СОГЛАСОВАНО Совет Учреждения МБОУ «СОШ с. Ира» Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ с. Ира» __________А.В. Белявцева Приказ № 49 от «28» августа 2020 г.
|
ПРИНЯТА Протокол педагогического совета МБОУ «СОШ с. Ира» № 1 от «28» августа 2020 г. |
|
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося 4 класса с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ира»
на 2020 – 2021 год
Ознакомлен(а)______________________________________________
___________________________________________________________
Родители (законные представители)
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
2 |
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) |
5 |
1 |
Целевой раздел |
5 |
1.1. |
Пояснительная записка |
5 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной общеобразовательной программы образования |
7 |
1.3. |
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы образования |
9 |
2. |
Содержательный раздел
|
11 |
2.1 |
Направления и содержание программы коррекционной работы |
11 |
2.2 |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося с легкой умственной отсталостью. |
12 |
2.3 |
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
16 |
2.4 |
План внеурочной деятельности. |
19 |
3 |
Организационный раздел |
21 |
3.1 |
Индивидуальный учебный план |
23 |
3.2 |
Система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
23 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и назначение адаптированной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная общеобразовательная программа (далее – АОП) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана МБОУ «СОШ с. Ира» и утверждена директором МБОУ «СОШ с. Ира», осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ с. Ира» разработала для учащегося 4 класса адаптированную общеобразовательную программу образования для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Структура адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АОП образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП О.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу формирования базовых учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы с обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает:
- учебный план;
- систему специальных условий реализации АОП образования обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Принципы и подходы к формированию адаптированной общеобразовательной программы образования обучающегося 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В основу формирования АОП образования обучающегося 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП образования обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет особых образовательных потребностей обучающегося, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом специфики развития личности обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
АОП для обучающейся с легкой умственной отсталостью разработана педагогами и утверждена директором МБОУ «СОШ с. Ира», осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа обучающейся разработана на основе:
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1;
- рекомендаций ПМПК;
- индивидуально-типологических особенностей обучающегося.
АОП обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учетом его особых образовательных потребностей.
Организация МБОУ «СОШ с. Ира» обеспечивает требуемые условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ней.
АОП образования обучающихся с ЛУО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть АОП для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 30% от общего объема АОП.
Сроки реализации АОП составляют 1 год: 2020-2021гг.
Целью реализации АОП обучающегося, является создание условий для максимального удовлетворения его особых образовательных потребностей, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.
Основные задачи:
- овладение обучающейся учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо-культурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АОП обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающегося через организацию художественного творчества и др.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата рождения: 04.03.2009.
Социально-бытовые условия и материальное положение семьи удовлетворительное. Режим дня школьника соблюдается. Пропуски учебных занятий по неуважительным причинам отсутствуют.
Системное недоразвитие речи средней степени. Речь невнятная. У ребенка имеются сопутствующие диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Словарный запас низкий. Обращенную речь понимает. Пошаговые словесные инструкции учителя не всегда понимает. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Познавательная деятельность снижена, на уроках занимается по настроению. Переключаться с одного вида деятельности на другой может. Внимание неустойчивое. Легко отвлекается. Произвольная память плохая. Забывает пройденный материал.
Пространственные представления не сформированы.
Самоконтроль, самокритичность отсутствует. Занимается под контролем учителя и родителей. С незнакомыми людьми в контакт вступает с трудом. Навыки общения с детьми сформированы слабо.
Навыками самообслуживания владеет частично, постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых. Социально не адаптирован.
Составленная адаптированная общеобразовательная программа (АОП) основана на специально индивидуальном подходе.
Сформированность учебных навыков
Чтение: буквами, темп низкий
Математика: Счет в пределах 100.
Русский язык: Пишет под диктовку письменными буквами, смысла не понимая, не ориентируясь в пределах рабочей строки и на листе тетради.
Особые образовательные потребности обучающегося
Особые образовательные потребности задаются спецификой интеллектуальных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. К ним относятся:
1. раннее получение специальной помощи средствами образования;
2. обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
3. научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
5. систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
6. обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
7. использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
8. развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
9. специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
10. стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Учащемуся предоставляются щадящий режим, коррекционно-педагогическая помощь.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающейся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной образовательной программы
Освоение обучающимся АОП, которая создана на основе ФГОС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение им двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АОП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения АОП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигнет минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) МБОУ «СОШ с. Ира» может перевести обучающегося на АОП (вариант 2).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в различных средах.
