« Совершенствование Технического Мастерства в упражнениях с булавами у высококвалифицированных гимнасток »

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира.
Иконка файла материала 252240.doc
1 « Совершенствование Технического Мастерства  в упражнениях с булавами у высококвалифицированных гимнасток » СОДЕРЖАНИЕ: Ведение …………………………………………………………………….....3 Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования………………..4 1.1 Краткая характеристика олимпийского вида спорта – художественная  гимнастика……………………………………………………………………………5 1.1.1 Значение вида и выход на мировую арену……………………………6 1.1.2 Олимпийские игры по художественной гимнастике…………………9 1.2 Техническая подготовка в художественной гимнастике……………...13 1.3 Характеристика упражнений с булавами ……………………………...18 1.3.1 Классификация и типичные движения с булавами………………….18 1.3.2 Основы техники движений в упражнениях с булавами…………….20 1.3.3 Основные требования к композиции и выполнению элементов с  булавами по правилам соревнований 2013­2016 г.г……………………………..21 Резюме по главе I…………………………………………………………….24 Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования……………………26 1. Цель и задачи исследования.…………………………………………….26 2. Методы исследования……………………………………………………262 3. Организация исследования.………………………………………….…..29 Глава III. Результаты исследования и их обсуждения…………………………...31 Выводы………………………………………………………………………….......40 Практическая рекомендация………………………………………………………42 Список литературы…………………………………………………………………43 Приложения…………………………………………………………………………46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность:  На   современном   этапе   развития   художественной гимнастики одним из важных компонентов является техническая подготовка. Наше исследование посвящено технической предметной подготовки с булавами. Поэтому целесообразно отслеживать тенденции роста спортивного  мастерства в упражнениях   с   булавами   ­   новые   рискованные   действия,   новые фундаментальные и технические действия, у гимнасток высокой квалификации. Цель работы: совершенствовать техническое мастерство  в упражнениях с булавами у высококвалифицированных гимнасток. Объект исследования: учебно­тренировочный процесс в художественной гимнастики. Предмет исследования: контроль за выполнением двигательных действий с булавами у высококвалифицированных гимнасток 15­16 лет. Гипотеза   исследования:    предположим,   что   предметная   подготовка   с булавами   улучшит   техническое   мастерство   спортсменок   в   своих соревновательных   композициях   и   в   целом   повлияет   на   дальнейшие совершенствование технических навыков с предметом булавы.3 Научная новизна: состоит в том, что нами был разработан комплекс  предметной подготовки с использованием элементов циркового исскуства, где  применялось жонглирование булавами в парах, тройках занимающихся,  четверках. Практическая   значимость:  результаты   нашего   исследования   можно применять   в   учебно­тренировочном   процессе,   как   квалифицированных гимнасток так и I разряда. Кроме этого рекомендуем специалистам–практикам подробно изучить полученные показатели и применять их на практике. ГЛАВА I. Обзор литературных источников по теме исследования Художественная   гимнастика   –   считается   одним   из   самых   красивых женских   видов   спорта.   Художественная   гимнастика   –   это   ациклический, сложнокоординационный   вид   спорта.   Художественная   гимнастика   учит соблюдать правила поведения, формирует понятие о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Важное   место   в   художественной   гимнастике   занимают   такие   виды искусства,   как   танец   и   музыка.   Музыкальное   сопровождение   развивает музыкальный   слух,   чувство   ритма,   согласованность   движений   с   музыкой. Элементы   танца   расширяют   общий   кругозор   занимающихся,   знакомят   с народным   творчеством;   развивают   у   них   любовь   к   искусству   своего   народа, народов мира. Наиболее   типичными   упражнениями   для   художественной   гимнастики являются   упражнения   с   различными   по   фактуре   предметами   (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими   упражнениями,   элементами   танца   и   хореографии.   Эти4 упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием. Художественная   гимнастика   развивается   в   соответствии   с   общими закономерностями,   присущими   спорту   в   целом.   Спортивное   мастерство гимнасток   слагается   из   следующих   компонентов:   трудности   программ, композиции и качества исполнения. Трудность   ­   это   суммарная   техническая   ценность   комбинаций, определяемая   сложностью   элементов,   соединений   и   их   количеством.   (см. Приложение 1) Композиция ­ порядок размещения элементов в комбинации во времени и пространстве. Исполнение ­ реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме. (см. Приложение 2) Важное   требование,   предъявляемое   к   гимнастке   при   исполнении композиции   ­   это   создание   эмоционально   двигательного   образа   на   основе личного   восприятия   музыки,   экспрессии   и   выразительности   при   исполнении технически сложных композиций. 1.1. Краткая   характеристика   олимпийского   вида   спорта   – художественная гимнастика Упражнения   художественной   гимнастики   характеризуются   в   основном произвольным   управлением   движением.   Действия   гимнастки,   свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими­либо внешними, искусственно установленными  условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна5 из   основных   задач   технической   подготовки   в   художественной   гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Данное обстоятельство   в   значительной   степени   определяет   и   структуру   физических качеств,   как   необходимых   для   занятия   художественной   гимнастикой,   так   и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т. д. Из   качеств,   играющих   большую   роль   в   художественной   гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах).  Кроме   того,   специфика   данного   вида   спорта   требует   развития   и   чувства   ритма, совершенствования   тонкой   координации   движений, музыкальности, артистичности. Упражнения   художественной   гимнастики   предъявляют   значительные требования   к   сердечнососудистой   и   дыхательной   системам   организма занимающихся.   Об   этом   свидетельствуют   повышение   частоты   сердечных сокращений   при   выполнении   упражнений   классификационной   программы   до околопредельной,  значительные   размеры   кислородного   долга   и   кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания. гимнастки     характеризуются   высоким Сложность   структуры   двигательных   действий   гимнасток   обусловливает необходимость   запоминать   большой   объем   относительно   независимых   между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к6 таким   качествам,   как   исполнительность,   ясность   и   полнота   зрительных представлений, точность воспроизведения движения. Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует   необходимость   формирования   способности   к   самоконтролю   и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и   распределять   внимание,   быстроты   реагирования,   быстроты   мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости. 1.1.1. Значение вида спорта и выход на мировую арену Значение   художественной   гимнастики   –   это   гармоничное   развитие занимающихся,   всесторонние   совершенствование     их   двигательных   умений   и навыков, укрепление здоровья, воспитываются  моральные и  волевые качества, развитие музыкальности, танца, чувство ритма. Художественная гимнастика — достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру. В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра   Семенова­Найпак.   