« Здоровьесберегающие образовательные технологии»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 25.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Понятие образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. ЗОТ - можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.То есть, это система мер включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (слайд 2)
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_k_metod.seminaru_0.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           к методическому семинару            « Здоровьесберегающие образовательные технологии» Уважаемые   коллеги!   В   рамках   методического   семинара   хочу представить   вашему   вниманию   систематизацию   опыта   моей   педагогической деятельности по заявленной теме.  Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   –   это   психолого­ педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые   места   в   иерархии   потребностей   человека   нашего   общества. Но   в соответствии с Законом “Об образовании в РФ” именно здоровье школьников относится  к  приоритетным  направлениям  государственной  политики  в сфере образования. Иногда возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью   школьников?   Ответить   на   него   можно   при   условии   подхода   к организации   обучения   с   позиции   трех   принципов   валеологии:   сохранение, укрепление и формирование здоровья. Понятие   образовательные   технологии»   объединяет   в   себе   все направления   деятельности   учреждения   образования   по   формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. ЗОТ ­   можно рассматривать и как   технологическую   основу   здоровьесберегающей   педагогики,   и   как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба   для   их   здоровья,   и   как   качественную   характеристику   любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.То есть, это система мер включающая взаимосвязь и взаимодействие всех   факторов  образовательной среды, направленной  на сохранение  здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. (слайд 2)  Цель здоровьесберегающей педагогики ­ обеспечить выпускнику школы высокий   уровень   реального   здоровья,   вооружив   его   необходимым   багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав   у   него   культуру   здоровья.   Обеспечить   школьнику   возможность сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе,   сформировать   у   него   не только необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, но и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (слайд 3) Так   как,   «ячейкой»   образовательного   процесса   является   урок,   то   и оценка его влияния на здоровье учащихся, является очень важной частью работы     инстументарий, который учитель может каждого учителя. Вот тот методический применить в качестве ЗОТ:В   данном   случае   используются     методы   ­     фронтальный,   игровой, соревновательный,   практический.     Применяя   тот   или   иной   метод,   учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю последовательность действий. В своей практике   применяю   методы   разбора   упражнений,   подсказываю,   помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка.   Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих   уроках   стараюсь   создать   такие   условия,   чтобы   у   ребенка   “появился аппетит”   заниматься   физической   культурой   и   спортом,   чтобы   он   понял полезность движений для своего здоровья. (слайд 4) Кроме   методов   ЗОТ,   есть   приёмы   ЗОТ,   которые   направленные   на сохранения и сбережение здоровья учащегося (слайд 5) : Защитно­профилактические (личная   гигиена   и   гигиена   обучения)  К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека   от   неблагоприятных   для   здоровья   воздействий.   Это,   в   частности, выполнение   санитарно­гигиенических   требований,   регламентированных СанПиНами;   поддержание   чистоты   и   проведение   прививок   с   целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных   средств   и   защитных   приспособлений   в   спортзалах   с   целью профилактики травматизма и т.п. Компенсаторно­нейтрализующие (физкультминутки   с   музыкальным сопровождением,   пальчиковая,   оздоровительная   и   дыхательная   гимнастика, лечебная физкультура, самомассаж,  тренинги, физкультминутка для глаз). Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии, ароматерапии) ­ Эти приемы, методы, технологии позволяют   активизировать   собственные   силы   организма,   использовать   его ресурсы   для   выхода   из   нежелательного   состояния.   В   психотерапии   немало приемов,   помогающих   вывести   пациента   из   состояния   депрессии,   уныния, фрустрации. В рамках педагогических техник и педагогической психотерапии учителя пользуются многими подобными приемами на уроках и во внеурочной воспитательной работе. Информационно­обучающие   технологии. Обеспечивают   учащимся уровень   грамотности,   необходимый   для   эффективной   заботы   о   здоровье   — своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья. К таким технологиям   относятся   образовательные,   просветительские   и   воспитательные программы,   адресованные   учащимся,   их   родителям   и   педагогам. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки вклассах, тренингов для учащихся и учителей и т.п.   аудиосопровождения   уроков,   оздоровительно­психологических   Педагогические   (психолого­педагогические)   технологии  включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика — на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях. Социально адаптирующие и личностно­развивающие технологии. Отдельное   место   занимают   социально   адаптирующие   и   личностно развивающие   технологии,   обеспечивающие   формирование   и   укрепление психологического   здоровья   учащихся,   повышение   ресурсов   психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально­психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.   