Программы учебных предметов на уровне начального общего образования представлены в Приложении 1 к настоящей основной образовательной программе, составлены в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования, утвержденными ФГОС НОО, с учетом основных направлений настоящей основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с. Ира», и являются рабочими программами по учебным предметам, курсам (далее - программы).
Программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных и познавательных качеств.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов.
В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов содержат:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Приложениями к рабочей программе являются:
Приложение 1.Календарно-тематическое планирование.
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы.
Приложение 3. Критерии оценивания.
1.3. Система оценки достижения обучающейся с ЛУО планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимся социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающегося в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающегося социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает педагогических работников (учителей, социального педагога), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представлены в следующей форме: нет фиксируемой динамики; минимальная динамика; удовлетворительная динамика; значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимся содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. Усвоенные обучающимся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении социальным опытом.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
- соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» / «неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Результаты овладения АОП выявляются в ходе выполнения обучающимся разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» - «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС О УО (ИН).
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы соответствует структуре данного вида программы, представленной в ФГОС О УО (ИН).
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает специально организованную комплексную помощь обучающегося в освоении содержания образования; коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии в условиях образовательной организации, отслеживание причин возникновения проблем, их проявление; мониторинг и динамика достижений в процессе обучения и воспитания.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, с соответствии с рекомендациями ПМПК проводится следующая индивидуальная коррекционная работа с обучающимся:
-коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (в соответствии с графиком Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ г. Кумертау),
-коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом (в соответствии с графиком Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ г. Кумертау).
Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной, коммуникативной, регуляторной, эмоционально-личностной сферы.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создание условий для развития сохранных функций;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- коррекция отклонений в развитии двигательной, познавательной, коммуникативной, эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления деятельности;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
2.2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося с легкой умственной отсталостью.
Пояснительная записка
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Этот процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.
Трудность проблемы духовно-нравственного развития данного ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется еще и тем, что у обучающегося нарушено нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушены в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. А также характерно наличие нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире.
Поэтому цель данной программы: успешная социализация ребенка с легкой умственной отсталостью на основе комплексного подхода к их физическому, духовному и социальному развитию.
Задачи духовно-нравственного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью формируются в областях: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры.
В области формирования личностной культуры:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
- укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки поступать согласно своей совести;
- формировать основы морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей;
- формировать осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.
В области формирования духовно-нравственной культуры:
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укреплять доверие к людям, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание;
В области формирования семейной культуры:
- формировать у школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
На сегодняшний день представления обучающегося о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Он узнает правила морали от учителя, от родителей, но не всегда может действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Задача учителя - добиться того, чтобы убеждения обучающегося, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.
1. Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ
Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания содержит материал, помогающий воспитанникам достичь уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации и интеграции в современное общество. Процесс духовно-нравственного воспитания, развития, социализации обучающегося с легкой умственной отсталостью носит интегративный и развивающий характер. Это проявляется в сознательном принятии определенных ценностей, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. В основе коррекционно-воспитательной работы по духовно- нравственному развитию в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие ее содержание. Выбор принципов связан с психофизическими особенностями ребенка:
1. Принцип природосообразности - принятие ребенка таким, каков он есть. Не бороться с природой ребенка, а развивать то, что уже есть, формировать то, чего пока нет.
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса - целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т.д.
3. Принцип сотрудничества - работа строится на уважении и доверии.
4. Деятельный подход – в совместной деятельности изменяются, укрепляются отношения со сверстниками, меняется отношение к самому себе - растет самоуважение.
5. Личностно-ориентированный подход - уважение к воспитаннику, бережное отношение к его личности, чувствам, ожиданиям, к мотивам его поведения.
