« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»
Оценка 5

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
8 кл
27.06.2017
« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»
Цель и задачи: 1. Проследить развитие международных отношений в 30-х годах и раскрыть их противоречивый характер; 2. Выявить причины и механизм развязывания Второй мировой войны. План изучения темы 1. Выявление противоречий в международных отношениях в 30-е годы – проблемной ситуации в мире. 2. Выдвижение гипотезы решения проблемы. 3. Рассмотрение внешней политики и её итогов: блока «Рим – Берлин – Токио»; стран Западной демократии; СССР. 4. Причины и механизм развязывания войны.
Конспект урока.doc
Конспект урока­презентации по истории в 9 классе по теме: « Международные отношения в 1920­1930 гг.:на пути ко второй мировой войне» Цель и задачи:  1. Проследить   развитие     международных   отношений   в   30­х   годах   и раскрыть их противоречивый характер; 2. Выявить причины и механизм развязывания Второй мировой  войны. 1. Выявление  противоречий в международных   отношениях в 30­е годы – План изучения темы проблемной ситуации в мире. 2. Выдвижение гипотезы решения проблемы. 3. Рассмотрение внешней политики и её итогов: блока «Рим – Берлин – Токио»; стран Западной демократии; СССР. 4. Причины и механизм развязывания войны. Ход урока. I. Класс   разделён   на   три   группы.   Каждая   группа   должна   по   учебнику А.И.Алексашкиной   «Новейшая   история   20   века»,   9   класс,   параграф   15 «Международные   отношения   в   1920­   1930гг»   и   выполнить   задания, предложенные учителем. Урок носит интегрированный характер. Наряду с учебником   по   Новейшей   истории   Алексашкиной   А.И.   использовался учебник   по   Истории   России   А.А.Данилова,   Л.Г.   Косулиной,   А.В. Пыжикова, параграф30. Урок   начинается   демонстрацией   документальных   кадров   прихода нацистов к власти в Германии в 30­е годы XX века, которые  стремились установить   новый   мировой   порядок.   Учащиеся   вместе   с   учителем выявляют, что в 30­е годы  XX века в мире возникла проблемная ситуация.  Страны   Германия,   Италия   и   Япония,   создавшие   Тройственный   пакт, стремились   к  войне,  чтобы   установить   новый   порядок   в   мире. Тройственный пакт (так называемая «ось Рим – Берлин – Токио») стал главной   ударной   силой   мировой   реакции.   Мир   был   очень   хрупким. Основная  проблема  заключалась   в   том,  как   обеспечить   международную безопасность. В мире сложилось противостояние сил: с одной стороны, ­ это Трой ственный   агрессивный   блок     «Рим   –  Берлин   –  Токио»;   с другой,   ­   страны   Западной   демократии   (Великобритания,   Франция)   и СССР. Выдвигается  гипотеза,   что  решение   проблемы   международной безопасности зависело от внешней политики стран демократии и СССР.  Учащиеся подводятся к теме урока «На пути ко второй мировой войне». Ставится цели и задачи урока:  1  Выявление   причин   и   механизма   развязывания   Второй   мировой войны;  Самостоятельный   поиск   проблемы,     гипотезы,   путей   решения проблемы в информационном поле урока;  Формирование активной гражданской позиции, в свете неприятия войны;  Анализ   особенностей   и   этапов   международной   политики   с приходом нацистов к власти. II. Вступительное слово учителя.   артиллерию.   В   стране   отменялась   В период мирового экономического кризиса 1929­1933гг обострилось соперничество   ведущих   держав,   следствием   чего   явилось   разрушение Версальско­Вашингтонской   системы   и   изменение   сил   в   Европе   и   мире. Германия,   стремясь     взять   реванш   за   поражение   в   Первой   мировой войне, добивалась пересмотра унизительных для нее условий Версальского договора.   В   соответствии   с   Версальско­Вашингтонской     системой Германия,   как   виновница   развязывания   Первой   мировой   войны,   была лишена колоний, права иметь подводные соединения, военную авиацию и тяжелую     всеобщая   воинская повинность. Рейнская область объявлялась демилитаризованной. За ущерб, причиненный   странам     Антанты,   Германия   выплачивала   репарации. Вынужденная принять эти условия Германия превратилась в своего рода государство «изгой» в Европе. В 1933 году в Германии к власти пришла   Национал социалистическая рабочая партия  /НСДАП/, которая развернула подготовку к переделу мира. Лидер партии   НСДАП   Гитлер   проводил   идею   создания   новой     Империи   –  III Рейха. III Рейх стал апогеем фашизма в Германии. Мистическим цветом Гитлера был коричневый. Штаб квартира фюрера называлась коричневым домом, III Рейх – «коричневой осью мира». Символом страны стал орел с земным шаром  в когтях. Вскоре от проповеди исключительности арийцев фашистский режим приступил к насилию. Врагами  Рейха были объявлены коммунисты,   евреи.   Тысячи   людей   были   отправлены   в   тюрьмы,   лагеря. Создавались   гетто   для   евреев.   В   планы   Гитлера     входит   мировое господство. Фашизм из плоскости идеологической переносится в плоскость практическую.   