Все   эти   преподаватели   до   прихода   в   ВШХГ имели  свой   опыт  в работе  по   преподаванию : «эстетической  гимнастики» — Франсуа   Дельсарта,   «ритмической   гимнастики»   —   Эмиля   Жака   дель­Кроза, «танцевальной   гимнастики»   —   Жоржа   Демини   и   «свободного   танца»   — Айседоры   Дункан.   Слияние   воедино   всех   этих   направлений   гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.7 В   апреле   1941   года,   был   организован   и   проведен   выпускниками   и учителями   школы,   первый   чемпионат   Ленинграда   по   художественной гимнастике.     В   1948   году   прошел   первый   чемпионат   СССР   по   художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940­х годов разработаны классификационная   программа   и   правила   соревнований.   А   дальше   развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц. С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта.  Гимнастики   начинают   выезжать   за   пределы   СССР   с   показательными выступлениями   в   Бельгию,   Францию,   ФРГ,   Чехословакию,   Югославию. После   этого   художественная   гимнастика   была   признана   Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7­8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы. Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы,  и тогда  было  принято  решение  считать  эти  соревнования первым   чемпионатом   мира,   а   его   победительницу   —   москвичку   Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.  В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.8 В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене   состоялся   первый   чемпионат   мира   по   групповым   упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты   Европы.   В   Мадриде   советская   гимнастка   Галима   Шугурова становится   обладательницей   Европейской   короны.   В   период   с   1963   по   1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная  с 1978 по  1992,  проводились   чемпионаты  Европы. С 1992  г. чемпионаты мира и Европы и проводятся ежегодно. 1980   —   стал   для   художественной   гимнастики   поворотным.   После завершения   Олимпийских   игр   в   Москве   на   конгрессе   МОК   было   принято решение   о   включении   этого   вида   спорта   в   программу   Олимпийских   игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году,  когда  первое  Олимпийское  золото  завоевала  в Лос­Анджелесе  канадка Лори Фанг.   Спустя   четыре   года   олимпийской   чемпионкой   в   Сеуле   стала   Марина Лобач,   Александра   Тимошенко   одержала   победу   в   Барселоне,   в   Атланте   — Екатерина   Серебрянская,   в   Сиднее­   Юлия   Барсукова,   в   Афинах   —   Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была,   представлена   полностью   двумя   разделами:   соревнованиями   в индивидуальных и групповых упражнениях. 1.1.2.   Олимпийские игры по художественной гимнастике   В   связи   с   ростом   популярности   художественная   гимнастика   в   нашей стране   и   за   рубежом,   1980   год   стал   для   художественной   гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было   принято   решение   о   включении   этого   вида   спорта   в   программу Олимпийских   игр.   Поскольку   большинство   социалистических   стран9 бойкотировали   эти   Игры,   в   первых   олимпийских   соревнованиях   по художественной гимнастике не участвовали спортсменки СССР и Болгарии ­ в то время явные лидеры в этом виде спорта. В   Лос­Анджелесе   33   участницы   из   21   страны   оспаривали   медали   в единственном   виде   соревнований   ­   в   многоборье,   личное   первенство. Олимпийской   чемпионкой   стала   Лори   Фанг   из   Канады.  Серебряную   награду получила румынка Дойна Стайкулеску, бронзовую ­ немка Регина Вебер из ФРГ. На Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году, в этом виде спорта также разыгрывался один комплект медалей ­ в многоборье, личное первенство. На награды претендовали 35 спортсменок из 21 страны, а борьба за победу велась в основном   между   гимнастками   СССР   и   Болгарии.   Олимпийской   чемпионкой стала   белорусская   спортсменка   Марина   Лобач,   СССР,   серебряную   медаль завоевала   болгарка   Адриана   Дунавска,   бронзовую   ­   украинская   гимнастка. Александра   Тимошенко,   СССР.   Не   изменилась   программа   соревнований   по художественной гимнастике и на Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году, где за один комплект наград в многоборье, личное первенство, боролись 43 спортсменки из 24 стран.  Золотую медаль выиграла украинская гимнастка Александра Тимошенко из   Объединенной   команды   стран   СНГ.   Вторым   призером   стала   испанка Каролина Паскуаль, а третьим ­ украинская спортсменка Оксана Скалдина из Объединенной команды стран СНГ. На Играх XXVI Олимпиады в Атланте в 1996   году   программа   соревнований   по   художественной,   ритмической, гимнастике расширилась: к индивидуальному первенству в многоборье, которое было и на предыдущих Играх, добавились групповые упражнения, в которых олимпийские награды разыгрывались впервые. По результатам чемпионата мира, состоявшегося в 1995 году, право участвовать в олимпийских соревнованиях по художественной, ритмической, гимнастике в Атланте получили 35 спортсменок10 ­   в   личном   первенстве,   и   8   команд   ­   в   групповых   упражнениях.   Еще   пять индивидуальных олимпийских лицензий были разыграны в декабре 1995 году. Девятой командой для участия в групповых упражнениях стала сборная США, допущенная   к   олимпийским   соревнованиям   без   отбора   как   представляющая страну ­ организатора Игр. В индивидуальных соревнованиях каждую страну могли   представлять   не   более   двух   спортсменок.   В   индивидуальных соревнованиях   в   Атланте   сумма   многоборья   у   каждой   спортсменки складывалась   из   результатов,   полученных   ею   в   четырех   упражнениях   с различными   предметами   ­   скакалкой,   обручем,   булавами,   лентой.   Каждое упражнение оценивалось от 0 до 10 баллов.  После   предварительных   соревнований   20   спортсменок,   показавших   в многоборье результаты с 1­го по 20­й, вышли в полуфинал. Из этих 20 гимнасток, которые в полуфинале снова, без учета результатов предварительных   соревнований,   выполняли   упражнения   с   теми   же   четырьмя предметами,   определились   ­   на   основании   результатов   полуфинальных соревнований ­ 10 финалисток. В финале они оспаривали олимпийские награды, выполняя   упражнения   с   теми   же   четырьмя   предметами.   Такая   трехэтапная система   олимпийских   соревнований,   которую,   однако,   далеко   не   все специалисты   художественной   гимнастики   оценили   положительно,   наряду   с техническим   мастерством   и   артистичностью   гимнасток   придавала   большое значение также их выносливости и стабильности. Все эти качества великолепно продемонстрировала украинская спортсменка Екатерина Серебрянская, которая к   своим   титулам   чемпионки   мира   и   Европы   прибавила   в   Атланте   звание олимпийской чемпионки, набрав в финале в сумме многоборья 39,683 балла. На второе   призовое   место   вышла   Янина   Батыршина,   Россия,   у   которой   39,382 балла,   на   третьем   была   Елена   Витриченко,   Украина,   у   которой   сумма многоборья   составила   39,331   балла.   