Интеграция данных подходов позволяет спроектировать и реализовать содержательную целостность образовательного пространства с учетом духовно-нравственной составляющей. Все содержание программы направлено на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально-открытого уклада жизни.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда педагог, родители разделяют ключевые понятия духовных и нравственных идеалов
2. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся с ОВЗ
Школа и семья
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья;
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Школа, семья и социальные партнеры:
· Реабилитационный центр г. Кумертау;
· МАОУ ДО ЦДТ г. Кумертау;
· Сельская модельная библиотека-филиал № 6;
· Школьный музей «Русское подворье».
4. Планируемые результаты освоения программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося с умеренной умственной отсталостью.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
1 уровень. Начальные представления о моральных нормах.
2 уровень. Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
3 уровень. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим. Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним, выполнение творческих проектов.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
1 уровень. Начальные представления о Конституции России, государственной символике – Гербе, Флаге Российской Федерации.
2 уровень. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.
3 уровень. Совместная творческая и реабилитационная деятельность в рамках социального партнерства, с общественностью с. Ира. Уважительное отношение к детям и взрослым - представителям разных народов России. Почтительное отношение к ветеранам и военнослужащими т.д.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
1 уровень. Первоначальное представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Участие в тематических презентациях. выставках. Первоначальное представление об исторических и культурологических основах традиционных российских религий.
2 уровень Уважительное отношение к чужому и своему труду.
3 уровень Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы. Умение обслуживать себя.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
1 уровень. Знание основ здорового образа жизни.
2, 3 уровень. Умение составлять здоровьесберегающий режим дня и контролировать его выполнение. Умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
1 уровень Первоначальное представление эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе..
2 уровень Уважительное отношение к традициям этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормам экологической этики.
3 уровень Участие в реализация коллективных природоохранных проектов: «Зеленая Башкирия», акция «Чистое село»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
1 уровень. Первоначальное представление о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
2,3 уровень Умение видеть прекрасное в окружающем мире, выпуск фотоальбома.
В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающегося, будут выработаны ключевые компетенции обучающихся.
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
· расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
· самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
· умение соотнести процесс и результаты труда.
· воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
· овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками;
· умение слушать и понимать позицию другого человека.
В культурно-досуговой сфере:
· укрепление привычки культурного поведения через активное участие в празднично-игровых и экскурсионных программах, пребывание в санаториях.
В гражданско-правовой сфере:
· положительная тенденция нравственного развития;
· становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью.
2.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающегося с умеренной умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у данного ребенка является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.
Реализация программы должна проходить в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и на природе, безопасного для человека и окружающей среды.
2. Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
3. Пробуждение в обучающемся желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения.
4. Формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учётом его возрастных и психофизических особенностей.
5. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесберегающего режима дня.
6. Развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
7. Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
8. Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях.
Основные направления, формы реализации программы:
1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы.
2. Реализация программы в урочной деятельности.
3. Реализация программы во внеурочной деятельности.
4. Работа с родителями.
5. Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами школы.
Планируемые результаты освоения программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
1. Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям.
2. Потребность в занятиях физической культурой и спортом.
3. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
4. Первичная установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.
5. Стремление заботиться о своём здоровье.
6. Готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
7. Овладение простейшими умениями поведения в экстремальных ситуациях
План мероприятий по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на 2020-2021 уч/год
№п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственный |
1 |
Организационная деятельность |
|
|
1.1. |
Создание документов для организации обучения учащихся с легкой умственной отсталостью. |
До 1.09.2020 года |
Зам. директора УВР, социальный педагог, учитель |
1.2 |
Совещание при директоре Состояние психолого-педагогического сопровождения обучающихся с легкой умственной отсталостью. |
октябрь |
Ответственный за ВР |
2 |
Здоровьесберегающая среда |
|
|
2.1 |
Выполнение норм СанПиН в процессе организации образовательного процесса |
постоянно |
Педагоги, работающие с учащимся |
3 |
Рациональная организация образовательного процесса |
|
|
3.1 |
Осуществление контроля учебной нагрузки при организации образовательного процесса |
По модулям |
Зам. директора УВР |
3.2 |
Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму дня |
сентябрь, январь, апрель |
Родители |
4 |
Спортивно-оздоровительная работа |
|
|
4.1. |
Утренняя гимнастика |
постоянно |
Родители |
4.2. |
Обязательные физкультминутки на уроках, пальчиковая гимнастика. |
постоянно |
Педагоги, работающие с учащимся |
4.3 |
Динамические паузы на свежем воздухе. |
|
Родители |
4.4 |
Изготовление кормушек для зимующих птиц |
Осень,зима |
Мыльникова Л.С. родители |
4.5 |
Просмотр видеофильмов о живой и неживой природе, о заповедниках России |
В течение года |
|
4.6 |
Работа с родителями. Темы родительских собраний: «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Основы личной безопасности и профилактика травматизма», «Закаливание организма, профилактика простудных заболеваний», «Компьютер и здоровье школьника» |
|
|
4.7
|
Беседы с учащимися: - «Гигиена мальчиков» - «Основные принципы режима для младшего школьника.» - «Гигиенические требования к детской одежде и обуви.» - «Гигиена питания.» |
сентябрь ноябрь март апрель |
Мыльникова Л.С.
