состояла из студентов 5 курса в количестве
5 человек. Экспериментальная группа состояла из студентов 3, 4 курса в
количестве 5 человек. Проведением педагогического эксперимента занимался
Беляев Иван.
Занятия контрольной и экспериментальной групп проводились в рамках
курса физкультурноспортивного совершенствования два раза в неделю по 2
часа.
Перед началом педагогического эксперимента студенты контрольной и
экспериментальной групп были опрошены с помощью специально
разработанной анкеты, для того чтобы выяснить мотивационную структуру
личности студента специализации служебноприкладные единоборства,
каждому испытуемому предстояло по 100 балльной шкале оценить значимые
показатели личности. Данные анкетного опроса представлены в табл.1. и
Результаты анкетного опроса участников эксперимента
Таблица 1
Вопрос
Контрольная
Экспериментальная
группа
Х±δ
75,3±3,1
группа
Х±δ
76,4±2,8
tкритерий
Стьюдента
2,129