Гитлер   приступает   к   завоеванию   жизненно   важного пространства   для   немцев,   начинается   интервенция   на   Восток. Осуществление   планов   начинается   с   аншлюса   Австрии   и   вторжения   в Чехословакию.   Первого   сентября   1939   года   Гитлер   вторгся   в   Польшу, началась Вторая мировая война. Союзниками Германии выступают Италия 2 и Япония. В 1935 году Италия вторглась в Эфиопию и осуществила ее захват.   В   1936   году   Италия   и   Германия.   Япония   вынашивала   планы «Великой Азии», еще в 1931 году аннексировав Маньчжурию.    При     попустительстве   Между тем, Англия и Франция с   приходом   Гитлера   к   власти,   стали   придерживаться   политики умиротворения   Германии.     стран   Западной демократии   Гитлер   беспрепятственно   осуществил   аншлюс   Австрии,   а затем     потребовал     отторжения     Судетской   области   Чехословакии. Капитуляция   Чехословакии   была   оформлена   на   совещании   главы английского   правительства   Чемберлена,   главы   французского правительства Даладье и фашистских диктаторов Муссолини и Гитлера 29 сентября 1939года – «мюнхенский сговор». Политика «умиротворения и попустительства» по отношению к  внешней политике Германии привели к эскалации агрессии в мире. В   этих   условиях СССР   предпринимал внешнеполитические шаги по созданию   преграды для   расширения   агрессии.   В   1934   году   СССР   вступил   в   Лигу   наций   и развернул борьбу за коллективную безопасность.  Во второй половине 30­х годов СССР подписывает договоры с Францией и Чехословакией /1935/ , Монголией /1936/, договор о ненападении с Китаем /1937/.Однако Англия и Франция   молчаливо подталкивали Германию к войне против СССР. В 1939 году Советский  Союз резко изменил внешнеполитические ориентиры, заключив 10­летний пакт о ненападении,  ­  пакт  Молотова­Риббентропа. Таким образом,   СССР  в 1939 также вступил на путь агрессии, мотивируя новую   политику   необходимостью   безопасности     страны.   17   сентября, согласно секретным протоколам  советско­германского пакта, СССР ввел свои   войска   в   Польшу,   присоединил   Западную   Украину   и   Западную Белоруссию к Советскому Союзу.  В этом же году СССР развязал агрессию против Финляндии и был исключен  из Лиги наций. Политика коллективной безопасности провалилась. III. Работа в группах.  Учащимся предлагается сравнить внешнюю политику Германии, СССР и стран   Западной   демократии   с   геометрическими   фигурами.   Политика Германии у учащихся ассоциируется с остроугольниками, стран Запада – с овальной фигурой, СССР – ломаной линией. Учащимся раздаются опоры с заданием, отводится время на их выполнение (20 минут).  3 1 группа.  Задание. Прочитать параграф  15, стр.133­134.,ридер№1 Заполнить опорный конспект: 1. Выписать содержание идеологии фашизма. 2. Определить планы и цели фашистской Германии. 3. Перечислить агрессивные действия Германии и её союзников. 4. Проследить результаты этих действий.        Агрессивные  действия  блока «Рим –  Берлин –  ­ Токио»                   4 Результаты агрессивных действий «Тройственного пакта» Группа 2. Задание.  Прочитать п. 13, стр133,137.,ридер№2. Заполнить опорный конспект: 1. Планы стран Западной демократии и США в отношении гитлеровской  Германии и СССР. Внешняя политика стран 2. Выявить иллюзорность этих планов. 3. Определить содержание внешней политики стран Западной демократии Западной демократии и США и  США. 4. Подвести итоги этой политики. 5 Итоги внешней политики: Группа 3.   Задание: Прочитать п.30 по Истории России стр.229­232.,ридер№3 Заполнить опорный конспект. 1. Проследить внешнюю политику СССР в начале 30 – х  годов. 2. Проследить внешнюю политику СССР в 1939 году. 3. Подвести итоги этой политики. Внешняя политика СССР в 30 –е годы XX века В середине 30­х годов                                        1939год – смена                                         внешнеполитических ориентиров  IV. Проверка выполненных заданий­конспектов.                         Итоги       6 Задания­конспекты     учащихся   соотносятся   с   демонстрационным материалом учителя, комментируются. VI. Итог урока. Обсуждение   причин   развязывания   войны   и   механизма   предотвращения мирового   конфликта.   Учащиеся   делают   вывод,   что   предотвращение   войны зависело   от   создания   системы   коллективной   безопасности.   Система коллективной безопасности могла противостоять агрессивному блоку «Рим – Берлин – Токио» и обеспечить мир в Европе. В ходе решения проблемы  Учащиеся подвели итог, что включился   не механизм мира, а не механизм войны,   приведший   к   глобальному   конфликту.   Предлагается   ученикам написать   синквейны   «Война»   (захватническая),     «Война»   (справедливая, освободительная), «Мир». 1. Алгоритм:  2. Два прилагательных, характеризующие понятие 3. Три глагола 4. Предложение 5. Наречие, выражающее отношение к понятию  Синквейны мотивируют учащихся выразить гражданскую позицию. Таким образом, школьники приходят к пониманию, что хрупкий мир зависит от каждого из нас и общества в целом.  