Аналитическая справка по результатам диагностики
адаптации учащихся 5 класса к новым условиям систематического обучения МБОУ-СОШ № 19 х. Лесной
2020 -2021 учебный год.
Сроки проведения контроля: 01.09.2020 – 30.10.2020 гг
Проверяющий: педагог-психолог Милежик Светлана Олеговна.
Цель: оценка уровня адаптации пятиклассников к школьной жизни, к новым условиям учебы в среднем звене.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
2. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.В. Лускановой;
3. Опросник Г. Дэвиса.
Классный руководитель:
В исследовании принимало участие 11 человека – обучающиеся 5 класса:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении всей жизни человек переживает его несколько раз.
Переход в 5 класс – важный и сложный период в жизни детей . Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.
Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.
Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов,
приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные
ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку
необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него,
поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес
родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и
неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы.
Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На
фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности
наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями,
снижение успеваемости.
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
-Умеет работать самостоятельно;
-Умеет планировать свои действия;
-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
-Кто не делает трагедии из школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
-Формирование умения учиться в новых условиях;
-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
-Развитие ответственности и самостоятельности.
-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
-Развитие эмпатии.
-Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
-Возрастает тревожность;
-Снижается работоспособность;
-Повышается робость или напортив «развязность»;
-Проявление неорганизованности и забывчивости;
-Заболевания носят психосоматический характер;
-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей.
Психологическая диагностика психоэмоционального состояния
Учащимся предлагалось ответить на вопросы теста школьной тревожности Филипса.Эта методика помогает определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
В обработке теста по методике Филипса выявлена повышенная школьная тревожность у 4 учеников
По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов
Выявление уровня школьной мотивации по Н.В.Лускановой выделяет четыре группы детей.
Психологическая диагностика уровней школьной мотивации
По результатам исследования было установлено 3 уровня школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов
1 группа- дети с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности.
Это:
1.
2.
У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
2 группа – дети с хорошей школьной мотивацией.
1.
2.
3.
4.
5.
При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля. Сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет. Дружит со многими детьми в классе.
3 группа – дети с положительным отношением к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью.
1.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. У детей турецкой национальности наблюдается языковой барьер.
4 группа – дети с низкой школьной мотивацией.
1.
2.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках испытывают затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Диагностика уровней самооценки
В изучении общей самооценки выявилось 2 группы:
1 группа - дети с высокой самооценкой.
1.
2.
2 группа – дети со средним уровнем самоооценки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вывод:
Таким образом, можно сказать, что у большинства детей среднего звена процесс адаптации прошел удовлетворительно. Классному руководителю и учителям-предметникам следует обратить внимание на рекомендации педагога-психолога.
Рекомендации
Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:
1. Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
2.Уверенность в себе;
3.Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;
4.Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
5.Потребность и возможность в самовыражении,
6.Принятие и одобрение значимыми людьми;
7.Актуализация творческой позиции;
8. Осознание значимости происходящего для себя и других;
9. Потребность в социальном признании;
10.Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
11.Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);
12.Индивидуальный подход.
Классному руководителю:
1.Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;
2.Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
3.Организовать совместную деятельность с ребенком.
Учителям:
1.Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.
2. На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.
3.Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.
Родителям:
1.Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
2.В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
3.Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
4.Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Педагогу-психологу:
1.Провести занятия на повышения уровня школьной мотивации;
2. Провести занятия на снижение уровня тревожности.
Справку составил педагог-психолог ________________ С.О. Милежик
Со справкой ознакомлена: _________________ Кл.руководитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.