В   групповых   упражнениях   все   девять11 команд  в Атланте  выполняли   в каждом  круге по   два  упражнения ­  с  тремя мячами и двумя лентами. Каждое упражнение оценивалось от 0 до 20 баллов. Шесть   из   девяти   команд,   показавшие   первый   ­   шестой   результаты   в предварительных соревнованиях, вышли в финал. В финальных соревнованиях лучше других выступила команда Испании, набравшая в итоге 38,933 балла и завоевавшая олимпийское "золото". Серебряные награды были вручены команде Болгарии ­ 38,866 балла, а бронзовые ­ сборной России ­ 38,365 балла.  За время, в течение которого художественная, ритмическая, гимнастика входит в программу Игр Олимпиад, с 1984 года по 1996 год включительно, наибольшее общее количество олимпийских наград разного достоинства ­ по две ­ получили спортсменки бывшего СССР ­ 1 золотая, 1 бронзовая. Объединенной команды стран СНГ ­ 1 золотая, 1 бронзовая, Украины ­ 1 золотая, 1 бронзовая, Испании   ­   1   золотая,   1   серебряная,   Болгарии   ­   2   серебряных,   России   ­   1 серебряная,   1   бронзовая.   На   счету   Канады   в   этом   виде   спорта   ­   1   золотая олимпийская медаль, Румынии ­ 1 серебряная, ФРГ ­ 1 бронзовая. Возрастной диапазон, в котором спортсменки достигают наивысших олимпийских успехов в художественной   гимнастике,   не   очень   велик.   Так,   Лори   Фанг   из   Канады первенствовала на Играх в Лос­Анджелесе в 1984 году на 22­м году жизни.  Украинской спортсменке Александре Тимошенко, Объединенная команда стран СНГ, шел 21­й год, когда она победила на Играх в Барселоне в 1992 году. А   белорусская   гимнастка   Марина   Лобач,   СССР,   в   Сеуле   в   1988   году   и Екатерина Серебрянская, Украина, в Атланте в 1996 году стали олимпийскими чемпионками   на   18­м   году   жизни.   Что   же   касается   испанских   спортсменок, первенствовавших   на   Играх   XXVI   Олимпиады   в   Атланте   в   групповых упражнениях, то из шестерки двум гимнасткам в день их Олимпийской победы шел 18­й год, двум ­ 17­й, одной почти исполнилось 16 лет, а самой молодой из них ­ Лорене Гурендес ­ было только 15 лет и 87 дней.12 Наибольшее общее количество олимпийских наград разного достоинства Золото Серебро Бронза Всего СССР бывш. 1 ­ 1 2 ОК СНГ бывш. 1 ­ 1 2 Украина 1 ­ 1 2 Испания 1 1 ­ 2 Болгария ­ 2 ­ 2 Россия ­ 1 1 2 Наибольшее количество Игр, в которых участвовал спортсмен 2 ­ Александра Тимошенко, СССР/ОК СНГ (Украина), 1988, 1992 2 ­ Мария Петрова, Болгария, 1992, 1996 Наиболее молодые   призеры   16   ­   Александра   Тимошенко,   СССР   (Украина),   1988   16   ­ Каролина Паскуаль­Гарсиа, Испания, 1992 16 ­ Вера Ватачка, Болгария,1996 16 ­ Евгения Бочкарева, Россия, 1996 16 ­ Ирина Дзюба, Россия, 1996 17 ­ Ангелина Юшкова,   Россия,   1996   17   ­   Яна   Батыршина,   Россия,   1996   18   ­   Андриана Дунавска, Болгария, 1988 Наиболее молодые чемпионки 15 ­ Лорен Гурендес, Испания, 1996 16 ­ Танья Ламарка, Испания,1996 16 ­ Эстибалис Мартинес, Испания,   1996   18   ­   Марина   Лобач,   СССР   (Белоруссия),   1988   18   ­   Эстела Гуменес, Испания, 1996 18 ­ Марта Бальдо, Испания, 1996 Групповые квинтеты России стали чемпионами мира в двоеборье в 1999 г. в Осаке, в 2002 г. в Новом Орлеане, в 2003 г. в Будапеште, в 2005 г. в Баку. Чемпионами Европы в 1995 г. в Праге, в 1997 г. в Патрах, в 2001 г. в Женеве, в 2003 г. в Ризе. Таким образом, период, начиная с конца 90­х годов прошлого века, когда гимнастки суверенной России   выступали   уже   национальной   командой,   а   руководителем   сборной страны   назначена   Ирина   Александровна   Винер,   можно   считать   поистине «золотым».   Россиянки   стали   стабильно   обладательницами   всех   высших   мировых титулов 3.Система оценок и судейство Международная федерация гимнастики в 2001,   2003   и   2005   годах   меняла   технический   регламент   для   того,   чтобы подчеркнуть   технические   элементы   и   уменьшить   субъективность   оценок.   До 2001 года оценка выставлялась по 10­и балльной шкале, что было изменено на 30­и балльную шкалу в 2003 и на 20­и балльную шкалу 2005.  1.2. Техническая подготовка в художественной гимнастике13   Техническая подготовка – это степень освоения спортсменом системы движений,   соответствующей   особенностям   данной   спортивной   дисциплины   и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническая   подготовка   является   составляющей   единого   целого,   в котором   технические   решения   тесно   взаимосвязаны   с   физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена. Центральной задачей спортивно­психологической   подготовки   является   обеспечение   формирования таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью  использовать свои возможности в состязании. Общая   техническая   подготовка   направлена,   прежде   всего,   на формирование   таких   знаний,   умений   и   навыков,   которые   содействуют техническому прогрессу в избранном виде спорта. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование спортивной техники. На   эффективность   спортивно­технической   подготовки   влияют   уровень предварительной подготовленности, индивидуальные особенности, особенности избранного   вида   спорта,   общая   структура   тренировочного   цикла   и   другие факторы. Определений   технической   подготовки   данное   Матвеевым Л. П.: «технической подготовкой» спортсмена называют  обучение его технике действий, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение   сформированной   техники   до   необходимой   степени   совершенства. Тогда   как   Холодов   Ж.   К.   не   различает   понятий   техническая   подготовка   и подготовленность.   Техническая   подготовленность ­   степень   освоения14 спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и навыки, формируемые в ней входят ­ обычно в преобразованном виде ­ в   состав   образующихся   на   их   основе   специфических   спортивных   навыков   и содействуют   их   совершенствованию   (как,   например,   ряд   гимнастических навыков   при   формировании   навыков   прыжка   с   шестом,   прыжков   в   воду, фигурного   катания   на   коньках).   Общая   техническая   подготовка   спортсмена включает   также   обучение   технике   упражнений,   привлекаемых   в   качестве средств физической полготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средство воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять). Центральная задача в специальной технической подготовке ­ обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили   бы   спортсмену   с   наибольшей   эффективностью   использовать   свои возможности   в   состязаниях,   а   также   неуклонное   совершенствование технического   мастерства   в   процессе   многолетних   занятий   спортом.   Решение этой   центральной   задачи   предполагает   последовательное   решение   ряда поэтапных   задач:   познание   основ   спортивной   техники;   направленной   на достижение высоких спортивных результатов. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных   умений   и   навыков   (школы   движений),   а   также   в   воспитании содействуют двигательно­координационных   способностей,   которые   техническому совершенствованию в избранном виде спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков:  моделирование   её   индивидуализированных   форм,   соответствующих наличным   возможностям   спортсмена;   формирование   двигательных   умений   и навыков,   позволяющих   участвовать   в   текущих   соревнованиях;   последующее преобразование   или   обновление   форм   техники   в   соответствии   с   возросшими15 возможностями   спортсмена;   создание   на   достаточно   высоких   ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее; доведение их до возможно высокой степени совершенства. По степени освоения приёмов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями: 1. Наличием   двигательных   представлений   о   приёмах   и   действиях   и попыток их выполнения. 