Как облегчить адаптацию детей с ОВЗ: разбираем пять типичных ситуаций
В статье – пять историй воспитанников с ОВЗ, чья адаптация в инклюзивной группе затянулась, и воспитатели попросили о помощи педагога-психолога. Для каждой из них разобрали причины трудностей ребенка с особенностями, составили первоочередный план действий и наметили пути коррекционной работы. Читайте, что делать, если новенькие в группах устраивают истерики, требуют постоянного внимания, проявляют агрессию или неосознанно отталкивают сверстников из-за сенсорных особенностей.
У детей с особенностями развития адаптация к детскому саду может длиться месяцами. Ребенку мешает привыкнуть к новым условиям замедленное развитие психических функций, гигиенические сложности, гиперопека в семье. Воспитаннику не хватает коммуникативных навыков, ему трудно воспринимать новое. Каждый случай разберем отдельно.
СИТУАЦИЯ 1. Лера, которая не умеет попросить о помощи |
|
Лере три года и один месяц, но она предпочитает говорить простыми фразами: «Там мама», «Тетя, иди». Пытается использовать фразы из 4–5 слов, но они входят в речь заметно медленнее, чем у сверстников. Одношаговую устную инструкцию вроде «Дай мяч» выполняет не сразу и не всегда: прогресс видим, но девочка пока двигается очень маленькими шагами. Переключает внимание на задание с трудом, в основном потому, что не понимает педагога. Застенчивая, однажды на прогулке написала в штанишки, потому что не знала, как дать знать няне, что испытывает дискомфорт. В целом психические функции Леры развиваются правильно, но в более медленном темпе. |
Совет
Разместите на стенде памятку для родителей «Как определить, что ребенок готов к детскому саду»
Что происходит. Девочка психологически не готова к детскому саду. Из-за Лериной задержки развития она с трудом может общаться с педагогом, попросить о помощи. Ей нужно непрерывное индивидуальное внимание, что невозможно в условиях группы. Все это создает риск, что воспитатели не смогут удовлетворять особые потребности Леры в течение дня. Если ничего не предпринять, девочка может испытывать постоянный дискомфорт в детском саду, что усугубит адаптацию.
С чего начать психологу. Провести беседу с семьей девочки. На встрече выясните мотивы, по которым родители привели ребенка в группу именно сейчас.
Проинформировать семью о признаках психологической готовности к детскому саду: возможности взаимодействовать со взрослым и сверстниками, интерес к такому взаимодействию, способность отпустить маму и выдерживать активную среду группы, умение переключать внимание и удерживать его на занятии. Подчеркнуть, что это обязательные условия, чтобы воспитанник смог без вреда для своего психического здоровья находиться в группе.
Сообщить родителям о рисках. Объясните, что будет, если ребенок не готов, но продолжает ходить в детский сад. Например, если он боится, не хочет общаться со взрослым, то станет игнорировать воспитателя или реагировать на попытки взаимодействия психологическими симптомами – страхом, протестным поведением. Если не может попросить о помощи, то его потребности не всегда смогут удовлетворить. Если не умеет переключать внимание, то будет испытывать постоянный стресс из-за режимных и бытовых требований, занятий, совместных игр.
Как работать дальше. Индивидуально выявить причины, по которым компоненты психологической готовности к детскому саду не сформированы. Объяснить, что желательно сначала помочь ребенку приобрести умения для адаптации в детском саду. Предложить не отдавать в детский сад, пока ребенок психологически не готов.
Если семья сообщает, что не может заниматься ребенком, нет времени, предупредить, что без подготовительного этапа вероятность проблем высока. Настаивать на том, что ребенку с задержкой развития нужна коррекционная помощь: сама собой она не пройдет.
Проинформировать воспитателей о проблемах девочки. Рассказать, что ребенку необходимо последовательно наглядно показывать правила взаимодействия. Сформировать для ребенка набор карточек, с помощью которых девочка могла бы заявить педагогам о своих потребностях: что хочет пить, в туалет, нужна помощь в чем-то.
