Тема урока: Знакомство. Введение знака «Поднятая рука».
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и учителем;
в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая
рука» для поочередного высказывания.
Оборудование: знак «Поднятая рука», именные медали для каждого ребенка.
Ход урока
Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам
(см. приложение).
1. Приветствие учителя:
– Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Учитель:
– Потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но наверное вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Рассказ учителя о себе
– Меня зовут Гамаюнова Елена Юрьевна. Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я – ваша первая учительница. Я мечтала стать
учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть два сына, Антон, он учится в 11 классе и Даниил, он учится в 3 классе.
Я люблю петь, танцевать. Не люблю, когда меня обманывают. Самое большое мое увлечение цветы и компьютер. Мы с вами будем учиться вместе и я всегда буду рада вам помочь.
(учитель читает стихотворение)
Расскажу вам обо всём:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
2. Выработка школьного правила
– Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться?
А, я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко
назовете свои имена. Договорились? 1–2–3! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!? Давайте еще громче! 1–2–3!
– Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена?
Что же делать?
(Дети предлагают разные варианты, пока кто – то из детей не скажет о варианте «поднятая рука»).
Учитель: Послушайте, дети, что предлагает нам …... Здорово, ….., а как ты придумала такой способ – поднимать руку?».
Ребята, давайте попробуем знакомиться этим способом: если хочешь ответить – подними руку.
Покажи, …., детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети?
Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
(Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение).
– Для чего нам нужно было это правило?
(Чтобы познакомиться).
Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
( Учитель спрашивает 3–4 детей).
3. Внесение знака «Поднятая рука»
– Дети, нравится вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
(Учитель вносит знак «Поднятая рука» и прикрепляет его на доске (смотри приложение)).
Если я показываю на этот знак, что вы будете делать? Давайте попробуем.
«Мальчик, как тебя зовут?» – учитель показывает на знак и ждет
от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а
руку не поднял, учитель спрашивает детей: «Правильно Саша ответил на вопрос? А задание мое он выполнил? Давай, Саша, еще раз:
Мальчик, как тебя зовут?» – учитель показывает на знак и ждет от
ребенка не ответа, а поднятия руки.
Игра «Именной паровозик»
– Понравилось вам отвечать по-школьному? Что делают
школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
(Дети встают в круг лицом к центру).
Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто умеет быть паровозиком?
(Дети имитируют движение паровозика на месте. Выбирается из участников игры ведущий – паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится око-
ло одного из игроков).
– Привет, – говорит паровоз, я – Петя!
– Привет, Петя! Я – Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и
левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!». Все дети повторяют:
«Маша!». После этого Маша берет Петю за талию, изображая при-
цепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
(игра проходит до тех пор пока все дети не станут «паровозиками»)
4 Знакомство детей в группах.
Учитель огорчается: «Детки, я так сразу вас всех не запомню.
Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить!
Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будете применять? А потом я проверю, как вы запомнили друг друга.
Согласны?»
А)Знакомство детей в группах.
Б)Проверка.
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи,
а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль.
(Возможны варианты проверки: 1 группа: учитель подходит к
одному человеку из группы, а он называет имена остальных детей в
группе.
2 группа: учитель подходит к одному ребенку в группе, а
дети хором называют его имя.
3 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы и спрашивает у всех остальных: «Эту девочку зовут Ира?» (имя неправильное).
– Нет, Наташа.
– Этого мальчика зовут Саша?
– Нет, Андрей! И т.д.
4 группа: учитель подходит к одному ребенку из группы, а его
сосед называет его имя (и так по кругу).
– Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?( Дети предлагают варианты: можно спросить у этого человека, можно спросить
у других детей, можно спросить у учителя, можно спросить у других
взрослых, можно прочитать на медали и т.д.)
5. Итог урока.
– Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?
( Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели»):
Еле-еле-еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом побежали все бегом.
– Понравился ли вам урок? Интересно ли было?
Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке?
Зачем люди знакомятся? (Заострить внимание на высказывании: «чтобы подружиться»).
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.
6. Организованное окончание урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.