Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии
Оценка 4.6

Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии

Оценка 4.6
docx
13.02.2023
Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии
Адаптация 5 кл..docx

       Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 г.Донецка»

 

 

 

 

 

 

                        

  

                        

 «Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии»

 

                                                        

 

                                                             Подготовила:

                                                                                       учитель географии

                                                                                      Коваленко В.А.

 

 

 

 

 

 

                                   Донецк – 2022 г.

 

 

 Дата:  24 января 2022 г.

Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии»

 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с трудностями и каждый должен уметь адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.

 Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

 В педагогике и психологии эти понятия тесно связаны между собой. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

 Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

 Переход в среднее школьное звено для любого ребёнка – это важный этап в его жизни. Он переживает определённого рода стресс, ведь теперь условия его обучения радикально меняются и поэтому ему необходимо под них подстроиться.

 Именно в пятом классе к школьнику впервые предъявляется множество различных требований и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

 Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.

 Школьная адаптация – процесс приспособления ребенка к :

1.    требованиям

2.    условиям обучения.

 Адаптация - это настоящее испытание в 5 классе для учащихся, учителей и родителей.

 В такой период дети нередко меняются:

- тревожатся без явных на то причин,

- становятся робкими или, наоборот, развязными,

- слишком суетятся.Как результат – у ребят:

- снижается работоспособность,

- они становятся забывчивыми,

- неорганизованными.

Именно поэтому, переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

 Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема «Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе» является актуальной в наше время.

«Адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников»

Адаптация пятиклассников в образовательной организации является одним из видов учебной адаптации.

 Процесс взаимодействия личности пятиклассника с образовательной средой основной школы является учебной  адаптацией при переходе учащихся из начальной школы в основную.

Социальная адаптация, как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды.

Учебная адаптация предполагает приспособление ученика к форме и содержанию обучения. Адаптация учащихся к обучению в средней школе является одним из видов учебной адаптации.

 Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результатечего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной систем.

 Ярко выраженными проблемами пятиклассников являются:

- проблемы, связанные с появлением новых учителей;

-недостаточное количество отведенных часов на изучение предмета;

- разнообразием их требований;

-занятиями в разных кабинетах;

- необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

 Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной индивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

 Большинство детей переживает переход из начального звена в среднее, как важный шаг в их жизни. Центральное место занимает, как сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, так и, предметное обучение.

 Несмотря на то, что и в начальных классах дети изучали разные предметы, только при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Также внешним показателем взрослениядля многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, является переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений.

 В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

 • по отношению к учебной деятельности;

• по отношению к школе и предметам;

• по отношению к одноклассникам;

 • в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

 Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации.

Не все пятиклассники, даже с высоким уровнем психологической готовности, могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении, внутренними психологическими проблемами. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда:

1.недисциплинированным,

2. невнимательным,

3.безответственным,

4. отстает в учебе,

5. быстро утомляется ,

6. не хочет идти в школу.

 Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной .

     Существуют различные виды адаптации пятиклассников, а именно:

1) социальная ,2) психическая, 3) учебная (адаптация к условиям школы), 4) социально-психологическая адаптация.

Все виды перечисленных адаптаций взаимосвязаны между собой, ведь если один вид адаптации не будет пройден успешно, то произойдет дезадаптация.

 Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие –

Главнейшая задача педагогов – направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь других людей, на общественнополезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

Главными задачами педагогического коллектива в адаптационный период являются:

 • создание условий для успешной адаптации пятиклассников в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).

 • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению,

 • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям младших подростков.

 И все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся.

 Различные формы и методы работы впятых  классах направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.

  Необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование потребности у учащихся самостоятельно приобретать знаний является одной из основных задач школы.

И только высокая мотивация школьника позволяет ему стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития.

Работа по адаптации должна проводиться  по трем направлениям:

 • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников среднего звена;

• работа с учащимися;

• работа с родителями.

Задачи  для пятиклассников:

 • способствовать формированию важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся

 • способствовать формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

• помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

 • помочь в принятии «новых» учителей;

 • повысить уровень психологической готовности к обучению;

 • развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению.

