Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определённых ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трём годам стереотип поведения ребёнка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приёмы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
«Адаптационный период у детей дошкольного возраста»
Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за
его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся
плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что
не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в
безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в
незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один
из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него
стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения,
выработки новых умений. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье
формируются привычки, привязанности, определённое поведение, в основе
которого лежит динамический стереотип, т.е. система определённых ответных
реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К
двумтрём годам стереотип поведения ребёнка становится довольно
устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в
семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приёмы
воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребёнка
перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень
трудной задачей и часто приводит к стрессу. Условия жизни ребёнка
меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребёнка окружают новые люди,
меняются приёмы воспитания, обстановка.
Ко всему этому ребёнку надо приспособиться и это происходит не всегда
легко и быстро.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации.
Нарушение настроения. Слезливость , капризность, подавленное состояние.
У некоторых детей – возбудимость, гневливость, агрессивность.
Нарушение сна. Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают
вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно
разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днём в детском
саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие,
перевозбуждённые, не могут успокоиться до 2223 ч. Недостаток сна
сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает
комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность –
от 1 до 2 месяцев).Нарушение аппетита. Дети начинают плохо есть (причём и дома, и в саду) по
той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые
на вкус. Для детей, привыкших к приёму пищи в домашних условиях, может
оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с
повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к
кратковременным желудочнокишечным расстройствам – рвоте, болям в
животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1
недели до месяца).
Понижение иммунитета. Вследствие стресса у маленьких детей страдает
иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на
переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном
состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от2 до 10
месяцев, у некоторых ещё дольше).
Нарушение поведения. Критерии адаптации к детскому саду.
Лёгкая степень адаптации.
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он
нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с
утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок
поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие
взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и
заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение
двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может
откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза,
сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки
невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной
системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон
восстанавливается лишь через 20 40 дней, качество сна тоже страдает.
Аппетит восстанавливается через 20 – 40 дней. Настроение неустойчивое в
течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции
восстанавливаются к 30му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким
– эмоциональновозбуждённое (плач, крик при расставании и встрече).Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и
заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность
замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра
ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух
раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или
несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций:
избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в
определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы:
бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи
(диатез) – в течение полуторадвух недель.
Тяжёлая степень адаптации.
Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные
нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок
много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60му
дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоциональновозбуждённое,
лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает,
сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности.
Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 23
периода. Игра ситуативная, кратковременная.