Кейсы (должны составить учащиеся) к теме урока «На пути ко второй мировой войне» (Кейсы, созданные  учащимися, соотносятся с демонстрационным  материалом презентации, комментируются). 1 группа.  Задание к первому кейсу. Прочитать параграф  15, стр.133­135. Ридер 1. Заполнить опорный конспект: 5. Выписать содержание идеологии фашизма. 6. Определить планы и цели фашистской Германии. 7. Перечислить агрессивные действия Германии и её союзников. 8. Проследить результаты этих действий. Агрессивные  действия  блока «Рим –  Берлин –  ­ Токио»                          7 Результаты агрессивных действий «Тройственного пакта» Группа 2. Задание ко втором кейсу.  Прочитать п. 15, стр.131,137. Ридер 2. Заполнить опорный конспект: 5. Планы стран Западной демократии и США в отношении  гитлеровской Германии и СССР. 6. Выявить иллюзорность этих планов. 7. Определить содержание внешней политики стран Западной  Внешняя политика стран демократии  и  США. Западной демократии и США 8. Подвести итоги этой политики. 8 Итоги внешней политики: Группа 3. Задание к третьему кейсу . Прочитать п30 стр. 229­232Ридер 3. Заполнить опорный конспект. 4. Проследить внешнюю политику СССР в начале 30 – х  годов. 5. Проследить внешнюю политику СССР в 1939 году. 6. Подвести итоги этой политики. Внешняя политика СССР в 30 –е годы XX века В середине 30­х годов                                        1939год – смена                                         внешнеполитических ориентиров                          Итоги       9 IV. Проверка выполненных заданий­конспектов. Задания­конспекты     учащихся   соотносятся   с   демонстрационным материалом учителя, комментируются. VI. Итог урока. Обсуждение причин развязывания войны и механизма предотвращения мирового   конфликта.   Учащиеся   делают   вывод,   что   предотвращение войны   зависело   от   создания   системы   коллективной   безопасности. Система коллективной безопасности могла противостоять агрессивному блоку   «Рим   –   Берлин   –   Токио»   и   обеспечить   мир   в   Европе.   В   ходе решения проблемы  Учащиеся подвели итог, что включился  не механизм мира, а не механизм войны, приведший   к  глобальному  конфликту.  Предлагается   ученикам написать синквейны «Война» (захватническая),  «Война» (справедливая, освободительная), «Мир». 6. Алгоритм:  7. Два прилагательных, характеризующие понятие 8. Три глагола 9. Предложение 10.Наречие, выражающее отношение к понятию  Синквейны мотивируют учащихся выразить гражданскую позицию. Таким образом, школьники приходят к пониманию, что хрупкий мир зависит от каждого из нас и общества в целом.  10 Ридеры к уроку по теме «На пути ко второй мировой войне» Ридер № 1  К кейсу «Германия на пути к войне» Фашизм у власти в Германии и международные отношения.   В январе 1933 г. в Германии пришла к власти национал­ социалистическая рабочая партия как партия реванша и войны. В 1933— 1935 гг. главной задачей Германии стала ликвидация оставшихся  ограничений на вооружение страны, записанных в Версальском договоре, и подготовка в экономическом, политическом и идеологическом плане к  насильственному переделу мира, к территориальной экспансии. Этот  курс на экспансию прикрывался идеологической завесой восстановления  «равенства» Германии. Западные державы оказались неспособными  противостоять этому натиску. Германия ловко спекулировала на  несправедливости Версальского договора, и ее требования ревизии  договора встречали сочувствие в ряде стран. Англо­германское  соглашение 1935 г. давало право Германии строить военный флот в  размере 35% британского флота. В том же году Германия ввела  всеобщую воинскую повинность. Очередное нарушение Версальского  договора также было спокойно воспринято правительством и  общественным мнением Англии и Франции. В том же 1935 г. в результате плебисцита Саарская область вошла в состав Германии. В марте 1936 г.  германские войска вступили в Рейнскую зону, которая по условиям  Версальского договора должна была оставаться демилитаризованной, т.  е. там не должно быть ни войск, ни вооружений. Имелось указание  Гитлера повернуть войска обратно при малейшем сопротивлении. Но  такового не было. Таким образом, 1933— 1935 гг. стали временем  ликвидации всех ограничений на перевооружение Германии. Захват Италией Эфиопии.   К середине 30­х гг. Италия стала предъявлять требования пересмотра  колониальных владений в Африке. В октябре 1935 г. фашистская Италия при попустительстве великих держав, включая США и СССР, вторглась  в Эфиопию. К весне 1936 г. итало­эфиопская война закончилась,  Эфиопия стала итальянской колонией. Эта война была началом перехода фашистских государств Европы к актам прямой вооруженной агрессии.  Попытки Лиги Наций применить санкции против Италии оказались  бесплодными. В июле 1936 г. начался мятеж генерала Франко в Испании.  