 Для учителей-предметников:

 • снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

• создание доброжелательной атмосферы, комфортной как для учеников, так и для педагогов;

• узнать индивидуальные особенности учащихся.

 

Адаптация обучающих 5-х классов на уроках географии.                        На мой взгляд, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.

         В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения.

При изучении отдельных предметов учащимся 5 класса приходится больше выполнять заданий,  более значительным становится объем самостоятельной работы в классе и дома.

         Понятно, что привыкнуть к новым учителям, их особенностям и требованиям для многих школьников довольно сложно, на это ребятам нужно время. В это время, даже те дети, которые учились хорошо, могут не справляться с заданиями.

       При выборе методов обучения мы стремимся активизировать мыслительную деятельность школьников.       

 Активный интерес к изучению нового материала, потребность в познании вызывают у детей вопросы, не просто воспроизведения знаний, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать.

      Так, например, в содержание уроков по географии в пятых классах я использую игровые ситуации, дидактические игры - это делает урок более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает им преодолеть трудности. Но мы это делаем не так часто, поэтому и возникает много проблем и не пониманий между учеником и учителем- предметником.

      На уроках географии в 5-х классах использую разные виды работ и задания:

- Групповая работа учащихся – в парах, группах.

- Индивидуальная работа – дифференцированные задания в классе, домашнее задание, разноуровневые тестовые задания.

-Работа с картами( атласами и контурными картами).

- Творческие задания для учащихся и другие.

У пятиклассников мотивация на получение крепких знаний и хороших отметок находится не на высоком уровне.

В классе всех учащихся можно разделить на 4 группы.

       Первая группа учащихся с повышенной мотивацией к учению. Все эти учащиеся быстро и легко  усваивают новый материал, многое успевают на уроках, они более активны и старательны, чем остальные учащиеся. Добросовестно выполняют домашнее задание, находят дополнительный материал по темам . Но не всегда могут правильно изложить  письменный материал или выполнить работу по тестам, это вызывает у них иногда затруднение.

         Ко второй группе учащихся можно отнести тех учащихся , которые усваивают материал после неоднократного повторения:   знание этих учащихся колеблются между «4», и  «3». Эти учащиеся не всегда добросовестно выполняют домашнее задание , поэтому письменные работы вызывают у этих учащихся проблемы,  хотя и могут это делать. За этими учащимися необходим постоянный контроль , как со стороны учителей предметников ,так и со стороны родителей.

          Третья группа учащихся это те учащиеся которые с большим трудом усваивают материал, они менее активны, у них нет усидчивости и слабая память , слабо развита реч ,так же отсутвует контроль со стороны родителей. Этим учащимся трудно излагать изученный материал устно, а так же письменный  материал при выполнении самостоятельных  и тестовых работ.

         К четвертой группе относятся очень слабые учащиеся , у них плохо развита речь, нет памяти, логического мышления, нет контроля со стороны родителей и стремления самих учащихся. Эти учащиеся практически не выполняют домашнее задание.

       На уроках географии  проводятся работы по предотвращению неуспеваемости и повышению качества знаний. Этим учащимся даются индивидуальные и дифферинцированные задания, проводятся беседы как с учащимися так  и их родителями.

             Так же проводится работа с одаренными учащимися (творческие задания, исследовательские проекты, индивидуальные задания ). Эти задания требуют творческого подхода, где необходимо сравнить, проанализировать, сопоставить, проделать опыт, провести наблюдения, сделать вывод и т.д.

           Тетради по географии имеются у всех учащихся, ведется календарь погоды, который оценивается по четвертям.

 Во время уроков по географии проводится работа по изучению карт (атласов) и работа с контурными картами ( на практических работах), что вызывает огромные трудности у ребят.

         Дисциплина в целом на уроке хорошая, но есть учащиеся которые нарушают дисциплину.

 Некоторые учащиеся неоднократно опаздывают на уроки по неуважительной причине.

