Подойницина Инесса Владимировна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 имени В. С. Богатырева
рабочий поселок Охотск
Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Проблема нарушения внимания умственно отсталых младших школьников изучалось сравнительно мало. Внимание рассматривалось как особый психический процесс, как организация всякой психической деятельности, как сосредоточенность на ее выполнение. Психологи отмечают, что существенные отклонения в развитии внимания умственно отсталых школьников. По данным О.Е. Фрейерова многие умственно отсталые школьники не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключения на другие объекты.
ЛВ. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают нарушение внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости.
В исследованиях Т. А. Власовой и М.С. Певзнер на основании клинических патофизиологических данных было доказано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у всех школьников является патологическая инертность нервных процессов, нарушения их подвижности.
Автор отмечает, что некоторым учащимся присуще нарушения баланса между основными нервными процессами возбуждением и торможением, или напротив, торможение над возбуждением.
Специалисты подчеркивает, что у умственно отсталых школьников часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания.
В исследованиях А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской особое значение придается селективному вниманию. Это внимание предполагает отбор и удержание нужной информации при селективном снимании необходимо отвлекаться от относящейся к нужному делу, но воздействующей на анализаторы информации.
Е.Д. Хомская раскрывает вопрос о механизмах внимания. При этом автор выделяет невнимание в следствии привыкания (угасание ориентировочных рефлексов) и особое афферентное угашение. Также автор рассматривает вопрос о причинах колебания внимания и делает выводы о том, что они недостаточно изучены, особенно применительно к произвольной умственной деятельности человека.
П.Я. Гальперин считает, что одно из причин слабости внимания является неполноценность нервных процессов. Вместе с тем, он рассматривает внимание как формирующийся навык.
Л.С. Выготский рассматривал слабость произвольного внимания у умственно отсталых младших школьников как одну из причин, препятствующих формирование понятий. В тоже время недостаточную произвольность внимания Л.С. Выготский связывал с недоразвитием речи, знака, а также самообладания, как стадии овладения собственным поведением.
Исследования специалистов показывают, что умственно отсталым младшим школьникам свойственно снижение работоспособности, неустойчивость внимания, которые имеют разнообразные формы индивидуальных проявлений. У одних школьников отмечается максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность при выполнении задании. У других периодически отмечаются колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
Вследствие недоразвития всей познавательной деятельности внимание умственно отсталых школьников нарушено. У них выражены следующие недостатки внимания: малая устойчивость, трудности привлечения и распределения внимания, замедленность переключения.
Установлено, что у младших школьников с нарушением интеллекта является непроизвольное внимание. Вместе с тем, у школьников с нарушением интеллекта нарушено как произвольное так и непроизвольное внимание.
Специалисты отмечают, что распределение внимания малодоступно учащимся с интеллектуальной недостаточностью. Когда им предлагают осуществлять какую – то деятельность одновременно с выполнением другого задания, им бывает трудно справиться с поставленной задачей перед ним. При усложнении задания отмечается снижение уровня устойчивости внимания. Школьники выполняют только одну, более легкую задачу.
Еще одним важным качеством внимания является – его переключение. Оно предполагает немереный перенос внимания с одного вида деятельности на другой, или с одного объекта на другой вид какой либо деятельности. Выявлено, что переключение внимания зависит не только от особенностей познавательной деятельности и личности учеников с интеллектуальной недостаточностью, но и от характера предъявляемых объектов.
Младшие школьники с умственной отсталостью испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой, в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения.
Умственно отсталых школьников, с преобладанием процессов возбуждения, констатировано существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания, по сравнению с учащимися имеющими неосложненную форму олигофрении. У учеников этой группы отмечаются относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Не умея распределять свое внимание, учащиеся 1 класса часто переключаются с одного задания на другое.
Общая характеристика внимания возбудимых олигофренов при создании им оптимальных условий такая же, как у умственно отсталых школьников с неосложненной структурой дефект.
Вместе с тем, при предъявлении им объектов, связанных между собой по смыслу, объем их внимания более узок. У них также отмечается низкая динамика развития внимания.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что умственно отсталые ученики с преобладанием процессов торможения имеют самый низкий показатель устойчивости внимания. Большинство учащихся неспособно к распределению внимания. У них самый узкий объем внимания.
Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Умственно отсталые дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течении длительного времени концентрировать свое внимание на каком – либо объекте. Школьники с умственной отсталостью быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течении длительного времени концентрировать свое внимании на каком – либо объекте. Такие учащиеся никогда не достигнут высокой степени концентрации, как их нормально развивающие сверстники.
Через некоторое время после включения в работу их внимание ослабевает или исчезает полностью.
Иногда поведение некоторых умственно отсталых при выполнении какого-либо задания производит впечатление, то их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вкруг, но производительность их деятельности остается крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечественными дефектологами.
Результаты исследования И.Л. Баскаковой показали, что у умственно отсталых школьников наиболее нарушенным является произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие школьники при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать, они бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечаются частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточится на каком – то одном виде деятельности.
Внимание умственно отсталых младших школьников
страдает так же от трудности привлечения. Причем, как отмечает П.Р. Лурия, даже
будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталых плохо фокусирует,
слабо сосредотачивается, как бы скользит по
поверхности.
Для умственно отсталых учащихся характерно более низкий уровень объема внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньше количество предметов привлекает внимание детей с умственной отсталостью. Несмотря на характерность нарушения внимание детей с умственной отсталостью. Несмотря на характерность нарушений внимание для умственно отсталых детей, при разных формах заболеваний оно имеет свои особенности. Для детей олигофренов с преобладанием процессов возбуждения характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Учащиеся слабо концентрируются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыслей. У школьников олигофренов, с преобладанием процессов торможения, отмечаются трудность привлечения внимания в сочетании с длительностью концентрации.
По мнению Ф.А. Гоноболина противоположностью внимания считается необходимость и ошибочность действий, когда возможность и доступно их правильное выполнение.
Автор указывает, что ошибки в связи с отсутствием внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непониманий, незнания, неумения. При не понимании, незнании, неумении внимание носит стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только какие-то отрезки времени, т.е. в моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.
Уровень развития внимания у умственно отсталых школьников весьма низок. Учащиеся смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают много из того, о чем им сообщает учитель. По этой причине они выполняют ошибочно какуюз-то часть предположенной им однотипной работы.
Для того, чтобы легче исполнять эту невнимательность, следует различать по крайней мере два ее источника. Первый и наиболее типичный источник – колебания активности, являющейся появлений летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга, т.е. быстрой истощаемостью психических процессов. Истощаемость может наступать и на первом уровне после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого умственно отсталого школьника. С ослабленной нервной системой колебания внимания мешают им усвоить программу. Второй источник невнимательности умственно отсталых учащихся – их неудачное воспитание. У них навык тесно связан с критичностью и самообладанием. Без навыка самоконтроля умственно отсталым школьникам трудно определиться в окружающем социуме.
Таким образом, у умственно отсталых школьников наблюдается ухудшение концентрации и переключаемости внимания, снижение его устойчивости, уменьшение объема внимания. Внимание у младших школьников с нарушением интеллекта преимущественно непроизвольно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.