. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28
Оценка 4.6

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 28.doc
Раздел 14.   СССР в 1945­1991 гг. Тема 14.3.  СССР в середине 1960­х – начале 1980­х гг. Практическая работа № 28    Тема:    СССР в середине 1960­х – начале 1980­х гг.  Учебная цель:  формирование умения изучать письменные источники,  извлекать из них новые знания. Учебные задачи:   научиться работать с источниками, научиться   обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике,  научиться работать со схемами, научиться работать с памятками­алгоритмами. Предметные     результаты:  сформированность   представлений   о   современной   исторической науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность  умения самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике,   схемами, памятками­алгоритмами.  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме   2. Ответить на вопросы 3.  Ответить на вопросы, используя документы 4.  Ответить на вопросы, используя документы 5.   Ответить на вопросы, используя документы  Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Тексты заданий 4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме    В 1964 году Н.С. Хрущев был смещен, руководство страны возглавил Л.И. Брежнев. Период с 1964 г. по 1984 г. получил название «стабильность» или «застой». В   идеологии   шел   процесс   реабилитации   (оправдания)   Сталина   с   целью   возвеличивания Брежнева. В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Новыми в Конституции были положения о построении в СССР развитого социализма,  достижении социальной и национальной однородности советского   общества,   новой   социальной   и   интернациональной   общности   –   советском   народе, ведущей   роли   КПСС   как   ядра   политической   системы   страны;   создании   в   стране   единого народнохозяйственного  комплекса. 1 Идеологией   времен   застоя   стал   развитой   социализм.   Концепция   развитого   социализма предполагала:   полную   социальную   и   интернациональную   однородность   советского   общества; длительность периода развитого социализма и отдаление коммунистической перспективы.  Во   внутренней   политике   основным   направлением   было   свертывание   демократии.   В художественной   культуре   наблюдался   застой.   Из   страны   были   вынуждены   эмигрировать   А.И. Солженицын, И.А. Бродский, М. Ростропович. В середине  1960­х годов в  экономике проводились  реформы.  Основными  направлениями реформы   в   промышленности   были:   упразднение   совнархозов,   восстановление   отраслевых министерств, предоставление части доходов для материального стимулирования производителя. Основными мероприятиями реформы в сельском хозяйстве были: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, установление гарантированного 6­летнего плана госзакупок, введение   надбавок   за   сданную   сверх   плана     сельскохозяйственную   продукцию,   увеличение капиталовложений. К началу 1970­х годов произошел отказ от реформ. Кризис был отдален благодаря освоению западносибирской нефти. Использование «нефтедолларов» для закупки товаров на Западе стало главным фактором, обусловившим динамичную социальную политику. Во внешней политике шли бесконечные переговоры о разоружении, которые заканчивались безрезультатно. Факторами, способствовавшими разрядке международной напряженности, были: достижение военно­стратегического паритета между СССР и США; подписание серии соглашений между СССР и США  о контроле над стратегическими наступательными вооружениями (первые были подписаны в 1972 г.); подписание Заключительного акта   Совещания по безопасности   и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.). В 1968 г. советские войска были введены в Чехословакию с целью подавления антисоветских выступлений. В 1979 г. советские войска были введены в Афганистан. После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. руководство страны возглавил Ю.В. Андропов, который пытался найти выход из кризиса, но при этом использовал командно­административные методы.  После смерти Андропова в феврале 1984 г. у власти был К.У. Черненко (до марта 1985 г.), который пытался вернуть страну к временам застоя, но это было уже невозможно. Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию 1.    Каковы были причины застоя в экономике страны? 2.    Что такое «нефтедоллары»? Какую роль они играли в экономике страны? 3.    В чем заключалась политика разрядки в международных отношениях? 4.   Каковы, на Ваш взгляд, причины срыва разрядки? Задания для практического занятия  Задание 1.   Ответьте на вопросы, используя документы Многие историки и политики пытаются дать оценку правлению Брежнева: 2 «В   отличие   от   Сталина   или   Хрущева,   Брежнев   не   обладал   яркими   личностными характеристиками.   Его   трудно   назвать   крупным   политическим   деятелем.   Он   был   человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А. Бовин). «Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф. Бурлацкий) «Если же иметь в виду человеческие качества, то... Брежнев был, в общем­то, неплохим человеком,   общительным,   устойчивым   в   своих   привязанностях,   радушным,   хлебосольным хозяином.   Любил   охоту,   домино,   кино   «про   зверушек»,   радовался   доступным   ему   радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом — вряд ли... Ему не хватало образования, культуры, и интеллигентности. (А. Бовин). Бовин   как­то   рассказал   мне   о   разговоре,   который   произошел   на   даче   в   Завидове,   где готовилась очередная речь. Он сказал Брежневу о том, как трудно живется низкооплачиваемым людям. А тот ответил: «Вы не знаете жизни. Никто не живет на зарплату. Помню, в молодости, в период учебы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда — один себе. Так все и живут в стране». Да, верно говорится: рыба гниет с головы.   Брежнев   считал   нормальным   и   теневую   экономику,   и   грабительство   в   сфере   услуг, и взятки чиновников.   Это   стало   едва   ли   не   всеобщей   нормой   жизни.   