2. Формированием двигательного умения. 3. Образованием двигательного навыка. Требования к спортивной технике: • Результативность; • Эффективность; • Стабильность; • Вариативность; • Экономичность; • Минимальная тактическая информативность. К основным задачам, которые требуют решения в процессе технической подготовки спортсмена, необходимо отнести следующие: • увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков;16 • достижение   высокой   стабильности   и   рациональной   вариативности специализированных   движений­приемов,   составляющих   основу   техники   вида спорта; • последовательное превращение освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия; • усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом индивидуальных особенностей спортсменов; • повышение   надежности   и   результативности   технических   действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях; • совершенствование   технического   мастерства   спортсменов,   исходя   из требований спортивной практики и достижений научно­технического прогресса. Определение и компоненты технической подготовки.   Центральной   задачей   технической   подготовки   в   художественной гимнастике   является   формирование   навыков   соревновательных   действий, которые   позволили   бы   гимнастке   с   наибольшей   эффективностью продемонстрировать   свою   индивидуальность,   а   также   оригинальность   и сложность упражнений в единстве с музыкальным сопровождением и обеспечить дальнейший   рост   технического   мастерства   в   процессе   многолетних   занятий художественной гимнастикой.  Чем выше техническая подготовленность гимнастки, тем больше арсенал стилевых   решений   тех   или   иных   движений,   соединений,   продиктованных музыкальным произведением.17 Техническая подготовленность (или техническое мастерство) спортсменок характеризуется   тем,   что   умеет   делать   спортсменка   и   как   она   владеет освоенными действиями. Существую две группы показателей технического мастерства. В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в)   рациональность   технических   действий,   которые   умеет   выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность; б) освоенность выполнения. Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые умеет выполнять или выполняет спортсменка. Различают: ­   общий   объем   –   характеризуется   суммарным   числом   технических действий, которые освоены данной спортсменкой; ­   соревновательный   объем   –   характеризуется   числом   различных технических действий, выполняемых в условиях соревнований. Разносторонность   технической   подготовленности   характеризуется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсменка или которые она применяет на соревнованиях. Соответственно и здесь выделяют общую и соревновательную разносторонность. Объем   и   разносторонность   технической   подготовленности   являются важными показателями мастерства спортсменок.1.3. Характеристика упражнений с булавами 18 Части   булавы   имеют   следующие   названия:   1)   головка   –   утолщение эллипсовидной или шарообразной формы, служащее для удобства держания и препятствующее   выпадению   булавы   из   кисти;   2)   шейка   –   постепенно утолщающийся   стержень,   соединяющий   головку   с   корпусом;   3)   корпус   – бочкообразное расширение на конце булавы. Упражнения   с   булавами   (благодаря   своеобразной   форме   предмета   и распределению его массы) представляют собой динамичные маховые движения большой амплитуды с чередованием напряжения и расслабления. Упражнения с булавами   способствуют   развитию   мышц   плечевого   пояса   и   увеличению подвижности   суставов   рук.   Можно   использовать   булавы   для   увеличения амплитуды движений и при обычных упражнениях на растягивание. 1.3.1. Классификация и типичные движения с булавами Движения с булавами исполняются с различной амплитудой и радиусом и в   различных   плоскостях.   Они   бывают   симметричными   и   асимметричными, одновременными, последовательными, сочетаются с движениями туловища, ног, передвижениями   и   прыжками.   Последовательно   усложняемые   упражнения   с булавами   являются   ценным   средством   совершенствования   координации движений. Все   движения   с   булавами   разделяются   на:   1)   круги   –   маховые дугообразные движения с возвращением в исходное положение без изменения направления и 2) махи – те же движения с длиной дуги менее 360°. Круги и махи преимущественно совершаются в трех основных плоскостях – лицевой, боковой и горизонтальной. По величине радиуса кругового движения они делятся на: а) большие (ось круга находится в плечевом суставе и рука при движении остается прямой);   б)   средние   (движение   происходит   одновременно   в   локтевом   и19 плечевом суставах, кисть при этом может быть подвижной или неподвижной, ось вращения только в локтевом суставе) и  в) малые (рука неподвижна и булава движется в кисти или движение совершается в лучезапястных суставах). Кроме того, по отношению друг к другу движения с булавами могут быть: 1) одной рукой и поочередные; 2) одновременные:  а) параллельные, внутренние и наружные;  б) несимметричные (по плоскости, направлению, радиусу); 3) последовательные:  а) симметричные;  б) несимметричные (по плоскости, направлению, радиусу). В технике движений с булавами различаются два способа. Первый   способ.   Булава   движется   с   наружной   стороны   руки,   кисть поворачивается наружу, булава свободно держится между большим пальцем и ладонью. На первом этапе обучения следует подбирать элементы, выполняемые именно этим способом, что способствует формированию свободных движений. Второй   способ.  Булава   проходит   с   внутренней   стороны   руки,  большой палец освобождается, головка булавы прижимается к мякоти большого пальца третьим, четвертым и пятым пальцами. Второй способ надо изучать после того, как будет усвоен первый. Для точной записи упражнений с булавами нужно указывать:20 а)   радиус   совершаемого   кругового   движения   (большой,   средний   или малый); б)   плоскость,   в   которой   совершается   движение   (боковую   и горизонтальную, лицевая плоскость не указывается); в) название движения (круг или мах); г)   направление   движения:   книзу,   внутрь,   наружу,   вперед,   назад,   влево, вправо в зависимости от исходного положения и плоскости; д) положение булавы по отношению к телу, руке, голове и т. д.; за головой, перед лицом, за и перед рукой, за и перед телом, внутри и снаружи (боковая плоскость), над и под рукой (горизонтальная плоскость); е)   если   необходимо,   –   указывать   исходное   положение,   из   которого начинается   описываемое   движение,   а   при   исполнении   маха   и   конечное положение руки. Если движение исполняется одной рукой, то название движения пишется в единственном числе, если же двумя руками, – то во множественном. При записи несимметричных   (разносторонних)   движений   записывается   движение, исполняемое каждой рукой; последовательные движения записываются так же, как   одновременные,   но   перед   соответствующими   счетами   пишется   слово   – «последовательно». 1.3.2. Основы техники движений в упражнениях с булавами Булавы – парный гимнастический предмет. Каждая гимнастка выступает только с двумя булавами. Длина булавы – 40­50 сантиметров, вес каждой – 150 граммов.   Цвет   булав   произволен.   Как   правило,   он   подбирается   в   тон21 купальников гимнасток. Раньше булавы изготавливались из дерева, теперь – из пластика и резины.  