«Адам жанының кілті - тіл» Интеллектуалдық ойын. «Язык – ключ к душе человека» Интеллектуальная игра.
Оценка 4.8

«Адам жанының кілті - тіл» Интеллектуалдық ойын. «Язык – ключ к душе человека» Интеллектуальная игра.

Оценка 4.8
docx
10.03.2021
«Адам жанының кілті  - тіл» Интеллектуалдық ойын. «Язык – ключ к душе человека» Интеллектуальная игра.
0008b538-a5e35c3e.docx

                                      «Адам жанының кілті  - тіл»

Интеллектуалдық ойын.

«Язык – ключ к душе человека»

Интеллектуальная игра.

Цель: формирование казахстанского миролюбия, национального согласия; углубление и расширение знаний  о «Дне языков народов Республики Казахстан», как доброму началу для развития всех языков на казахстанской земле.

Оборудование: карта РК, глобус, жетоны (с изображением руки)

Ведущий : Салеметсіздер ме? Құрметті қонақтар! Бүгінгі кездесуімізге өте куаныштымыз!

(приветствие на англ. яз)

Здравствуйте! Мы рады нашей встрече!

                Тілімде менің

                 Байлығы жатыр ғалымның

                 Тілемде менің

                 Кендігі жатыр далымның

                 Қаныма сіңген

                 Жаныма сіңген сүтімен

                 Мейірімі менен

                 Махабатты жатыр анамның!

Ведущий : Казахстан – республика многонациональная. Здесь проживают представители более 130 разных народов. Поэтому не случайно именно у нас в республике был объявлен такой праздник. Еще в 1997 году у нас был принят Закон « О языках в Республике Казахстан», который установил правовые основы функционирования языков, обязанности государства в создании условии для их развития и обеспечения одинаково уважительного отношения ко всем, без исключения, употребляемым языкам.

И День языков, который отмечается в республике уже не первый год, является еще одной возможностью напомнить себе, другу, соседу о том, что любой язык нуждается в заботе, и его надо сохранять и развивать.

Цитата: Назарбаева Н. «Тілден артық қасиет жоқ.Казахстан должен восприниматься во всем  как высокообразованная страна. Население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику                                              »

 Итак знание языков других народов помогает нам лучше познать обычаи, быт, культуру этого народа.

Ведущий: - Мы будем задавать вам вопросы, на которые вы должны постараться ответить.Будьте внимательны, проявите находчивость и смекалку.За каждый правильный ответ участник игры получит «жетон - рука».Если условия понятны, то мы начинаем:

Загадки разных народов:


1.     Идут четыре брата навстречу старшему.

–Здравствуй, большак! – говорят.

–Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка!

(пальцы) русская

2.     На четырех парней одна шапка надета.

(стол) башкирская

3.     Бежал конь белобокий

Через Дунай глубокий,

Как упал – Заржал,

Весь свет задрожал,

(молния, гром) украинская

4.     С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

Кто это?

(коза) белорусская

5.     Огромное поле,

Пахать его нельзя,

Камней на нем не счесть,

(небо, звезды) армянская

6.     Есть голова, да нет волос,

Есть глаза, да нет бровей,

Есть крылья, да не летает,

В холод не зябнет,

Жары не боится.

(рыба) казахская


 

Участники  интеллектуальной игры определены. Каждый участник игры  имеет определенное задание, которое находится в конверте:

Вопросы:

1.     К какой языковой группе относится казахский язык? Русский язык? (тюркский, славянский)

2.     Загадка о блюдах:  в России – пельмени, в Грузии – хинкали, а как называется это блюдо у таджиков, узбеков, бурят и многих других народов? (манты)( из светлого «пластелина» представить -  «манты»)

3.     Собрать из отдельных смешанных  вязаных кусочков «ковер» на столе и определить, к какой национальности он относится? (русский, казахский, узбекский, таджикский)

4.     Назовите представленные здесь музыкальные инструменты,  и изображенные на рисунке. Определите, к какой национальности они относятся: (шанкобыз (картинка), домбра - казахские; гусли ( картинка), балалайка – русские; скрипка ( картинка) – русская; гитара – русская).