СИТУАЦИЯ 2. Тимур, который не умеет играть с другими детьми |
|
Тимуру четыре года и два месяца, у ребенка выявили ТНР. Но сложности мальчика шире и затрагивают поведение. Он многого не понимает в общении и постоянно обижает других детей. Например, Тимур не способен объяснить или показать сверстнику, что что-то его не устраивает, поэтому предпочитает закричать или толкнуть. Ему сложно понять, что бывают чужие игрушки, и, когда ему запрещают что-то брать, сразу устраивает истерику. Речь мальчика неразборчивая, поэтому инициировать игру у него тоже не получается, он злится. Слово «нет» Тимур тоже как будто не слышит. Дети начинают избегать его. |
Что происходит. Чтобы мальчик включился в группу, нужны социально-коммуникативные умения. А их уровень у ребенка с ТНР невысок, и чем серьезнее нарушения развития, тем сложнее адаптировать воспитанника к коллективу ровесников. Иногда таким детям доступен только один надежный способ установить и поддерживать контакт – совместная игра. Это как раз случай Тимура. Но и с игрой возникают проблемы, ведь ребенку тяжело ориентироваться на слова других детей, а его неразборчивая речь мешает взаимопониманию. Тимур, как и многие дошкольники со сложными нарушениями речи, возбудим в общении, и это приводит к вспышкам агрессии и плачу.
С чего начать психологу. Совместно с педагогами группы составить свод правил, например: «Драться нельзя», «Скажи спокойно», «Попроси вежливо». Рекомендовать воспитателям ежедневно повторять правила, обсуждать с детьми. Зафиксировать их визуально (картинками) или найти готовый плакат с изображениями правил.
Если ребенок нарушает правила, немедленно реагировать короткими ясными высказываниями, без нотаций. По возможности сразу указывать на правило на плакате. Если ребенок-агрессор не реагирует на речь, дополнять слова невербально: показать знак «Стоп» или положить руку на плечо и отрицательно помотать головой.
Как работать дальше. Проводить коррекцию неверных коммуникативных навыков и обучать новым в подгруппе. Договориться с родителями на совместную беседу с воспитателями группы и учителем-логопедом.
На встрече с родителями обсудить, что учитывать в работе с ребенком, какие способы взаимодействия выбирает семья, как реагирует, что из этого изменить. С родителями вместе искать выполнимые задачи в зонах актуального и ближайшего развития ребенка, например, научиться играть рядом с другим, поиграть совместно с некоторыми ровесниками.
Рекомендовать воспитателям ежедневно демонстрировать правила общения. Например, показывать и произносить, как попроситься в игру, спросить разрешения взять игрушку, предложить игру и отказаться от нее. Если необходимо, создать для ребенка личные карточки для общения по аналогии с карточками PECS, которые он сможет показать другому.
Вторая рекомендация воспитателям – всегда замечать и хвалить, когда ребенок действует правильно. Объясните, что дети стремятся подкреплять поведение, на которое взрослый обратил внимание. Оформить в группе уголок уединения, дополнить его материалами, чтобы конструктивно выплескивать гнев. Например, принести специально подушку, которую можно кинуть на пол и растоптать. При агрессии в отношении других детей в тот же день информировать родителей, а при необходимости и администрацию.