Гимнастки особенно скрупулезно подходят к обмотке булав, поскольку от этого   зависит   успешная   ловля   предмета,   а   значит   и   итоговая   оценка выступления. Булавы должны гармонировать с купальником спортсменки и ни в коем случае не контрастировать с ним. Гимнастка должна визуально хорошо воспринимать булавы, это очень важно в процессе ловли. Булавы обматываются одинаково. Обмотка не должна придавать булавам слишком много дополнительного веса – вес предмета до и после обмотки не должен существенно разниться. Важнейший аспект в упражнениях с булавами – балансировка.   Необходима   очень   хорошая   координация,   чтобы   подбрасывать булавы,   выполнять   акробатический   элемент,   а   затем   ловить   их.   Подбросы   – наиболее эффектный элемент упражнений с булавами. Среди прочих элементов: круги (большие и малые), вертушки, «мельницы», жонгляж.  Спортсменкам необходимо одинаково уверенно владеть обеими руками, на что уходят годы тренировок. Гимнастки также выполняют перекаты булав по площадке   или   своему   телу,   подбрасывают   их   одной   или   двумя   руками. Упражнения   с  булавами,   как   и   остальные   виды   художественной   гимнастики, оцениваются   тремя   бригадами,   состоящими   из   четырех   судей,   каждая   из которых   отвечает   за   свой   критерий:   артистизм,   сложность   и   техника исполнения. 1.3.3. Основные   требования   к   композиции   упражнений   и выполнению   элементов   с   булавами   по   правилам соревнований 2013­2016 г.г.22 Таблица 1  ­ Суммарная таблица Фундаментальных и Других Технических групп движений предметами Предме ты Фундаментальные  Технические группы  движений предметами Другие Технические группы  движений предметами Мельница: мин. 4 круга,  которые                            выполняются каждый раз с  отставанием, чередуя скрещенные и не  скрещенные запястья/ руки  Свободное вращение 1  или 2 булав на части  тела или на полу   Перекат 1 или 2 булав  по части тела или по  полу  Отталкивание 1 или 2  булав  от тела  Движение  «соскальзывание» Постукивание   Маленькие круги (серии –  минимум 3) обеими            булавами Асимметричные движения 2 булавами должны быть  различными по форме или               амплитуде, по  плоскостям работы или               направлениям   Маленькие броски и ловля  с вращением 2 булав               одновременно или  последовательно  Маленькие круги (серии –  минимум 3) 1 булавой Маленький бросок и ловля  1 булавы Броски/ловля 2 булав  одновременно  ( ) Ассиметричный  бросок/ловля 2 булав                  Каскадные броски  (двойные или тройные)23 Таблица   2  ­   Суммарная   таблица   общих   для   всех   предметов   Других Технических групп fl Броски и ловля Работа предметом (предмет должен быть в движении):  Движение в виде «восьмерки» с широким амплитудным  движением тела (кроме мяча)  Большие круги  Передача предмета вокруг любой части тела или под ногой/  ногами  Закручивание (скакалка, лента), отбивы /отталкивания (кроме  мяча) и т.п. Нестабильный баланс предмета на части тела  Нестабильный баланс предмета:  Предмет   удерживается   без   помощи   кистей   рук   на   ограниченной поверхности    (шея,   стопа,   тыльная   сторона   ладони)   либо   при   сложном взаимодействии тела с предметом, с риском                       Предмет не может быть зажат какой­либо частью тела, чтобы считаться в положении            нестабильного баланса  .   Неправильно выполненный элемент нестабильного баланса предмета  считается            Статикой предмета.  Исключение:   мяч   и   булава(ы)   за   спиной   (нестабильный   баланс)   во время движения              с вращением тела или Трудности Вращения24 Резюме по I главе: Художественная   гимнастика   –   считается   одним   из   самых   красивых женских видов спорта. Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Наиболее типичными упражнениями для   художественной   гимнастики   являются   упражнения   с   различными   по фактуре   предметами   (скакалкой,   обручем,   мячом,   булавами,   лентой),   в сочетании   с   движениями   без   предмета,   акробатическими   упражнениями, элементами   танца   и   хореографии.   Важное   требование,   предъявляемое   к гимнастке   при   исполнении   композиции   ­   это   создание   эмоционально двигательного   образа   на   основе   личного   восприятия   музыки,   экспрессии   и выразительности при исполнении технически сложных композиций. Упражнения   художественной   гимнастики   предъявляют   значительные требования   к   сердечнососудистой   и   дыхательной   системам   организма занимающихся.   Значение   художественной   гимнастики   –   это   гармоничное развитие   занимающихся,   всесторонние   совершенствование     их   двигательных умений и навыков, укрепление здоровья, воспитываются  моральные и  волевые качества,   Значение   развитие   музыкальности,   танца,   чувство   ритма. художественной   гимнастики   –   это   гармоничное   развитие   занимающихся, всесторонние   совершенствование     их   двигательных   умений   и   навыков, укрепление здоровья, воспитываются  моральные и  волевые качества, развитие музыкальности,   танца,   чувство   ритма.   В   связи   с   ростом   популярности25 художественная гимнастика в нашей стране и за рубежом, 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве,   на   конгрессе   МОК   было   принято   решение   о   включении   этого   вида спорта в программу Олимпийских игр. Техническая подготовка – это степень освоения   спортсменом   системы   движений,   соответствующей   особенностям данной   спортивной   дисциплины   и   направленной   на   достижение   высоких спортивных результатов. Центральной   задачей   технической   подготовки   в   художественной гимнастике   является   формирование   навыков   соревновательных   действий, которые   позволили   бы   гимнастке   с   наибольшей   эффективностью продемонстрировать   свою   индивидуальность,   а   также   оригинальность   и сложность упражнений в единстве с музыкальным сопровождением и обеспечить дальнейший   рост   технического   мастерства   в   процессе   многолетних   занятий художественной гимнастикой.  Булавы – парный гимнастический предмет. Каждая гимнастка выступает только с двумя булавами. Длина булавы – 40­50 сантиметров, вес каждой – 150 граммов.   Движения   с   булавами   исполняются   с   различной   амплитудой   и радиусом   и   в   различных   плоскостях.   Они   бывают   симметричными   и   сочетаются   с асимметричными,   последовательными,   одновременными, движениями туловища, ног, передвижениями и прыжками.26 ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Цель и задачи исследования    Целью работы является совершенствование технического мастерства  в упражнениях с булавами у высококвалифицированных гимнасток.  Для решения поставленной цели решались следующие задачи:             1.     Выявить   полный   объём   элементов   трудности   двигательных действий   на   основе     анализа   соревновательных   композиций   с     булавами   у высококвалифицированных гимнасток.      2. Разработать комплекс предметной подготовки с булавами.           3.   Провести   сравнительный   анализ   уровня   технической подготовленности   гимнасток 15­16 лет по результатам контрольных тестов и соревнований.      