5.     «Черный ящик»: Назовите  орудие труда Пушкина, Шевченко, Гёте, Абая и многих других писателей и поэтов народов мира?  (Перо) (в черном ящике из картона спрятано «гусиное  перо» - ручка)

6.      Перед вами  - табло с закрытыми буквами, ваше задание – отгадать казахское мужское имя, состоящее из 8 букв, при помощи игрального кубика. Правила игры таковы: участник  имеет право бросить кубик всего 6 раз. Если на кубике выпадает цифра 1, то вы открываете первую букву и так далее. (Жаксылык)

7.      Назвать по иллюстрациям героев казахских и русских сказок. (Балда, Баба-Яга, Иванушка, Емеля, Иван-царевич, Мыстан-кемпир, Алпамыс-батыр, Алдар-косе). ( книги с изображением сказочных героев)

8.     Определите, к  какой национальности относятся костюмы, которые здесь представлены: (казахский, русский, украинский, белорусский, узбек).( камзол- женский, фартук женский, венок с лентами, блуза с орнаментом, головной убор, чапан мужской)

9.     Найдите созвучные русским словам  – казахские и татарские слова:

Русские                          Казахские                  Татарские

Мама                              Ана                             Ани

Цветок                            Гүл                             Гуль

День                                Күн                             Кен

10. Подобрать по смыслу русские и казахские пословицы и поговорки:

А) «Век живи – век учись»

« Білімде бесіктен тесікке ізден / Знание набирай с пеленок и накапливай до последних дней.

Б) «Без труда не вытащить рыбку из пруда».

«Шығасы шық пай кіресі кірмейді» / Без затрат не будет прибыли.

11. Переведите и отгадайте украинскую загадку:

«Без рук, без олівця ө малюэ без кінця». /Мороз/ Без рук, без масла – рисует без конца.

12. Переведите  с белорусского языка:

«Хто многа читае, тот многа знае». / Кто много читает, тот много знает.

«Пры сонеуку цепла, пры мамацы  добра». / При солнышке тепло, при матери добро.

13. Переведите и отгадайте украинскую загадку:

«Що то за віз, що везе без коліс» / что то за воз, что везет без колес / Сани

Обращение к участникам – победителям  игры:

- Если вы по утрам с радостью идете  на занятия,  помашите правой рукой;

- Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед;

- Если  вы уверены в своих силах, топните ногой;

- Если вы считаете, что мы должны уважать языки других народов, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг вперед;

- Если вас волнует судьба нашей страны, и вы согласны держаться вместе и сплоченно; всегда протянете руку помощи ближнему человеку и всему народу Казахстана, протяните обе руки вперед и прикрепите «руки» к карте РК и земного шара  (участники крепят « руки» на карте или на глобус мира).

- Если вы верите, что будущее страны зависит от вас, возьмитесь за руки!

Участники и победители игры берутся за руки!

Ведущий: Продолжая  нашу встречу с вами, нам хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что в нашем государстве проводится политика сохранения и возрождения национальных языков.С этой целью в республике открываются дошкольные и школьные учреждения, в которых воспитание и образование ведется на десятках языках ( казахском, русском, немецком, английском, турецком, узбекском и других). Различные стороны жизнедеятельности народа, например: освещают 11 национальных газет, 44 телестудии, вещающие на 12 языках; 18 радиостанций – на 6 языках.

Это еще раз подчеркивает, что наше государство серьезно относится к вопросам языка, и стремится к возрождению национальных культур.

       Разрешите представить гостей: учитель английского языка, пенсионер и читатель библиотеки.( выступления гостей).

        В заключение разрешите представить вам тематическую полку: « Тіл достық көпірі»; « Дружат люди – дружат языки», где представлены интересные книги для изучения казахского и английского языка:

Мұқан Ш. 10 причин, почему важно знать и говорить на казахском языке./ Мұқан Шыңғыс.- Алматы: ТОО « Мерекенің баспалар үйі», 2013.- 448 с.

       Эта книга – о самом святом и ценном, о самом дорогом, что есть у казахского народа – его родном языке, который, пройдя тернистый долгий путь, пережив трудные времена, сумел обогатиться и, развиваясь, распространившись по широкой степи, дошел до нас.  Люди разговаривали на нем веками, передавая его звучание через поколения.    Книга о том, почему нужно знать, а еще важнее – говорить и творить на казахском языке. Цель книги – пробудить в вас желание выучить язык и почувствовать его реальную значимость. А еще в книге убедительно говорится о том, как легко и непринужденно можно выучить государственный язык Республики Казахстан.