Включают   технологии,   обеспечивающие   формирование   и   укрепление психологического   здоровья   учащихся,   повышение   ресурсов   психологической адаптации личности. К ним относятся: разнообразные социально­психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т. д. Для реализации данной цели я выделила следующие задачи: 1.   способствовать   сохранению   и   укреплению   здоровья   ребенка,   т.е. осуществлять личностно­ориентированный подход при обучении и воспитании; 2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; 3.создание условий реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока; 4.формирование   привычки   ежедневных   организованных   и самостоятельных упражнений; 5. воспитание потребности в здоровом образе жизни. (слайд 6)  Общеметодические   принципы   здоровьесберегающих   образовательных технологий: (слайд 7)      Принцип сознательной активности; Принцип наглядности; Принцип систематичности; Принцип повторения; Принцип   доступности   и   индивидуализации   (опора   на индивидуальные   особенности   ребенка,  педагог   планирует   и  прогнозирует   его здоровье);  Принцип   оздоровительной   направленности   –   решает   задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения;  Принцип   активного   обучения   заключается   в   повсеместном использовании активных форм и методов обучения (игровые технологии); Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию и укреплению здоровья на практике.   Непрерывность и преемственность;  Ответственность за свое здоровье и тд.  Виды здоровьесберегающих «Не навреди»;     технологий.   Использование здоровьесберегающих технологий в школе. (слайд 8) Выбор   здоровьесберегающих   технологий   зависит   от   программы,   по которой   работает   школа,   от   условий   обучения   и   возможностей   школы,   от профессионализма   педагогов.   ЗОТ   эффективнее   использовать   комплексно, сочетая   технологии   и   выбирая   оптимальный   вариант,   исходя   из   конкретных условий.  Физкультурная   минутка —   динамическая   пауза   во   время интеллектуальных   занятий.   Проводится   по   мере   утомляемости   детей.   Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2­3 минуты.  Пальчиковая гимнастика —  применяется   на   уроках,   где   ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.  Гимнастика   для   глаз.   Проводится   в   ходе   интеллектуальных занятий. Время — 2­3 минуты.  Смена   видов   деятельности —   это   целесообразное   чередование различных   видов   деятельности   на   игровые   моменты,   соревновательные, групповые.   Проводится   с   целью   предупреждения   быстрой   утомляемости   и повышения интереса учащихся.  Игры. — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.  Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации.   Это   может   быть   прослушивание   спокойной   музыки,   звуков природы, мини­аутотренинг. Этот вид проводится в конце урока физической культуры, дает возможность восстановить дыхание, после активного урока.   Технологии   эстетической   направленности.   Сюда   относятся походы   в   музеи,   посещение   выставок,   работа   в   кружках,   то   есть   все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.  Оформление   кабинета.   Санитарно­гигиеническое   состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям.   При   этом   учитываются   не   только   чистота,   но   и   температура, свежесть   воздуха,   наличие   достаточного   освещения,   отсутствие   звуковых   и прочих раздражителей. Технологии,   создающие   положительный   психологический климат на   уроке.   Сюда   относят   не   только   методы   и   приемы,   повышающие мотивацию,   но   и   приемы,   которые   учат   работе   в   команде,   внимательности, улучшают   микроклимат   в   коллективе,   способствуют   личностному   росту   и самоуважению.  Эмоциональные   разрядки —   это   мини­игры,   шутки,   минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.  Беседы   о   здоровье.   Помимо   обязательных   курсов   ОБЖ   и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на других уроках в той или иной форме   затрагивались   вопросы,   касающиеся   здоровья   и   привлекающие   к здоровому   образу   жизни.   Удобнее   всего   делать   это   в   практической   части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например,   на   уроках   русского   языка   можно   выбирать   тексты,   связанные   со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.  Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от   учителя   демократичности   и   тактичности.   Самое   важное   —   обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.  Работа с родителями. Непрерывность  действия  ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня,   режима   питания,   следят   за   физическим   здоровьем   ребенка.   Беседы   на классных   часах,   выступления   медицинских   работников   на   родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. Основные   требования   к   качественному   уроку   в   условиях здоровосберегательной педагогике. (слайд 9) Государственный  стандарт  образования  – это нормы   и   требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный   объём   учебной   нагрузки,   уровень   подготовки   выпускников,   а также основные требования к обеспечению процесса образования. Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен   иметь   хорошее   начало   и   хорошее   окончание.   Учитель   должен спланировать   свою   деятельность   и   деятельность   учащихся,   четко сформулировать тему, цель, задачи урока: ­   урок   должен   быть   проблемным   и   развивающим:   учитель   сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; ­ учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, но не допускает перегрузки учащихся;­ вывод делают сами учащиеся; ­ минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; ­ время­сбережение и здоровье­сбережение; гигиенические требования к классу; ­ в центре внимания урока – дети, а также благоприятная дружественная обстановка; ­   учет   уровня   и   возможностей   учащихся,   в   котором   учтены   такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; ­ умение демонстрировать методическое искусство учителя; ­ планирование обратной связи; ­ урок должен быть добрым; ­ Индивидуальных подход к каждому ребенку; ­ Занятия на свежем воздухе.  