Германия и Италия поддержали испанских фашистов, направив на  11 помощь самолеты, танки и другое вооружение, а затем и войска. Англия  и Франция провозгласили политику «невмешательства» в испанские дела и этим помогли задушить Испанскую республику. Ссылаясь на решение  комитета по невмешательству, Франция прекратила поставки уже  оплаченного оружия Испанской республике. Однако Германия и Италия  этому не последовали. В конечном итоге гражданская война в Испании в  марте 1939 г. окончилась падением республики. В Испании установился  фашистский режим.  Образование агрессивного германо­итальяно­японского блока.   Три державы — инициаторы гонки вооружений и насильственного  передела мира вступили в сговор, который был оформлен созданием  агрессивного блока. В октябре 1936 г. был подписан итало­германский  протокол о сотрудничестве («ось Берлин — Рим»). Затем Германия и  Япония в ноябре того же года подписали соглашение о борьбе против  Коммунистического Интернационала («Антикоминтерновский пакт»). К  этому пакту в 1937 г. присоединилась Италия и образовался  «треугольник Берлин — Рим — Токио» — блок трех агрессивных  государств. Началась новая фаза экспансии. В июле 1937 г. Япония  развернула наступление в Китае. Захватив Пекин, японские войска  двинулись в центральные провинции Китая. В 1937 г. Германия начала  подготовку к присоединению (аншлюс) Австрии. В марте 1938 г. план  вторжения в Австрию был осуществлен. Ридер № 2 К кейсу «Внешняя политика стран западной демократии  накануне   второй мировой войны» Коллективная безопасность или «умиротворение» агрессоров?   Итало­эфиопская война стала другим серьезным испытанием для Лиги  Наций. Санкции, предпринятые Лигой Наций против Италии, не  возымели своего действия, коллективного противодействия итальянской  агрессии не последовало. Это внесло в европейское общественное мнение  осознание бессилия Лиги Наций и понимание того, что она не является  достаточно надежным инструментом мира. В самой Лиге Наций  произошла перегруппировка сил. Япония и Германия вышли из Лиги  Наций, развязав себе руки для агрессивной политики. Однако в 1934 г.  Лига Наций пополнилась новым важным членом — в нее вступил  Советский Союз. Тем самым проблема европейской безопасности обрела  более широкие географические рамки. Раньше эта проблема решалась на 12 базе взаимоотношений западноевропейских государств. Теперь стало  возможным включить Россию в качестве новой силы в систему  коллективной безопасности.   В 1934 г. в результате советско­французских переговоров был  выработан проект так называемого Восточного пакта, в который вошли  бы восточноевропейские государства СССР, Чехословакия, Польша,  Литва, Латвия, Эстония, Финляндия. Франция обещала присоединиться  к Восточному пакту в качестве гаранта, а Советский Союз предполагал  присоединиться в качестве гаранта к Рейнскому гарантийному пакту.  Так могла быть создана коллективная система безопасности на пути  германской агрессии. Однако Англия и Германия, а также ряд  восточноевропейских государств отклонили предложение о создании  Восточного пакта. Возможность создания системы коллективной  безопасности в Европе была упущена. Однако еще была другая  возможность формирования такой системы безопасности через  организацию системы двухсторонних договоров европейских государств,  последовательно объединенных в .систему. Так, в 1935 г. в связи с  провалом плана создания Восточного пакта Франция и СССР заключили  договор о взаимной помощи. Договор предусматривал оказание друг  другу помощи и поддержки в случае нападения со стороны какого­либо  европейского государства. Тогда же аналогичный договор был подписан  СССР и Чехословакией. В нем было записано обязательство СССР  прийти на помощь Чехословакии, если Франция придет на помощь  Чехословакии в случае нападения на нее. Был также подписан  соответствующий Чехословацко­Французский пакт. Однако позиция  Франции не была последовательной. Во многом она продолжала  следовать общей линии британской политики, рассчитанной на  сохранение европейского мира путем уступок агрессорам. Это была  политика «умиротворения», которая уже раньше способствовала разрыву Германией статей Версальского договора.  Политика «умиротворения». Мюнхенское соглашение 1938 г.   После аншлюса Австрии фашистская Германия начала готовиться к  захвату Чехословакии. Был искусственно создан так называемый  Судетский кризис. В Судетской области Чехословакии большинство  населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области  от Чехословакии и присоединения ее к Германии. Сопротивление  Чехословакии этим требованиям было серьезно ослаблено позицией  13 Англии и Франции. Они советовали чехословацкому правительству пойти на уступки. В Судетах действовала гитлеровская агентура под вывеской  судетско­немецкой партии. Возникший политический кризис английское  правительство Чемберлена рассчитывало преодолеть путем уступок  Германии за счет Чехословакии. В этом была суть политики  «умиротворения». Далеко идущая цель ее — направить германскую  экспансию на восток. Западные державы отказали Чехословакии в  помощи. В сентябре 1938 г. нарком иностранных дел СССР М. М.  Литвинов заявил, что СССР готов выполнить свои обязательства  оказания помощи Чехословакии по договору 1935 г., даже если Франция  откажется выполнить свое обязательство оказать помощь Чехословакии.  