Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках прохождения социальной реабилитации, составленной для детей с задержкой психического развития .
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.
Цель - создание системы комплексной помощи детям с задержкой психического развития в освоении, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
1. Выявление особых потребностей детей с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
5. Оказание родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности детей с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
В структуре занятий выделяются:
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание детей с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех детей младшего школьного возраста с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
Для детей с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
· Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
· Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
· Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
· Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности детей формируются группы, численностью 2 – 4 человек.
Личностными результатами являются:
· правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
· правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
· умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
· умение налаживать контакт с людьми;
· умение соблюдать правила игры и дисциплину;
· умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
· способность к саморазвитию;
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
· основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
· понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
· принятие установки на здоровый образ жизни;
· чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:
· навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
· умение учиться работать в паре и в группе;
· навык выполнять различные роли;
· умение слушать и понимать речь сверстников;
· осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· умение задавать вопросы;
· умение контролировать действия партнера;
· использование речи для регуляции своего действия;
· умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:
· целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
· дорисовывать незаконченные изображения;
· группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
· составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
· конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
· определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
· зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
· классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
· различать запахи и вкусовые качества, называть их;
· сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
· действовать по звуковому сигналу;
· адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
· выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
· определять время по часам.
В результате реализации данной программы должны научиться:
· выделять существенные признаки и закономерности предметов;
· сравнивать предметы, понятия;
· обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
· определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
· концентрировать, переключать своё внимание;
· развивать свою память;
· улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
· уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
· самостоятельно выполнить задания;
· осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
· работать в группе (при групповых формах работы).
Получатель реабилитационных услуг, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
Календарно-тематическое планирование
7 лет
Раздел |
№ п\п |
Тема урока |
Диагностический этап (входной) |
1. |
Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?») |
|
2. |
Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
3. |
Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»). |
|
4. |
Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное») |
Коррекция и развитие ВПФ |
5. |
Текст «Осень. Приметы осени». Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр. «Спрячем и найдем») |
|
6. |
Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. |
|
7. |
Тема «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр. «Что, где находится?», «Положи верно») |
|
8. |
Рисование узоров, элементов букв и цифр. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки») |
|
9. |
Тема «Фрукты» Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Что больше, выше», «Толстый, тонкий») |
|
10. |
Работа в прописях. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет») |
|
11. |
Тема «Овощи». Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет») |
|
12. |
Работа в прописях. Диагностика развития пространства, времени, цвета. |
|
13. |
Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья |
|
14. |
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди и подчеркни») |
|
15. |
