Моисеева Р.И.
ТОГКОУ С (К)ОШИ №15. I II вида
г. Томск
Формирование толерантности сознания и поведения у слабослышащих детей младшего школьного возраста
Будь не таким, как другие,
и позволь
другим быть другими.
Хенрик Ягодзинский
Наша Земля – это место, где мы должны принимать друг друга такими, какие есть, где мы можем любить друг друга, где мы обязаны соблюдать традиции, основанные на принципах толерантности. Младший школьный возраст – сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения через основные принципы толерантности:
ü уважение человеческого достоинства всех без исключений людей;
ü уважение различий;
ü понимание индивидуальной неповторимости.
Составляющие полноценно развитой личности:
ü умение общаться;
ü умение строить и поддерживать взаимоотношения;
ü сотрудничать и сосуществовать с людьми.
У слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста актуальность проблемы воспитания в духе толерантности обусловлена изменениями, которые вызывают некую тревогу у нас, педагогов. В первую очередь – это рост нетерпимости, конфликтов, приводящих к агрессивности. Поэтому в процессе всей жизнедеятельности детей, через урочные и внеурочные мероприятия формирую у младших школьников навыки толерантных отношений: гуманные качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, сопереживание).
В собственной педагогической деятельности особую роль отвожу работе над слухом, как в общем речевом, так и социальном развитии, да-да, недостатки слухового развития значительно осложняют формирование толерантности у слабослышащих детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и следствие – нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром, в целом формирования толерантности сознания.
Поэтому, развиваю речевую культуру, культуру общения, воспитываю дружеские взаимоотношения, желание поддержать одноклассников, товарищей по школе, заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. При любом возможном случае внушаю ребятам: «Мы – единое целое, мы – одна семья, одна команда. Уважайте друг друга, не давайте воли собственным отрицательным эмоциям, это, прежде всего, разрушает вас».
Внушение это хорошо, но оно не стоит и ломаного гроша без практического подкрепления, без моего личного примера, а мой личный пример зиждется на трёх китах: уважение, внимание и почтение ко всем окружающим – это отличный пример для подражания. Посредством интеграции образовательных областей приобщаю к элементарным нормам и правилам поведения, способствую пополнению словаря выражениями речевого этикета, учу вербально приветствовать, формирую представления о себе, социуме, гендерной принадлежности, закладываю основы собственной жизнедеятельности и безопасности окружающих, создаю условия для проведения совместных игр, трудовых поручений, акций, праздников, способствующих формированию толерантности.
Формирование толерантности и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит определённые этапы, непременно от простого к сложному.
На первом этапе – это взаимоотношения с окружающими близкими людьми, далее – знакомлю младших школьников с законами, правилами человеческого общежития.
На втором этапе – закрепляю полученные знаний, формирую оценочные отношения к поведению людей.
В процессе третьего этапа формирую устойчивое толерантное поведение, самостоятельное оценивание собственных действий, поступков.
Взаимодействие с семьей имеет особое значение в формировании у детей толерантности, заключается в активизации и обогащении воспитательных умений родителей через поддержание в них уверенности в собственных педагогических возможностях, использую следующие формы работы:
ü консультации;
ü рекомендации;
ü родительские собрания;
ü выставки детского творчества;
ü чаепитие;
ü дни открытых дверей.
Такая система работы по формированию толерантного отношения к сверстникам, родителям, окружающим позволяет сформировать у обучающихся следующие интегративные качества:
ü овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
ü усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения;
ü развить способность управлять своим поведением;
ü сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
В классе царит особая атмосфера взаимопонимания, взаимоподдержки. Дети доверяют друг другу, прислушиваются к моим советам и советам товарищей по классу, испытывают симпатии, доброжелательны, отзывчивы, отличаются особой воспитанностью.
Создаю комфортные психолого-педагогические условия для обучения и воспитания. Ребята с уважением относятся к окружающим, что в целом свидетельствует об их воспитанности. Данное направление в работе основано на «Методике изучения социализированности» (социальной адаптированности, автономности, нравственной воспитанности) личности обучающихся М.И. Рожкова.
Отношение к ценностям у слабослышащих младших школьников выражается следующим образом: все дети усвоили элементарные нормы поведения, дисциплину, этикет. Положительный эмоционально-нравственный уровень отношений также свойственен детям. Ребята активно участвуют в общественно-полезной работе, выполняют трудовые обязанности без принуждения. С учебными обязанностями справляются соответственно своим психофизиологическим возможностям. Проявляется познавательный интерес к знаниям. Не совершают правонарушения, переживают неудачи товарищей, всегда сочувствуют друг другу, уважительно относятся к окружающим, не позволяют себя обижать.
Не смотря на то, что мои дети нуждаются в помощи и поддержке, которую и получают от государства, общественных организаций, сами постоянно проявляют заботу и внимательное отношение к окружающим.
Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Я веду ребят от творчества в забаве до социального творчества, с пользой для окружающих. Форма и содержание коллективных творческих дел (КТД) зависят от возраста школьников. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2010-2011 учебном году. Мы взяли шефство над первоклассниками, стали их наставниками.
Другими словами, наладила с ребятами «вожатское» движение. К каждому значимому мероприятию организуем выставки детского творчества для родителей, гостей, товарищей, педагогов. На переменах координируем игры, чтобы первоклашки не скучали (слабослышащие дети первых, вторых классов не могут самостоятельно организовать коллективную деятельность), поэтому помогаем во всех посильных делах классному руководителю - Татьяне Петровне Муриной; где-то за ребятами присмотреть, где-то помочь раздать материал к уроку. Проводим совмещённые классные часы, помогаем малышам собраться на прогулку, занимаем их каким-либо видом творческой деятельности, показываем театральные сценки, знакомим с правилами внутреннего распорядка на уроках, на переменах.
Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Даже если дети с ограниченными возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных, житейско-бытовых, общественно-полезных дел.
В соседнем классе обучается девочка-сирота, мы проявляем всяческую заботу о ней, всегда внимательны, чутки, приглашаем на чай, обязательно готовим подарок ко дню её рождения, к другим праздничным мероприятиям. Валентина отлично рисует, она в свою очередь помогает нашей Надежде рисовать, выполнять любую творческую работу, требующую включения мелкой моторики.
Положение инвалидов и пожилых людей в России оставляет желать лучшего. Это наиболее социально незащищенная категория населения, нуждающаяся в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Этим людям необходима не только материальная, но и психологическая помощь.
В нашем образовательном учреждении традиционными стали движения: «Забота о ближнем», «Подарок для ветерана». Ежегодно в школе проходят праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, воинов-афганцев, ликвидаторов-чернобыльцев, ветеранов педагогического труда. Ребята всегда с большим интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера, подарки.
«Когда внуки и старики вместе, внуки добреют, взрослея телом, старики добреют, молодея духом». Гарун Агацарский
Коллектив школы-интерната №15 проявил инициативу и решил взять шефство над парковой зоной в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в 2003 году была воздвигнута часовня «В честь Преображения Господня», посвящена жертвам чернобыльской аварии.
В парке часто гуляют молодые мамы с детками, отдыхают на лавочках люди старшего поколения. Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую, оставляют мусор после себя. Совместными усилиями приводим парк в достойный вид, подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен качественный воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят порядок!
Ещё одним важным делом для моих ребят является возложение цветов. Ведь сюда в любой день приходят ветераны-чернобыльцы, которым приятно видеть, что память о товарищах, земляках бережно хранят ребята из школы-интерната №15.
«Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств …, ответственным за образование на всех уровнях …, ко всем учителям …, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей … относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре …, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.