Однако под нажимом Англии и Франции чехословацкое правительство  было вынуждено принять германские требования. Капитуляция  Чехословакии была оформлена на совещании главы английского  правительства Чемберлена, главы французского правительства Даладье  и фашистских диктаторов Муссолини и Гитлера в Мюнхене 29 сентября  1938 г. Чехословацкого представителя на совещании не было. Судьбу  этой страны решали четыре державы. Согласно принятому соглашению  Чехословакия была обязана в десятидневный срок передать Германии  Судетскую область со всеми имеющимися там сооружениями. Это  означало отторжение от Чехословакии одной пятой ее территории,  четверти населения, основной части тяжелой и военной промышленности и т. д. Чехословацкое правительство заявило о принятии Мюнхенского  соглашения. В исторической литературе это событие получило название  «Мюнхенский сговор». Правда, Германия обещала Англии и Франции,  что отныне все спорные вопросы будут решаться путем переговоров.  Однако эти обещания, зафиксированные в соответствующих  декларациях Германией, были грубо нарушены.   15 марта 1939 г. германские войска оккупировали Чехию и Моравию, а в Словакии создали профашистский режим. Вслед за поглощением  Чехословакии Германия потребовала от Польши город Данциг. В апреле  1939 г. союзница Германии Италия вторглась в Албанию. Таковы были  ближайшие результаты политики «умиротворения». Весной 1939 г.  наконец стала осознаваться опасность этой политики для самих ее  инициаторов. Над человечеством нависла реальная опасность  установления мировой гегемонии Германии и Японии, договорившихся о  разделе сфер влияния на Западе и Востоке Евразийского континента. 14 Англо франко советские переговоры. Советско­Германский пакт.   Весной 1939 г. обстановка в Европе резко обострилась.   Полностью обанкротилась политика «умиротворения». Германия 15  марта в нарушение Мюнхенского соглашения захватила Чехословакию.  А спустя неделю потребовала у Польши г. Гданьск (Данциг) и  оккупировала в Литве Клайпедскую область. Фашистская Италия в  апреле захватила Албанию. Все эти акты агрессии вплотную подвели мир к мировой войне и ослабили международные позиции Англии, Франции и Советского Союза. Особенно угрожающим стало положение Франции,  которая оказалась в кольце фашистских государств после  окончательного утверждения фашистского режима Франко в Испании.  Британскому правительству было известно о подготовке Германией  нападения на Польшу и Румынию. Признав крах политики  попустительства агрессорам, правительство Великобритании, тем не  менее, отказывалось от взятия на себя каких­либо твердых обязательств  помощи этим странам и продолжало сохранять за собой свободу маневра. Тем временем за захватом Клайпедской области Германия 23 марта  принудила Румынию к подписанию экономического соглашения,  привязывающего эту страну к германской военной экономике. Под  давлением новых актов агрессии Великобритания начала переходить к  изменению внешнеполитического курса — продолжая укреплять  оборону, стала расширять связи с Францией, Польшей и Румынией.  Англия и Франция объявили о предоставлении политических гарантий  оказания помощи Польше и затем Румынии (через два дня после того,  как Гитлер подписал план военного разгрома Польши «Вайс»).   С апреля­мая 1939 г. советское правительство и правительство Англии и Франции начали зондаж политического соглашения о взаимопомощи,  включая оказание ими помощи странам Восточной Европы, граничащим  с СССР. Предполагалось также одновременно подписать военную  конвенцию. Переписка продолжалась несколько месяцев. В конечном  итоге политические переговоры зашли в тупик. Тогда 12 августа Англия,  Франция и Советский Союз решили начать переговоры по военным  вопросам, без которых любая политическая договоренность  противостоять германской агрессии была бы бессмысленной. Однако и  военные переговоры окончились неудачей. Дело было не только в том,  что Польша и Румыния, а также прибалтийские республики боялись  своего соседа на востоке больше, чем Германию на западе, и не  проявляли никакого желания сотрудничать с СССР и соглашаться на  15 проход Красной Армии через свои земли. Участники англо франко  советских переговоров испытывали глубокое недоверие друг к другу,  подозрительность, преследовали своекорыстные цели, и все это  усугублялось закулисными переговорами и контактами, как  Великобритании, так и СССР с нацистской Германией, которая  использовала эту взаимную враждебность в своих интригах.   В июне­августе 1939 г. проходили англо­германские переговоры по  различным экономическим и политическим вопросам, в том числе, о  подписании пакта о ненападении между Великобританией и Германией.  