Важным аспектом в ЗОТ является здоровье школьника (слайд 10). Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально­ экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации. И мы знаем, что здоровый школьник – это залог успешного обучения   и   воспитания.   Здоровье   школьника   может   быть   физическое, психологическое,   генетическое   и   нравственное.   Есть   основные   факторы, которые   влияют   на   здоровье   школьника   –   состояние   физического   развития учащегося; состояние микроклимата в школе и дома; образ жизни школьника (питание,   режим   дня   и   т.д);   уровень   физического   воспитания;   уровень психологической помощи школьникам и т.д.   Поэтому очень важно сохранить, укрепить   и   использовать   здоровьесберегающие   технологии,   для   создания благоприятной среды для обучения школьника.  Реализация   здоровьесберегающих   технологий   зависит   от   многих составляющих (слайд 11) Охрану   здоровья   детей   можно   назвать   приоритетным   направлением деятельности   всего   общества,   поскольку   лишь   здоровые   дети   в состоянии должным   образом   усваивать   полученные   знания   и   в   будущем способны заниматься   производительно­полезным   трудом.   по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих  Моя   работа   ­  активного   участия   в   этом   процессе   самих   учащихся;   учет индивидуальных особенностей ребенка; ­ создание здоровьесберегающей среды; ­ планомерной работы с родителями; ­ тесного взаимодействия с социально­культурной сферой. Для   достижения   целей   здоровьесберегающих   технологий   необходимо учитывать следующие условия:  Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры   гигиенического   режима.   В   мои   обязанности   входит   умение   иготовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медицинского работника, классных руководителей  Второе  –   использование   оздоровительных   сил   природы,   которое оказывает   существенное   влияние   на   достижение   целей   здоровьесберегающих технологий   на   уроках.   Проведение   занятий   на   свежем   воздухе   способствует активизации   биологических   процессов,   повышают   общую   работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.  Самым   важным   условием   является   обеспечение   оптимального двигательного   режима   на   уроках   физической   культуры,   который   позволяет удовлетворить   физиологическую   потребность   в   движении,   способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. Прекрасно   понимаю,   что   нельзя   насильно   заставить   всех   школьников заниматься   физической   культурой   и   своим   здоровьем,   для   этого   нужны определенные   стимулы,   мотивы.   Поэтому   для   проведения   более   интересных уроков   физической   культуры   нужно   использовать   игровые   перемены,   дни здоровья, подвижные и спортивные игры на воздухе – в данном случае мы со старшеклассниками предпочитаем зимой играть к хоккей с мячом на улице, и ребятам   это   очень   нравится.   Кроме   этого   обязательно   проводить просветительскую   работу   у   родителями,   и   законными   представителями,   во время урока рекомендую всем учителям проводить физкультминутки. Чтобы хоть как­то внедрить здоровосберегающие технологии  в школе. (слайд 12)  Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих   уроках   стараюсь   создать   такие   условия,   чтобы   у   ребенка   “появился аппетит”   заниматься   физической   культурой   и   спортом,   чтобы   он   понял полезность движений для своего здоровья. Для   анализа   своей   деятельности   планирую   в   конце   учебного   года провести   мониторинг   состояния   физической   подготовленности   учащихся   с целью: 1. Выявить   состояние   физической   подготовленности   и   здоровья школьников. 2. Разработать   рекомендации   для   индивидуальной   работы   по совершенствованию физической подготовленности учащихся.3. Проанализировать   результативность   работы   по   физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе. Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило: 1.Повысить успеваемость по предмету. 2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся. 3.Повысить   интерес   учащихся   к   занятиям   физической   культурой   и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни. 4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии, должны несомненно  использоваться в процессе   оздоровления   школьников,   в   частности,   на   уроках   физической культуры.  Таким  образом, реализуя  основы  здоровьесберегающих   технологий при организации учебно­воспитательного процесса, мы достигаем определенных результатов.  (слайд 13,14). Литература: 1. Ахутина   Т.В.   Здоровьесберегающие   технологии   обучения: индивидуально­ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. 2. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007. 3. Здоровьесберегающие   технологии   в   общеобразовательной   школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002. 4. Смирнов   Н.К.   “Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в работе педагога. М.: АПК и ПРО, 2002.  – с.62 5. Советова   Е.   В..   Эффективные   образовательные   технологии.   –Ростов 6.   и оздоровительной     профилактической н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.  Стандарт работы в общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ. издат. дома «Первое 7–10./ Голобородько   Н.   В.   Здоровьесберегающие   технологии   в   образовании [Текст]  //   Актуальные   вопросы   современной   педагогики:   материалы  IV 2008. —   № 19. —   С.   сентября». —междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 82­85. 7. http://www.shkolnymir.info/. О.   А.   Соколова.   Здоровьесберегающие образовательные технологии.