|
4.8 |
Консультации родителей по вопросам здорового образа жизни. |
в течение уч. года |
Мыльникова Л.С. |
4.9 |
Консультации родителей по вопросам формирования безопасного образа жизни |
в течение уч. года |
Мыльникова Л.С.
|
2.4. План внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность объединяет виды деятельности школьника (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающегося с легкой умственной отсталостью, организации его свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающегося данной категории интеллектуальных нарушений в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации обучающегося с легкой умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов в свободное время.
Основные задачи:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающегося с легкой умственной отсталостью путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых).
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха обучающегося и их оздоровления в санаториях, реабилитационном центре г. Кумертау .
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие как педагогические работники общеобразовательной организации, так же и медицинский работник ФАП с. Ира, реабилитационный центр г. Кумертау.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимся с легкой умственной отсталостью:
воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимся указанной категории социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с другими детьми между собой в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающегося. У обучающегося могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с легкой умственной отсталостью.
3. Организационный раздел
Организация образования ученика 4 класса идет в соответствии с медицинским заключением №101 ВКК от 9 июля 2020 года.
Организация образовательного процесса
Форма получения образования |
Организация обучения на дому |
Образовательная программа |
Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по Варианту 1 Пр.1599 ФГОС О УО (ИН) |
Формы и методы психолого- педагогической помощи |
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; - доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; - систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций; - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; - специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. |
Специальные условия для получения образования (нуждается/не нуждается)
Специальные технические средства обучения индивидуального пользования |
не нуждается
|
Представление услуг ассистента (помощника) |
не нуждается
|
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы |
не нуждается
|
Организация психолого-медико-педагогической помощи |
|
Специалисты |
Направление |
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) |
Развитие познавательных процессов, формирование универсальных учебных навыков, оказание помощи в освоении АОП |
Учитель- логопед |
Развитие и коррекция всех компонентов речи |
Врач |
Наблюдение у врача-психиатра |
3.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучения на дому на 2020-2021 учебный год обучающегося 4
класса
Предметные области |
Учебные предметы |
Кол-во часов |
Язык и речевая практика |
Русский язык |
2 |
Чтение |
2 |
|
Математика |
Математика |
2 |
Естествознание |
Мир природы и человека |
1 |
Искусство |
Изобразительное искусство |
0,5 |
Технологии |
Ручной труд |
0,5 |
|
Итого: |
8 |
3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с ЛУО
Кадровые условия
Уровень квалификации работников МБОУ «СОШ с. Ира», реализующей образовательную программу образования для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а также квалификационной категории.
МБОУ «СОШ с. Ира» обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все педагоги, реализующие образовательную программу образования для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), прошли курсы повышения квалификации для работы с учащимися с ОВЗ.
Характеристика педагогического коллектива свидетельствует о кадровой обеспеченности учебного процесса для обучения.
Материально-технические условия.
Важным условием реализации адаптированной образовательной программы образования для обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является возможность для беспрепятственного доступа обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ко всем объектам инфраструктуры МБОУ «СОШ с. Ира».
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Общеобразовательные программы реализуются МБОУ «СОШ с. Ира» как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. В специальных технических средствах обучения для получения образования (по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования) не нуждается.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.