Еще с мая активизировались советско­германские переговоры по  экономическим вопросам, а затем они перешли и к политическим  вопросам. Германия была заинтересована сорвать англо франко  советские переговоры и обеспечить нейтралитет СССР, прежде чем  нападать на Польшу. В свою очередь недоверие Сталина к западным  демократиям и проволочки со стороны Великобритании в ходе  тройственных переговоров привели к смене советского  внешнеполитического курса. Очевидным признаком такого поворота  было смещение М. М. Литвинова с поста наркома иностранных дел и  назначение 3 мая 1939 г. на этот пост В. М. Молотова. С того времени и  до заключения 23 августа 1939 г. советско­германского пакта о  ненападении советско­германские контакты не прекращались. В ходе  этих контактов согласовывались условия советско­германского  сближения, контуры пакта о ненападении и разграничении сфер влияния двух стран в Восточной и Юго­Восточной Европе.   Советско­германский пакт 23 августа 1939 г. (пакт Молотова —  Риббентропа) и секретный протокол к нему были результатом советско­ германского сближения и сговора двух диктаторов. Договор о  ненападении и в этом отношении был правомерен, однако он был  соглашением, которое предполагало также нейтралитет СССР и  Германии в случае военных конфликтов одной из договаривающихся  сторон с третьими странами. За это Сталин получил «свободу рук» в  отношении стран Прибалтики и Бессарабии, а также договоренность об  участии в разделе Польши. Секретный протокол свидетельствовал о том,  что произошел поворот советской внешней политики на тот же  мюнхенский курс «умиротворения» Германии, который проводился до  этого Англией и Францией при нейтралитете США. 16 1 сентября нападением Германии на Польшу началась вторая мировая  война. Англия и Франция объявили войну Германии, так как были  связаны договорными обещаниями с Польшей. http://runway.at.ua/load/mezhdunarodnye_otnoshenija_v_kanun_vtoroj_mir ovoj_vojny/1­1­0­496 Ридер № 3 К кейсу «Внешняя политика СССР в 30­40 годы» В конце 20­х — начале 30­х гг. международная обстановка существенно  изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в  1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех  капиталистических странах. Международная обстановка еще более резко обострилась после прихода к власти в Германии в 1933 г. национал­социалистической партии во главе  с А. Гитлером. Новое правительство поставило своей целью пересмотреть итоги Первой мировой войны. В программе Гитлера, изложенной им в  книге "Майн кампф" ("Моя борьба"), говорилось: "Мы возобновляем  движение в том направлении, в котором оно было приостановлено  шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад  Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня  говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать, в первую  очередь, только о России и подчиненных ей окраинных государствах". Как страна, проигравшая войну, Германия не имела права иметь свои  вооруженные силы, но она отказалась от выполнения условий  Версальского договора и в 1935 г. объявила о создании военной авиации и военно­морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия привлекла на свою сторону  фашистскую Италию и милитаристскую Японию. В 1933 г. советское правительство разработало план борьбы за  коллективную безопасность, который предусматривал заключение  регионального соглашения между европейскими государствами о  взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу  Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел  Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М.  Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому  СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему  коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система  17 коллективной безопасности не был реализован из­за противодействия  Англии и правых реакционных кругов Франции. Как успех советской  внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско­ французского и советско­чехословацкого договоров о взаимопомощи.  Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно  оказывать друг другу помощь. В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной  Республикой, а в августе 1937 г. — договор о ненападении между СССР и  Китаем. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую  Область, а в 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение,  направленное против СССР (Антикоминтерновский пакт). В 1938 г.  Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии.  Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии,  надеясь направить агрессию на Восток. Не случайным поэтому стало  подписание между Германией, Италией, Францией и Англией  Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла  свою самостоятельность. В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г.  зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о  мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был  заключен советско­германский договор о ненападении, незамедлительно  вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа —  Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении  сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были  признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и  Бессарабии. СССР был поставлен перед альтернативой: или договориться с Англией  и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или  заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Заключив в  1939 г. пакт о ненападении с Германией, когда на Дальнем Востоке шли  военные действия, СССР избежал войны на два фронта. В целом же этот пакт не дал возможность создать в Европе единый  антисоветский фронт. