Конспект урока литературного чтения
Учитель: Михеева Надежда Николаевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема: Знакомство со стихотворениями А.А. Фета «На рассвете» и И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», определить идейно-художественные особенности.
Цели:
1. Познакомить детей с произведениями А.А. Фета «На рассвете», И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги...»
2. Формировать представление учащихся о добре, красоте.
3. Воспитывать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Метапредметные:
Регулятивные:
· Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место.
Познавательные:
· Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану.
Коммуникативные:
· Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.
Предметные:
· Демонстрирует навык выразительного чтения.
Оборудование: презентация, средства ТСО (компьютер, проектор), учебник.
Список используемой литературы: учебник 4 класс по литературному чтению, Интернет-ресурсы.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые результаты |
Организационный момент
Слайд 1 |
Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. И думаю, что этот урок будет интересным и занимательным. Меня зовут Анастасия Федоровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь. На партах у вас должен быть учебник, пенал и дневник. |
Здравствуйте Садятся |
Регулятивные: Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место
|
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания |
На дом вам было задано выразительное чтение произведения А.Твардовского «Три танкиста» -Кто готов? Помните, что при выразительном чтении должна быть правильная постановка ударения, правильно подобран тем и интонация, а так же учитывается безошибочное чтение. Выразительное чтение
Молодцы. Так же устно вам нужно было ответить на вопросы, после произведения. Давайте обсудим вместе.
1. «Все нынче, как спросонку...» объясните смысл этих слов.
Здесь имеется ввиду, что нереально все, как во сне, бойцы еще не проснулись, вымотаны предыдущими боями...
Спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
2. Об огне неприятеля говорится: «А гвоздит - не выглянуть из башен». Назовите синонимы к слову «гвоздит»
Стреляет часто, без перерыва Беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
3. Что вы узнали о танкисте, от лица которого ведется рассказ?
4. Расскажите о наружности и характере мальчика, который помог танкистам
Мальчик смел, смекалист, зорок...
Молодцы. Вы хорошо подготовились. Перейдем к новой теме урока.
|
Читают выразительно
Отвечают |
Коммуникативные: Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока. |
Сообщение темы Постановка целей и задач
|
-Обратите внимание на экран. (демонстрация пейзажей) В любое время года и в любое время суток природа прекрасна! Летом все зеленое, цветут цветы, поют птицы. Осенью все желто - красное, пение птиц стихает, но появляется шелест листьев и легкий свист прохладного ветра. Зимой все деревья в инее, словно осыпаны серебром, везде сугробы и кое-где проглядывает сухая трава. Свист ветра усиливается, но это не портит картину, а, наоборот, делает ее еще прекрасней, ведь как красиво, когда ветер поднимает и кружит снег. Весной бегут ручьи, природа просыпается, все зеленеет, и распускаются почки на деревьях. -Что вам кажется красивых в картинах природы? -Сегодня мы открываем новый раздел. После нашего вступления, как вы считаете, о чем будут рассказывать произведения в новом разделе? -Откройте учебники, посмотрите как он называется? -Верно, раздел называется «О добре и красоте». Как вы думаете, почему раздел имеет такое название, если объединяет произведения о природе? -Раздел включает произведения русских поэтов, говорящих о красоте родной природы. Чтобы определить тему урока посмотрите на экран. -Восстановите имя, отчество и фамилию авторов, с произведениями которых мы познакомимся на уроке. Афа...сий Афа....евич Ф..
И..н Але...евич Б...ин
Как будет звучать тема нашего урока? Тема урока: «О добре и красоте. А.А. Фет «На рассвете» и И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги » Исходя из темы урока, сформулируйте цель, начинаться она будет со слова «Познакомимся» Цель: Познакомимся со стихотворениями о добре и красоте А.А. Фета «На рассвете» и И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...» Отлично, мы с вами узнали тему урока и сформулировали цель. |
Смотрят
Слушают
Отвечают
О добре и красоте
Афанасий Афанасьевич Фет
Иван Алексеевич Бунин |
Личностные: Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Коммуникативные: Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока. |
Планирование |
Зная тему и цель урока, скажите, чем мы на уроке будем заниматься? План нашего урока: · Знакомство с биографией А.А. Фета · Анализ стихотворения «На рассвете» А.А. Фета · Знакомство с биографией И.А. Бунина · Анализ стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги...» И.А. Бунина |
|
|
Практическая деятельность
|
-Кто из вас уже читал произведения А.А. Фета? О чем они? Какая главная тема в произведениях? - Давайте познакомимся с жизнью поэта. Откройте учебники на с. 110 Чтение биографии на с.110 (Чтение по цепочке) Знакомство с биографией А.А.Фета Вывожу портрет А. А.Фета
-В каком году родился А.А. Фет?
-Что вы узнали о поэте из статьи? -На каком факультете учился Афанасий Афанасьевич Фет?
-Что вы можете сказать о произведениях А.А. Фета опираясь на статью?
Молодцы. Вы хорошо постарались. |
1820
Отвечают
На словесном факультете Московского университета
Его произведения музыкальны, в них выражена радость соединения человека с природой. |
Личностные: Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Познавательные: Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;
|
Физминутка |
Теперь давайте немного отдохнём Видеофрагмент |
Выполняют упражнения вместе с учителем |
|
Практическая деятельность
|
Работа над стихотворением А.А. Фета «На рассвете» Сейчас мы познакомимся со стихотворением А.А. Фета «На рассвете»
Ребята, что такое рассвет? Кому посчастливилось встречать рассвет на природе? Расскажите коротко о ваших впечатлениях.