2. Методы исследования   В данной работе для решения поставленных  задач  были использованы следующие методы:27   Анализ   и   обобщение   литературных   данных   по   теме исследования. Этот   метод   заключает   в   себя   изучение   литературных   источников   по   Краткая   характеристика   олимпийского   вида   спорта   – вопросам: художественная гимнастика;  Значение   вида   и   выход   на   мировую   арену;   Олимпийские   игры   по художественной гимнастике; Техническая подготовка в художественной гимнастике; Характеристика упражнений с булавами; Классификация и типичные движения с булавами; Основы техники движений в упражнениях с булавами; Основные требования к композиции упражнений и выполнению элементов с булавами по правилам соревнований 2013­2016 г.г. Теоретическому анализу были подвергнуты многие работы, выполненные в области гимнастики.  Проанализированы   диссертационные   работы   следующих   авторов: Матвеева Л.П.; Лисицкой Т.С.; Беклемишевой Е.В. Всё   это   позволило   сформулировать   переменные   вопросы,   связанные   с развитием   технического   мастерства   гимнасток,   установить   их   важность   и наметить пути их решения.    В работе всего отражены 38 литературных источников.  Методы математической статистики28     Методы   математической   статистики   используют   для   обработки результатов   исследования.   С   помощью   математической   статистики специалисты­практики   могут   объективно   проанализировать   результаты педагогического   исследования   и   дать   практические   рекомендации   по совершенствованию спортивной подготовки гимнасток.     Для   того   чтобы   обобщить   числовые   показатели   используют   средние значения   и   характеристики   варьирования   (рассеяния)   экспериментальных данных.    Применяются следующие формулы: 1) Формула   для   определения   среднего   арифметического   (X)   : i ;           где: ­ n – объем выборки ­ Xi – варианты выборки ­  ­ обозначение суммы n и Xi, где порядковый номер суммируемых чисел принимает значение от 1 до n. 2) Формула   для   определения   дисперсии   или   среднего   квадрата отклонения : δ2 =  I (xi ­ )2 ; δ2 =   ( 2 –  i ) ;29  где: ­ n – объем выборки ­   i  (xi  ­   )   –   взвешенная   сумма   квадратов   отклонения   значений признака Xi  от среднего арифметического X.  3)  Формула для определения среднего квадратического отклонения или стандартное отклонение  2  .                              4) Формула для определения стандартной ошибки среднего арифметического:     ; , где: ­ δ– стандартное отклонение ­ n – объем выборки.       5) Чтобы оценить точность оценки X, часто   указывают в виде:                     Sx           6)   Достоверность различий – Т – критерий Стьюдента – t st.  Различия считают достоверными в случае, если  p  (уровень значимости) <0,05.При численном равенстве выборок число степеней свободы равно: 30 k=2*n – 2  Табличное значение критического значения критерия Стьюдента t при k и p<0,05 (p – доверительная вероятность) равно t st = 2,17. Значение критерия Стьюдента рассчитывается по формуле: Tst = x  y dS , где Sd  =  2 Sx  Sy 2 (Sx ­ стандартная ошибка среднего арифметического до эксперимента;  Sy ­ стандартная ошибка среднего арифметического после эксперимента) 3. Организация исследования Исследование проводилось на двух группах спортсменок квалификации Мастеров   спорта   по   художественной   гимнастике   –   контрольной   и экспериментальной, в СШОР № 74 г. Москва. Исследование проводилось в 3 этапа: 1   этап   –   2011­2012   уч.   г.   Был   проведен   литературный   поиск   по   теме исследования, сформулированы цель и задачи работы, определены актуальность,31 гипотеза,   объект   и   предмет,   новизна   и   практическая   значимость   выбранной темы. Нами была разработана методика тестирования. 2 этап – 2012­2014 уч. г.  Нами были проведены первичные и повторные педагогические  тестирования технической подготовленности  гимнасток  15­16 лет.   При   этом   использовалась   экспериментальная   программа     с   предметом булавы. Нами были сформулированы выводы по работе, разработан  комплекс предметной   подготовки   с   булавами.   Сделан   анализ   соревновательных композиций   с   булавами     у   гимнасток   высокой   квалификации   до   и   после педагогического   эксперимента.   Полученные   показатели   были   записаны   в таблицы,   подсчитаны   все   результаты,   построены   графики   и   диаграммы исследования. 3 этап – 2014­2015 уч. г. Нами были сформулированы выводы по работе. Квалификационная   работа   была   полностью   оформлена   в   напечатанном   и электронном видах. Составлена презентация к работе. ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ            3.1.   Выявление полного объёма элементов трудности двигательных действий на основе  анализа соревновательных композиций с  булавами у высококвалифицированных гимнасток32 Таблица   3   ­  Фундаментальные   и   технические   группы   в   упражнениях   с булавами. № Ф. И.    ─ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иванова А. Юдина Д. Бабанова К. Растащенова О. Жукова К. Бормотова Е. Спаская А. Голубева М. Вахромова Е. Варламова С. 2 5 4 3 5 6 5 7 2 4 5 3 3 6 2 2 4 5 7 7 5 7 5 4 4 4 2 4 3 5 3 4 5 5 3 6 6 2 5 2 4 4 3 2 5 2 6 5 7 2 6 5 4 3 6 4 2 4 4 3 4,1 4,6 4,0 4,5 4,1 4,0 5,1 5,1 4,6 3,8 _ Х % 4,3 17,1 4,4 17, 5 4,3 4,0 17,1 15,9 4,0 15,9 4,1 16,3 25,1 Из   табл.   1   видно,   что   у   высококвалифицированных   гимнасток   в упражнениях   с   булавами   преобладаю   все   группы   фундаментальных   и технических групп практически на одном уровне.  Так   как   мастерство   гимнасток   очень   высоко.   Результаты   находятся   в диапазоне от 15,9 до 17,5% всех двигательных действий.33 Далее   отображена   диаграмма   в   процентах,   использования фундаментальных   и   технических   групп   в   упражнениях   с   булавами   у высококвалифицированных гимнасток 15­16 лет.  3.2.  Сравнительный   анализ   уровня   технической   подготовленности гимнасток 15­16 лет по результатам контрольных тестов и соревнованийТесты, предложенные для гимнасток: 34 1. Параллельный   двойной   бросок   двух   булав   из   обеих   рук   (два оборота) на равновесии пассе вперед. 2. 3. 4. 5. Мельница горизонтальная, руки вперед, на равновесии аттитюд. Круги в разноименные стороны на волне вперед.  Круговая мельница на танцевальных шагах. Бросок   двух   булав   одной   рукой,   на   прыжке   козлик,   ловля   во вращательное движение. 6. 7.  Разноименный бросок 2­х булав из обеих рук на козлике. Бросок одной булавы, во время броска передача 2­ой   булавы под ногой 2 раза, ловля. 8. Параллельный     бросок   двух   булав   одной   рукой,   переворот     под броском, ловля. 9. Перекат 1­ой булавой по руке во время поворота  пассе в сторону. 10. Бросок 2­х булав одной рукой, под броском  2­а шине, ловля.35 Таблица   3  ­   Среднегрупповые   показатели   (N=10)   тестирования двигательных   действий   с   булавами   у   гимнасток   контрольной   группы   до проведения эксперимента (баллы) № ФИО Тесты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ─ 3,4 3,6 3,2 3,8 3,5 3,5 2,9 3,2 3,1 3,3 1 Иванова Е. 2 Бужениноват Л. 3 Стрекалова М. 4 Шаткова Я. 5 Наумова Е. 6 Славина М. 7 Маркова Е. Булгакова М. 8 9 Чуракова Н. 10 Полубинская А. _ X 4 3 3 4 4 5 4 3 3 4 4 4 3 5 3 4 2 3 4 2 2 5 4 2 3 3 4 3 3 3 4 2 3 3 2 3 2 3 2 2 2.9 3.4 3.7 3.5 3.6 2.9 2.5 4.0 3.3 2.9 2 4 3 5 3 4 2 4 5 3 2 3 3 3 3 5 4 3 2 4 3 3 2 4 2 2 2 2 2 3 5 5 4 5 5 3 2 4 3 4 4 3 4 3 4 3 3 2 4 3 3 5 4 2 5 3 4 4 3 336 Таблица 4  ­ Среднегрупповые показатели (N=10) тестирования двигательных действий   с   булавами   у   гимнасток   контрольной   группы   после   проведения эксперимента (баллы) № ФИО 1 4 1 Иванова Е. 3 2 Буженинова Л. 4 3 Стрекалова М. 3 4 Шаткова Я. 3 5 Наумова Е. 4 6 Славина М. 3 7 Маркова Е. 3 8 Булгакова М. 5 9 Чуракова Н. 10 Полубинская А. 4 2 4 4 3 5 3 2 2 3 4 2 _ X 3,6 3,3 Тесты 3 4 5 6 7 8 9 3 5 4 2 5 4 4 5 3 2 2 3 3 5 3 4 2 4 5 3 4 3 3 4 4 5 4 4 3 4 3,8 3,4 3,7 3,1 2,5 4,1 3,1 1 4 2 4 2 2 4 3 2 3 2 3 5 3 3 5 1 3 2 4 5 5 4 5 5 3 2 4 3 5 4 2 4 3 3 3 3 2 4 3 ─ 3,2 3,6 3,5 3,7 3,4 3,7 2,8 3,3 3,4 3,2 10 3 4 3 3 3 4 3 2 3 2 3,037 Как видно по таблицам 3 и 4, а также  по соответствующими диаграммам, среднегрупповые значения   в контрольной группе в начале и конце учебного года находятся на одном уровне, значительных изменений в сторону улучшения показателей   результативности   не   наблюдается.   