Тема «Овощи. Фрукты». Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Поиск предмета») |
|
16. |
Обозначение звуков буквами. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй») |
|
17. |
Тема «Посуда». Развитие произвольного внимания (Упр. «Смотри на руки», «Слушай команду») |
|
18. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего») |
|
19. |
Тема «Продукты» Развитие сенсорного внимания (Упр.«Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета») |
|
20. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. |
|
21. |
Тема «Одежда». Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам») |
|
22. |
Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН. |
|
23. |
Тема «Обувь». Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
24. |
Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
|
25. |
Тема «Домашние животные». Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес») |
|
26. |
Правописание собственных имён существительных. |
|
27. |
Тема «Домашние птицы». Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат») |
|
28. |
Одушевлённые и неодушевлённые предметы. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?»). |
|
29. |
Тема «Зимующие птицы». Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»). |
|
30. |
Слова-признаки. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»). |
|
31. |
Тема «Новый год». Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») |
Диагностический этап (промежуточный) |
32. |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. |
Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) |
33. |
Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие мышления. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что было раньше?») |
|
34. |
Нумерация. Устный счёт. Состав чисел. |
|
35. |
Сравнение числовых выражений. Развитие мышления. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»). |
|
36. |
Тема «Город». Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор») |
|
37. |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. |
|
38. |
Тема «Мой дом». Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»). |
|
39. |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. |
|
40. |
Тема «Как строят дома». Исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я») |
|
41. |
Решение примеров изученных видов. |
|
42. |
Тема «Бытовые приборы» Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. |
|
43. |
Сравнение числовых выражений. |
|
44. |
Тема «Мебель» Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего») |
|
45. |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
|
46. |
Тема «Дикие животные севера» |
|
47. |
Решение простых задач. |
|
48. |
Тема «Дикие животные юга» |
|
49. |
Решение задач на одно-два действия. |
|
50. |
Тема «Дикие животные леса» |
|
51. |
Деление на две части. |
|
52. |
Тема «Весна» |
|
53. |
Деление на три части. |
|
54. |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. |
|
55. |
Тема «Перелетные птицы» |
|
56. |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. |
|
57. |
Тема «Транспорт» |
|
58. |
Геометрические фигуры. |
|
59. |
Тема «Профессии» Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. |
|
60. |
Сходство предметов. |
|
61. |
Тема «Насекомые». Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Голоса природы», дыхательная гимнастика) |
|
62. |
Тема «Лето». Диагностика моторной деятельности. |
Заключительная диагностик |
63. |
Диагностика восприятия |
|
64. |
Диагностика внимания |
|
65. |
Диагностика памяти |
|
66. |
Диагностика мышления |
Календарно-тематическое планирование
8 лет
Раздел |
№ п\п |
Тема урока |
Диагностический этап (входной) |
1. |
Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали») |
|
2. |
Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», « Медведи разбрелись»). |
|
3. |
Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») |
|
4. |
Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное») |
Коррекция и развитие ВПФ |
5. |
Текст «Осень. Приметы осени». Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.») |
|
6. |
Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. |
|
7. |
Тема «Осень. Приметы осени». |
|
8. |
Рисование узоров, элементов букв и цифр. Графический диктант. |
|
9. |
Тема «Фрукты». Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера») |
|
10. |
Работа в прописях. |
|
11. |
Тема «Овощи». Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы») |
|
12. |
Работа в прописях. Графический диктант |
|
13. |
Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, сад. Диагностика развития восприятия. |
|
14. |
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. |
|
15. |
Тема «Овощи. Фрукты». Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения. |
|
16. |
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. Закрепление. |
|
17. |
Тема «Посуда». Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»). |
|
18. |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. |
|
19. |
Тема «Продукты». Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики») |
|
20. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. |