      Специально для тех, кто желает изучить государственный язык в определенном объеме, обогатить свой словарный запас группа ученых Костанайского государственного педагогического института  разработали  карманный самоучитель казахского языка:

  Наш с тобой язык (карманный самоучитель) Сост.: К.Урманов.- Костанай, 2007.- 205с.

     Авторы  включили в  русско-казахский словарь, состоящий из пяти тысяч слов, словарь, наиболее часто употребляемых в повседневной жизни, словосочетаний.

       Для школьников, студентов, преподавателей  и  для изучающих английский язык самостоятельно,  а также для всех интересующихся американской литературой,  предлагаем книгу:

Английский язык с Г.Р. Хаггардом. Копи царя Соломона. Ч.2./ пособие подгот. О.Ламонова.- М.: АСТ: АСТ Москва: Восток – Запад; Владимир: ВКТ,2009.-510с.

          В этой книге представлен роман Г.Хаггарда «Копи царя Соломона» по методу Ильи Франка. Уникальность метода заключается в том, что запоминание слов и выражений происходит за счет их повторяемости, без заучивания и необходимости использовать словарь.

       Итак, все авторы  уверены, что все эти книги будут  для  вас полезны  и помогут  вам сделать первые твердые шаги в изучении государственного и английского языка. Успехов Вам!

На этом наша встреча завершается, но нам очень хотелось бы, чтобы она осталась в вашей памяти. Сау саламатта болыңыздар. Келесі кездескенше біздің  кітапханада.

 

 

 

Список литературы:

1.Аманжолов С. Основы теории казахского языка.- Алматы: научно- издательский центр « Ғылым»,2002.-368с.

2.Аманжолов С. Қазақ тілі теориясының негіздері – Алматы: « Ғылыми» баспа орталығы,2002.- 368б.

3. Балақаев М. Қазіргі қазақ тілі.- Астана: Ер- Дәулет, 2007.- 128 бет.

4. Бастауыш топқа арналған жаттығүлар жинағы./ Мадиева Т.Ә.- Астана: Ш Шаяхметов атындағы Тілдерді дамытудың республикалық үйлестірү- әдістемелік орталығы, 2013.- 256 бет.

5. Беседы об уроке иностранного языка. Пособие для студентов пед. Ин- тов. – 2е изд.- Л.4 Просвещение.- 1975.- 176 с.

6. Бектуров Ш., Бектурова А. Қазақ тілі для начинающих: Учебник для аудиторных и кружковых самостоятельных занятий.- 2е изд., перераб. И доп.- Алматы: Рауан, 1994.- 400с.

7. Бектұров Ш.К. Қазақ тілінің колданбалы грамматикасы: Мектеп оқүшыларына студенттерге және ұстаздарға арналған.- Астана: « Фолиант», 2003.- 248 бет.

8. Мұқан Ш. 10 причин, почему важно знать и говорить на казахском языке./ Мұқан Шыңғыс.- Алматы: ТОО « Мерекенің баспалар үйі», 2013.- 448 с.

9. Наш с тобой язык (карманный самоучитель). Сост: К. Урманов.- Костанай, 2007.- 205с.

10. Я русский бы выучил.... Сост.: З.А.Ахметов.-Алма-Ата: Мектеп,1982.-103с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Адам жанының кілті - тіл»

Адам жанының кілті - тіл»

Ведущий: - Мы будем задавать вам вопросы, на которые вы должны постараться ответить

Ведущий: - Мы будем задавать вам вопросы, на которые вы должны постараться ответить

Участники интеллектуальной игры определены

Участники интеллектуальной игры определены

А) «Век живи – век учись» «

А) «Век живи – век учись» «

Это еще раз подчеркивает, что наше государство серьезно относится к вопросам языка, и стремится к возрождению национальных культур

Это еще раз подчеркивает, что наше государство серьезно относится к вопросам языка, и стремится к возрождению национальных культур

Итак, все авторы уверены, что все эти книги будут для вас полезны и помогут вам сделать первые твердые шаги в изучении государственного и английского языка

Итак, все авторы уверены, что все эти книги будут для вас полезны и помогут вам сделать первые твердые шаги в изучении государственного и английского языка

«Адам жанының кілті - тіл» Интеллектуалдық ойын. «Язык – ключ к душе человека» Интеллектуальная игра.

«Адам жанының кілті  - тіл» Интеллектуалдық ойын. «Язык – ключ к душе человека» Интеллектуальная игра.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021