Все   среднеднегрупповые значения  в пределах от 2,5 до 4,1 баллов. Таблица   5  ­   Среднегрупповые   показатели   (N=10)   тестирования двигательных действий с булавами у гимнасток экспериментальной группы до проведения эксперимента (баллы) № ФИО Тесты Ефремочкина С. 1 2 Гревцева Л. 3 Кузнецова Н. 4 Макаева Д. 5 Агаркова П. 1 3 4 3 4 2 2 4 2 4 1 3 3 3 2 3 4 4 4 3 3 4 2 3 5 2 4 4 3 2 6 7 8 9 10 4 3 2 4 5 2 4 3 1 3 4 1 4 1 4 3 4 2 2 3 4 4 2 2 4 ─ 3,1 3,1 3,1 2,9 3,438 3 2 3 2 3 4 3 3 4 2 2 4 3 4 4 4 1 2 4 3 3,0 3,1 3,2 2,8 2,5 2,6 2,8 2,7 2,8 3,2 4 3 2 2 4 2 4 3 4 2 2 2 3 3 3 3 2 1 4 3 4 1 2 3 4 3 2 4 5 2 3,1 2,4 2,6 2,5 3,0 6 Майорова Д. 7 Жуковская Н. 8 Назарова В. 9 Пустовалова И. 10 Масливченко И. _ X Таблица 6  ­ Среднегрупповые показатели (N=10) тестирования двигательных действий с булавами у гимнасток экспериментальной группы после проведения эксперимента (баллы) № ФИО Тесты 1 Ефремочкина С. 2 Гревцева Л. 3 Кузнецова Н. 4 Макаева Д. 5 Агаркова П. 6 Майорова Д. 7 Жуковская Н. 1 4 3 4 4 5 3 4 2 3 4 5 3 4 2 4 3 3 3 5 3 4 3 4 4 5 4 5 3 2 3 3 3 5 3 2 3 5 2 4 6 3 4 3 5 4 5 2 7 5 2 4 3 2 3 2 8 3 4 2 4 4 4 3 9 4 3 4 4 2 3 4 10 5 3 4 3 3 4 3 ─ 4,1 3,2 3,2 3,5 3,5 3,4 3,339 8 Назарова В. 9 Пустовалова И. 10 Масливченко И. _ X 5 4 5 4 3 5 5 4 4 2 5 4 3,7 3,4 4,1 3,8 3,3 3,5 3,4 3,6 4 3 5 4 4 5 3 2 4 3 3 3 3,8 3,4 5,1 2 5 3 3,2 4 4 5 3,8 В связи с тем, что экспериментальная группа  занималась по разработанной нами   программе   предметной   подготовки   с   булавами   (см.Приложение   3), показатели   тестирования   выросли   в   1,5   раза.   До   проведения   эксперимента среднегрупповые значения находятся в пределах от 2,5 до 3,2 баллов. А после проведения   эксперимента   мы   наблюдаем   значительное   увеличения   бальных оценок по всем тестируемым двигательным действиям с булавами максимально 4,3 баллов у гимнасток 15­16 лет.40 Таблица 7 ­ Суммарные показатели по группе (n=10) технических ошибок при   выполнении   количественного   состава   бросковых   элементов   с   булавами гимнасток высокой квалификации (значения) Контрольная группа Экспериментальная группа Показа тели До  экспер имента Пра вая рук а 2,21 5 После  экспер имента 2,00 1 t1 t2 Лева я  рука t3 Права я рука t4 Лева я рука 2,5 2,523 3,21 t1=1,3 t2=2,0 t3=5,6 t4=11,8 5 2,7 1,738 2,027 По полученным средним значениям мы подсчитали критерий Стьюдента. В контрольной   группе   испытуемых   значения   до   и   после   эксперимента статистически незначимы, т. е. меньше 2,1, при уровне значимости P<0,05. А в41 экспериментальной   группе   критерий   Стьюдента   до   и   после   эксперимента получился более 2,1, при уровне значимости P<0,05. По правой руке равно 5,6 значений,   а   по   левой   руке   равно   11,85   значений.   Таким   образом,   данные педагогического   эксперимента   подтвердили   эффективность   введения предметной   подготовки   с   булавами   в   тренировочный   процесс   гимнасток высокой квалификации. Наше исследование достоверно. ВЫВОДЫ: В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1. Раскрыв понятие предметной подготовки, ведущие ученые в спорте, такие как Лисицкая Т.С., Беклемишева Е.В. и другие пришли к заключению, что предметная   подготовка   является   главным   компонентом   технической подготовленности   гимнасток   высокой   квалификации.   А   совершенствование технического   мастерства   осуществляется   с   помощью   соревновательных упражнений,   тренировочных   форм   соревновательных   движений,   специальной физической   подготовки,   тренажерных   устройств   и   предметной   специальной подготовки. 2.   Анализируя   двигательные   действия   мы   поняли,   что   у высококвалифицированных гимнасток в упражнениях с булавами преобладают все   группы   фундаментальных   и   технических   групп   практически   на   одном уровне, т.е.в равных процентных соотношениях. Мастерство гимнасток очень высоко. Результаты находятся в диапазоне от 15,9 до 17,5% всех двигательных действий.42 3.   В   результате   нашего   сравнительного   анализа   уровня   технической подготовленности   экспериментальных   групп   выявлено4,   что   среднегрупповые   значения     гимнасток   15­16   лет   с   булавами   контрольных   и   в контрольной группе в начале и конце учебного года находятся на одном уровне, значительных изменений в сторону улучшения показателей результативности не наблюдается. Все среднегрупповые значения  в пределах от 2,5 до 4,1 баллов, а экспериментальная   группа     занималась   по   разработанной   нами   программе предметной   подготовки   с   булавами   (см.   Приложение3),   показатели тестирования выросли в 1,5 раза. До проведения эксперимента среднегрупповые значения   находятся   в   пределах   от   2,5   до   3,2   баллов.   А   после   проведения эксперимента мы наблюдаем значительное увеличения бальных оценок по всем тестируемым  двигательным  действиям  с булавами максимально 4,3 баллов  у гимнасток   15­16   лет.   Таким   образом,   данные   тестирования     подтвердили эффективность   разработанной   нами   программе   предметной   подготовки   с булавами в тренировочном процессе. 4.   По   полученным   средним   значениям   мы   подсчитали   критерий Стьюдента.   В   контрольной   группе   испытуемых   значения   до   и   после эксперимента статистически незначимы, т. е. меньше 2,1, при уровне значимости P<0,05.   А   в   экспериментальной   группе   критерий   Стьюдента   до   и   после эксперимента получился более 2,1, при уровне значимости  P<0,05. По правой руке равно 5,6 значений, а по левой руке равно 11,85 значений. Таким образом, данные   педагогического   эксперимента   подтвердили   эффективность   введения предметной   подготовки   с   булавами   в   тренировочный   процесс   гимнасток высокой квалификации. Наше исследование достоверно.43 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В   результате   проделанной   работы   тренерами   и   специалистами   можно рекомендовать следующее: 1)Разработанная   программа   предметной   подготовки   с   булавами   может быть   использована   как   высококвалифицированными   гимнастками,   так   и гимнастками  I разряда.  2)Необходимо   предметную   подготовку   проводить   в   тренировочных занятиях, 3 раза в неделю. Она может проводиться после разминки  в течение 1 часа, все упражнения с булавами выполняются по 10­15 раз. 3)   Следует   применять   комплекс   заданий   также   и   в   игровой   форме, перебрасывая их друг другу в парах,  тройках и четверках.44 4) На начальных этапах подготовки гимнасток рекомендуется разучивать самые   простые   задания   из   нашего   комплекса   с   булавами,   постепенно переходя к сложным. 5) При исполнении упражнений необходимо опробовать их как правой, так и левой рукой в одинаковом количестве. 6)Так как в нашей работе включены упражнения из цирковой программы, наша предметная подготовка с булавами подходит и цирковым артистам. Они   делают   такую   же   работу   предметом,   не   делая   гимнастические элементы,   такие   как   (равновесия,   повороты,   элементов,   где   нужна гибкость). Список используемой литературы: 1. Айвозян Ю.Н. Система подготовки юных гимнастов за рубежом. ­ М, 1973.­Вып.1.­С.54­56. 2. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность / Под ред. О.