Адаптированная коррекционная дефектологическая программа для детей с ОВЗ ( младший школьный возраст)
Оценка 4.6

Адаптированная коррекционная дефектологическая программа для детей с ОВЗ ( младший школьный возраст)

Оценка 4.6
doc
13.09.2022
Адаптированная коррекционная дефектологическая программа для детей с ОВЗ ( младший школьный возраст)
АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.doc

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения социальной реабилитации, составленной для детей с задержкой психического развития .

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.

 

Цель - создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

 

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:

1.                  Выявление особых потребностей детей с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.

2.                  Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

3.                  Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

4.                  Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

5.                  Оказание родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

 

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности детей с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

 

 

В структуре занятий выделяются:

 

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих  познавательных процессов.

 

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности  является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.

Внимание детей с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех детей младшего школьного возраста с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. 

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание  формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.

Для детей с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Коррекционно – развивающая работа  с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

·                    Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

·                    Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.

·                    Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

·                    Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности детей формируются группы, численностью 2 – 4 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами являются:

·         правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

·         правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

·         умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

·         умение налаживать контакт с людьми;

·         умение соблюдать правила игры и дисциплину;

·         умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;

·         способность к саморазвитию;

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·         способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·         осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

·         основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

·         понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

·         принятие установки на здоровый образ жизни;

·         чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.

 

Метапредметными результатами являются:

·         навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

·         умение учиться работать в паре и в группе;

·         навык выполнять различные роли;

·         умение слушать и понимать речь сверстников;

·         осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·         умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·         учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         умение задавать вопросы;

·         умение контролировать действия партнера;

·         использование речи для регуляции своего действия;

·         умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются умения:

·         целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

·         дорисовывать незаконченные изображения;

·         группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

·         составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

·         конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

·         определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

·         зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

·         классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

·         различать запахи и вкусовые качества, называть их;

·         сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

·         действовать по звуковому сигналу;

·         адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

·         выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

·         определять время по часам.

В результате реализации данной программы должны научиться:

·         выделять существенные признаки и закономерности предметов;

·         сравнивать предметы, понятия;

·         обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

·         определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

·         концентрировать, переключать своё внимание;

·         развивать свою память;

·         улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

·         уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

·         самостоятельно выполнить задания;

·         осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

·         работать в группе (при групповых формах работы).

Получатель реабилитационных услуг, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.

Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

7 лет

Раздел

№ п\п

Тема урока

Диагностический этап (входной)

1.       

Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?»)

 

2.       

Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

 

3.       

Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»).

 

4.       

Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

Коррекция и развитие ВПФ

5.       

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем и найдем»)

 

6.       

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

 

7.       

Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно»)

 

8.       

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки»)

 

9.       

Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что больше, выше», «Толстый, тонкий»)

 

10.   

Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

 

11.   

Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет»)

 

12.   

Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета.

 

13.   

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья

 

14.   

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и подчеркни»)

 

15.   

Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск предмета»)

 

16.   

Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй»)

 

17.   

Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду»)

 

18.   

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего»)

 

19.   

Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр.«Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета»)

 

20.   

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

 

21.   

Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам»)

 

22.   

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

 

23.   

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

 

24.   

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 

25.   

Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес»)

 

26.   

Правописание собственных имён существительных.

 

27.   

Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат»)

 

28.   

Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?»).

 

29.   

Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»).

 

30.   

Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»).

 

31.   

Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

Диагностический этап (промежуточный)

32.   

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение)

33.   

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что было раньше?»)

 

34.   

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

 

35.   

Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»).

 

36.   

Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор»)

 

37.   

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 

38.   

Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»).

 

39.   

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 

40.   

Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я»)

 

41.   

Решение примеров изученных видов.

 

42.   

Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

 

43.   

Сравнение числовых выражений.

 

44.   

Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего»)

 

45.   

Решение примеров на сложение и вычитание.

 

46.   

Тема «Дикие животные севера»

 

47.   

Решение простых задач.

 

48.   

Тема «Дикие животные юга»

 

49.   

Решение задач на одно-два действия.

 

50.   

Тема «Дикие животные леса»

 

51.   

Деление на две части.

 

52.   

Тема «Весна»

 

53.   

Деление на три части.

 

54.   

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 

55.   

Тема «Перелетные птицы»

 

56.   

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 

57.   

Тема «Транспорт»

 

58.   

Геометрические фигуры.

 

59.   

Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании.

 

60.   

Сходство предметов.

 

61.   

Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса природы», дыхательная гимнастика)

 

62.   

Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности.

Заключительная диагностик

63.   

Диагностика восприятия

 

64.   

Диагностика внимания

 

65.   

 Диагностика памяти

 

66.   

Диагностика мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

8 лет

Раздел

№ п\п

Тема урока

Диагностический этап (входной)

1.       

 Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали»)

 

2.       

 Диагностика  развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»).

 

3.       

 Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»)

 

4.       

 Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное»)

Коррекция и развитие ВПФ

5.       

Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.»)

 

6.       

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

 

7.       

Тема «Осень. Приметы осени».

 

8.       

Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант.

 

9.       

Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)

 

10.   

Работа в прописях.

 

11.   

Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы»)

 

12.   

Работа в прописях. Графический диктант

 

13.   

Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия.

 

14.   

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

 

15.   

Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения.

 

16.   

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление.

 

17.   

Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»).

 

18.   

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

 

19.   

Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг -  крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики»)

 

20.   

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

 

21.   

Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца»)

 

22.   

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН.

 

23.   

Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай»)

 

24.   

Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 

25.   

Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,  методика «Запомни слова»).

 

26.   

Правописание собственных имён существительных.

 

27.   

Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»).

 

28.   

Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

 

29.   

Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»).

 

30.   

Слова-признаки.

 

31.   

Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»).

Диагностический этап (промежуточный)

32.   

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение)

33.   

Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»).

 

34.   

Нумерация. Устный счёт. Состав чисел.

 

35.   

Сравнение числовых выражений.

 

36.   

Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок.

 

37.   

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 

38.   

Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать.

 

39.   

Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел.

 

40.   

Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.).

 

41.   

Решение примеров изученных видов.

 

42.   

Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления.

 

43.   

Сравнение числовых выражений.

 

44.   

Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»).

 

45.   

Решение примеров на сложение и вычитание.

 

46.   

Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»).

 

47.   

Решение простых задач.

 

48.   

Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»).

 

49.   

Решение задач на одно-два действия.

 

50.   

Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика.

 

51.   

Деление на две, три части.

 

52.   

Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика.

 

53.   

Деление на четыре части.

 

54.   

Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»).

 

55.   

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 

56.   

Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»),

 

57.   

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок.

 

58.   

Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Радость»).

 

59.   

Геометрические фигуры.

 

60.   

Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я»)

 

61.   

Сходство  предметов.

 

62.   

Различие предметов.

 

63.   

Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»).

 

64.   

Тема «Лето»

Заключительная диагностика

65.   

Диагностика восприятия

 

66.   

Диагностика внимания

 

67.   

 Диагностика памяти

 

68.   

Диагностика мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

9 лет

 

Раздел

№ п\п

Тема урока

Диагностический этап (входной)

1.       

Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

 

2.       

Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»).

 

3.       

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

 

4.       

Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления.

Коррекция и развитие ВПФ

5.       

Тема «Моё поведение на улице»

 

6.       

Манипуляция с мелкими предметами

 

7.       

Текст «Осень»

 

8.       

Рисование узоров, букв и цифр.

 

9.       

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

 

10.   

Коррекция почерка

 

11.   

Тема «Огород»

 

12.   

Деление слов на слоги.

 

13.   

Тема «Школьный огород»

 

14.   

Схема слова.

 

15.   

Тема «Подготовка к зиме»

 

16.   

Предложение.

 

17.   

Текст «Берегите книги»

 

18.   

Составление предложений.

 

19.   

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

 

20.   

Деление предложения на слова.

 

21.   

Тема «Школьная библиотека»

 

22.   

Состав слова. Корень.

 

23.   

Тема «Магазин»

 

24.   

Состав слова. Приставка.

 

25.   

Тема «Зима»

 

26.   

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

 

27.   

Тема «Домашние животные»

 

28.   

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

 

29.   

Тема «Зимующие птицы»

 

30.   

Имя существительное. Число имени существительного

 

31.   

Тема «Новогодний праздник»

Диагностический этап (промежуточный)

32.   

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение)

33.   

Устная и письменная нумерация чисел.

 

34.   

Тема «Зима»

 

35.   

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

 

36.   

Тема «Дикие животные севера»

 

37.   

Таблица умножения на 2.

 

38.   

Тема «Дикие животные юга»

 

39.   

Таблица умножения на 3.

 

40.   

Тема «Дикие животные леса»

 

41.   

Таблица умножения на 4.

 

42.   

Тема «Город»

 

43.   

Таблица умножения на 5.

 

44.   

Тема «Дом и его части»

 

45.   

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

 

46.   

Тема «Бытовые приборы»

 

47.   

Умножение на 0 и 1.

 

48.   

Тема «Мебель»

 

49.   

Компоненты деления и умножения.

 

50.   

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

 

51.   

Правила о порядке выполнения действий.

 

52.   

Тема «Весна»

 

53.   

Умножение и деление на три – четыре части.

 

54.   

Тема «Перелетные птицы»

 

55.   

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

 

56.   

Тема «Профессии»

 

57.   

Периметр.

 

58.   

Тема «Транспорт». Классификация по видам

 

59.   

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

 

60.   

