Проблема перехода учащихся младших классов в среднее звено, преемственность педагогического состава.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственности между начальным и основным образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условия обучения в 5 классе, необходимо:доклад на педагогическом совете
Адаптация учащихчся 5 классов.docx
Адаптация учащихся 5 класса.
Подготовила: учитель математики
первой категории Черепанова Е.П.
КГУ «Средняя школа имени Н. Островского»
ВКО с. Бородулиха
Успешность адаптации школьника к обучению в 56 классах зависит от реализации
преемственности между начальным и основным образованием.
При решении
проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего
школьника к новым условия обучения в 5 классе, необходимо:
учитывать психологические особенности 1012 летних детей, вступающих в
подростковый период развития;
наметит преемственные связи в содержании и методах обучения последнего
этапа обучения в начальной школе и первого этапа обучения в основной
школе;
знать специфику форм организации обучения, возможности развития
учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащегося,
учитывающегося психологию общения младшего школьника. Обеспечения
преемственности и решения этих задач обязательное условие адаптации
школьников к обучению в 5 классе.
Для решения поставленных задач в основной школе администрация
учебных заведений, педагоги должны реализовать ряд важнейших условий:
создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить
свой взаимоотношения с учащимся с учетом их индивидуальности, готовности к
учебному общению;
развивать рефлективные умения учащихся смотреть на себя «со
стороны, чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки,
постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке.
За время обучения в 56 классах младшие школьники при благоприятных
условиях обучения достигают следующих результатов:
выполняют требования, которые предъявляются к уровню их
обученности предметными программами;
осознают необходимость обучения, понимают общественную
значимость образования;
обобщения и другими)
владеют умственными операциями (сравнения, классификации,
обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим
ориентироваться в окружающем мире.
Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного
бесконфликтного протекания адаптационного периода следующие:
выявление тех изменений в жизни ребенка, которые
необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного
периода как здоровье сберегающего;
обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений,
навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и
определение необходимых путей коррекции. В работе с учащимися 46 классов
необходимо сохранять и развивать основные способы и формы организации
образовательного процесса начальной школы: организовать поиск новых форм
организации учебного процесса и взаимодействий, позволяющих решать задачи
развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
Важно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в
том случае, если будут найдены новые организационные формы
взаимодействия педагогов начальной и основной школы.
При определении школьной стратегии организации адаптационного
периода, педагогический коллектив должен обратить внимание на
следующие:
урок остается основной, но не единственной формой организации
учебного процесса в 56 классах. На уроке ученику предоставляется
право работать в собственном темпе и получать знания в соответствии с
уровнем обученности;
экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей,
формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно
делать выводы;
игру (дидактическую и ролевую);
диспуты (дискуссии), с целью развития умения дискутировать, отстаивать
свое мнение, приводить аргументы;
практические работы;
минилекции.
В начальной школе на протяжении более чем 3х лет совместные действия
учащихся строятся преимущественно через устные формы учебных диалогов с
одноклассниками и учителями. Поэтому конец 4го и весь 5ый класс должен
стать местом, где может произойти следующий шаг в развитии учебного
сотрудничества переход к письменным формам ведения дискуссии.
Организация на уроке письменной дискуссии предоставляет возможность
высказаться всем желающим: даже тем детям, которые по разным
причинам (неуверенности,
медлительный темп
деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных
обсуждениях.
застенчиврсти,
Организация письменной дискуссии предоставляет дополнительные
возможности концентрации внимания детей на уроке. Индивидуализация
учебных действий контроля и оценки является необходимым условием
для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для
того чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и
оценивать себя и других, ему необходимо систематический опыт
следующих действий:
составлять проверочное задание разного типа и уровня сложности (в
том числе задания с «ловушками»);
определить сложность задания, распределить задания по степени
сложности;
находить или создавать образцы для проверки работы;
вырабатывать критерий оценки учебной работы; оценивать свою работу по этим критериям;
сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя,
одноклассника);
давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
отбирать задания для устранения допущенных ошибок.
Для того чтобы обеспечить преемственность между контролям и оценкой учебных
действий в начальной школе, с одной стороны, и уменьем школьников строить
собственные траектории, в переходный этап обучения необходимо особое внимание
уделить индивидуальной работе учащегося. Как раньше уже отмечалось, что
часто трудности адаптационного периода возникают в результате
педагогических упущений и ошибок. Чтобы не допустить их, учителя основной
школы должны провести предварительную работу.
Прежде всего, коллектив учителей, которые будут работать в 5 классе, должен
ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым
работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя
начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Помочь младшему подростку (1012 лет) прожить критический период своей
жизни с наименьшими для себя потерями, состояться как личности в этот
переходный период задача всего педагогического коллектива школы, то есть
администрации, методических объединений учителей и родителей.
В разных школах предлагается различные способы решения данной проблемы,
например:
1.Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляется
заместителем директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного
плана ведет учитель начальных классов, имеющих соответствующие образование,
остальные предметы ведут учителя основной школы. За классами закрепляется их
прежние классные комнаты.
2.Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное
руководство остается за учителем начальной школы. Полный переход в структуру
основной школы происходит постепенно к концу 6го класса. Успешно реализовать
поставленные задачи в рамках адаптационного периода в 56 классах можно, лишь
создав единую команду педагогов начальной и основной школы. Под командой
педагогов понимается объединение людей на основе общих ценностей и смыслов и
поставленных задач, которое характеризуется взаимопониманием, способностью
своих позиций.
Если в школе нет подобной команды педагогов, то необходима специальная работа
по созданию в школе педагогической «команды», деятельность которой
разворачивается в соответствии со следующими принципами: 1.Осуществление
более глубокой координации действий учителей, работающих с 56м классом.
3.Учителя, работающие в параллели 5х классов, должны составлять единую группу,
в которой необходимо согласовывать работу предметников, вести поиск точек
соприкосновения, выстраивать, единый режим и ритм работы каждого класса. При
этом должны согласовывать методические позиции учителей предметников, что
позволит
педагогам предстать перед 5тиклассниками «командой» с общими взглядами, концепциями, требованиями. Учителя, работающие в такой
группе, должны понимать, что все реализуют единые цели, а результат
совместной деятельности достигается вкладом каждого в решение общих
задач.
4.Учителя 5х классов должны быть наиболее опытными,
квалифицированными педагогами, по своим профессиональным,
психологическим и личностным характеристикам, обеспечивать возможность
младшему подростку безболезненно «прожить» переходный этап в своем
развитии.
6.В школе должна существовать творческая группа учителей, которая берет
на себя работу по организации образовательного пространства младшего
подростка в период адаптации, в том числе и составление расписаний
учебных занятий.
Организационными формами, позволяющими создавать такие «команды»,
могут быть в зависимости от реальных условий:
специальные курсы и семинары повышения квалификации, на которых
обучается вся группа педагогов работающих в 5м классе;
проведение специальных деловых игр и тренингов по проблеме
преемственности обучения;
система открытых уроков, по которым отслеживается самими педагогами
динамика изменений методов, форм и содержания образовательного
процесса от 1 к 6 классу;
использование информационных ресурсов и технологий для организации
различных форм взаимодействия взрослых и детей между собой для решения
личностно значимых задач младших школьников.
Адаптация учащихся 5 классов
Адаптация учащихся 5 классов
Адаптация учащихся 5 классов
Адаптация учащихся 5 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.