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Великобритания и  Франция объявили войну Германии, началась Вторая мировая война. В  новых международных условиях СССР приступил к реализации  советско­германских договоренностей. 17 сентября, после разгрома  18 немцами польской армии и падения польского правительства, Красная  Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28  сентября 1939 г. был заключен советско­германский договор “О дружбе и границе”, закрепивший эти земли в составе Советского Союза.  Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией,  Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их  территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск  были проведены выборы в законодательные органы, на которых  одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и  Литва вошли в состав СССР. В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет  полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ,  а также передать острова в Финском заливе ­  часть полуострова  Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка.  (около 2 710 кв. км в обмен на территорию в Советской Карелии  размером в 5 523 кв. км. Финская сторона не приняла эти условия, и  переговоры 13 ноября были прерваны, а затем вспыхнул военный  конфликт. Советско­финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12  марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо­западе,  отодвинуть границу от Ленинграда, все же она нанесла нашей стране  политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом  конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. 14  декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya­rossii/vneshnyaya­politika­sssr­v­30­ e.html 19 Пояснительная записка к уроку по теме: «На пути ко  второй мировой войне»  в 9 классе. Это урок последний в теме «Мир в 30 – 40­х годах». Изучение этой темы предполагает   сочетание   курсов   всеобщей   и   отечественной   истории. Предлагаемый   материал   урока   позволяет   создать   целостную   картину событий:   раскрыть   причины   второй   мировой   войны;   проследить развитие   международных   отношений   в   30   годах;   раскрыть   их противоречивый характер; определить роль и место внешней политики СССР в системе международных отношений накануне войны. Тип урока:  изучение нового материала Вид   урока:   продуктивный   (проблемный)   с   использованием   кейс технологии и авторской презентации,  Формы   организации   учащихся   на   уроке:   фронтальная,   групповая, индивидуальная. Информационные источники: учебник  Л. И. Алексашкиной «Новейшая история   зарубежных   стран   1914   –   1997»,   9   класс,   Книга   для   учителя «История России 1800  – 2002г.  В.В.Кирилов,  М.Н.Чернова,  видеоролик  из электронного учебника   «История   России.XX  век»     (авт.   Антонова   Т.С.,   Харитонова А.Л., А.А.Данилова, Л.Г.Косулина),  ридеры. Цель:   Выявление     причины   и  механизма   развязывания   второй мировой  войны.   Самостоятельный   поиск   проблемы,     гипотезы,   путей решения проблемы в информационном поле урока;  Формирование   активной   гражданской   позиции,   в   свете неприятия войны; Задача: 20  Проследить развитие   международных отношений в 30­х годах и раскрыть их противоречивый характер 4. Выявление   противоречий в международных     отношениях в 30­е План изучения темы годы – проблемной ситуации в мире. 5. Выдвижение гипотезы решения проблемы. 6. Рассмотрение внешней политики и её итогов: блока «Рим – Берлин – Токио»; стран Западной демократии; СССР. 4. Причины и механизм развязывания войны. Технология проблемного обучения предполагает разные пути решения проблемы,   в   связи   с   этим   класс   разделён   на   три   группы.   Каждая группа должна работать по учебнику Л.И. Алексашкиной «Новейшая история зарубежных стран 1914 – 1997», 9 класс, изучить параграфы 13, 14 «На  пути   ко второй  мировой  войне» и выполнить  задания, предложенные учителем. Урок   начинается   демонстрацией   документальных   кадров   для активизации   внимания   учащихся   на   проблеме   прихода   нацистов   к власти в Германии в 30­е годы  XX  века, что повышает мотивацию учащихся к мыслительной деятельности. Учащиеся вместе с учителем выявляют, что в 30­е годы    XX  века в мире  возникла  проблемная ситуация.   гипотеза, Выдвигается   проблемы международной   безопасности  зависело   от   внешней   политики   стран демократии и СССР.  Учащимся   предлагается   сравнить   внешнюю   политику   Германии, СССР и стран Западной демократии с геометрическими фигурами. Политика   Германии     учащихся   ассоциируется   с   остроугольниками, стран   Запада   –   с   овальной   фигурой,   СССР   –   ломаной   линией. Учащимся раздаются опоры с заданием, создаются кейсы, время на их выполнение (20 минут).    