Вспомним   слова   Сен­ Симона, давно уже заметившего, что нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя. (Ф. Бурлацкий)  Вопросы к документам: 1. Какими личными качествами обладал Л. И.Брежнев? 2. Каким вам представляется Л. И. Брежнев как руководитель СССР? 3. Почему период середины 60­х – начала 80­х гг. называют «золотым веком» партийно­ государственного аппарата? 4. В связи, с чем укреплялась роль армии и органов безопасности.   Задание 2. Ответьте на вопросы, используя документы Из программы КПСС. Принята XXII съездом КПСС   31.10.1961г. Разрешение жилищной проблемы и благоустройства быта. В итоге двадцатилетия общественные фонды потребления будут по своей сумме составлять примерно половину всей суммы реальных доходов населения. Это даст возможность осуществить за счет общества: ­ бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах­интернатах (по желанию родителей); ­ материальное обеспечение нетрудоспособных; ­ бесплатное образование во всех учебных заведениях; ­   бесплатное   медицинское   обслуживание   всех   граждан,   включая   обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных; ­ бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами; ­ бесплатное пользование коммунальным транспортом; ­ бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания; 3 ­ последовательное снижение платы и частичное бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями; ­ все более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и стипендиями (пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии студентам); ­ постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, учреждениях и для занятых в производстве колхозников. Из тезисов ЦК КПСС «К 100­летаю со дня рождения В. И. Ленина» ...Советское   государство   неуклонно   проводило   ленинский   генеральный   курс   на   подъем благосостояния и культуры народа:  в стране ликвидирована безработица;  вместо   10   —   12­часового   рабочего   дня,   как   это   было   на   большинстве   промышленных предприятий   дореволюционной   России,   теперь   установлен   7­часовой   рабочий   день,   а   для отдельных категорий трудящихся — 6 и менее часов работы в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневная рабочая неделя при той же продолжительности рабочего времени и двух выходных днях; проведено всеобщее оздоровление условий труда; СССР входит в число стран с наиболее низким уровнем производственного травматизма... ...образование является всеобщим и осуществляется за счет государства. Общество берет на себя значительную часть расходов по воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время в постоянных детских садах и яслях воспитывается около 9 млн. детей. Численность обучающихся в общеобразовательных школах возросла при Советской власти с 9,7 до 49 млн. человек; осуществлена   единая   система пенсионного   обеспечения.  Пенсии   выплачиваются   за   счет государства и колхозов; пенсионный возраст по старости в СССР ниже, чем в большинстве стран; осуществлены бесплатное медицинское обслуживание, охрана материнства и младенчества. За полвека средняя продолжительность жизни увеличилась более чем вдвое... Вопросы к документам: 1. Какими были планы социального обеспечения советского народа? 2. Удалось ли выполнить поставленные задачи?  Задание 3. Ответьте на вопрос, используя документы Из речи Л. И. Брежнева Нам необходимо всегда и повсюду... хранить нерушимую верность принципам марксизма­ ленинизма, проявлять четкий классовый, партийный подход ко всем общественным явлениям, давать   решительный   отпор   империализму   на   идейном   фронте,   не   делая   никаких уступок буржуазной идеологии. Вопрос к документу. Выделите основные особенности идеологии брежневского периода. Из письма А. И. Солженицына IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 01.01.01 г. «За нашими писателями не предполагается, не признается права высказывать опережающие суждения о нравственной жизни человека и общества, по­своему изъяснять социальные проблемы 4 или   исторический   опыт,   так   глубоко   выстраданный   в   нашей   стране.   Произведения,   которые могли бы выразить назревшую народную мысль, своевременно и усилительно повлиять в области духовной или на развитие общественного сознания ­ запрещаются либо уродуются цензурой по соображениям мелочным, эгоистическим, а для народной жизни недальновидным...» Из работы А. Солженицына «Жить не по лжи!» (1974 г.) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи  сознательно! Осознав, где граница лжи  (для каждого она еще по­разному видна),— отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья,— и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадет, и чему надлежит быть голым — то явится миру голым. Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.  Вопросы к документу: 1.  Чем можно объяснить нарастание сопротивления властям со стороны различных слоев населения в середине 60­х – начале 80­х гг? 2.  Назовите имена известных правозащитников (диссидентов). 3.   В чем  проявляется  усиление   идеологического  давления   в  литературе  и  искусстве   в середине 60­начале 80­х гг? 4.   Какие новые тенденции духовной жизни проявились в СССР в конце 1960­х – начале 1980­хгг? Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия 5. Запишите в тетради название практической работы 4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 2 балла Задание 2 – 1 балл Задание 3 – 2 балла   Форма контроля выполнения практической работы:  Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических  работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 1. Артемов В.В., Лубченков  Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 5 2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца  XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.   6

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

. СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28

.  СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Практическая работа № 28
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017