       Выполнение домашнего задания не всегда системно, так как есть учащиеся которые забывают выполнять домашнее задание ,это учащиеся третьей и четвертой группы, эти ребята менее ответственные , чем ребята первой и второй группы.  Основная причина -  нет постоянного  контроля со стороны родителей.

 

Недостаточно отводится часов на изучении географии в 5 классе, всего 1 час в неделю. При таком количестве общений учителя и учащихся, а также учитывая проблемы связанные с пандемией СОVID ( осенние каникулы – 5 недель, дистанционное обучение, самоизоляция учителей и другие) сокращает до минимума общений во время уроков учителя и учащихся.

В 2022-2023 году за 1 полугодие по географии в очном режиме было проведено 16 уроков.

В 5-х классах дети общительны, проявляют интерес к географии, сознательно относятся к урочной деятельности, большая часть учащихся может самостоятельно выполнять учебные задания под руководством учителя, что нельзя сказать за учащихся 5-Б класса.

У некоторых учащихся   низкий темп работы на уроке, т.к. они медленно пишут и читают. Вследствии чего не успевают выполнять задания и работать в одном темпе со всем классом.

       В 5-х классах достаточно учащихся, которые показывают высокий уровень подготовки.

       Исходя из наблюдений уровень адаптации к процессу обучения по географии в:

5-А классе – высокий,

5-Б классе – средний ( с учетом дистанционного обучения).

 

С некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

   Анализ успеваемости в 5-х классах по географии  за  1-2 четверть 2021-2022 уч.года:

оценки

          5-А

              5-Б       

  5

            12

               11    

  4

            12

               10

  3

             3

               3

 

Качество знаний учащихся  по географии в  5-х классов за 1 четверть 2021-2022 учебного года:

      5-А класс – 88.9%

      5-Б класс –  87,5%

     

      Переход учащихся из начальной школы в среднюю является для учащихся кризисным периодом.

Он связан с:

- изменениями условий обучения ( в начальных классах – 1 учитель, а в среднем звене – много учителей-предметников),

- изменением требований к учащимся ( в начальном и среднем звене),

- снижением успеваемости,

-высокий темп работы на уроке( по сравнению с начальной школой),

-физиологическими изменениями в организме учащихся,

-нарушением в поведении,

-повышенном уровне тревожности , неуверенности в себе,

-снижении мотивации учащихся,

-дезодоптации учащихся,

-отсутствием интереса ребят к учению или к предмету,

-отсутствие контроля( со стороны родителей),

-проблемы в знаниях( пробелы ),

-неуспеваемости некоторых учащихся.

        Нестыковка программ начальной и средней школы, недостаточное количество часов  на изучение географии, различия в критериях оценивания, высокий темп – основные причины которые вызывают трудности в адаптации ребят 5-х классов.


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Дата: 24 января 2022 г. Тема : «Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии »

Дата: 24 января 2022 г. Тема : «Адаптация пятиклассников к новым условиям образовательного процесса при изучении географии »

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается

Социальная адаптация , как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды

Социальная адаптация , как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды

Несмотря на то, что и в начальных классах дети изучали разные предметы, только при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих…

Несмотря на то, что и в начальных классах дети изучали разные предметы, только при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих…

Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации

Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации

И все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся

И все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся

Для учителей-предметников: • снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; • создание доброжелательной атмосферы, комфортной как для учеников, так…

Для учителей-предметников: • снизить уровень тревожности детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; • создание доброжелательной атмосферы, комфортной как для учеников, так…

На уроках географии в 5-х классах использую разные виды работ и задания: -

На уроках географии в 5-х классах использую разные виды работ и задания: -

Эти учащиеся практически не выполняют домашнее задание

Эти учащиеся практически не выполняют домашнее задание

У некоторых учащихся низкий темп работы на уроке, т

У некоторых учащихся низкий темп работы на уроке, т

Нестыковка программ начальной и средней школы, недостаточное количество часов на изучение географии, различия в критериях оценивания, высокий темп – основные причины которые вызывают трудности в…

Нестыковка программ начальной и средней школы, недостаточное количество часов на изучение географии, различия в критериях оценивания, высокий темп – основные причины которые вызывают трудности в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023