|
21. |
Тема «Одежда». Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца») |
|
22. |
Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН. |
|
23. |
Тема «Обувь». Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») |
|
24. |
Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
|
25. |
Тема «Домашние животные». Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»). |
|
26. |
Правописание собственных имён существительных. |
|
27. |
Тема «Домашние птицы». Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»). |
|
28. |
Одушевлённые и неодушевлённые предметы. |
|
29. |
Тема «Зимующие птицы» Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»). |
|
30. |
Слова-признаки. |
|
31. |
Тема «Новый год». Традиции. Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»). |
Диагностический этап (промежуточный) |
32. |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. |
Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) |
33. |
Тема «Зима. Зимние забавы». Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»). |
|
34. |
Нумерация. Устный счёт. Состав чисел. |
|
35. |
Сравнение числовых выражений. |
|
36. |
Тема «Город». Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. |
|
37. |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. |
|
38. |
Тема «Мой дом.» Развитие умения классифицировать. |
|
39. |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. |
|
40. |
Тема «Как строят дома». Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.). |
|
41. |
Решение примеров изученных видов. |
|
42. |
Тема «Бытовые приборы». Диагностика развития мышления. |
|
43. |
Сравнение числовых выражений. |
|
44. |
Тема «Мебель». Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»). |
|
45. |
Решение примеров на сложение и вычитание. |
|
46. |
Тема «Дикие животные севера». Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»). |
|
47. |
Решение простых задач. |
|
48. |
Тема «Дикие животные юга». Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»). |
|
49. |
Решение задач на одно-два действия. |
|
50. |
Тема «Дикие животные леса». Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. |
|
51. |
Деление на две, три части. |
|
52. |
Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика. |
|
53. |
Деление на четыре части. |
|
54. |
Тема «Весна идёт». Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»). |
|
55. |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. |
|
56. |
Тема «Перелетные птицы». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Игра с волной»), |
|
57. |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. |
|
58. |
Тема «Транспорт». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Радость»). |
|
59. |
Геометрические фигуры. |
|
60. |
Тема «Профессии». Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я») |
|
61. |
Сходство предметов. |
|
62. |
Различие предметов. |
|
63. |
Тема «Насекомые» Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Печаль»). |
|
64. |
Тема «Лето» |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия |
|
66. |
Диагностика внимания |
|
67. |
Диагностика памяти |
|
68. |
Диагностика мышления |
Календарно-тематическое планирование
9 лет
Раздел |
№ п\п |
Тема урока |
Диагностический этап (входной) |
1. |
Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). |
|
2. |
Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»). |
|
3. |
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). |
|
4. |
Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления. |
Коррекция и развитие ВПФ |
5. |
Тема «Моё поведение на улице» |
|
6. |
Манипуляция с мелкими предметами |
|
7. |
Текст «Осень» |
|
8. |
Рисование узоров, букв и цифр. |
|
9. |
Тема «Осень. Жизнь людей осенью» |
|
10. |
Коррекция почерка |
|
11. |
Тема «Огород» |
|
12. |
Деление слов на слоги. |
|
13. |
Тема «Школьный огород» |
|
14. |
Схема слова. |
|
15. |
Тема «Подготовка к зиме» |
|
16. |
Предложение. |
|
17. |
Текст «Берегите книги» |
|
18. |
Составление предложений. |
|
19. |
Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса |
|
20. |
Деление предложения на слова. |
|
21. |
Тема «Школьная библиотека» |
|
22. |
Состав слова. Корень. |
|
23. |
Тема «Магазин» |
|
24. |
Состав слова. Приставка. |
|
25. |
Тема «Зима» |
|
26. |
Упражнения в образовании слов с помощью приставок. |
|
27. |
Тема «Домашние животные» |
|
28. |
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов. |
|
29. |
Тема «Зимующие птицы» |
|
30. |
Имя существительное. Число имени существительного |
|
31. |
Тема «Новогодний праздник» |
Диагностический этап (промежуточный) |
32. |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. |
Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) |
33. |
Устная и письменная нумерация чисел. |
|
34. |
Тема «Зима» |
|
35. |
Сложение в пределах 50 без перехода через разряд. |
|
36. |
Тема «Дикие животные севера» |
|
37. |
Таблица умножения на 2. |
|
38. |
Тема «Дикие животные юга» |
|
39. |
Таблица умножения на 3. |
|
40. |
Тема «Дикие животные леса» |
|
41. |
Таблица умножения на 4. |
|
42. |
Тема «Город» |
|