Г. Газенко; Изд. Подгот. И.М. Фейгенберг; АН СССР. ­ М.: Наука, 1990. ­495с: ил., портр. ­ (Классики науки). 3. Бирюк Е.В., Овчинникова М.Д. Особенности физической подготовки // Метод, рек. ­ Киев: КГИФК, 1991. ­ 34с.45 4. Верхошанский   Б.В.,   Виру   А.А.   Некоторые   закономерности долговременной адаптации организма спортсменов к физической нагрузке. ­ М.: Физиология человека. ­ 1987. ­ 811с. 5. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки. ­ М.: Учебное пособие. ­ 1986. ­ 63с. 1. Гибкость: основы измерения и методики развития / Лях В.И. // физ. культура в школе. ­ 1999. ­ №1 ­ С.4­10. 6. Гимнастика и методика преподавания: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, ­ 1987. ­ 220с. 7. Годик   М.А.   Метрологические   основы   контроля   за   физической подготовленностью   спортсменов   //   Теория   спорта:   Учеб.   по   спортивной метрологии для ИФК / Под ред. В.М. Зациорского. ­ М.: Физкультура и спорт, 1982.­Гл.12.­С.91,118. 8. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка на   этапе   начальной   специализированной   подготовки   в   художественной гимнастике // Метод, пособие. ­ М, 2001. ­ 50с. 18. Гужаловский А.А. Основы  теории и методики  физической культуры. М., ­ 1986­С.57­60. 19. Доленко   Ф.Л.   Определение   гибкости   тела   человека   //   Теория   и практика физической культуры. ­ 1984. ­ №6. ­ С.52. 20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. ­ М., 1966 ­С.78­ 90. 21. Здоровье: Популярная энциклопедия / Под. ред. Е.Я. Безносиков и др.­Мн., 1990. 22. Кечеджиева Л. Обучение детей художественной гимнастике. ­ М., 1985.­ 27с.46 23. Комплексная оценку   специальных   способностей   девочек на   начальном   этапе   обучения   упражнениям   художественной   гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Белокопытова Ж.А. ­ Киев, 1981. ­ 22с. 24. Лемешева С.Г. Проведение специальной физической подготовки в художественной   гимнастике   //   Проблемы   физической   культуры,   спорта   и туризма. Материалы научной конференции. ­ Хабаровск, 2002. ­ С. 169­172. 25. Менхин   Ю.В.   Физическая   подготовка   в   гимнастике.­   М: Физкультура и спорт, 1989. ­ 224с. 26. Методика   педагогического   контроля   и   совершенствования физической   подготовленности   занимающихся   художественной   гимнастикой. Методические рекомендации. ­ Ленинград, 1981. ­ С.3­71. 27. Методические рекомендации по подготовке сп. резерва для сборной команды страны. ­ М., 1984. ­ С.2­21. 28. Некоторые   аспекты   технической,   физической   и   психологической подготовки   спортсменок,   занимающихся   художественной   гимнастикой.   II Методич. письмо. ­ Минск, 1985. ­ С.3­7. 29. Основы математической статистки: Учеб. пособие для ин­тов физ. культ. / Под общей ред. В.С. Иванодза. ­ М.: Физкультура и спорт, 1990, С. 100­ 115.­176с 30. Попова   Е.Г.   Общеразвивающие   упражнения   в   гимнастике.   ­   М.: Терра­Спорт, 2000. ­ 72с 31. Рожн   Е.Ю.   Особенности   структуры   специальной   физической подготовки юных гимнасток. ­ М., 1988 ­ 29с. 32. Селуянов   В.Н.,   Шестаков   М.П.,   Космина   И.П.   Основы   научно­ методической   деятельности   в   физической   культуре:   Учеб.   пособие   для студентов вузов физической культуры. ­ М.: Спорт Академ Пресс, 2001, С.158­ 179.­184с.47 24. Сивакова Д. Уроки   художественной   гимнастики.   ­   М.: Физкультура и спорт, 1968. ­ 175с. 33. Ступин   А.Ю.   Организация   дифференцированного   учебно­ тренировочного процесса юных гимнастов начальной подготовки // Тез. докл. респ. науч. ­ практ. конф. Научн. основы управления и контроля в спорте //. ­ Николаев, 1984. ­ С.111­112. 34. Теория   и   методика   физической   культуры:   Учеб.   для   ин­тов   физ. Культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. ­ М.: Физкультура и спорт, 1991. ­ 543с. 35. Теория   и   методика   физической   культуры:   Учеб.   для   ин­тов   физ. Культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. ­ М.: РГАФК, 2002. ­ 176с. 36. Укрон   М.Л.   Методика   тренировки   гимнастов   //   Физкультура   и спорт. ­ М., 1971.­280с. 37. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: очерки / Зимкин Н.В. ­ М.: ФиС, 1956. ­ 206с: ил.48 СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ49 Приложение 1 ТРУДНОСТЬ   (D)  Индивидуальных   упражнений   в   программе   соревнований сеньерок складывается из: ТРУДНОСТЬ (D) 10.00 баллов максимум  Трудность тела  Комбинация танцевальных Динамические Мастерст D Мин. 6 и макс. 9 скоординированные с Фундаментальными Техническими группами, специфическими для каждого предмета, и/или элементами из других Технических групп движений предметами. шагов  S     Мин.1 скоординированная с Фундаментальными Техническими группами, специфическими для каждого предмета, и/или элементами из других Технических групп элементы  с Вращением и броском   Макс 3 во владения предмето м   Без ограниче ния В официальной карточке Трудности все элементы композиции (D, S  должны быть записаны в порядке их исполнения.  ,  ,  )50 Исполнение (Е) индивидуального упражнения складывается из:   Приложение 2 Исполнение (Е) Максимум 10 баллов  Артистические ошибки Технические ошибки51 Приложение 3 Комплекс предметной подготовки: 1. (И.П стоя на двух ногах, руки прямые опущены вниз) Малые круги свободным хватом, вращение булавами вперед и назад Малые   круги   свободным   хватом,   вращение   в   горизонтальной 2. плоскости (И.П стоя на двух ногах, руки в стороны) 3. 4. Перекат булавы по руке от плеча до кисти, правой и левой рукой Круги жестким хватом, прямыми руками вперед и назад (И.П стоя на   двух   ногах,   руки   вниз,   после   чего   они   идут   вперед   или   назад   во вращение) 5. 6. Круги в разноименные стороны на волне вперед Мельница вперед (И.П стоя на двух ногах, руки впереди соединены в запястьях) 7. Мельница   над   головой   (И.П   стоя   на   двух   ногах,   руки   на   верху соединены в запястьях 8. Круговая мельница на шагах52 9. Малые  подбросы булав  вверх на одинарный оборот, двумя руками одновременно или поочередно стоя на двух ногах 10. Параллельные броски булав  вверх на двойной оборот, двумя руками одновременно или поочередно стоя на двух ногах 11. Параллельные броски вверх в  разноименные стороны одновременно стоя на двух ногах 12. Бросок одной булавы с маха вверх, одной рукой вверх правой или левой на козлике 13.  Последовательные броски вверх правой рукой затем сразу левой  14. Бросок двух булав одной рукой стоя на двух ногах 15. Бросок двух булав одной рукой стоя на козлике 16. Жонглирование 2­мя булавами, двумя руками  17. Жонглирование 2­мя булавами, одной рукой 18. Жонглирование 3­мя булавами, двумя руками 19. Бросок 1­ой булавы, шине под броском, ловля 20. Бросок двух булав одной рукой,2 шине под броском, ловля 21. Переброска в парах, двумя булавами 22. Переброска в тройке, бросок одной булавой  23. Переброска в четверке, с маха одной булавой53 Исполнитель выпускной  квалификационной работы студентка 4 курса 3 отделения ИСиФВ             _________________ Кислова Е.А. Научный руководитель доцент кафедры ТиМ гимнастики  к.п.н                                                              _________________ Беклемишева Е. В. Зав. кафедрой ТиМ гимнастики доцент кафедры ТиМ гимнастики,  к.п.н.                                                                    _________________ Новикова Л. АДата защиты                                                                                      «__»_________ г. 54 Оценка за работу                                                                          _________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии                    _________________ Германов Г.Н.