что  решение Кейсы, созданные   учащимися, соотносятся с демонстрационным   составляют материалом   презентации,   комментируются.   Ученики   синквейн «Война», «Мир».  21 Данный урок – презентация дважды проводился в школе №16 в 9­х в 11 классах   («Приход   нацистов   к   власти   и   проблемы   международной безопасности»), а ранее данная тема изучалась в рамках традиционного урока.   Современные   кейс   технологии     позволяют   не   столько преподносить  материал в  готовом  виде, сколько  учат детей  добывать знания самостоятельно из информационных источников прямо на уроке. Элементы   ИКТ   в   форме   презентации,   видеофрагмента     усиливает восприятие     учащимися   учебного   материала,   позволяет   образно осмыслить проблему, творчески в процессе   активной деятельности её решать, что создает комфортную учебную среду. Пояснительная записка к уроку по теме: «Международные отношения в1920­1930гг: на пути ко  второй мировой войне»  в 9 классе. Это урок последний в теме «Мир в 30 – 40­х годах». Изучение этой темы предполагает   сочетание   курсов   всеобщей   и   отечественной   истории. Предлагаемый материал урока позволяет создать целостную картину событий: раскрыть   причины   второй   мировой   войны;   проследить   развитие международных   отношений   в   30   годах;   раскрыть   их     противоречивый характер;   определить   роль   и   место   внешней   политики   СССР   в   системе международных отношений накануне войны. Тип урока:  изучение нового материала Вид урока: продуктивный (проблемный) с использованием кейс технологии и авторской презентации,  Формы   организации  учащихся   на   уроке:   фронтальная,   групповая, индивидуальная. Информационные   источники:   учебник     Л.   И.   Алексашкиной   «Новейшая история   зарубежных   стран   1914   –   1997»,   9   класс,   Книга   для   учителя «История России 1800   –   2002г.   В.В.Кирилов,   М.Н.Чернова,   видеоролик   из   электронного учебника «История России.XX  век»    (авт. Антонова Т.С., Харитонова А.Л., А.А.Данилова, Л.Г.Косулина),  ридеры. Цель:   Выявление     причины   и   механизма   развязывания   второй мировой  войны.   Самостоятельный поиск проблемы,   гипотезы, путей решения проблемы в информационном поле урока;  Формирование   активной   гражданской   позиции,   в   свете неприятия войны; Задача: 22  Проследить   развитие     международных   отношений   в   30­х   годах   и раскрыть их противоречивый характер 7. Выявление  противоречий в международных   отношениях в 30­е годы – План изучения темы проблемной ситуации в мире. 8. Выдвижение гипотезы решения проблемы. 9. Рассмотрение внешней политики и её итогов: блока «Рим – Берлин – Токио»; стран Западной демократии; СССР. 4. Причины и механизм развязывания войны. Технология   проблемного   обучения   предполагает   разные   пути   решения проблемы, в связи с этим класс разделён на три группы. Каждая группа должна   работать   по   учебнику   Л.И.   Алексашкиной   «Новейшая   история зарубежных стран 1914 – 1997», 9 класс, изучить параграфы 13, 14 «На пути     ко   второй   мировой   войне»   и   выполнить   задания,   предложенные учителем. Урок   начинается   демонстрацией   документальных   кадров   для активизации внимания учащихся на проблеме прихода нацистов к власти в Германии   в   30­е   годы  XX  века,   что   повышает   мотивацию   учащихся   к мыслительной деятельности. Учащиеся вместе с учителем выявляют, что в 30­е годы  XX века в мире возникла проблемная ситуация.  Выдвигается  гипотеза,   что  решение   проблемы   международной безопасности зависело от внешней политики стран демократии и СССР.  Учащимся предлагается сравнить внешнюю политику Германии, СССР и стран   Западной   демократии   с   геометрическими   фигурами.   Политика Германии  учащихся ассоциируется с остроугольниками, стран Запада – с овальной фигурой, СССР – ломаной линией. Учащимся раздаются опоры с заданием, создаются кейсы, время на их выполнение (20 минут).  Кейсы,   созданные     учащимися,   соотносятся   с   демонстрационным материалом   презентации,   комментируются.   Ученики     составляют   синквейн «Война», «Мир».  Данный   урок  –   презентация   дважды   проводился   в   школе   №16   в   9­х   в   11 классах   («Приход   нацистов   к   власти   и   проблемы   международной безопасности»), а ранее данная тема изучалась в рамках традиционного урока. Современные кейс технологии  позволяют не столько преподносить материал в   готовом   виде,   сколько   учат   детей   добывать   знания   самостоятельно   из информационных источников прямо на уроке. 23 Элементы ИКТ в форме презентации, видеофрагмента  усиливает восприятие учащимися   учебного   материала,   позволяет   образно     осмыслить   проблему, творчески   в   процессе     активной   деятельности   её   решать,   что   создает комфортную учебную среду. 24

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»

« Международные отношения в 1920-1930 гг.:на пути ко второй мировой войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017