«Адаптационный период у детей дошкольного возраста»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определённых ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трём годам стереотип поведения ребёнка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приёмы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
Иконка файла материала Адаптационный период у детей дошкольного возраста.docx
«Адаптационный период у детей дошкольного возраста» Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за  его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся  плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что  не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в  безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в  незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один  из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него  стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения,  выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье  формируются привычки, привязанности, определённое поведение, в основе  которого лежит динамический стереотип, т.е. система определённых ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К  двум­трём годам стереотип поведения ребёнка становится довольно  устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в  семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приёмы  воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребёнка  перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень  трудной задачей и часто приводит к стрессу. Условия жизни ребёнка  меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребёнка окружают новые люди,  меняются приёмы воспитания, обстановка. Ко всему этому ребёнку надо приспособиться и это происходит не всегда  легко и быстро. Основные особенности нормально текущего периода адаптации. Нарушение настроения. Слезливость , капризность, подавленное состояние.  У некоторых детей – возбудимость, гневливость, агрессивность. Нарушение сна. Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают  вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно  разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днём в детском  саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие,  перевозбуждённые, не могут успокоиться до 22­23 ч. Недостаток сна  сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает  комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность –  от 1 до 2 месяцев).Нарушение аппетита. Дети начинают плохо есть (причём и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приёму пищи в домашних условиях, может  оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с  повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к  кратковременным желудочно­кишечным расстройствам – рвоте, болям в  животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1  недели до месяца). Понижение иммунитета. Вследствие стресса у маленьких детей страдает  иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на  переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном  состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от2 до 10  месяцев, у некоторых ещё дольше). Нарушение поведения. Критерии адаптации к детскому саду. Лёгкая степень адаптации. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он  нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок  поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие  взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и  заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение  двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может  откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца  восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза,  сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки  невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной  системы отсутствуют. Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон  восстанавливается лишь через 20 ­40 дней, качество сна тоже страдает.  Аппетит восстанавливается через 20 – 40 дней. Настроение неустойчивое в  течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции  восстанавливаются к 30­му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально­возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече).Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и  заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность  замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра  ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух  раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или  несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций:  избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в  определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы:  бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи  (диатез) – в течение полутора­двух недель. Тяжёлая степень адаптации. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,  просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может  возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные  нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок  много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60­му  дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально­возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает,  сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2­3  периода. Игра ситуативная, кратковременная.