6 класс лит.Тема: А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Книга( цикл) повестей "
Цель:определить место повести в творчестве А.С.Пушкина ;проанализировать образы героев;воспитание гуманного отношения к людям;развитие умения рассуждать на поставленную тему.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов. Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.
Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.
Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.
“Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне”, - говорил он. (слайд 1)
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободные текут.
3. Проверка домашнего задания
· рассказать о творчестве А.С.Пушкина в Болдинскую осень.
Дополнение учителя
Пушкин писал Н.Н.Гончаровой: “Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. “Марать бумагу”, т.е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:
7 сентября написаны “Бесы”, 8-го – “Элегия”, 9-го – “Гробовщик”, 10-13-го – “Сказка о попе и работнике его Балде”. Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работа стремительно и вдохновенно.
В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина”, 8-ю и9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий [“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость, “Пир во время чумы”]… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей [“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”,
“Станционный смотритель” ]…” (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).
4. Сообщение темы урока.
Предметом нашего разговора сегодня и будут “Повести покойного Ивана Петровича
Белкина”.
5. Анализ сборника “Повести Белкина”.
Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” - Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.
.
Беседа по вопросам.
“?” - Что вы знаете о И.П.Белкине и откуда вы это узнали?
( анализ главы “От издателя”)
“?” - Что общего между Пушкиным и Белкиным?
Итак, Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки он придумал Белкина. Появился издатель А.П., провинциальный писатель Белкин и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.
“?” - Какие слои русского общества показаны в “Повестях Белкина”?
6 Задание на дом: « Барышня-крестьянка» чит
7 Подведение итогов. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.