-Послушайте выразительное чтение произведения А.Фета «На рассвете» и подумайте, что чувствовал А.Фет на рассвете? Слушание стихотворения «На рассвете» в аудиозаписи
-Понравилось ли вам это произведение? Самостоятельное чтение стихотворения учащимися Прочитаем стихотворение громко и выразительно. - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Анализ произведения -Какие картины представляли, когда слушали
стихотворение?
-Как вы думаете, почему у поэта «на душе благодать»? Что вообще значит слово благодать? Благодать - это любовь, душевный покой, светлая и спокойная радость.
-В поэтических произведениях неживые предметы часто приобретают свойства живых. В стихотворении какие слова и сочетания слов помогли А.А. Фету превратить неживые явления природы в живые?
Молодцы.
-Скажите, по каким признакам, кроме слов «холодно, ясно, бело» можно понять, что речь идет о зимнем рассвете?
-А какая музыка, по-вашему, может передать настроение этого произведения?
Какие музыкальные инструменты должны исполнить ее?
Отлично, молодцы
Теперь, давайте прочтем стихотворение выразительно.
С биографией и стихотворением А.А.Фета мы познакомились. Посмотрите на план и скажите, что еще мы не изучили?
Верно.
«У каждого из слов душа своя…». Это слова человека, трепетно любящего живое русское слово, русскую природу, поэта И. А. Бунина, о творческой деятельности которого мы поговорим сейчас и познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…» Откройте учебники на с. 111 Чтение биографии на с.110 (Чтение по цепочке) Знакомство с биографией И.А.Бунина Вывожу портрет И.А. Бунина
-В каком году родился И.А. Бунин? -Что вы узнали о детстве И.Бунина из статьи? -Где он работал в молодые годы? Иван Алексеевич очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца жизни. Для стихотворений Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги.» Вам понравилось это стихотворение? Почему? Самостоятельное чтение стихотворения учащимися Прочитайте стихотворение про себя, подумав, в каких строчках восхищение, в каких тревога, в каких радость? – Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
– Что вызывает у вас восхищение?
– Что вызывает у вас тревогу?
– Что вызывает радость?
Прочитаем стихотворение громко и выразительно. Анализ произведения -Стихотворение заканчивается строкой: Он красоту от смерти уносил!
-Прочитайте предложения, в конце которых И.А.Бунин поставил восклицательный знак. Какие чувства в них выражены? Расскажите, как изменяется настроение поэта на протяжении стихотворения. Молодцы. -Давайте сравним переживания, выраженные А.А.Фетом и И.А.Буниным. Чем вызваны эти переживания? У А.А.Фета изображается переходное состояние от ночи к утру,красивый пейзаж во время такого переходного момента. Наблюдение за природой в радость герою,в этом он находит себя,уединяется от всей мирской суеты и успокаивается,любуясь окружающим миром. Чувства,которые испытывает лирический герой стихотворения И.А.Бунина схожи с чувствами героя Фета. В стихотворении И.А. Бунина присутствует много эпитетов,характеризующих и описывающих состояние природы. Внимание в этом стихотворении приковано к оленю,которого поэт называет могучим и тонконогим,размеренно ведущим свой шаг.Олень выступает у поэта в роли красоты всей земной природы,ее могущества. В обоих стихотворениях лирические герои наслаждаются творениями природы. Ребята, вы уже обратили внимание, что Бунин не дал названия своему стихотворению. Мы называем его по первой строке стихотворения: «Густой зелёный ельник у дороги…». – Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
-Выберите строки стихотворения, к которым хотелось бы нарисовать иллюстрацию. Расскажите о ней.
Молодцы! |
Слушают
Рассказывают
Слушают
Отвечают на вопросы учителя
Потому что это - родная природа, родная земля и она дает силы и наслаждение жизнью.
Тень жмется, падает мгла, выйти стыдится заря
Падает мгла, жмется под ближнюю сень
Только спокойная, протяжная и медленная музыка Флейта, арфа, скрипка.
Читают
Биографию и стихотворение И.А.Бунина
Читают
Отвечают на вопросы учителя
тревогу, радость, чувство восхищения
красота оленя
переживание за его жизнь, он может погибнуть
что олень убегает, пытается спастись
Отвечают
Слушают
Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.
Рассказывают |
Регулятивные: Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место; Познавательные: Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану; Предметные: Отрабатывает навыки выразительного чтения. Коммуникативные: Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.
|
Осуществление контроля |
-Итак. Мы познакомились со стихотворениями «На рассвете» А.А. Фета и «Голубой зеленый ельник у дороги» И.А.Бунина. -Предлагаю вам прочитать выразительно одно из стихотворений на отметку. -Кто готов? -Оценивать буду по таким требованиям: правильно выбран темп, соблюдены паузы, соблюдена нужная интонация и безошибочное чтение. Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям |
Выразительно читают
|
Личностные Коммуникативные
|
Домашнее задание |
с.112 учить стихотворение |
Записывают |
|
Подведение итогов |
Вот и подошёл наш урок к концу. Какая была тема урока? Выполнили ли мы план урока? Поднимите руку кому понравился/не понравился урок? Почему? Спасибо! До свидания! |
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные:
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.