СИТУАЦИЯ 3. Артем с признаками РАС |
|
Артем пришел в детский сад почти в пять лет. У него нет диагноза, но очевидны предпосылки РАС. В детском саду запланировали мини-консилиум, чтобы обсудить с родителями трудности мальчика и мотивировать их записаться на ПМПК. Но пока этого не произошло, Артему в группе сложно. Он как будто замедлен, говорит словно с трудом, все время натыкается на предметы. Пуглив и застенчив в контактах, предпочитает сидеть один, тихонько раскачивается. При попытке ввести в игру иногда закрывает лицо руками. Ни с кем не подружился. Когда сверстники шумят, норовит куда-то выйти, например, в туалет. В бытовых действиях кажется потерянным: в раздевалке долго стоит перед шкафчиком, может надеть шапку и замереть, забыть про остальное. Отпускает родителей без криков, но уже через полчаса начинает проявлять беспокойство: где мама. Оно нарастает с течением времени. |
Что происходит. Ребенок фрустрирован. Для детей с симптомами Артема рекомендуют постепенно усложнять социальную среду, вводить в группу поэтапно – этого не произошло. Сейчас мальчик испытывает постоянный дискомфорт: в его мире все внезапно переменилось, а дети с РАС к этому особенно чувствительны. Кроме того, ребенок воспринимает мир фрагментарно, отсюда ощущение ступора в последовательности действий. Ему нужны средства поддержки, чтобы обеспечить наглядность, предсказуемость среды.
С чего начать психологу. Поговорить с родителями, возможно ли временно снизить интенсивность посещений группы. Например, предложить водить ребенка в садик через день.
Оценить, какие бытовые действия вызывают у ребенка трудности, и рекомендовать воспитателям подготовить для них социально-поведенческие подсказки. Артем фрустрирован в раздевалке – значит, ему поможет серия картинок, как одеваться на прогулку: взять курточку из шкафа, надеть ее, взять шапку; снять сменку, убрать ее, достать ботинки.
Чтобы снизить фрустрацию в общении, подготовить коммуникативные подсказки – например, карточки «Помоги», «Дай пить», «Давай играть». Визуализировать режим дня, чтобы ребенку было понятно, как занятия следуют друг за другом, когда прием пищи и прогулка, когда придет мама.
Как работать дальше. Мотивировать родителей записаться на ПМПК: это необходимо для развития мальчика, сейчас он в нем вынужденно ограничен. Проводить с ними консультации, инициировать мини-консилиум.
Создать условия для сенсорного и эмоционального комфорта. Захватить все необходимые сферы жизни мальчика в группе визуальным расписанием и визуальными подсказками. Сделать отдельные карточки для занятий, режимных моментов. На карточках изобразите алгоритмы действий ребенка в разных ситуациях, подберите пиктограммы для общения с педагогом и сверстниками.
Иллюстрировать правила поведения и при необходимости указывать на них. Обустроить в группе тихий сенсорный уголок с детскими шумоподавляющими наушниками, мягким пледом. Попросить родителей принести туда пару любимых привычных вещей, чтобы они успокаивали ребенка.
Рекомендовать воспитателям чаще создавать для мальчика ситуации успеха, хвалить. Во время совместных игр поощрять других детей в попытках взаимодействовать с Артемом, обращаться к нему с просьбой. Давать ему посильные роли в игре.
СИТУАЦИЯ 4. Петя, у которого на одежде пятна |
|
В средней группе появился новенький, Петя. У него ДЦП, и с ним работают специалисты детского сада. Но в группе Петю не принимают. Ему трудно держать ложку, из-за чего часто каша оказывается не только во рту, но и на одежде. Сложно пить из кружки – компот разливается, и часто вокруг мальчика за столом мокро и грязно. Сверстники не хотят садиться рядом с новеньким на обеде, а заодно и в другое время сторонятся мальчика, избегают его в игре. |
Что происходит. У других воспитанников непроизвольно возникают эмоциональные барьеры в отношении Пети, из-за которых им сложно принять ребенка в группу. Это так называемый «барьер противности», когда ребенок вынужденно неопрятен, издает непонятные звуки, у него есть непроизвольное слюноотделение.
С чего начать психологу. Совместно с учителем-дефектологом провести консультацию с родителями и воспитателями. Разъяснить семьям принципиальное значение эмоциональных барьеров окружающих при адаптации ребенка.
Донести до участников образовательного процесса необходимость в первую очередь работать с навыками самообслуживания. Например, по рекомендации учителя-дефектолога предложить родителям ребенка с ДЦП утяжелить ложку с помощью специальной насадки и принести ее в группу. Так она будет крепче ощущаться в руке и реже вываливаться из пальцев. Это поможет несколько снизить риск дезадаптации из-за эмоциональных барьеров и будет способствовать социализации на начальном этапе. Если необходимо, совместно с воспитателями и специалистами донести до администрации информацию о потребности в ассистенте для ребенка.
