Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике
Оценка 4.7

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.04.2018
Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике
С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия. В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что музыка оказывает и лечебное воздействие на организм человека. Еще Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.
14.docx
Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению,  письму и математике С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно  признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое  средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится  с музыкой силой эмоционального воздействия. В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль  в воспитании. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но  и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис  снимает тяжелые психические переживания. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может  создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в  космосе. Известно, что музыка оказывает и лечебное воздействие на организм  человека. Еще Гиппократ использовал в своей медицинской практике  воздействие музыкой на больных. В XVI веке музыка стала применяться во время хирургических операций. Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной  и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное  искусство в число обязательных школьных предметов. В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на  психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования  для культурной жизни в целом. Известный немецкий композитор, педагог,  создатель детского музыкального инструментария Карл Орф в 1924 году  основал в Мюнхене школу, в которой обучение и воспитание детей  проводилось по системе ритмических движений (гимнастика, танец,  пантомима), в сочетании с коллективным музицированием. Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш  рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания,  который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток,  Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и мн. др.) говорят о необходимости обучения всех  детей музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является  обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в  высших учебных заведениях. Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка  дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения  музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности ­ начальной. У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов,  преобладает наглядно­образное мышление и эмоционально­чувственное  восприятие действительности, для них остается актуальной игровая  деятельность. Специфика музыкального искусства, его художественно­ образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям  ребенка младшего школьного возраста. В настоящее время музыка активно применяется в психотерапевтической  практике. В.М.Бехтерев говорил об огромном значении музыки в  эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая  также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная  психология» он говорил о влиянии музыки на деятельность сердца,  артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции  и разделял это влияние на стеническое и астеническое. Стеническое ­ положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии,  мелодии и ритма на функцию органов, астеническое ­ угнетение дыхания,  обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая стеническое влияние  обладает определенными характеристиками ­ темп на уровне частоты  сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков,  динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно  гармонические каденции и др. Во многих работах (В.Стилман 1990, Дж.Уайт 1992 и др.) продемонстрирован  позитивный эффект от восприятия музыки на физиологические и  поведенческие реакции, а также на эмоциональное состояние человека в  ситуациях, вызывающих тревожность. Музыка не просто воспринимается через эмоции, но и способна их  корректировать. Т.Ю.Алексеевой музыкальное искусство представлено как  средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников  (1998г.). Все это говорит о том, что восприятие детьми специально  подобранной музыки дает психотерапевтический и общеоздоровительный  эффект, необходимость которых также актуальна в наше время. Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка. Венгерский педагог Золтан Кодай считал, что «без музыки человек не может  быть полноценным ­ он всего лишь фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла  успеваемость по сравнению с другими школами, ­ и это, несмотря на то, что  объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков  музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988­1991) и также  выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое  из которых регулирует различные функции (В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова  1983 г.), цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией  специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих  в обоих полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление  межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга.  Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на  подсознательном уровне, так как анализ частотно­временных соотношений  акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия  (А.В.Торопова 1995 г.). В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993­ 1996 г.) показано, что  регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает  кратковременную память, а также повышает показатели вербального и  невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия  повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного  анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается  умственная работоспособность (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.). Следовательно, под влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде  фрагментов специально подобранной музыки улучшаются  психофизиологические характеристики мозга, а значит ­ повышается  способность мозга к обучению. Использование музыки в преподавании других школьных предметов  способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие  науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного  видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами  наук в начальной школе гармонизует абстрактно­логическое мышление с  образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок  только входит в учебную деятельность. Нет сомнений в том, что музыка лечит тело и душу. То, что музыкой можно  учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что музыка просто  дарит нам необъяснимую радость. Может быть потому, что, соприкасаясь с  ней, мы более или менее осознанно переживаем что­то из нашего духовного  существования...

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

Беседа: Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018