43. |
Таблица умножения на 5. |
|
44. |
Тема «Дом и его части» |
|
45. |
Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию. |
|
46. |
Тема «Бытовые приборы» |
|
47. |
Умножение на 0 и 1. |
|
48. |
Тема «Мебель» |
|
49. |
Компоненты деления и умножения. |
|
50. |
Тема «Мебель» Расширение словарного запаса |
|
51. |
Правила о порядке выполнения действий. |
|
52. |
Тема «Весна» |
|
53. |
Умножение и деление на три – четыре части. |
|
54. |
Тема «Перелетные птицы» |
|
55. |
Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок. |
|
56. |
Тема «Профессии» |
|
57. |
Периметр. |
|
58. |
Тема «Транспорт». Классификация по видам |
|
59. |
Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50 |
|
60. |
Тема «Лето» |
|
61. |
Правила о порядке выполнения действий. |
|
62. |
Тема «Насекомые» |
|
63. |
Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50. |
|
64. |
Итоговая проверочная работа. |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия. |
|
66. |
Диагностика внимания. |
|
67. |
Диагностика памяти. |
|
68. |
Диагностика мышления. |
Календарно-тематическое планирование
10 лет
Раздел |
№ п\п |
Тема урока |
Диагностический этап (входной) |
1. |
Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности») |
|
2. |
Диагностика внимания: Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера). |
|
3. |
Диагностика памяти: Зрительная (Методика «Тренируем память»); Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.) |
|
4. |
Диагностика мышления: Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению). |
Коррекция и развитие ВПФ |
5. |
Тема «Моё поведение на улице» |
|
6. |
Манипуляция с мелкими предметами |
|
7. |
Текст «Осень» |
|
8. |
Рисование узоров, букв и цифр. |
|
9. |
Тема «Осень. Жизнь людей осенью» |
|
10. |
Коррекция почерка |
|
11. |
Тема «Огород» |
|
12. |
Деление слов на слоги. |
|
13. |
Тема «Школьный огород» |
|
14. |
Схема слова. |
|
15. |
Тема «Подготовка к зиме» |
|
16. |
Предложение. |
|
17. |
Текст «Берегите книги» |
|
18. |
Составление предложений. |
|
19. |
Тема «Берегите книги». Расширение словарного запаса |
|
20. |
Деление предложения на слова. |
|
21. |
Тема «Школьная библиотека» |
|
22. |
Состав слова. Корень. |
|
23. |
Тема «Магазин» |
|
24. |
Состав слова. Приставка. |
|
25. |
Тема «Зима» |
|
26. |
Упражнения в образовании слов с помощью приставок. |
|
27. |
Тема «Домашние животные» |
|
28. |
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов. |
|
29. |
Тема «Зимующие птицы» |
|
30. |
Имя существительное. Число имени существительного |
|
31. |
Тема «Новогодний праздник» |
Диагностический этап (промежуточный) |
32. |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. |
Коррекция и развитие ВПФ (продолжение) |
33. |
Устная и письменная нумерация чисел. |
|
34. |
Тема «Зима» |
|
35. |
Сложение в пределах 50 без перехода через разряд. |
|
36. |
Тема «Дикие животные севера» |
|
37. |
Таблица умножения на 2. |
|
38. |
Тема «Дикие животные юга» |
|
39. |
Таблица умножения на 3. |
|
40. |
Тема «Дикие животные леса» |
|
41. |
Таблица умножения на 4. |
|
42. |
Тема «Город» |
|
43. |
Таблица умножения на 5. |
|
44. |
Тема «Дом и его части» |
|
45. |
Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию. |
|
46. |
Тема «Бытовые приборы» |
|
47. |
Умножение на 0 и 1. |
|
48. |
Тема «Мебель» |
|
49. |
Компоненты деления и умножения. |
|
50. |
Тема «Мебель» Расширение словарного запаса |
|
51. |
Правила о порядке выполнения действий. |
|
52. |
Тема «Весна» |
|
53. |
Умножение. |
|
54. |
Деление на три – четыре части. |
|
55. |
Тема «Перелетные птицы» |
|
56. |
Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок. |
|
57. |
Тема «Профессии» |
|
58. |
Периметр. |
|
59. |
Тема «Транспорт». Классификация по видам |
|
60. |
Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50 |
|
61. |
Тема «Лето» |
|
62. |
Правила о порядке выполнения действий. |
|
63. |
Тема «Насекомые» |
|
64. |
Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50. |
Заключительная диагностика |
65. |
Диагностика восприятия. |
|
66. |
Диагностика внимания. |
|
67. |
Диагностика памяти. |
|
68. |
Диагностика мышления. |
Методическое обеспечение:
1. Диагностический комплект для начальной школы.
2. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001
3. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006
4. Н.Ю.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе», - М.: Рольф, 2001
5. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005
6. М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало «Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления – пособие для начальных классов», М., Антал, 1995
7. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 9 лет», М., ТЦ Сфера, 2002
8. И.Н. Шевлякова «посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003
9. Л.Н. Копытова «развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
10. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000
11. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М., Просвещение, 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.