В нескольких местах я говорил о водной логике, противопоставляя ее каменной логике традиционного мышления. Цель такого экзотического наименования — водная логика — в том, чтобы дать почувствовать разницу. Здесь я хочу несколько более подробно остановиться на том, в чем же эта разница состоит.
Камень тверд, долговечен и тяжел. Это напоминает абсолюты традиционного мышления (они тверды, как камень). Вода настолько же реальна, как и камень, но (в отличие от него) не тверда. Долговечность воды не связана с ее формой.
В нескольких местах я говорил о водной логике, противопоставляя ее
каменной логике традиционного мышления. Цель такого экзотического
наименования — водная логика — в том, чтобы дать почувствовать разницу.
Здесь я хочу несколько более подробно остановиться на том, в чем же эта
разница состоит.
Камень тверд, долговечен и тяжел. Это напоминает абсолюты
традиционного мышления (они тверды, как камень). Вода настолько же
реальна, как и камень, но (в отличие от него) не тверда. Долговечность воды
не связана с ее формой.
У камня четкие края и определенная форма. Это служит напоминанием о
четко определенных категориях, используемых в традиционном мышлении.
Мы судим о том, относится нечто к некоей категории или же нет. У воды есть
границы и край, которые столь же определенны, что и у камня, но эти
границы могут меняться в соответствии с узором местности.
Вода может наполнить бутылку или озеро. Она приспосабливается к
местности или ландшафту. Водная логика определяется обстоятельствами и
условиями. Форма камня остается прежней вне зависимости от того, какова
местность. Если вы положили маленький камень в горшок, он сохранит
прежнюю форму и не станет менять ее, чтобы заполнить горшок. Абсолюты
традиционного мышления нарочно задуманы независимыми от обстоятельств.
Если добавить воду к воде, добавленная порция станет частью целого. Если
прибавить камень к камню, просто получится два камня. Указанное свойство
прибавления и поглощения соответствует процессу поэзии, где новые образы,
прибавляясь, становятся неотъемлемой частью целого.
Это также основа нового мыслительного приспособления под названием
стратал. Когда речь идет об условиях и обстоятельствах, прибавление новых
обстоятельств становится частью всего комплекса обстоятельств.
Мы можем сопоставлять камни, говоря, что данная форма «является» или
«не является» такой же, что и другая форма. Камень обладает
фиксированным набором отождествляющих его признаков. Вода течет в
зависимости от наклона. Слова «являться» и «быть» мы заменяем словами «в
направлении куда». Вода течет в направлении к чему-то.
В традиционной (каменной) логике мы судим о чем-то на основе того,
истинно это или ложно. В перцепционной (водной) логике мы оперируем
концепциями «подходит нечто чему-либо или нет» и «потока». Первая
означает: «Подходит ли это данным обстоятельствам и условиям?» Концепция
потока означает: «Является ли местность подходящей для того, чтобы поток
принял определенное направление?» Соответствие и поток означают одну и
ту же вещь. Соответствие имеет место в условиях статической ситуации, а
поток — динамической. Умещается ли вода в озеро или сосуд? Течет ли река в
заданном направлении?
Истина — это конкретный набор обстоятельств с конкретным результатом.
При таком определении истины мы имеем как концепцию «подходит нечточему-либо или нет» (набор обстоятельств), так и концепцию потока
(вытекающий результат).
В конфликтной ситуации две стороны спорят, доказывая, что каждая из них
права. Они могут доказать это логическим путем. Традиционное мышление
стремится обнаружить, какая же из сторон по-настоящему «права». Водная
же логика согласится с тем, что обе стороны правы, но каждый
предложенный довод учитывает определенный аспект ситуации, основан на
конкретных обстоятельствах и на определенной точке зрения.
В книге мы рассматривали проблему, с которой сталкивается традиционное
мышление, имея дело с кривой Лаффера, или «солевой» кривой. «Если
законодательство хорошо, больше законодательства должно быть еще
лучше». «Если соль — хорошо, больше соли должно быть еще лучше».
Подобная проблема не возникает в водной логике. Количество чего-либо
является условием для того, чтобы это что-либо имело значение. Речь идет о
том, что водная логика крайне зависит от заданных обстоятельств и условий,
тогда как самая суть традиционной каменной логики в том, что она не
зависит от обстоятельств.
Следует отметить, что мы настолько погрязли в нашей каменной логике, что
водная логика на первый взгляд покажется нам прагматичной настолько,
чтобы якобы утверждать, будто «все дозволено» и нет никакой возможности
судить о чем-либо или принять решение. Это совершенно не так. Вода не
потечет в гору или вспять, если речь идет о течении реки. Водная логика
является обоснованной, так же как вода, которая предсказуема в своем
поведении. Разница между каменной и водной логикой потребует, конечно,
немало времени, чтобы привыкнуть к ней.
Рассмотрим следующий пример, демонстрирующий разницу между водной и
каменной логикой. Женщина приносит электрический чайник в магазин
бытовой техники и просит продавца заменить его, поскольку он неисправен.
Продавец А: «Мне очень жаль, но вы не могли приобрести этот чайник
здесь, поскольку мы не продаем чайники этой марки. Поэтому я не могу
заменить его».
Продавец Б: «Вы совершенно уверены, что купили его здесь? У вас есть чек?
Очень жаль, но я не могу заменить его, пока вы не предъявите мне
доказательство того, что купили его здесь».
Продавец В: «Да, разумеется, мы заменим ваш чайник. Простите, что
доставили вам столько хлопот».
Заметим, что продавцу В прекрасно известно, что чайник не мог быть
куплен у них в магазине, поскольку чайниками такой марки они не торгуют.
Но он воспринимает покупателя как человека, впавшего в подлинное
заблуждение. Продавец заинтересован не только в том, какой ситуация
является, но и в том, куда она способна привести. А ситуация способна
привести к необычайно высокому качеству сервиса. Это на первый взгляд
может показаться абсурдным, однако данные исследований подтверждают,
что на каждый доллар, потраченный на обслуживание клиентов, компаниявозвращает себе пять долларов в виде растущих продаж и довольных
сервисом покупателей.
Что, если все захотят бесплатных чайников? В каждом случае с подобными
претензиями придется обращаться сообразно возникшей ситуации. К тому же
в каждом конкретном случае продавец волен решать самостоятельно,
полагаясь на восприятие, насколько подлинным является заблуждение
клиента. Если у вас в руке стакан, а в стакане — камень, по мере того как вы
наклоняете стакан, камень либо все еще в стакане, либо уже выпал из него.
Речь идет об эффекте «все или ничего». С водой дела обстоят иначе. Можно
вылить часть воды из стакана, но при этом часть воды останется в нем.
Ходика
Слово «ходика» является производным от греческого слова, обозначающего
дорогу (odos). Ходика — это название, данное мною системе обозначений, с
помощью которой можно оперировать потоком водной логики. Я намеревался
описать ходику в этой книге и в нескольких местах даже обещал сделать это.
Поразмыслив как следует, я все же убрал соответствующую главу из книги,
чтобы не перегружать читателя, а также из опасения отвлечь внимание от
основной темы книги. Я вернусь к ходике в одной из своих последующих книг
(гораздо более короткой).