Тема «Лето»

 

61.   

Правила о порядке выполнения действий.

 

62.   

Тема «Насекомые»

 

63.   

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

 

64.   

Итоговая проверочная работа.

Заключительная диагностика

65.   

Диагностика восприятия.

 

66.   

Диагностика внимания.

 

67.   

Диагностика памяти.

 

68.   

Диагностика мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

10 лет

 

Раздел

№ п\п

Тема урока

Диагностический этап (входной)

1.       

Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности»)

 

2.       

Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера).

 

3.       

Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.)

 

4.       

Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению).

Коррекция и развитие ВПФ

5.       

Тема «Моё поведение на улице»

 

6.       

Манипуляция с мелкими предметами

 

7.       

Текст «Осень»

 

8.       

Рисование узоров, букв и цифр.

 

9.       

Тема «Осень. Жизнь людей осенью»

 

10.   

Коррекция почерка

 

11.   

Тема «Огород»

 

12.   

Деление слов на слоги.

 

13.   

Тема «Школьный огород»

 

14.   

Схема слова.

 

15.   

Тема «Подготовка к зиме»

 

16.   

Предложение.

 

17.   

Текст «Берегите книги»

 

18.   

Составление предложений.

 

19.   

Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса

 

20.   

Деление предложения на слова.

 

21.   

Тема «Школьная библиотека»

 

22.   

Состав слова. Корень.

 

23.   

Тема «Магазин»

 

24.   

Состав слова. Приставка.

 

25.   

Тема «Зима»

 

26.   

Упражнения в образовании слов с помощью приставок.

 

27.   

Тема «Домашние животные»

 

28.   

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

 

29.   

Тема «Зимующие птицы»

 

30.   

Имя существительное. Число имени существительного

 

31.   

Тема «Новогодний праздник»

Диагностический этап (промежуточный)

32.   

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение)

33.   

Устная и письменная нумерация чисел.

 

34.   

Тема «Зима»

 

35.   

Сложение в пределах 50 без перехода через разряд.

 

36.   

Тема «Дикие животные севера»

 

37.   

Таблица умножения на 2.

 

38.   

Тема «Дикие животные юга»

 

39.   

Таблица умножения на 3.

 

40.   

Тема «Дикие животные леса»

 

41.   

Таблица умножения на 4.

 

42.   

Тема «Город»

 

43.   

Таблица умножения на 5.

 

44.   

Тема «Дом и его части»

 

45.   

Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию.

 

46.   

Тема «Бытовые приборы»

 

47.   

Умножение на 0 и 1.

 

48.   

Тема «Мебель»

 

49.   

Компоненты деления и умножения.

 

50.   

Тема «Мебель» Расширение словарного запаса

 

51.   

Правила о порядке выполнения действий.

 

52.   

Тема «Весна»

 

53.   

Умножение.

 

54.   

Деление на три – четыре части.

 

55.   

Тема «Перелетные птицы»

 

56.   

Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок.

 

57.   

Тема «Профессии»

 

58.   

Периметр.

 

59.   

Тема «Транспорт». Классификация по видам

 

60.   

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50

 

61.   

Тема «Лето»

 

62.   

Правила о порядке выполнения действий.

 

63.   

Тема «Насекомые»

 

64.   

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50.

Заключительная диагностика

65.   

Диагностика восприятия.

 

66.   

Диагностика внимания.

 

67.   

Диагностика памяти.

 

68.   

Диагностика мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение:

 

1.        Диагностический комплект для начальной школы.

2.        Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001

3.        Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006

4.        Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001

5.        Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005

6.        М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995

7.        А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002

8.        И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003

9.        Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007

10.    Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000

11.    В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения социальной реабилитации, составленной для детей с задержкой психического развития

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения социальной реабилитации, составленной для детей с задержкой психического развития

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия

Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия

Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью…

Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью…

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Предметными результатами являются умения: · целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; · дорисовывать незаконченные изображения; · группировать предметы по двум заданным признакам…

Предметными результатами являются умения: · целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; · дорисовывать незаконченные изображения; · группировать предметы по двум заданным признакам…

Календарно-тематическое планирование 7 лет

Календарно-тематическое планирование 7 лет

Упражнения в написании орфограмм

Упражнения в написании орфограмм

Тема «Весна» 2

Тема «Весна» 2

Календарно-тематическое планирование 8 лет

Календарно-тематическое планирование 8 лет

Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»)

Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»)

Тема «Перелетные птицы». Координация движений

Тема «Перелетные птицы». Координация движений

Календарно-тематическое планирование 9 лет

Календарно-тематическое планирование 9 лет

Тема «Зима» 2.

Тема «Зима» 2.

Календарно-тематическое планирование 10 лет

Календарно-тематическое планирование 10 лет

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) 1

Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) 1

Методическое обеспечение: 1

Методическое обеспечение: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022