Как работать дальше. Проинструктировать воспитателей о том, как отвечать на вопросы детей о новеньком ребенке. Желательно донести до родителей группы ту же информацию.
Рекомендовать всем взрослым участникам образовательного процесса на вопросы воспитанников о ребенке с ОВЗ сначала уточнить, что именно те имеют в виду. Затем отвечать строго на этот вопрос, без лишних подробностей, говорить только факты с учетом уровня дошкольников. Например, «он болеет; ему труднее держать ложку и карандаш, чем остальным; так бывает; нет, это не заразно».
Рекомендовать воспитателям никак не озвучивать недостатки ребенка вроде «неряха» или «обляпался», а говорить, как надо сделать: «попробуй еще», «осторожно», «поднимай тихонько».
Если кто-то из детей захочет помочь ребенку с ОВЗ, то обязательно хвалить его, но уточнять, что это «отличная идея, но лучше бы спросить у него самого, нужна ли помощь». В целом поощрять инициативу дошкольников во взаимопомощи, инициировать игры на эту тему. Читать терапевтические сказки в группе об особых детях.
СИТУАЦИЯ 5. Соня, которая была центром семьи, но не группы |
|
Соня слабослышащая из-за травмы в младенчестве, но благодаря усилиям мамы и интенсивным занятиям говорит достаточно хорошо, фразами, хотя и с трудностями в произношении. Девочка ходит в группу уже почти три месяца, но до сих пор каждый раз устраивает истерику до икоты при прощании, и мама ее долго утешает. После того как успокаивается, Соня «прилипает» к воспитателю и очень ревностно относится, когда он проявляет внимание к другим детям, может прикрикнуть. Дело в том, что до того, как девочку отвели в сад, мама все свое время проводила с ней – дома и на индивидуальных ранних развивашках, совместных с родителями. В целом родители склонны чутко относиться к состоянию Сони, а ресурсы семьи позволяют предупреждать потребности и желания девочки. Вот и в группе она требует такого же индивидуального внимания. |
Что происходит. В семье Сони принят гиперопекающий стиль воспитания. Неосознанно родители ограждали девочку от контактов с другими детьми, заполняли все время своим вниманием, всегда были рядом.
Соня испытывает трудности социализации, в целом характерные для дошкольников с нарушениями слуха, но они еще и усиливаются из-за гиперопеки семьи. У нее мало опыта расставания с мамой, нет опыта общения со сверстниками и, соответственно, недостаточно развиты коммуникативные навыки. Поэтому она выбирает истерики и агрессию как способ добиться своего. От воспитателя она ждет постоянного присутствия, которое как бы подтверждает, что все в порядке.
С чего начать психологу. Проконсультировать родителей о необходимости учиться постепенно «отпускать» ребенка и не затягивать расставания, реагировать спокойно, четко и последовательно объяснять, когда мама вернется. Проинформировать о значимости и вариантах ритуала прощания.
Как работать дальше. Начать работу с семьей по профилактике и коррекции гиперопеки, порекомендовать литературу. Рекомендовать им устанавливать четкие правила поведения, увеличивать самостоятельность ребенка, поощрять его инициативу в действиях. Разъяснить риски гиперопекающего стиля поведения. Апеллировать к тому, насколько некомфортно может быть дошкольнику в группе, когда он несамостоятелен. В микрогрупповом формате развивать предпосылки коммуникативной деятельности у ребенка. Одновременно проводить просветительскую работу с воспитателями о том, как правильно реагировать на истерики ребенка. Провести семинар или тренинг о том, как признавать чувства, показывать правила взаимодействия с другими, запрещать действия, а не эмоции. Рекомендовать воспитателям включать в работу упражнения психогимнастики, а также совместные подвижные контактные игры с участием ребенка с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.